Актуальность. В Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстанский путь - 2050; Единая цель, единые интересы, единое будущее" [1,3] одним из приоритетных направлений государственной политики является охрана здоровья нации и развитие передовых медицинских технологий. Важным направлением при этом является совершенствование системы медицинского обслуживания населения.
При этом исключительно важно, чтобы при проведении механизмов совершенствования отрасли была учтена специфика различных социальных и профессиональных групп населении. Одной из таких целевых групп являются государственные служащие [2,4].
В настоящее время система оказания медицинской помощи государственным служащим требует детального научного исследования и обоснования перспектив совершенствования и развития. Обладая высоким потенциалом и уровнем материального обеспечения, эта система вынуждена искать адекватные пути их решения, основным вектором которых является повышение эффективности медицинской помощи, интенсификация и модернизация используемых технологий, повышение ответственности за конечный результат - состояние здоровья обслуживаемого контингента[2,5].
В связи с этим система оказания медицинской помощи государственным служащим может рассматриваться как уникальный полигон для отработки важнейших идей и механизмов реформы и модернизации здравоохранения. Не будучи изначально разбалансированной, система позволит более надежно оценить преимущества и недостатки тех или иных технологий реформирования [3,5,6].
Представляется чрезвычайно важным в связи с этим разработать модель совершенствования системы оказания медицинской помощи государственным служащим в современных условиях. Представляется особенно актуальным рассмотрение и обоснование эффективности механизма практических действий по переходу к этим новым медико-организационным принципам и их реализации в практике[2,3,7].
Цель - разработать организационно - функциональную технологию совершенствования основной деятельности современной клинической больницы.
Базой исследования явилась Центральная клиническая больница Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан - которая является самой крупной многопрофильной клиникой в системе, где имелись все условия, ресурсы и возможности для научной разработки поставленной задачи.
Результаты и их обсуждение. На этапе подготовки к модернизации и формирования программы ее инвестиционно-инновационного обеспечения, было проведено социологическое исследование, путем опроса 56 ведущих организаторов здравоохранения, руководителей подразделений больницы, а также 112 врачей и 148 пациентов больницы.
Анализ результатов анкетирования позволил оценить фактическое состояние уровня медицинской помощи в больнице; вскрыть имеющиеся проблемы и определить наиболее актуальные приоритеты модернизации; обобщить мнение участников о ее необходимости.
Исследование-опрос показал, что понимание необходимости перемен в больнице выразили почти 95% опрошенных, причем около половины из них - придали им крайнюю степень важности. При этом оказалось, что в преобразовании деятельности больницы в большей степени заинтересованы медработники, чем пациенты. В таблице 1 представлена оценка направлений инновационной деятельности в больнице.
Таблица 1
Оценка направлений инновационной деятельности в больнице (в баллах)
Направления модернизации |
Медработники |
Пациенты |
Совершенствование клинических технологий |
2,75 |
3,05 |
Сохранение или наращивание использующихся клинических технологий |
2,95 |
3,63 |
Тиражирование чужих разработок |
2,7 |
2,37 |
Оценивая эффективность инновационной деятельности в больнице, респонденты отметили ее недостаточную организацию, определяемую тем, что полностью в больнице реализуется только 7% новшеств, остальные - лишь частично (64%), или в минимальной степени (21,3%).
Вместе с тем, результаты опроса показали, что 40,8% опрошенных считают, что осуществляемая инновационная деятельность больницы имела позитивные результаты, связанные с повышением качества медицинской помощи (64,5% ответов), улучшением материально-технической базы больницы (19,4%) и ростом заработной платы (22,6%).
По мнению большинства экспертов, среди инноваций, реализуемых в больнице, приоритет отдан внедрению нового медицинского оборудования (70,9% ответов) и, соответственно, техническим и медицинским технологиям (54,2%), а также организационным преобразованиям (15,1%). Меньшая часть респондентов указала на внедрение новых экономических форм управления больницей (5,6%).
В предложенной анкете по степени влияния на деятельность больницы необходимые для внедрения новшества были разделены на 2 группы - требующие существенных изменений и не требующие. Большинство новшеств, по мнению преимущественного большинства экспертов, требовало достаточно глубоких преобразований, в то время как остальная, существенно меньшая часть экспертов, была склонна считать, что не обязательно затрагивать базовые основы деятельности больницы и необходимо вносить изменения в организационную структуру и медико-технологические процессы в больнице (таблица 2).
Таблица 2
Мнение респондентов о преобразованиях, необходимых в больнице
Требуемые изменения |
% ответов |
Не обязательны базовые организационные изменения |
10,5 |
Целесообразны существенные изменения |
89,5 |
В том числе: |
|
- материально-технической базы |
71,9 |
- медико-технологической базы |
80,3 |
- кадрового потенциала |
59,4 |
- методов работы персонала |
27,5 |
В качестве основных критериев эффективности инновационной деятельности больницы респондентами предложено: повысить качество, расширить перечень оказываемых медицинских услуг и интенсифицировать медицинскую помощь за счет переоснащения больницы современным медицинским оборудованием; внедрить новые методы диагностики (76,9%); улучшить отношение медицинского персонала к работе (11,5%), а также достичь лучшей конкурентоспособности больницы на рынке медицинских услуг (13,4%).
При выборе направлений модернизации больницы подавляющее число респондентов отдали предпочтение достижению больницей международных стандартов деятельности. При этом, по мнению 57,7% опрошенных, основной подход к выбору направлений модернизации больницы должен быть ориентирован на внедрение новшеств лучшей клинической практики, использующихся в западных странах (опережающий подход). Каждый третий респондент (34,6. %) отдал приоритет подходу, предусматривающему адаптацию больницы к лучшей отечественной клинической практике (поддерживающий подход). И только 7,7% опрошенных считают, что целесообразнее всего осуществлять модернизацию больницы на основе технического перевооружения больницы (догоняющий подход).
Как показали результаты проведенного социологического исследования, перспективы развития инновационной деятельности больницы, опрошенные респонденты видят в:
- соответствии основных направлений модернизации больницы приоритетам развития здравоохранения страны;
- соответствии модернизации назначению и миссии больницы;
- финансовых возможностях и эффективности больничного менеджмента.
Результаты проведенных социологических исследований стали доказательной базой и явились основной для разработки оригинальной модели модернизации больницы, основной целью которой является достижение большей интеллектуализации медицинской деятельности, высокой технологичности и безопасности медицинских услуг.
При этом основными структурно-функциональными элементами этой модели являются:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности медицинского персонала.
2. Модернизация материально-технической и медико-технологической базы.
3. Внедрение современных клинических технологий профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
4. Обеспечение высокого качества и безопасности медицинских услуг, оказываемых прикрепленному контингенту и населению.
Таблица 3
Функциональные элементы развития инновационной инфраструктуры больницы
Сегмент |
Деятельность |
Системообразующие элементы |
Мероприятия |
Кадровый |
Система подготовки квалифицированных кадров |
Обучение в ближнем и дальнем зарубежье. |
Обеспечение непрерывного обучения специалистов, создание комплексов, обеспечивающих связь науки и практике, привлечение молодых специалистов к инновациям
|
Организационный |
Система управления, система экспертизы программ м проектов |
Ведущие профильные организации, главные специалисты, эксперты |
Организация и совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности
|
Информационный |
Система информационного обеспечения |
Библиотека, информационно-аналитический центр, консалтинговые центры |
Создание банка данных, сотрудничество с информационными фондами, библиотеками
|
Финансовый |
Система финансово-экономического обеспечения |
Уполномоченный орган, МЗ РК, территориальные и региональные медицинские организации |
Развитие и подготовка программ развития, привлечение инвестиций, софинансирование совместных проектов |
Технологический (производственный) |
Система создания новых технологий |
Организации здравоохранения, научные центры, отдельные новаторы |
Инициация и апробирование идей |
Внедренческий |
Система продвижения и распространения инноваций |
Научные центры, ВУЗы, инновационно-заинтересованные бизнес-структуры |
Сопровождение и распространение инноваций, создание благоприятной инновационной среды, поиск рынков наукоемкой продукции, бенчмаркинг и изучение лучшей практики медицинской деятельности |
Таким образом, реализации основных направлений данной модели и развитие больницы по инновационному пути позволило за короткое время приблизить качественный уровень медицинской помощи к общемировым стандартам, переориентировать больницу на достижение общественно значимых результатов деятельности, внедрить рыночные механизмы в степени, необходимой для эффективной работы и обеспечения высокой конкурентоспособности больницы. Основным результатом данной модернизации явилось повышение качества медицинских услуг, а также достижение высокой конкурентоспособности больницы на рынке соответствующих услуг.
Рецензенты:
Сарсебаков Е.К., д.м.н., профессор, главный научный консультант Национального научного центра онкологии и трансплантологии, г.Астана;
Шаназаров Н.А., д.м.н., главный онколог БМЦ УДП РК, г.Астана.
Библиографическая ссылка
Дудник В.Ю. ОРГАНИЗАЦИОННО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23587 (дата обращения: 10.11.2024).