Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Александрова Л.М. 1 Жданова Л.У. 1
1 ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
В статье раскрывается содержание организации работы преподавателя по формированию у студентов конфликтологической компетенции. А конкретнее раскрывается, что конфликты играют двойную роль, как негативную, так и позитивную, т.е. являются катализатором роста личности. Если рассмотреть студенческую среду, то в ней особенно часто появляются конфликтные ситуации, а преподаватель при этом должен не только суметь подавить конфликт, но и выудить из него позитивную сторону. Конфликтологические компетенции характеризуются значимостью гуманитарных и социально-экономических дисциплин в формировании профессиональной культуры (формируют у студентов общую и профессиональную культуру, научное мировоззрение, что в свою очередь помогает им решать личные проблемы, разрешать конфликты). Требования федерального компонента госстандартов к конфликтологической компетентности педагога: дипломированный педагог должен понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов, который отражает социологический аспект проблемы на микроуровне ее рассмотрения, а с психологической точки зрения госстандарт ставит задачу вооружения будущих педагогов знаниями основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии малых групп. При этом подчеркивается, что гуманитарные и социально-экономические дисциплины недостаточно используют возможности содержания этих дисциплин для формирования у студентов конфликтологической компетентности, и такое положение можно улучшить, если в действующие программы включить вопросы, способствующие формированию конфликтологических компетенций у студентов. Также в статье рассматриваются требования к конфликтологической компетентности педагога, значимость педагогической практики, роль куратора в формировании у студентов конфликтологической компетентности.
междисциплинарная интеграция
внутрипредметная интеграция
интеграция воспитательной среды
гуманитарная компетенция
междисциплинарное сознание
конфликт
конфликтологическая культура
конфликтологическая компетенция
психология
педагогика
1. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе профессиональной подготовки учителя: Монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 244 с.
2. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.
3. Дорохова А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетенции подростков: Автореф. Дис. …канд. пед. наук. – Красноярск, 1999. — 23 с.
4. Куклева Н.В. Формирование конфликтологической компетентности студентов университета, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель»: Дис… канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 190 с.
5. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
«Пролистав» страницы истории развития человечества, можно сделать вывод, что конфликты были всегда. Надо согласиться, что конфликты - это реальность, неотъемлемая часть жизни как каждого человека, так и социума. Конфликты играют двойную роль. С одной стороны, они негативно влияют на нашу коммуникацию, вследствие чего могут появиться переживания, агрессивные действия, стрессы. А с другой стороны, конфликты являются стимулом для роста личности, развития отношений между людьми, так как они являются сигналом к пересмотру отношения к себе, к окружающим людям, к деятельности. Если, в частности, рассмотреть студенческую среду, то она характеризуется большим количеством конфликтных ситуаций, которые надо рассматривать не только с негативной стороны, но и как позитив для самореализации и самопознания. Поэтому одной из задач педагогического общества является формирование у студентов конфликтологических компетенций, что характеризуется способностью педагога осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и переход социально негативных конфликтов в социально положительное русло.

Одним из перспективных путей по формированию у студентов конфликтологических компетенций является междисциплинарная и внутрипредметная интеграция, интеграция воспитательной среды, которая предполагается современной педагогической наукой. Среди таких дисциплин это дисциплины гуманитарные, социально-экономические.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины способствуют формированию общей и профессиональной культуры, научному мировоззрению у студентов, вооружают их знаниями, которые помогают понять смысловую сторону жизни, найти свое место в обществе, преодолеть личностные проблемы, выходить из конфликтных ситуаций, умело контактировать с другими людьми, одним словом - понять и приумножать человеческие ценности. Это требует закладывания нового фундамента обучения будущих педагогов - междисциплинарного сознания, при котором история науки и культуры должна освещаться в едином познавательном контексте, смоделированном на широкой основе. При этом от педагога требуется передать студентам не только «багаж» знаний, но и стиль и манеру мышления. Хотя социально-экономические и гуманитарные дисциплины обладают значительными возможностями для формирования у студентов конфликтологических компетенций, нужно отметить, что в стандартах (федеральный компонент) на данные возможности обращается недостаточное внимание [2].

Главным и основным направлением для усиления педагогического потенциала социокультурной среды является работа по социальному и морально-психологическому развитию личности: развитие системы ценностных ориентаций, мотивов действия, способности к самоанализу и самосовершенствованию. Результат такой работы в конечном счете является реальным основанием для успешной реализации специальных мер по формированию конфликтологической культуры студентов и преподавателей.

Важную роль в формировании у студентов конфликтологических компетенций играет базовый курс «Социальная психология».

В содержание этого курса, помимо вопросов о предмете, истории и методах социальной психологии личности, входят также вопросы, посвященные изучению психологии межличностного взаимодействия; психологии малых групп; психологии межгрупповых отношений; психологии больших социальных групп, массовых психических явлений и т.д.

По мнению А.В. Дороховой, особенно велика роль психологии, педагогики и социологии, которые позволяют вооружить студентов специальными знаниями, сформировать специальные умения и навыки. А именно студент в области педагогики, психологии студент должен знать:

1) основные категории и понятия психологической науки;

2) основные потребности человека, эмоции и чувства;

3) основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

4) особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;

5) причины возникновения конфликтов, их сущность, типологию.

Должен уметь:

1) дать психолого-педагогическую характеристику группы;

2) диагностировать причины возникновения конфликтов;

3) применять на практике свои знания по конструктивному разрешению конфликтов [3].

При этом необходимо уделять внимание использованию возможностей внеучебной деятельности, формам и методам повышения профессиональной направленности будущих педагогов, созданию условий для их самоактуализации, самореализации, самосовершенствования. Как отмечается в исследовании Е.В. Головневой: «Такое самосовершенствование является важной предпосылкой оптимизации процесса развития личности студента в процессе его профессионально-педагогической подготовки, которая в свою очередь трудно реализуема вне сферы наставнических действий со стороны ведущих педагогов-теоретиков и новаторов-практиков» [1, с. 64].

В требованиях федерального компонента госстандартов сказано, что дипломированный педагог должен «понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов». В данном требовании отражен социологический аспект проблемы на микроуровне ее рассмотрения.

В психологическом аспекте требования госстандарта ставит задачу вооружения будущих педагогов знаниями основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии и малых групп.

Анализ программно-методического обеспечения гуманитарных социально-экономических дисциплин показал недостаточность использования возможностей содержания этих дисциплин для формирования у студентов конфликтологической компетентности, развития личностных качеств, обеспечивающих готовность будущих педагогов к соответствующей деятельности. Этот недостаток объясняется отсутствием целенаправленного внимания к данной области социальных и психолого-педагогических знаний; ограниченностью, узостью базы конфликтологических знаний, умений, опыта как преподавателей, так и студентов.

Существующее положение можно улучить, если в действующие программы включить вопросы, способствующие формированию конфликтологических компетенций у студентов. Например, в программу по социологии при изучении вопросов о социальных группах можно добавить понятие конфликта, его необходимые и достаточные условия; стили поведения в конфликте; групповые конфликты; вопросы управления конфликтами; этапы, формы вмешательства; переговорный процесс; межличностные конфликты: многообразие сфер существования, т.е. акцентировать внимание студентов на технологии конструктивного разрешения конфликтов.

Для формирования у студентов опыта работы с конфликтами в содержании дисциплин «Социальная психология», «Педагогика и психология» можно включить вопросы о динамической модели конфликта, о механизмах его развития; о внутриличностном конфликте, акцентировать внимание на его специфике и формах проявлениях; о групповых конфликтах; о стилях поведения в конфликте; об управлении конфликтами.

Важны следующие требования к конфликтологической компетентности педагога:

1) жизненная позиция: положительное отношение к себе и к окружающим людям; гармония личных и общественных интересов; готовность подчинить личные интересы интересам коллектива;

2) моральный облик: строгое соблюдение моральных норм, верность принципам; справедливость, честность, доброта;

3) психологический облик: устойчив, уравновешен, доброжелателен, оптимистичен, демонстрирует хорошее настроение;

4) конструктивные умения: стремится постоянно предупреждать конфликты, понимает, предугадывает их итоги; разрешает конфликты конструктивно;

5) характер поведения: конструктивное социально и профессионально активное; нацеленность на достижения личного и общего успеха; всегда защищает интересы учащихся [4].

Важную роль в формировании у студентов конфликтологических компетенций, готовности к конструктивному разрешению конфликтов играет педагогическая практика. Можно привести следующие примеры заданий для самостоятельной работы студентов при работе с такими важнейшими понятиями, как: «конфликт», «анализ конфликта», «технология переговорного процесса» и другие:

1) сделайте подборку статей и периодической печати, Интернета;

2) придумайте конфликтную ситуацию и разыграйте с товарищем сценку, как правильно выйти из конфликта;

3) придумайте конфликтную ситуацию, разрешение которой оказывает конструктивное воздействие на участников конфликта;

4) разыграйте сценку, как неправильно разрешают конфликт ваши товарищи-студенты;

5) найдите диагностические методики по определению конфликтогенности, апробируйте ее, разработайте рекомендации; разработайте рекомендации для себя и товарищей и т.д.

На лекциях и на практических занятиях можно использовать следующие приемы:

1) постановка проблемных вопросов, задач с примерами конфликтов;

2) моделирование конфликтных ситуаций, их обсуждение;

3) ролевые игры, разработка и защита проектов.

Необходимо отметить, что в формировании конфликтологической компетентности, опыта во внеучебной деятельности у студентов особенно важна роль куратора. Особое внимание кураторам следует обратить на формирование хорошего психологического климата в коллективе, систематическое изучение коллектива.

Типичными ошибками и недостатками в работе куратора являются:

1) попытка разрешить конфликт без выяснения его основных причин, т.е. без проведения диагностики;

2) «замораживание» конфликта;

3) неверное определение предмета конфликта и оппонентов;

4) запаздывание в принятии мер;

5) некомплексность, односторонность мер: силовых и дипломатических;

6) неудачный выбор посредника;

7) попытки посредника разыграть собственную «карту»;

8) пассивность оппонентов;

9) слабость профилактической работы с эмоциями и напряжением;

10) слабость работы со стереотипами;

11) ошибки в договоре;

12) генерализация конфликта (не принимались меры по его ограничению, локализации) [5].

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: целенаправленная работа педагогов по формированию у студентов готовности к разрешению конфликтов, конфликтологической компетентности, умений вести деловые переговоры требует дальнейшей актуализации.

Имеются еще определенные недостатки в подготовленности и педагогов, и студентов в области конфликтологической компетентности. Участникам педагогических отношений необходимо максимально полно использовать возможности содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин для преодоления конфликтных ситуаций. При этом следует отметить, что в педагогической среде не следует стремиться к полному предупреждению конфликтов, так как это мешает формированию у участников педагогического процесса опыта конструктивного разрешения конфликтов.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Канбекова Р.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Александрова Л.М., Жданова Л.У. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22593 (дата обращения: 17.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252