Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Бельская Е.Я. 1 Старцева Е.В. 1
1 ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Модернизация высшего профессионального образования повлекла за собой необходимость определенных изменений в оценке качества подготовки выпускаемых вузами специалистов, бакалавров. Рассмотрен Институт кураторов как одна из форм воспитательной работы в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Представлено описание модели работы кураторов в Энергетическом институте по созданию условий для всестороннего позитивного развития личности студента. Изложены основные направления деятельности куратора академической группы в учреждении высшего образования. Характеризуется деятельность куратора студенческой группы с позиции современных трактовок понятия «воспитание» и условий его организации в вузе. Особое внимание уделено проекту студенческого кураторства. Сделаны выводы о важной роли, о своевременности и актуальности его внедрения в процесс деятельности кураторов академических групп Энергетического института.
куратор академической группы
институт кураторов
воспитательная работа
воспитание
1. Вараксин В.Н. Формирование профессиональных компетенций педагогов-психологов на этапе вузовского образования // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 10.— С. 35–38.
2. Бельская Е.Я. Педагогические способности куратора и его роль в вузе // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 10 февраля 2015 г. / Инновационный центр развития образования и науки. — 2015. — Вып. 2. — С. 103–105.
3. Бельская Е.Я. Роль куратора академической группы Энергетического института в повышении адаптации первокурсников к обучению в вузе // Лингвистические и культурологические традиции и инновации: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Томск, 12–15 ноября 2014 г. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. Ю.В. Кобенко [и др.]. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. — С. 20–26.
4. Бельская Е.Я., Цветкова О.С. Студенческое кураторство в Энергетическом институте и его роль в адаптации студентов-первокурсников // Лингвистические и культурологические традиции и инновации: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Томск, 12–15 ноября 2014 г. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. Ю. В. Кобенко [и др.]. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. — С. 26–30.
5. Бельская Е.Я. Электронное методическое сопровождение работы куратора в Томском политехническом университете // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-19528 (дата обращения: 07.06.2015).
Студенческие годы совпадают с периодом самого интенсивного развития личности в физическом, интеллектуальном, социальном и нравственном смысле. Непросто для начинающих студентов проходит адаптация к вузовской системе обучения и к вузовской системе отношений. В эффективной адаптации к вузу заинтересованы не только преподаватели и сотрудники вуза, но и сами студенты первого курса, для которых удачное начало положительно влияет на процесс дальнейшего обучения [1].

Цель работы

Представить разработанную и внедренную модель кураторства, 
включающую деятельность кураторов из числа преподавателей профилирующих кафедр,
студентов старших курсов и психологов Центра социальной работы в Томском политехническом университете, на примере Энергетического института.

В Томском политехническом университете (ТПУ) под воспитательной работой понимается создание системы академической и социальной поддержки для всестороннего позитивного развития личности студента в личностно-ориентированной образовательной среде университета. Система охватывает не только комплекс программ, мероприятий и академическое консультирование вновь поступивших студентов по вопросам выбора траектории обучения и другим аспектам академической деятельности, но и реализацию мер социальной помощи и поддержки студентов при помощи института кураторства.

В университете обязательным является назначение кураторов в академических группах первого и второго курсов очной формы обучения из числа профессорско-преподавательского состава. Куратор академической группы в своей работе руководствуется Законом об образовании, Уставом ТПУ, локальными нормативными документами администрации университета и Положением о кураторской деятельности ТПУ (Положение). В Положении прописана цель кураторской деятельности: обеспечение условий для успешной академической и социальной деятельности студентов, их личностного роста и профессионального развития.

Для более эффективной социально-профессиональной адаптации студентов-первокурсников, их личностного роста и профессионального развития в Энергетическом институте (ЭНИН) Национального исследовательского Томского политехнического университета были созданы специальные условия деятельности кураторов академических групп [3]. В сущности, куратор становится связующим звеном между студентом и внутренним, а также внешним социумом вуза. В лице куратора студенты получают реальную помощь в адаптации к вузу. Активный, творчески настроенный куратор может влиять на процессы взаимодействия студента и социума, способствуя его лучшей интеграции в профессиональное сообщество [2].

Значительный вклад в работу куратора вносят психологи Центра социальной работы ТПУ (ЦСР), прикрепленные к подразделениям, проводя в рамках «Часа куратора» различные тренинги: «Знакомство», «Создание коллектива, правил и норм», «Познай себя», «Профилактика компьютерной зависимости», «Успешный студент. Какой он?», «Социометрия. Я в группе», «Взаимоотношение полов», «Стресс-менеджмент». Для решения индивидуальных и коллективных проблем психологи ЦСР работают и в общежитиях ЭНИН.

Студенты учатся снятию барьеров в общении, выстраивая социальную структуру группы; осознают свои личностные качества, что помогает выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими; овладевают навыком управления временем, конфликтом и стрессовой ситуацией.

Деятельность куратора многогранна, немаловажным аспектом является формирование всесторонне здорового студента. Совместно с МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» проводятся профилактические беседы о здоровье, о негативных последствиях вредных привычек: употребления алкоголя, курения и наркомании.

Культурно-просветительскую работу кураторы ЭНИН проводят совместно с наиболее значимыми элементами инфраструктуры ТПУ. Музей ТПУ, Минералогический музей ТПУ, Мемориальный кабинет М.А. Усова и В.А. Обручева, Музей физики и «Склад ума» - традиционные объекты экскурсий студентов, развивающие в студентах принятие ценностей и норм корпоративной культуры ТПУ.

Активный помощник куратора - Научно-техническая библиотека ТПУ (НТБ), на базе которой проводятся тематические выставки, встречи со студентами, специализированные «Часы куратора». Ежегодной традицией стало проведение в НТБ мероприятий «Декады энергетика». Участие в формировании профессиональных и универсальных компетенций студентов в рамках кураторской работы принимают и внешние контрагенты. Так, например, опытный краевед, сотрудник ЦСР ТПУ проводит лекции и тематические экскурсии для студентов по городу и в мастерскую известного скульптора. Соприкасаясь с традициями и элементами культуры ТПУ и города Томска, студенты получают массу положительных эмоций, что тоже очень важно для становления молодого человека и формирования чувства преемственности.

Проводятся ежегодные встречи с сотрудниками этих предприятий, выездные экскурсии, спортивные мероприятия и иное, что благотворно сказывается на повышении мотивации к обучению у студентов.

Центром социальной работы ТПУ проводится множество мероприятий, которые помогают кураторам нашего подразделения в работе, среди них  «Праздник первокурсника», «Посвящение в студенты», «Град наград» и т.д. Однако не только студент становится субъектом воспитательной и социальной работы. Именно от куратора зависят результат и качество адаптации студента к дальнейшей жизни.

Для улучшения работы кураторов на базе университета организуются различные семинары и тренинги. В течение всего учебного года в ЭНИН проводятся Советы кураторов, встречи с сотрудниками различных подразделений, вовлеченных в социально-воспитательную работу со студентами, позволяющие максимально эффективно выстраивать работу кураторов. Созданы Интернет-блог «Кураторский час» и электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов», а также работает «Клуб кураторов», где опытный психолог помогает разрешить проблемные ситуации и снять накопившееся напряжение [5].

Существенным дополнением к плану работы куратора стал проект, организованный и реализуемый Томским политехническим университетом, - «Академическая и социальная адаптация студента-первокурсника» (Адаптационная программа). Адаптационная программа, являющаяся важным звеном для сокращения процесса привыкания, увеличения степени стрессоустойчивости и в конечном итоге сохранения контингента студентов, включает в себя психологические тренинги и цикл семинаров, помогающих студентам подготовиться к новой студенческой жизни:

  • Тренинг «Узнай себя» позволяет первокурснику лучше узнать особенности личности, такие как темперамент, доминирующее полушарие мозга, жизненные цели и установки, привычки. Полученная информация позволяет студенту лучше подготовить себя к особенностям учебы в вузе и будет способствовать работе над собой;
  • Тренинг «Спланируй свое время» помогает студенту грамотно спланировать и четко организовать свою жизнь, а от этого зависят успешность и настроение студента.
  • На семинаре «Виртуальный политех» студенты знакомятся со структурой информационно-образовательной среды нашего вуза, узнавая об основных ресурсах и сервисах, доступных для студентов Томского Политехнического университета. Пользуясь ими, студенты оперативно могут получать информацию из библиотечного фонда научно-технической библиотеки;
  • «Основы работы в информационно-библиотечной среде». Студенты узнают, какими информационными ресурсами научно-технической библиотеки Томского политехнического университета можно воспользоваться и какие правила и технологии нужно соблюдать при работе с ними. Студенты знакомятся с редкими и уникальными фондами, узнают, как пользоваться электронным каталогом литературы, и о дополнительных возможностях успешной работы при занятиях в читальных залах. Прослушав курс адаптационной программы, студенты первого курса могут: подготовить себя к особенностям учебы в вузе с учетом особенностей своей личности; работать над собой, узнав особенности своей личности; грамотно спланировать и четко организовать свое время; свободно ориентироваться в информационной среде университета и оперативно получать всю необходимую информацию для учебы и досуга; пользоваться Научно-технической библиотекой ТПУ; эффективно использовать компьютер в учебе; работать с текстом и грамотно презентовать информацию; уверенно выступать перед группой и преподавателем.

Во многих российских вузах молодежное общественное движение, направленное на успешную адаптацию студентов младших курсов к вузовской среде, так называемое студенческое кураторство, является привычной формой помощи студентам вуза, а с 2013 г. проект «Студенческое кураторство» стартовал в Энергетическом институте. За время своего существования в ЭНИН проект приобрел четкую структуру, стратегические планы и тактические наработки [4]. Инициатором создания данного проекта стали кураторы Энергетического института, представляющие собой важное звено воспитательной работы в ТПУ. И благодаря поддержке со стороны активных студентов ЭНИН ТПУ проект успешно развивается.

Главной целью студенческого кураторства является обеспечение академической и социальной адаптации студентов первого курса к университетской среде, а также непосредственно к студенческой жизни, что способствует личностному росту каждого курируемого студента силами студентов-кураторов. Задачи, стоящие перед студентами-кураторами, такие же, как и у куратора.

По сути, студент-куратор становится полноправным коллегой куратора-преподавателя, с той разницей, что остается внутри сообщества, с которым взаимодействует. Следовательно, эффективность взаимодействия повышается ввиду снижения барьеров между кураторами и студентами-первокурсниками. Механизм распределения академических групп по студентам-кураторам аналогичен распределению по кураторам-преподавателям, что позволяет студентам-кураторам рационально распределять усилия, сохраняя высокий уровень академической успеваемости и привычный ритм жизни.

Студент-куратор совместно с куратором-преподавателем разрабатывает план работы с первокурсниками, определяя тематическую составляющую необходимых встреч, визитов и мероприятий. Ключевым инструментом работы куратора является так называемый Час куратора - занятия и встречи со студентами, которые проводятся по рекомендованному Центром социальной работы ТПУ графику, они насыщаются всеми необходимыми для успешной адаптации студентов элементами. Именно с «Часа куратора», как правило, происходит знакомство первокурсников со своим студентом-куратором, т.е. они включаются в процесс работы с самого начала. Совместно с первокурсниками студенты-кураторы участвуют в мероприятиях, организованных для вхождения студента в вузовскую среду: «Празднике первокурсника», «Посвящении первокурсника», «Празднике Белых журавлей», «Дне рождения студгородка» и т.д. Совместно с кураторами-преподавателями студенты-кураторы организовывают походы первокурсников в культурные, социальные, научно-образовательные учреждения, оказывающие влияние на формирование мировоззрения первокурсника: Музейный комплекс ТПУ, Музей Физики ТПУ, Музей НКВД. Для приобщения к будущей профессии осуществляются экскурсии на профильные предприятия, например ГРЭС, подстанции и другие предприятия энергетической отрасли г. Томска, участвуют в карьерных мероприятиях ТПУ. С целью вовлечения первокурсников в общественную жизнь вуза студенты-кураторы совместно с подшефными группами студентов посещают дни открытых дверей различных общественных организаций, клубов ТПУ, принимают участие в акциях благотворительных фондов города.

Не менее важна и социально-бытовая адаптация студентов-первокурсников. Для этого в начале первого и второго семестра в гости к первокурсникам, в общежития, приходят теперь не только кураторы-преподаватели, но и студенты-кураторы, что показывает их заинтересованность в знании условий проживания и более тесном взаимодействии со своими подопечными.

Студенты-кураторы консультируют ребят по учебным вопросам, развивают культурный досуг студентов, приобщая их к истории университета и к альтернативному времяпрепровождению за пределами университета.

Вместе с активом Студенческого Совета студенты-кураторы участвуют в проведении психологических тренингов для академических групп первого курса, таких как «Учебное целеполагание» и «Тайм-менеджмент». На протяжении всей работы проекта студенческого кураторства психолог Центра социальной работы, прикрепленный к нашему институту, оказывает большую помощь в организации и проведении тренингов на сплочение и командообразование не только для первокурсников ЭНИН, но и для студентов-кураторов.

В этом учебном году студенты-кураторы стали активными организаторами различных мероприятий для первокурсников Энергетического института.

Для успешной реализации проекта «Студенческое кураторство» студентами создана информационно-коммуникационная площадка в социальной сети «Вконтакте» - группа «Студенты-кураторы ЭНИН», которую ведут сами же студенты-кураторы под руководством Старшего куратора института и психолога ЦСР, прикрепленного к подразделению. В группе постоянно освещаются результаты работы студентов: выкладываются заметки, фотографии, видеофильмы о проведенных мероприятиях и т.д. Это позволяет студентам-кураторам обмениваться опытом, соревноваться в достижениях, а по итогам учебного года сформировать отчет о проделанной работе, представив его на Совете кураторов ЭНИН, куда теперь входят не только тьюторы общежитий, психолог ЦСР, но и студенты-кураторы.

Для повышения уровня мотивации студентов в рамках социально-воспитательной работы в ТПУ организованы и проводятся конкурсы, например: «Лучшая группа» (как на уровне подразделений, так и в рамках общеуниверситетских мероприятий), где студент-куратор выступает инициатором участия в конкурсе, помогая своим подопечным достигать результатов. В Энергетическом институте проводится конкурс «Лучший студент-куратор ЭНИН», в котором оцениваются достижения студента-куратора по различным критериям.

Главным достоинством студенческого кураторства является то, что он создан для добровольного участия, основанного на личной мотивации каждого студента-куратора, его нельзя применять в «приказном порядке», ведь только в этом случае можно добиться положительного результата. Таким образом, если Проект студенческого кураторства, направленный на адаптацию первокурсников к студенческой среде, реализуется на добровольном участии самих студентов-кураторов, должным образом сопровождаемый Институтом кураторства и психологами ЦСР ТПУ, то он может дать и бесспорно дает свои положительные результаты [3].

Такая модель совместной, скоординированной работы кураторов, как преподавателей, так и студентов-кураторов, и, несомненно, участие психологов Центра социальной работы в общем деле адаптации студентов показывает хорошие результаты. Это подтверждается результатами опроса «Мнение студентов ЭНИН ТПУ о кураторской работе», проведенного в декабре 2014 г. В электронном анкетировании приняли участие студенты первых (70%) и вторых (30%) курсов (всего 224 человека). 98% студентов первых двух курсов знают своего куратора и 92% опрошенных считают, что куратор уделяет работе с группой достаточно внимания. Чувствуют постоянное внимание, заботу 61% студентов. Студенты оценили такой вид деятельности куратора, как «активное вовлечение во внеучебную жизнь ТПУ» - 73% кураторов получили достаточно высокие оценки - «отлично» и «хорошо». Примерно такое же процентное соотношение получили следующие показатели: помощь при адаптации в вузе - 75%; приобщение к нормам и ценностям ТПУ - 73%; помощь в самореализации - 74%; помощь в определении образовательной траектории - 79%. В целом 91% студентов оценили работу своего куратора на «отлично» и «хорошо».

Выводы

Кураторы в Энергетическом институте ТПУ, как преподаватели, так и студенты, становясь связующим звеном между студентом и окружающим его новым социумом, играют важную роль в формировании условий для приспособления первокурсников к новому окружению, структуре, содержанию и требованиям вуза, способствуют интеграции студентов как с одногруппниками, так и объединению студенческих групп различных курсов. Рассмотренная модель коллективной и согласованной работы кураторов и психологов Центра социальной работы, показывая хорошие результаты, способствует повышению адаптации первокурсников в вузе.

Рецензенты:

Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики, профессор кафедры технологий и педагогики электронного обучения ФГАОУ ВО Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Вайнштейн Р.А., д.т.н., профессор кафедры электроэнергетических систем Энергетического института ФГАОУ ВО Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Бельская Е.Я., Старцева Е.В. ОПЫТ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22269 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674