Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Плотникова Е.Б. 1 Боброва И.И. 1 Трофимов Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И.Носова»
В статье раскрываются смысл понятия, выявляется ряд противоречий, негативно влияющих на интеллектуальную социализацию субъектов образования, использующих новые и новейшие информационно-коммуникационные средства, а также формулируется научная проблема, цель и задачи интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, осуществляемой средствами новых информационных (облачных компьютерных) технологий. Описана актуальность проблемы, проанализировано состояние ее исследования в современной педагогической науке. Представлены потенциальные возможности использования результатов исследования проблемы на практике – в организации образовательного процесса вуза, в выборе методов и методик как преподавания, так и учения. В тексте статьи отражен исследовательский опыт авторов, указано на его научную значимость, комплексность исследовательского взгляда. Ожидаемые результаты исследования заявленной проблемы связаны с повышением качества преподавания и учения в учреждениях профессионального образования.
интеллектуальная социализация
субъекты профессионального образования
облачные компьютерные технологии
современные средства информации и коммуникации
1. Боброва И.И., Плотникова Е.Б. О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза / И.И. Боброва, Е.Б. Плотникова // Проблемы современной науки. 2014. № 13. С. 47-54.
2. Боброва И.И. Новые аспекты социальной информатики / И.И. Боброва // Авангард социально-гуманитарной науки. Ведущие научные школы: тезисы докл. Международ. конф. Челябинск, 2014. С. 55-58.
3. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в реализации дистанционных образовательных программ в гуманитарном ВУЗе [Электронный ресурс]: монография / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов. М.: Флинта, 2015. 71 с.
4. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании. Практический курс [Электронный ресурс]: метод. пособие / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов. М.: Флинта, 2014. 196 с.
5. Великанова С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.
6. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Б. Плотникова. Москва, 2010. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.
7. Плотникова Е.Б. Об интеллектуальной мобильности выпускников современных гуманитарных вузов / Е.Б. Плотникова // Science Time. 2015. № 3 (15). С. 445-451.
8. Царан А.А. Нравственные аспекты умственного труда / А.А. Царан // Современная педагогика. 2015. № 4 (29). С. 114-117.
Текущее состояние как педагогической науки, так и практики, потребовало обратить внимание на проблему интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, во-первых, активно занимающихся непрерывно нарастающей по своей глубине и сложности интеллектуальной деятельностью, во-вторых, достаточно часто обращающихся в этой связи к разнообразным средствам научно-технического прогресса. Одну из ролей в обеспечении и развитии такой деятельности, как известно, играют новые и новейшие информационные и коммуникационные технологии, новые и новейшие изобретения компьютерной техники, электронные программы, учебники, методики [1].

Нами был выявлен ряд противоречий, негативно влияющих на интеллектуальную социализацию субъектов образования, использующих новые и новейшие информационно-коммуникационные средства. Это противоречия между: 1) идеальным и реальным уровнем показателей интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, использующих как в преподавании, так и в учении, например, облачные компьютерные технологии; 2) необходимостью и достаточностью методологического и методического  обоснования вопроса об  интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, деятельность которых связана с использованием компьютерных инноваций (например, облачных технологий).

Анализ противоречий привел к необходимости сформулировать цель исследования - разработать методологию и методику интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, использующих в своей деятельности новые информационно-коммуникационные (облачные) компьютерные технологии.

Решение цели исследования (научной проблемы) реализуется нами через следующие аспекты: 1)  методологический (разработку концепции интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования с использованием облачных компьютерных технологий); 2) методический (формирование пакета методических материалов для субъектов профессионального образования, по разъяснению смыслов и хода интеллектуальной социализации с использованием компьютерных (облачных) технологий).

Разработку методологии исследования, конкретизацию нового научного понятия и описание методики интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования будем считать научной новизной нашего исследования.

Значимость заявленной научной проблемы нами оценивается:  

- с помощью масштабов применения научных результатов, раскрывающих смыслы, систему, подходы, принципы, формы и методы интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, которые: а) отражены и обоснованы в концепции, пакете соответствующих методических материалов; б) адресованы широкому кругу пользователей (преподавателей и обучающихся в образовательных учреждениях разных специальностей и направлений профессиональной подготовки);

- качеством применения научных результатов (концепции, пакета методических материалов), а именно: а) повышением уровня преподавания учебных дисциплин и организации образовательной среды, контроля знаний и умений обучающихся; б) совершенствованием путей  освоения обучающимися учебных дисциплин, освоения и самостоятельного применения новой компьютерной технологии выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ;

- расширением возможности применения научных результатов в углублении исследований в области педагогики профессионального образования, в частности по проблемам: развития индивидуальной и групповой интеллектуальной культуры; совершенствования путей использования информационного ресурса и виртуального мира в менеджменте знаний; др.

Главный объект заявленной проблемы - понятие об интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования - сегодня в педагогической науке остается достаточно размытым. Это происходит, несмотря на то, что и интеллектуальная деятельность, а также ее основное средство - компьютерные системы - в обществе очевидно преобладают. Недостаточно раскрыта суть понятия. Не в полной мере описана и обоснована его актуальность как для современной педагогической науки, так и для практики понимания смыслов и процессов организации профессиональной деятельности; для осмысления факторов развития профессиональных компетенций личности, формируемых в процессе получения профессионального образования и повышающих как собственно профессиональную, так и интеллектуальную мобильность выпускников [7]; или, например,  для разъяснения процессов активизации профессиональной подготовки студентов вузов [5]; также для изучения тенденции «разбалансирования ментального и чувственного опыта» современной учащейся молодежи, «разрушения ее интеллектуальной и нравственной целостности» [6, с. 3], необходимой при реализации в учебной и профессиональной, духовной и материально-практической, изобретательской, творческой, проектной, исследовательской деятельности [8], проч. Анализ состояния исследований как по раскрытию смыслов и определений данного понятия, а также по самой завяленной проблеме   показал, что обозначенная проблема в них не решена - не обобщено в полной мере ни научное, ни практическое понимание интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования, обеспечиваемой применением  облачных компьютерных технологий.

Тем не менее имеется ряд близких исследований по различным аспектам проблемы  научного обоснования понятия о социализации личности, в том числе средствами профессионального образования (К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон  и др.; А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.И. Рабина, Л.С. Рязанова и др.). Относительно исследованы некоторые аспекты вопроса о подготовке специалистов к реализации социальной функции образования (Ж. Пиаже, и др.; Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.А. Петровский, Л.М. Кустов, Н.А. Алексеев и др.). Описаны отдельные технологии социализации общеучебных навыков и навыков самоконтроля студентов университета с применением различных, в том числе компьютерных технологий (Дж. Рассел, П.А. Юцявичине, В.А. Штоф и др.; Ю.В. Белов, Н.В. Ефремова, С.И. Калачева, Р.Я. Касимов, Н.Ю. Коробова и др.). Имеются также исследования: теорий и технологий использования информационного ресурса и виртуального мира в менеджменте знаний (А.И. Каптерев и др.); определения сущности профессии «человек-знак» (Г.А. Глотова и др.); информатизации общества как феномене культуры (Н.П. Ващекин и др.); эффективности в развитии интеллекта студентов (Коц-Сенюк Генофева и др.); информационном анализе профессионального пространства (А.И. Каптерев и др.); развития системы принятия решений в сфере коммуникационных услуг (на примере облачных вычислений) (С.В. Макаров); ИТ-технологий и  облачных вычислений (М. Армбруст, А. Фокс, Х. Ренди, С. Дэвид, А. Паттерсон и др.) и т.п. Поэтому можно сказать, что и наиболее общая проблема социализации личности средствами компьютерных инноваций, и частная проблема - поиска наиболее эффективных путей интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования с применением облачных компьютерных технологий - в таком состоянии имеющихся (близких по смыслу) исследований требует своего решения, а именно: обобщения; методологического и методического обоснования - описания концепции, пакета методических материалов; формирования банка публикаций в различных издательских системах.

Отметим важность нового методологического взгляда на решение проблемы - гуманитарно-культурологического подхода и его принципов, которые выступают основой концепции и системы интеллектуальной социализации субъектов профессионального образования с использованием облачных компьютерных технологий [2]. Из методологических принципов подхода отметим важность: гуманитарно-культурологического контекста (гуманитаризации, улучшения условий учебной и преподавательской деятельности субъектов профессионального образования при признании ценностей контролируемого отношения к процессу и результату собственной деятельности, к выбору средств ее обеспечения); гуманитарно-культурологического контроля (выделения в качестве основополагающих критериев: практической пользы и конкурентоспособного уровня осваиваемых знаний и умений, научной организации труда); гуманитарно-культурологического комплекса (доведение до понимания субъектами профессионального образования важности сохранения традиций и продвижения новаций преподавательской и учебной деятельности - визуализации учебных материалов и их виртуализации, непосредственного и опосредованного общения, использования учебников и неограниченного объемом Интернет-хранилища информации и знаний, групповой и персонализированной учебной деятельности, проч.) [3]; системности (достижения связанности элементов гуманитарно-культурологического контекста, гуманитарно-культурологического контроля и гуманитарно-культурологического комплекса в решении обозначенной проблемы, в достижении соответствующей цели, в использовании средств обеспечения и контроля организуемого процесса и его результата).

Обеспечить необходимую глубину проработки основных аспектов заявленной проблемы планируется с помощью следующих методов и инструментария. Методы:  виртуализации хранилищ учебной информации и знаний; виртуализации приложений на основе продуктов Microsoft App-V; групповой интеллектуальной деятельности (совместное, согласованное  выполнение учебных заданий одного или разного уровня сложности);  персонализированной интеллектуальной деятельности (дифференцированное выполнение учебных заданий одного или разного уровня сложности) [4];   групповой рефлексии организуемого процесса и его результата;  мониторинга показателей организуемого процесса и его результата;  коллективного создания источниковой базы информации и знаний, активного (интерактивного) обмена источниками. Инструментарий: наборы бесплатных облачных онлайн-сервисов компаний Microsoft (Office Web Apps) и Google (Google Docs); информационно-коммуникационная сеть группы, курса;   пакет контрольно-измерительных материалов по оценке качества и мониторингу показателей организуемого процесса и уровня его результата.

Ожидаемые результаты исследования заявленной проблемы связаны с повышением качества преподавания и учения в учреждениях профессионального образования.  А именно: с демонстрацией изменившихся показателей интеллектуальной социализации  субъектов в виде общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе:

- знаний о признаках конкурентоспособной личности, использующей в той или иной деятельности как реальные, так и виртуальные, как традиционные, так и инновационные (облачные) информационно-коммуникационные технологии; теоретических основ построения «облака», типов платформ «облачных» технологий и виды «облаков», программных продуктов, обеспечивающих работу в «облаке»;

- умений адекватно оценить уровень своей конкурентоспособности в интеллектуальной (информационно-коммуникационной) деятельности, готовности к использованию в ней компьютерных инноваций (облачных технологий); готовности работать с облачным сервисом Облако@Mail.Ru, создавать шаблоны для общих документов в любом «офисном облаке», создавать совместный доступ к документам через Интернет, редактировать в браузере, работать с приложением OneNote Online; совместно использовать в браузере записные книжки OneNote, которые хранятся в OneDrive;

- понимания необходимости самооценки, самоконтроля, самоорганизации в качестве  участника как групповой, так и персонализированной, как реальной, так и виртуальной, как традиционной, так и инновационной интеллектуальной (информационно-коммуникационной) деятельности.

Заключение

Решение заявленной нами научной проблемы можно отнести к уровню прикладных педагогических исследований, ориентированных на решение ряда как теоретических, так и практических задач организации образовательного процесса в учреждении профессионального образования.

Возможность использования результатов данного исследования при решении прикладных задач, на наш взгляд, обладает следующим потенциалом - применением: а) в организации образовательного процесса на любом уровне образования (при обучении бакалавров, магистров, учащихся и студентов колледжей, техникумов, вузов); б) в традиционной (аудиторной) организации непосредственного преподавания учебных дисциплин, а также в организации опосредованного преподавания (дистанционной);   в) при организации групповой учебной деятельности, а также при персонализированной; г) при организации курсов повышения профессиональной квалификации или  переподготовки для персонала предприятий, для преподавателей образовательных учреждений. Каждый раз, когда результаты исследования будут применяться на практике, основное (прикладное) значение будет иметь: а) динамика показателей интеллектуальной социализации обучающихся в виде перехода с одного уровня на другой технических, творческих, групповых и персонализированных навыков информационно-коммуникационной (интеллектуальной) работы в облачных компьютерных системах; б)  появление у субъектов образования идей по решению прикладных (профессионально-ориентированных, социально и культурно значимых, др.) задач в той или иной области практической деятельности, по ее совершенствованию и развитию.

Рецензенты:

Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.  Носова», г. Магнитогорск;

Кадченко С.И., д.ф.-м.н., кафедра прикладной математики и информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.


Библиографическая ссылка

Плотникова Е.Б., Боброва И.И., Трофимов Е.Г. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22251 (дата обращения: 28.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074