Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Новикова И.М. 1
1 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Инжиниринговый центр политехнической межотраслевой подготовки»
Представлен генезис формирования представлений о здоровом образе жизни в рамках принятой в науке периодизации развития научного знания, основанной на выделении взаимосвязи между объектом и субъектом познания. Проблемное поле исследования ограничено местом человека в картине мира, содержанием понятия «здоровье», социальной значимостью здоровья, формированием сберегающего здоровье поведения с учетом влияния мировых религий, определивших религиозно-культурные традиции наиболее крупных этносов современной России. Раскрыты факторы, обусловившие развитие теоретических положений здоровьесбережения, изменение отношения к болезни, осознание многокомпонентности здоровья человека, направленность сберегающей здоровье деятельности человека на адаптацию к условиям среды, а также признание обществом значимости для здоровья удовлетворения духовных потребностей человека и его творческих возможностей, а также авторский подход к определению понятия «здоровый образ жизни».
здоровый образ жизни
представления
генезис
1. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов — М. : Академия, 2001. - 352 с.
2. Глазачев О.С. Современные подходы к анализу понятия «здоровье» в аспекте формирования экологической культуры // ЭКОЛОГИЯ. - URL: http: www.ecogeo.info/publications/7
3. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения : научный обзор. - М. : ВНИИМИ, 1988. - 240 с.
4. Степин В.С. Теоретическое знание. – М. : Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.
5. Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья. – М. : Институт философии РАН, 2001. – С. 61-85.
6. Ware J.E., Kosinski M., Gandek et al. The equivalence of SF-36 summary health skores estimated using standard and country-specific algorithms in 10 countries: results from the IQoLA Project. International Qualiti of Life Assessment // J. Clinical Epidemiol. – 1998. - Р. 11, 51, 167-170.
Одним из приоритетных направлений развития современной педагогики в России является приобщение детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни (ЗОЖ) в связи с актуальностью формирования культурной традиции ценностного отношения к здоровью и овладения нормами, правилами, навыками сбережения здоровья на фоне многолетней устойчивой тенденции к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Анализ научной литературы по проблеме ЗОЖ показал, что в ходе исторического развития общества под влиянием изменения принципов мировоззрения, развития материального производства и культуры пополнена новыми смыслами сущность понятия «здоровье», претерпели изменения отношение к здоровью, содержание заботы о здоровье, осознание влияния на здоровье образа жизни как разностороннего проявления бытия в определенных условиях, что обусловило изменение представлений о способствующем здоровью образе жизни и появление понятия «здоровый образ жизни».

При изучении преобладающих в разное историческое время представлений о способствующем здоровью образе жизни мы ограничили проблемное поле исследования следующими критериями: место человека в картине мира, содержание понятия «здоровье», социальная значимость здоровья, сформированность сберегающего здоровье поведения; выделили временные рамки решения проблемы: от периода зарождения теоретического мышления (VIII-II вв. до н.э.) и начала философского осмысления человеком мира и сущности самого человека до настоящего времени; учли влияние мировых религий, определивших религиозно-культурные традиции наиболее крупных этносов современной России; рассмотрели генезис формирования представлений о ЗОЖ в рамках принятой в науке периодизации развития научного знания, основанной на выделении взаимосвязи между объектом и субъектом познания.

Этап доклассической науки (VIII в. до н.э. - XIII в.). К VIII в. до н.э. развитие культуры античного общества способствовало переходу от обусловленных мифами представлений об окружающем мире, антропоморфизма и анимизма к его наблюдению, последующему логическому и диалектическому осмыслению, объяснению. В соответствии с гипотезой о корпускулярном строении вещества и при опоре на мировоззренческий принцип космоцентризма организм человека считали космической частицей, наделенной телом и душой, здоровье которой обусловлено упорядоченным смешением внутренних жидких компонентов телесности человека (Гиппократ), равновесной совокупностью душевных состояний (Цицерон), благополучием тела и духа (Платон), а также гармонией организма с окружающим миром. Заболевание и болезнь рассматривали как последствия нарушения этой гармонии или внутреннего равновесия, выздоровление - как их восстановление.

На основе наблюдений были сформированы представления о возможности влияния на состояние здоровья человека природных и бытовых условий его жизни, обычаев, деятельности, осмысленного ограничения желаний, что способствовало началу осознания значимости для состояния здоровья различных компонентов образа жизни и развитию сберегающих здоровье практик, отделенных от основанных на суеверии действий. Способствующий здоровью образ жизни был принят как средство поддержания внутреннего равновесия организма и обеспечения его равновесного состояния в Космосе.

Христианство и ислам способствовали изменению мировоззрения, формированию теоцентрической картины мира и на многие годы определили направления заботы о здоровье. В Западной Европе образ жизни общества под воздействием христианства был направлен на заботу о душе и игнорировал оздоровление тела человека; существовал запрет на изучение внутреннего строения организма и любые хирургические вмешательства; Церковь объясняла происхождение болезней грехом, их исцеление - Божьей милостью. Беспомощность перед многими заболеваниями укрепило формирование понятий вера и спасение, способствующих преодолению отчаяния и психологических проблем, в том числе и при ухудшении здоровья, и дающих надежду на исцеление, снижая значимость образа жизни, сберегающего здоровье.

В исламе действия каждого человека предопределены свыше, в том числе, и при заболевании: «Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, - кто-то знает о нём, а кто-то не знает» («аль-Муснад» хадис от Усамы ибн Шарика). Поэтому в Халифате, в государстве Саманидов, в Иране и других арабоязычных странах Средней Азии переводчики работали над философскими и медицинскими научными рукописями; опираясь на достижения греческой и индийской науки, врачи продолжали разрабатывать вопросы использования для лечения дыхательных и физических упражнений, режима дня, психофизического воздействия, лекарственных средств. Очевидно, что благодаря медицине Востока не только сохранены, но и дополнены, систематизированы, обобщены и сделаны доступными для изучения на разных языках ранние труды античных ученых в области поддержания здоровья; расширены границы лечебной помощи при многих заболеваниях, на практике раскрыты возможности сбережения здоровья при организации способствующего этому образа жизни.

В соответствии с философией буддизма не определен момент начала, поэтому отсутствуют теории, объясняющие сотворение мира; признано множество различных по возвышенности и одухотворенности сфер бытия; нет идеи божественного Творца и понятия греха. Человека рассматривают как средство обеспечения мирового закона взаимообусловленности и круговорота жизни; его спасение трактуют как покой в связи с выходом из колеса превращений при управлении собственным сознанием. В отличие от христианства и ислама в буддизме человек изначально наделен ответственностью за состояние своего здоровья, и его способствующий здоровью образ жизни обеспечивают настрой на поддержание духовного и физического благополучия, умение управлять своими эмоциями, сострадание, терпение, всепрощение, неприемлемость мыслей и поступков, причиняющих вред другим.

Образование и заселение городов, усиление миграции населения, крестовые походы спровоцировали обострение эпидемиологической обстановки, поэтому особо значимыми стали предпринятые властями меры по благоустройству городов, оздоровлению окружающей среды и установлению карантина с учетом результатов практического опыта противостояния распространению инфекционных заболеваний. Постепенно действия по отношению к здоровью изменялись от пассивного наблюдения за влиянием на человека его поведения и природно-климатической среды проживания до реализации контролируемых государством мер профилактики инфекционных заболеваний населения.

Таким образом, на этапе доклассической науки благодаря житейским наблюдениям и длительному опыту практической лечебной деятельности были выделены факторы, способствующие как возникновению и проявлению болезни, так и облегчению ее протекания или излечению. В целом установление зависимости состояния здоровья человека от его деятельности привело к формированию представлений об устойчивой связи между здоровьем и образом жизни отдельного человека, социальной группы или населения и стало основой для дальнейшего развития теоретических положений здоровьесбережения.

Этап классической науки (XIV - XIX вв.). Начиная с Возрождения укрепляет свои позиции антропоцентризм; происходит осмысление ценности бытия человека и его познавательных возможностей при опоре на идеи гуманизма, зародившиеся в культуре античности. О. Шпенглер отмечает, что это ведет к изменению упорядоченного образа окружающего мира, сложившегося под влиянием космоцентризма и теоцентризма, к игнорированию искусственных ограничений мирового пространства благодаря возможности расширения его границ до бесконечности при активной деятельности человека.

На этапе классической науки после XVI в. происходит смена натурфилософской картины мира механической. В соответствии с гипотезой о построении мира из множества перемещающихся в пространстве и времени атомов и при опоре на принцип относительности, принцип дальнодействия и принцип причинности организм человека также рассматривают с позиций атомизма. Механистическую картину мира в Новое время обосновывает материалистическая философия Р. Декарта, Ж. Ламетри, Б. Спинозы и др.; человек в ней представлен как особый механизм, который хорошо функционирует только при телесном совершенстве. Необходимость разобраться в устройстве этого механизма способствовала постепенному освобождению медицины от религиозных запретов, началу изучения внутреннего строения и физиологических особенностей организма человека.

Во время Просвещения идеалом становится природная красота человека, поэтому приобретают значимость совершенствование человеческого тела с помощью физических упражнений и гигиенических мероприятий, а также развитие двигательных качеств, что в целом благоприятно для поддержания здоровья. Впервые поставлен вопрос о сохранении детского здоровья; И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафтом, М.И. Покровской и другими педагогами-просветителями раскрыта значимость для здоровья подрастающего поколения физического развития, закаливания, прогулки, питания, отдыха и сна, гигиены тела, особенностей семейного воспитания.

В ходе промышленной революции XVIII-XIX вв. возникла необходимость изучения влияния на здоровье занятого в производстве населения характера и условий труда, а также образа жизни. Со второй половины ХIХ века благодаря научной деятельности И.М. Сеченова, С.П. Боткина, Н.И. Пирогова, К. Бернара, И.П. Павлова и других ученых развиваются новые области медицины. Например, получают теоретическое обоснование гигиенические мероприятия, происходит их внедрение в практику работы врачей с населением, и как самостоятельная отрасль медицинских знаний выделена наука о способствующем здоровью образе жизни - гигиена; формируется физиологическая научная школа и др.; происходит образование междисциплинарных областей знания - развивается диетология, цитология, фармакология. Более доступными становятся диагностическая и лечебная помощь, постепенно происходит формирование нового отношения к болезни: недомогание и болезненная слабость вызывают осуждение. Здоровое тело становится ориентиром для людей разного возраста; общественное мнение поддерживает занятия физкультурой и спортом в структуре образа жизни.

Этап неклассической науки (I половина XX в.). Революционные открытия в естественных науках привели к становлению квантово-релятивистской картины мира, многие явления которой описаны с помощью математического аппарата при опоре методологии науки на принципы относительности, дискретности, вероятности, дополнительности, на идею изменчивости и парадоксальности истины, возможности ее познания на стыке нескольких наук. Происходит осознание многокомпонентности здоровья человека. Например, Ware J.E., Kosinski M., Gandek B. [6] к его характеристикам отнесли физическое и социальное функционирование, а также обусловленное физическим и эмоциональным состоянием человека ролевое функционирование; соматическую боль, жизнеспособность, общее состояние здоровья, психическое здоровье.

Выполненная П.И. Калью [3] систематизация многочисленных известных в науке определений «здоровья» показала неоднозначность толкования этого понятия: в них раскрыты особенности функционирования организма и протекания процессов жизнедеятельности; способность организма достигать равновесия с окружающей средой, полноценно выполнять основные функции, обеспечивать различные проявления жизнедеятельности; социальная состоятельность человека, его приспособленность к условиям окружающей среды; благополучие тела, души, ума; отсутствие болезни и ее проявлений; гармония в физическом и духовном развитии. Таким образом, автором выделены медицинские, биомедицинские, биосоциальные, ценностно-социальные аспекты понятия «здоровье», показана необходимость комплексного подхода к его толкованию.

Успехи медицинских наук в диагностике и лечении широкого спектра заболеваний, а также достижения в области развития медицинского оборудования и техники привели к осознанию устойчивой причинно-следственной зависимости «медицинская помощь - улучшение здоровья», поэтому лечение становится доминирующим фактором поддержания здоровья. Здоровье стали характеризовать не только продолжительность жизни, но и продолжительность жизни без болезней, продолжительность жизни без инвалидизирующих заболеваний. Однако в обществе усиливаются сомнения в возможностях медицины, растет уверенность в необъективной оценке эффективности медицинского лечения, большие надежды возложены на организацию способствующего здоровью образа жизни.

Таким образом, в период неклассической науки представления о влиянии на здоровье образа жизни дважды претерпели полярные изменения в связи с изменением длительности жизни: от признания обусловленности здоровья образом жизни до выделения ведущей роли лечебных мероприятий в сохранении здоровья, и затем на фоне беспомощности медицины в борьбе с тяжелыми неинфекционными заболеваниями вновь до признания значимости ЗОЖ. При этом и на индивидуальном, и на общественном уровне преобладает прагматичный подход к здоровью человека, аксиологический аспект здоровья и способствующего поддержанию здоровья образа жизни еще недостаточно разработан; однозначно определен вектор сберегающей здоровье деятельности - оздоровление человека и населения в целом при адаптации к условиям среды.

Этап постнеклассической науки (II половина ХХ - начало XXI в.). Объектом научного исследования становятся сложные самоорганизующиеся системы, поэтому формируется картина мира, которую характеризуют следующие положения: будущее не может быть определено, потому что возможны различные направления развития систем; системы самоперестраиваются при энергетическом воздействии с образованием нового уровня организации; причиной эволюции систем, стремящихся к устойчивому состоянию, является хаос. В этих условиях, показал В.С. Степин [4], инструментом научно-исследовательской деятельности, в том числе и при изучении формирования способствующего здоровью образа жизни, становится моделирование. В соответствии с принципами системности и самоорганизации организм человека рассматривают как взаимодействующую со средой открытую самоорганизующуюся систему, которая стремится к развитию, а здоровье и болезнь являются состояниями этой системы.

Рассматривая адаптацию человека к условиям окружающей среды как показатель его здоровья, О.С. Васильева и Р.Ф. Филатов [1] выделяют социальную успешность человека, обеспечивающую его благополучие как биологического организма, и приспособление природной сути человека к жизни в условиях влияния социального окружения и техногенных факторов. Происходит изменение ценностных ориентиров развития общества и норм поведения: теперь они направлены на поддержку прав людей с врожденными или приобретенными недостатками развития, на становление мотивов реализации человеком своих духовных потребностей и творческих возможностей.

Формированию нового отношения к состоянию здоровья способствовало следующее: Г. Маркузе, С. Московичи, Э. Фроммом выделены социальные причины психологических проблем, Г. Олпорт и К. Роджерс развивают идею о взаимосвязи здоровья и личностного развития человека, А. Маслоу разработаны положения об успешной актуализации способностей здорового человека. Теперь любое состояние здоровья характеризует качество жизни, определяет благополучие бытия человека и его самореализации. На связь понятий «здоровье» и «возможности человека», «приспособленность к окружающей действительности», «качество жизни», «физические и психические ресурсы» указывает Б.Г. Юдин, он подчеркивает снижение зависимости человека от связанных с телесными нарушениями ограничений [5]. К актуальным направлениям развития понятия «здоровье» О.С. Глазачев [2] относит описание здоровья с помощью его признаков, определение здоровья при сравнении его показателей с «нормой», исследование здоровья как состояния сложной системы организма человека.

При разработке проблемы предупреждения заболеваний и травматизма для обозначения способствующей сохранению здоровья жизнедеятельности человека и положительно влияющих на здоровье факторов Ю.П. Лисицын, Л.Ф. Молчанова, З.С. Шангареева и др. ученые стали использовать термин «здоровый образ жизни», который в дальнейшем нашел устойчивое применение. Появляются работы Е.В. Бреевой, С.М. Каракотовой, Е.Л. Семеновой и др., раскрывающие значимость семейного воспитания для приобщения детей к ЗОЖ.

Дополняя характеристику экономической и политической жизни постиндустриального общества, которую Д. Белл, Р. Инглегарт, П. Дракер, А. Тоффлер представили в своих работах, В.И. Иноземцев, И.В. Побережников, М. Castells и др. показали неизбежность смены системы общественных ценностей и роста духовной составляющей бытия. Действительно, в последние годы происходит осознание ценностей взаимного уважения и взаимодействия; приоритетным становится развитие потенциальных возможностей личности, удовлетворение ее интеллектуальных и творческих потребностей, стремление человека к самореализации и профессиональной многогранности.

Таким образом, на этапе постнеклассической науки можно выделить и сберегающую здоровье деятельность человека, направленную на адаптацию к условиям среды, и шаги общества навстречу человеку - признание ценности его духовных потребностей и творческих возможностей; осознание здоровья как характеристики бытия человека, а также возможности его самоопределения при опоре на ресурсы психического и личностного развития; поддержку прав людей с ОВЗ; признание возможности ЗОЖ человека с ОВЗ.

Наша позиция в определении понятия «здоровый образ жизни человека с ограниченными возможностями здоровья» соответствует философско-социологическому подходу; мы рассматриваем ЗОЖ как осознанное поведение человека, адаптированное с учетом состояния здоровья к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды, для которого характерна направленность на сбережение и укрепление здоровья при ценностном к нему отношении, на достижение психологического комфорта и всестороннее развитие потенциальных возможностей личности для ее самоопределения и самореализации.

Итак, в настоящее время понятие «здоровье» характеризует не только состояние человека, его физические и психические возможности, но и способности человека к самосохранению, принятию мер для субъективного благополучия, приспособления к окружающей среде и адаптации среды обитания к своим возможностям, увеличению продолжительности полноценной жизнедеятельности и жизненных сил; независимость от ограничений, обусловленных физическим недостатком; качество жизни как способность решить различные проблемы, а также как область культуры и результат собственной деятельности. В современных научных трудах формирование понятия «здоровый образ жизни» происходит на фоне развития гуманистического отношения общества к человеку, в том числе и к человеку с ОВЗ.

Рецензенты:

Евтушенко И.В., д.п.н., заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;

Левченко И.Ю., д.псх.н., старший научный сотрудник Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Новикова И.М. ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22112 (дата обращения: 17.07.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252