Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные проблемы науки и образования" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующей публикации А. А. ГЕРАСЬКИН П. В. ЧУХНО Ю. П. ДЕНИСЕНКО И. Ф. АНДРУЩИШИН КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА // Омский научный вестник Номер: 3 (139) Год: 2015 Страницы: 149-152
Чухно П.В. 1 Денисенко Ю.П. 1 Андрющишин И.Ф. 2 Гераськин А.А. 3
1 ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
2 Казахская академия спорта и туризма
3 ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»
В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Установлено, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи. Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи.
физическая подготовленность
младшие школьники
коррекция
баскетбол
экспериментальная программа
морфофункциональные показатели
общее недоразвитие речи
ограниченные возможности
сохранение здоровья
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей /Е.Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1986. — 144 c.
2. Гилевич И.М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / И.М. Гилевич, Е.А. Забара. — М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
3. Галкина В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов / В.Б. Галкина, Н.Ю. Холутова // Дефектология. — 1999. — № 4. — С. 50–56.
4. Васильков В.Я. Главное – здоровье детей / В.Я. Васильков // Народное образование. – 1998. – № 3. – С. 175–177.
5. Глазырина Л.Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений / Л.Д. Глазырина. — Минск.: Бетспринт, 1996. — 38 с.
6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Р. Н. Левина. – М.: ДИАЛЕКТИКА, 2006. – 340 с.
7. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко – М.: Педагогика, 1990. – 182 с.
8. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
9. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей / Л.Н. Волошина // Физкультура воспитания, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — 2003. — С. 39–40.
10. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для школьников: Из опыта работы / Э.Й. Адашкявичене. — М.: Просвещение, 1983. — 79 с.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. — М.: Наука, 1990. – 125 с.
12. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. — М.: Институт практической психологии, 1998. — С. 266–313.
13. Базовые физкультурно-спортивные виды: Спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, волейбол): учебное пособие для студ. факультетов физической культуры пед. вузов / И.Н. Григорович, А.Г. Поливаев, А.А. Гераськин, Ю.Д. Железняк. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. — С. 21–90.
14. Железняк Ю.Д. Универсальная система обучения спортивным играм в высшем профессиональном физкультурном образовании / Ю.Д. Железняк // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: Мат-лы IX Междунар. науч-практ конференции. — Смоленск, 2015. — С. 46–48.
15. Поляничко М. В. Организация дополнительного урока физической культуры в младших классах / М.В. Поляничко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта № 3(25), 2007. — С. 60–62.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

В существующих комплексных программах воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях декларируется важное положение о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением функциональных возможностей его организма, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности [1, 2]. Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста [1, 2, 3, 4].

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 1,6 млн детей имеют те или иные отклонения в развитии. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Число больных школьников с первого по восьмой класс возросло в 4 раза.

Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возраста, степени тяжести и структуры ведущего дефекта, по причинам и характеру протекания заболеваний, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [3, 4, 5]. Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности [1, 3].

В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов.

Еще в конце XIX в. возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений [5]. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Р.Е. Левина [6] с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов [7, 8], двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание  показателей физического развития.

Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям [1, 5, 9]. Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.

Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей [1, 10, 11, 12]. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.

Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, выполненная [2, 3, 9] в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III уровня.

Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает большая статическая нагрузка, связанная с большим объемом занятий в школе и дома. В то же время подчеркивается, что движение является биологической потребностью ребенка [1], а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма.

В связи с указанными недостатками выполнялся поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР. Здесь представляется целесообразным в рамках осуществления индивидуального подхода использовать данные личностных характеристик младших школьников для направленного формирования у них мотивации к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.

Принималось во внимание обстоятельство, что важными показателями, определяющими возможности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Однако существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем специфика физического развития учащихся с ОНР III уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывают существенное влияние на функционирование всех систем организма и являются важными критериями здоровья.

В начале эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи. Принималось во внимание, что одним из действенных средств в методике реабилитации взрослых и детей является применение элементов игровой деятельности [12] и спортивно-игровых видов спорта [10, 13, 14]. В соответствии с этим целью исследования является коррекция морфофункционального статуса детей с ОНР путем направленного использования средств игры в баскетбол. Изложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.

Своеобразие предлагаемой экспериментальной программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол и освоения техники основных видов спорта, поскольку считается, что в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями. Программа содержит следующие разделы:

1) комплекс упражнений с элементами баскетбола;

2) комплекс подвижных игр;

3) выполнение заданий на развитие тонкой моторики рук;

4) упражнения для профилактики нарушения зрения;

5) координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;

6) упражнения с элементами фитбол-гимнастики;

7) специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями, в трехфазном ритме, с произношением стихотворных строчек.

Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека.

Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовался комплекс из пяти морфологических и функциональных показателей, отражающих степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью [15].

Поскольку предлагаемые показатели измеряются в различных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов по общепринятым методам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. В положении сидя подсчитывали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее, определяли время задержки дыхания на обычном вдохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 с (Р1) и предлагали выполнить за 45 с 30 глубоких приседаний, вынося руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты восстановительного периода.

В завершение проводился тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма, - сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 с. Проведя эти несложные исследования, высчитали пять показателей (индексов).

1. Индекс Кетле (ИК) свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма.

2. Индекс Робинсона - «двойное произведение» (ДП) говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца.

3. Индекс Скибински (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии.

4. Уровень развития двигательных качеств силы, быстроты и выносливости отражал индекс В.А. Шаповаловой (ИТТТ), он свидетельствовал и о функциональных возможностях кардиореспираторной системы.

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Результаты исследований приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп (Х+х)

Показатели,

единицы

измерения

До эксперимента

    t

 

Р

После   эксперимента

 

t

 

Р

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Индекс

Кетле

228,5+ 7,3

226,9+7,1

0,2

>0,05

298,8+ 6,1

265,2+ 9,5

1,5

>0,05

Индекс

Робинсона

  71,6+ 3,1

59,8+2,1

2,2

<0,05

93,8+ 2,5

82,5+ 2,4

3,2

<0,05

Индекс

Скибински

600,2+43,4

555,2+37,7

0,8

>0,05

1570+86,3

1292+127,2

2,1

<0,05

Индекс

Шаповаловой

  68,9+ 4,2

 66,6+3,0

0,5

>0,05

126,6+4,2

99,2+ 5,4

 1,1

>0,05

Индекс Руфье

   9,8+1,0

 12,7+ 0,7

2,3

<0,05

  5,8+ 0,4

  7,0+ 0,4

2,2

<0,05

Примечание: t расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможностями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.

Прослеживаются достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей. У школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость. В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.

Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы. Морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.

В связи с этим разработанная с учетом дифференцировки признаков нарушения речи коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.

Заключение

Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания повысит уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи. В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.

Рецензенты:

Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны;

Колесник И.С., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.