Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

Кононова Т.М. 1 Горева О.М. 2 Ситева С.С. 2
1 Тюменский государственный институт культуры
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В материале статьи идет речь о признании системы ценностей и ценностных ориентаций личности главенствующей в структуре личностных составляющих, обуславливающей большинство прочих ее структурных свойств. Приводится положение о том, что институт образования, наряду с другими социальными институтами, выполняет и функцию формирования ценностных ориентаций личности. Представлен тезис о важности этапа получения образования в высшей школе в системе формирования ценностей и ценностных ориентаций. Авторская позиция определяется следующим: существуют объективные и субъективные факторы формирования ценностных ориентаций личности. Так, на определенном этапе социализации такие институты, как семья и образование, являются субъективными факторами или детерминантами ее формирования, кроме этого, сама личность в единстве ее биосоциокультурных параметров воздействует на саму себя. Авторы излагают подходы к типологии ценностей и дифференциацию их по таким критериям, как материальные и духовные ценности; жизненные и культурные, первичные, вторичные и третичные; утилитарные и неутилитарные; инструментальные, бытийно-эмпирические и высшие; априорные и апостериорные; прошлые, настоящие и будущие; общественные, национальные, классовые, групповые, индивидуальные, общечеловеческие; инструментальные и терминальные. Авторами особо акцентируется важность процесса и этапа получения образования в вузе для формирования ценностей и ценностных ориентаций молодежи. В статье проведен исчерпывающий анализ многочисленных иcточников и научных направлений данной проблематики.
ценности
ценностные ориентации
личность
институт «образование»
высшее образование
типология ценностей
социализация
1. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. – С. 601 – 628.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М. : АСТ ; Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312 с.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М. : Наука, 1991. – 521 с.
4. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 286 с.
5. Кононова Т.М. Социологическая концепция формирования личности XXI века /монография / Т. М. Кононова ; М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тюменская гос. акад. культуры, искусства и социальных технологий». Тюмень, 2010. – 211 с.
6. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 3-8.
7. Ортега-и-Гассет Х. Новые симптомы / Х. Ортега-и-Гассет // Проблема человека в западной философии : сб. / общ. ред. Ю. Н. Попова. – М. : Прогресс, 1988. – С. 202-207.
8. Риккерт Г. Два пути теории познания / Г. Риккерт // Новые идеи в философии. Сб. 7. Теория познания. – СПб., 1913. – С. 1-79.
9. Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции / П. И. Смирнов // Социологические исследования. – 2004. – № 8. – С. 12-22.
10. Смирнов П.И. От гармонии деятельности к гармонии личности [Электронный ресурс] / П. И. Смирнов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – Т. II, вып. 2. – Режим доступа : http://www. soc. pu. ru/publications/jssa/1999/2/ 8smirnov.html.
11. Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник Ленинградского ун-та. Сер. 6. – 1990. – Вып. 3. – С. 38-43.
12. Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г. М. Андреевой и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 225 с.
13. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992. – 544 с.
14. Таблиашвили З.А. Человек, культура и глобализация / З. А. Таблиашвили, В. Е. Горозия // Человек: соотношение национального и общечеловеческого: сб. материалов междунар. симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Вып. 2 / под ред. В. В. Парцвания. – СПб. : С.-Петерб. филос. общество, 2004. - С. 240-248.
15. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 156 с.
16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998. – 596 с.
Будущее России во многом определяется степенью образованности и профессионализма молодежи, ее гражданской позицией и активным участием в жизни страны. Прогрессивные политики и ученые в странах Запада давно определили, что образование - самое выгодное вложение капитала. Можно выделить следующие закономерности в развитии института «образование» в современную эпоху: интернализация высшего образования, его модернизация, взаимообусловленность образования в мировом масштабе (международные образовательные стандарты, программы, курсы, обучение за рубежом, совместные международные проекты и симпозиумы, международные олимпиады и премии, присоединение России к Болонскому процессу и т.д.). Молодой специалист, получивший образование в XXI веке, должен не только обладать определенными профессиональными навыками и умениями, но и быть личностью с высоким уровнем духовности и нравственности, что обусловлено сформированной системой определенных ценностей.

В данной статье представлены следующие положения: 1. Позиция авторов основана на признании системы ценностей и ценностных ориентаций личности как одной из основных, определяющих большинство остальных структурных ее свойств, диспозиций. 2. Институт образования, наряду с другими социальными институтами, выполняет функцию формирования ценностных ориентаций личности. 3. Особенно важным в системе формирования ценностей и ценностных ориентаций является этап получения образования в высшей школе.

Аксиология, изучающая ценности, ставит целью выявление высших смыслообразующих принципов, являющихся условием возможности различия истинного и ложного в сфере познания, в области этики, в системе добра и зла. Так, А. Шопенгауэр, Г. Лотце, Г. Мюнстенберг [2] определили значимость аксиологического подхода в логических и философских концепциях. Неокантианцы Баденской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт подчеркивали, что философия может развиваться как наука об общеобязательных ценностях. Ценности как долженствование - тезис, выдвинутый данными учеными, которые впервые дифференцируют два понятия - оценка и ценность [8]. Более подробно, в соответствии с феноменологической концепцией аксиологии, М. Шелер [2] определяет ценности как объективные качественные феномены, предписывающие человеку трансцендентные нормы долженствования и оценок, переходящие в имманентные, т. е. личностные, следовательно, существующие в сознании. Он отстаивает идею вечных ценностей, которые, по его мнению, могут исторически изменяться. Состояние ценностного мира личности, по его мнению, зависит от структуры переживания ценностей, присущих данному человеку и существующему социуму. К ценностям высших рангов М. Шелер относит религиозные, эстетические и этические.

Макс Вебер впервые в социологии в анализе действия исходил из того, что каждый человеческий акт осмысливается по отношению к ценностям. Считая основным исходным объектом в социологии социальное действие, Вебер вводит в его характеристику ценностно-рациональное действие, основанное на взаимодействии общезначимых и личностных ценностных систем, определяющих конкретные типы социальных действий [1]. В структурном функционализме Т. Парсонса, истоки которого - в функционалистской традиции Э. Дюркгейма, ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается взаимосогласие [консенсус]. Берутся ценности в основном нравственно-религиозного уровня, сообщая соответствующие качества аппелирующим к ним моральным нормам, придавая им общественную значимость [3]. В конце 1980-х начале 1990-х годов в отечественной науке формируются три направления определения ценностей. Первое трактует ценности как способность удовлетворения потребностей субъекта. Второе, «оценочное», рассматривает ценности в качестве идеала, оценки, познавательного и духовно-практического отношения к объекту. Третье - «значимостное», представляющее ценность как значимость. В «культурологической» концепции [Ю. М. Федоров, Н. З. Чавчавадзе] представлена позиция о том, что культуру составляет мир воплощенных ценностей. П. Сорокин утверждал, что сущностью и основой культуры любого общества являются культурные ценности: «Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [13, с. 544].

В. П. Тугаринов пишет, что ценности  - это явления природы и общества, которые полезны, нужны людям в качестве действительности, цели или идеала [15]. А.Г. Здравомыслов [4] трактует понятие «ценности» в тесной взаимосвязи с потребностями и интересами личности и общества. Самой известной и фундаментальной является теория потребностей А. Маслоу [12], выделяющая пять уровней жизненных потребностей: 1) Элементарные физиологические - низшая ступень; 2) Потребность в безопасности и защите; 3) Потребность в социальных связях - общении, любви; 4) Потребности в оценке, социальном статусе; 5) Потребность в самоактуализации, самореализации - высшая ступень.

Следует отметить, что существуют объективные и субъективные факторы формирования ценностных ориентаций личности. Так, на определенном этапе социализации такие институты, как семья и образование, являются субъективными факторами или детерминантами ее формирования, кроме этого, сама личность в единстве ее биосоциокультурных параметров воздействует на саму себя.

А. Г. Здравомыслов уточняет, что независимость от сознания и воли человека не означает независимости от сознания и воли общества. Объективное и субъективное может меняться местами. Интересы - выражение потребностей, приспособившихся к обществу. В результате вырабатывается личностная шкала ценностей. Поскольку ценности связаны с выбором, следовательно, сколько существует людей, столько же и шкал ценностей [4].

Проблема типологии ценностей в данный период вызывает наибольший интерес. Их дифференцируют по таким критериям, как материальные и духовные ценности [О.Г. Дробницкий]; ценности жизненные и культурные [В. П. Тугаринов], первичные, вторичные и третичные ценности [В. Брожик]; утилитарные и неутилитарные; инструментальные, бытийно-эмпирические и высшие; априорные и апостериорные; прошлые, настоящие и будущие; общественные, национальные, классовые, групповые, индивидуальные, общечеловеческие; инструментальные и терминальные [по Рокичу]. Отечественные исследователи Н. И. Лапин, В. А. Ядов, Н. Ф. Наумова подразделяют ценности на инструментальные и терминальные [6, 12].

В. А. Ядов производит разделение терминальных ценностей на стабильное «ядро», состоящее из ценностей высокого ранга (мир, хорошая обстановка в семье, семья, здоровье, жизнь, полная удовольствий, работа) и «периферийные» ценности (жизненная мудрость, красота, любовь, свобода, творчество) [16]. Н. Ф. Наумова, руководствуясь результатами исследований [1968-1982 гг.], в терминальных ценностях определяет «ядро» [в сфере труда - творчество, доброжелательность, независимость, хороший заработок, надежное будущее]; «периферию» [уважение людей, общественная польза, не очень тяжелый труд, профессиональное совершенствование] и «хвост», ценности, которые никогда не попадут в «ядро» [6].

Н. И. Лапиным проводятся исследования ценностей в 1990 и 1994 годах, в итоге которых в качестве терминальных определяются: нравственность, семья, общение, работа, жизнь, свобода и благополучие человека; как инструментальные - законность, самопожертвование, традиционность, независимость, инициативность, вольность, авторитетность [6, с. 4]. Таблиашвили З. А., Горозия В. Е. [14] определяют ценности как «оценки идеального объекта в терминах «хорошо» и «плохо», это - представления о том, что желательно и необходимо... В ценности всегда выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [14, с.240-248]. Таблиашвили З.А., Горозия В.Е. различают ценности по их предметному содержанию [духовные и материальные; экономические, социальные, политические и т. п.], по роли в жизнедеятельности индивида [терминальные и инструментальные], по функциям в конкретной ситуации общества [интегрирующие и дифференцирующие] и т.д. Но одна и та же ценность, по мнению исследователей, может выполнять разные функции на различных стадиях развития общества и в различных социальных ситуациях.

В культуре каждой общности существуют собственные системы ценностей. Кризис системы ценностей означает изменение их внутренних структур. «Ценности культуры не погибли, - отмечал в сходной ситуации Хосе Ортега-и-Гассет, - однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии» [7, с. 206]. «Моральные ценности и нормы -  очень важные явления в жизни индивида и общества. Именно через эти категории осуществляется регулирование жизни индивидов и общества. И ценности, и нормы «вплетены» в общество» [14, с. 240-248].

Подробную характеристику системе ценностей дает П. И. Смирнов, приводя утверждение представителей структурно-функционального направления о том, что в основе социальных систем лежат определенные системы ценностей [11].

Концепция социальной значимости человека как основной личностной ценности позволяет выявить основные ценности общества. Социальная значимость - способность оказывать воздействие на ход событий в обществе - является главным стимулом деятельности людей как социальных субъектов. П. И. Смирнов использует авторское понятие модусов [форм проявления или существования] социальной значимости [власть или богатство, например]. Ученым определено пять групп социальных ценностей, сформулированных на базе концепции социальной значимости [9, 10].

В вышеизложенной концепции, при всей ее значимости, следует учитывать и то, что ценности являются подвижным качеством личности, т.к. могут трансформироваться на определенном этапе ее жизнедеятельности и под влиянием конкретных социально-исторических условий. Более того, ценности сами по себе не являются стимулом деятельности субъекта и не определяют направленность этой деятельности. Побудительным мотивом любого вида социальной активности личности является ценностная ориентация, представляющая собой систему приоритетных ценностей на определенной фазе исполнения социально-ролевой функции. Так, например, при выборе вуза, специальности, определенной сферы деятельности и т.д. разные приоритеты формируют определенные ценностные ориентации на тот или иной вид деятельности.

Ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В их формировании участвует весь прошлый опыт индивида. Ценности носят непостоянный характер, они меняются в процессе деятельности.  трансформируясь в связи с тем, что на ранних этапах социализации постепенно усваиваются новые системы ценностей, изменяющиеся из поколения в поколение.

Процесс формирования ориентаций можно характеризовать как действие, состоящее из элементов: объекта (ориентира), на которое направлено действие, объективной стороны, то есть способа совершения действия, субъективной стороны, то есть отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Можно предположить, что процесс ориентации представляет собой несколько фаз: 1. Присвоение ценностей общества личностью. 2. Преобразование личности на основе присвоения ценностей. 3. Прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Необходимо отметить, что на всех этапах развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно.

В настоящее время идет речь о разрушении ценностей в массовом сознании и жизни общества, об изменении ценностных ориентаций личности, поскольку в социуме, где материальное благополучие и обогащение стало смыслом и жизненной философией существования, формируется определенная культура и жизненные потребности молодежи.

СМИ, в особенности интернет и соцсети - это те средства и факторы, которые являются главным инструментом формирования духовных ценностей, социальных установок новых поколений. Сегодня культ материального, а не духовного, вещизм становятся универсальным и повсеместным, а классическое трактуется как архаичное. Важные во все времена и эпохи понятия «моя родина», «мой город», «мой дом» становятся малозначимыми и утрачиваются.

Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи является актуальной, поскольку в динамике общественного развития молодежь занимает наиважнейшую позицию и ценности, которые будут для молодежи самыми значимыми, сыграют в развитии социума главенствующую роль.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, зависит будущее состояние общества. Завтрашний день России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в жизни страны. Образование - самое выгодное вложение капитала. Но, получая образование, молодой специалист не просто должен обладать определенными профессиональными навыками и умениями, а также быть мобильным, способным оперативно решать нестандартные проблемы, ориентироваться в сложной системе новых общественных отношений, высоко духовным и нравственным человеком [5].

Процесс обучения и воспитания студентов в вузе предполагает создание гуманистической системы, совершенствование работы студенческих научных обществ, формирования у будущих специалистов чувства патриотизма, политической культуры, развитие клубной и досуговой деятельности, поддержку студенческих объединений. Образование, следовательно, выполняет функции формирования ряда новых личностных качеств человека - критического отношения к себе, к своим стереотипам и привычкам, осознания необходимости преодоления косных взглядов, формирования ценностных ориентаций, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество. Ведущая роль в этих процессах принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель служит примером для молодого поколения. Личностно-ориентированная образовательная концепция становится необходимым условием качественного образования, ставит в центр интересы обучаемого, его индивидуальные особенности, потребности и мотивы, и главной целью в данном случае становится воспитание ценностных ориентаций личности будущего специалиста нового века.

Таким образом, образование в России должно сохранить лучшие традиции, в соответствии с которыми в образовательной парадигме происходит формирование новой личности с высоким уровнем нравственных ценностей: личностную ориентированность; гуманистическую направленность; гражданскую ответственность; патриотическую составляющую; толерантность; духовную суверенность.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Кононова Т.М., Горева О.М., Ситева С.С. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21398 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074