Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТЕ

Главатских М.М. 1 Казарина Н.Г. 1
1 ФГБОУ «Удмуртский государственный университет»
Социальные представления – ключевое понятие в таких науках, как социология, психология, антропология, но, как и многие другие социальные явления, мало изучено. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке из 100 школьников с применением ассоциативного эксперимента. В статье приводятся результаты исследования социальных представлений о конфликте конструктивно и деструктивно разрешающих конфликты подростков, представлен пример анализа структуры социальных представлений. Обнаружены существенные различия в структуре социальных представлений у школьников с разным типом поведения в конфликте. Именно социальные представления составляют основу межсубъектных отношений и являются ведущей характеристикой общественного и индивидуального сознания. Процессы конструирования смысловых образований понимаются не только как объяснительные модели, применяемые человеком для конструирования внешнего мира в социальном познании, но и как проявления внутренней картины мира, как побуждение к контролю над этим миром и, как следствие, определенные действия в конфликте. Результаты исследования вносят вклад в понимание развития отношений подростков в детской субкультуре.
структура социального представления
методы исследования
социальные представления
разрешение конфликтов
подростки
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: МПСИ, 2000. – 416 с.
2. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2009. – 48 с.
3. Леонов Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Пермь, 1996. – 208 с.
4. Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16, № 2. – С.3-14.
5. Abric J.C. M´ ethodologie de recueil des repr´ esentationssociales, pratiquessociales et repr´ esentations // Paris: Presses Universitaires de France, 1994. – 178 p.
6. Hogg M. A. and Abrams D. Social Identifications // A Social Psychology of Intergroup Relations and Group Processes. London: Routledge, 1998. – 146 p.
7. Varela F. J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind // Cognitive Science and Human Experience. Cambridge: The MIT Press, 1991.– 345 p.
Анализируя историю изучения понятия «социальные представления» [2,4,6,7], можно сказать, что социальные представления - это разделяемые большинством людей знания, которые образуются путем коммуникации в пределах групп и усвоения новой системы взглядов. Следовательно, социальные представления могут служить основой для интерпретации и понимания поведения людей в группе, групповых отношений.

Подростковый возраст представляет интерес для исследования представлений о конфликте, поскольку, с одной стороны, это возраст формирования представлений о сложных и противоречивых явлениях окружающего мира, а с другой - подростковая среда изобилует межличностными и внутренними конфликтами.

Особый интерес вызывает исследование когнитивной интерпретации конфликта  младшими подростками в связи с их реальным поведением в конфликте, поскольку, согласно теории С.Московичи, социальные представления составляют основу межсубъектных отношений и являются ведущей характеристикой общественного и индивидуального сознания [2].

Итак, целью нашего исследования было сравнение социальных представлений о конфликте младших подростков с конструктивным и деструктивным типом поведения в конфликте.

Выборку исследования составили 100 человек, учащихся 7-х классов.

Методы исследования. Для анализа представлений о конфликте был использован метод свободных ассоциаций (ассоциации к слову «конфликт»), в основе анализа результатов  лежат  частота проявлений ассоциативных понятий к слову-стимулу в ответах испытуемых и ранг этого понятия относительно других.

Предварительно методом экспертной оценки (экспертами выступали педагоги), основываясь на карте налюдений за поведением в конфликте (автор Леонов Н.И.), подростки были разделены на 3 группы: группа «конструктивные», группа «амбивалентные» и группа «деструктивные» [3] .

Для дальнейшего анализа мы использовали результаты крайних групп: «конструктивные» и «деструктивные».

Группу «конструктивные» составили ученики, у которых в ситуации конфликта эксперты отметили  стремление  к сохранению контакта и сотрудничеству, совместному с оппонентом поиску  вариантов разрешения ситуации с учетом интересов сторон, позитивную активность в конфликте.

Группу «деструктивные» составили те ученики, которые в конфликтных отношениях со сверстником проявляют вербальную и/или физическую агрессию, оказывая давление на оппонента для достижения своих целей.

Результаты и их обсуждение. Итак, рассмотрим представление о конфликте каждой из названных выше групп. Было выявлено, что между группами существуют общие и различные смысловые аспекты представления о конфликте.

Согласно теории социальных представлений, элементы ядра представления, которые во многом задают структуру  всего представления, заданы культурой, коллективной памятью, ценностями и нормами сообщества, в которые включены респонденты. В рамках нашего исследования детской субкультурой, понимаемой как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития, отличающееся собственным языком, формами взаимодействия, моральными регуляторами поведения от культуры взрослых [1]. В ядро входят высокочастотные и перворанговые ассоциации к слову-стимулу.

В группе «деструктивные» в ядро понятия вошли взаимоисключающие, внутренне противоречивые утверждения: с одной стороны, «драка», «мордобой», «разборка», «разрушение», а с другой стороны - «люди», «друзья», «прогулка».

Эта противоречивость репрезентации конфликта говорит о стадии формирования понятия «конфликт» для этой возрастной группы, неустоявшихся пока представлениях о таком сложном социальном явлении, как межличностный конфликт.

«Драка», «мордобой», «разборка» и «разрушение» - это первая по выраженности категория ассоциаций подростков этой группы. Эти ассоциации как элементы ядра связаны с характерной  для данной группы активной, но негативной позицией в конфликте. Это, по сути, категория реактивного поведения в ситуации конфликта - физическая агрессия и давление на оппонента. Это стратегия враждебности и борьбы.

Элементы ядра «люди», «друзья», «прогулка», «знакомство» являются пространственно-временной характеристикой (категория «ситуации») и указывает на оценку конфликта как обыденного и  эмоционально положительного  явления.

Итак, в данной группе ядро представления о конфликте образуют  понятия, относящиеся к двум  категориям:

  • агрессивное поведение, борьба;
  • эмоционально положительные ситуации.

Обращает на себя внимание не только противоречивость, но и когнитивная бедность представления о конфликте в группе «деструктивные».

Если ядро представления задается культурой сообщества, то периферическая зона имеет отношение уже не к транслируемым культурой представлениям, но связана с индивидуальным жизненным опытом. Именно периферическая зона обеспечивает адаптивность представлений новой изменяющейся реальности [5].

В периферическую зону в данной группе вошли такие ассоциации, как «ссора», «смерть», «ругань», «мат», «обзывательство», «обязьянник», «провокация». Анализ содержания периферической зоны  указывает на намечающуюся трансформацию представлений о конфликте в данной группе (пока это позиция меньшинства). А именно: появляется элемент, относящийся к другому типу поведения - по-прежнему агрессия, но уже вербальная, не физическая («ругань, мат, обзывательство»). Появляется и  новая категория в представлении - «инициаторы, причины» конфликта (понятие «провокация»). С одной стороны, провокация как элемент представления указывает на то, что  ответственность атрибутируется другому лицу (вынужденное поведение, «спровоцировали»), с другой стороны, появление  категории «причина» - это появление  рефлексивного момента в структуре представления о конфликте.

Таким образом, внутри группы «деструктивных» от ядра к периферии происходит  расширение представления и намечается его трансформация.

Все это указывает на возможное и уместное в данном возрасте формирование и развитие рефлексивного (причины конфликта, осознание противоречий) и регулятивного (неприменение физической агрессии принятие ответственности за поведение) компонентов конфликтой компетентности у младших подростков с детруктивным поведением в конфликте.

Как мы видим, в представление о конфликте в группе «деструктивных» не включены ни такие категории, как «состояния, переживания, чувства» участников конфликта, ни представление о сотрудничестве как возможном поведении в конфликте.

Обратимся к представлениям о конфликте в группе «конструктивных». Обращает на себя внимание тот факт, что и здесь ядро представления так же, как в группе «деструктивных», составляют элементы, обозначающие  реактивное поведение - «драка», «ссора», «спор», но эта категория вторична по выраженности. В ядре появляется новая категория - «состояния, переживания, чувства», а именно:  появляются элементы «печаль», «грусть», «обида», «расстройство», «досада», которые не несут агрессивного содержания. И именно эта категория первична по выраженности у представителей данной группы.

Еще один новый элемент ядра в группе «конструктивных» - «проблемы», что указывает на представление о конфликте как сложной, трудной жизненной ситуации, требующей разрешения.

Таким образом, исходя из анализа общих элементов ядра в группах «конструктивных» и «деструктивных», можно утверждать, что культурным контекстом задается представление о конфликте, в первую очередь, как о «драке, ссоре», то есть акцентируется негативный потенциал конфликта. Уместно обратиться в этой связи к существующей в нашем обществе и в том числе школьном педагогическом сообществе конфликтофобии - страху перед конфликтом, что связано именно с представлением о конфликте как о разрушительной стихии. И тогда важная задача психологического сопровождения образования - акцент на позитивном потенциале конфликта, не на изегании и замалчивании  конфликта, а на управлении им.

Проанализируем периферическую зону представлений о конфликте в группе «конструктивных». В периферической зоне появляются такие элементы представления о конфликте, как «двойка» (категория «причина», рефлексивный момент), и новая категория - «разрешение конфликта»: это элементы представления «месть» и «примирение». Нам представляется важным то, что здесь впервые обозначается позитивный потенциал  конфликта.

И, наконец, в периферической зоне  представлены элементы «плохие слова, ругательство, обзывательство, крики» (категория «вербальная агрессия), «страх, паника, ужас» (категория «состояния, переживания,чувства) и «лень, ложь» (категория «причина»). Как мы видим, представление о конфликте в группе «конструктивных» более когнитивно насыщенно. Тенденция к изменениям (от ядра к периферии) свзана с появлением элемента возможного позитивного исхода конфликта.

Интересно, что ассоциация с паникой и страхом представлена в индивидуальном опыте респондентов группы «конструктивных» (периферическая зона), в то время как для большинства характерны ассоциации с «печалью, грустью, досадой» (ядро).

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Культурой сообщества задается представление о конфликте как о «драке» и «ссоре», то есть явлении с негативным потенциалом.
  2. Представление о конфликте в группе «деструктивные» отличается когнитивной бедностью и сводится к синонимичности конфликта вербальной и речевой агрессии.
  3. В группе «конструктивных» в структуру представления о конфликте включен эмоциональный компонент - те переживания и чувства, которые возникают в конфликте. Это указывает на большую осознанность и рефлективность представления относительно группы «деструктивных».
  4. В обеих группах от ядра к периферии отмечается трансформация суждений о конфликте в сторону большей когнитивной насыщенности и рефлективности. Эта тенденция задает вектор деятельности педагогам и психологам в целях развития личности младшего подростка.

Рецензенты:

Леонов Н.И., д.псх.н., профессор, вице-президент Российского психологического общества, зав. кафедрой социальной психологии и конфликтологии ФГБОУ «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;

Грязнов А.Н., д.псх.н., профессор, с.н.с. Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, ФГБОУ «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Главатских М.М., Казарина Н.Г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21379 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074