Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Горева О.М. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Особое место в системе экономической безопасности государства занимает нефтегазовая отрасль, ввиду чего весьма актуальным становится вопрос развития региональных нефтегазовых ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов для данной стратегически важной отрасли производства. Предназначение ВУЗа в современных условиях заключается в создании условий для творческой самореализации преподавателей, готовящих профессионалов, что влечет модернизацию парадигмы развития образования, которая представляет современную концепцию образования, заключающуюся в переходе от учения к обучению, от передачи знания к формированию способности самостоятельного обучения с целью адаптации в глобальном обществе. Важное значение приобретают инновации в структуре и содержании обучения, что непосредственно связано с выбором студентом не только образовательной программы, но и последовательности изучения дисциплин, курсов по выбору, преподавателей, формирование индивидуального учебного плана.
качество образования
инновационные технологии
студенчество
региональные вузы
модернизация образования
образование
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Социальная трансформация: хрестоматия. - Москва, 1994. - . Ч. 1. - 147 с.
2. Болотов В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в условиях социальных перемен: афтореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. А. Болотов. – Санкт-Петербург, 2001 – 48 с.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер. - Москва, 1991. - 130 с.
4. Горева О.М. Инновационные технологии управленческого контроля на виртуальном пространстве качества дистанционной формы вузовского образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. соц. н. / Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2008. – 27 с.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. - Москва, 1994. – 372 с.
6. Зиммель Г. Избранное / Г. Зиммель.- Москва: Юристъ, 1996. - 608 с.
7. Конт О. Общий обзор позитивизма / О. Конт // Западноевропейская социология XIX века. – Москва, 1999.
8. Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования» / Н. Г. Никокошева // Педагогическое образование. - 2008. - № 2.
9. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - Москва, 1997. - С. 127.
10. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления: в вопросах и ответах / М. М. Поташник; Рос. акад. образования. - Москва: Пед. общество России, 2002. - 351 с.
11. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева. – Москва: АПО, 1998.
12. Якушев А. И. Основы функциональной взаимозаменяемости и опыт ее применения для повышения качества машин: материалы конференции /А. И. Якушев // ЕОКК: методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). – Москва, 1972. - С. 106.

В современной общественной жизни образование начинает играть основообразующую роль во взаимодействии с экономикой, культурой, политикой, становясь фактором общественного развития. Первоначально образование рассматривалось с точки зрения социального контроля и воспроизводства. О. Конт утверждал, что образование выполняет функцию передачи знаний, способствующую воспроизводству нормативных порядков и устойчивости в социуме [7]. По мнению Э. Дюркгейма, образование – это «образ общества, которое имитирует его и воспроизводит в сокращенных формах» [5]. В свою очередь, М. Вебер рассматривал образование с позиции личного, субъективного мира индивида на уровне жизненного опыта и считал, что «основная миссия образования – в приучении напряженно размышлять о жизни вообще, о ценности знания и необходимости усилий для достижения общего блага» [3].

Г. Зиммель, изучая образование с позиции концепции социального взаимодействия, подчеркивал, что «…прогресс воспитания можно измерить не силой воздействия учителя на ученика, а силой обратного действия, оказываемого пассивной стороной (учеником) на активную сторону (учителя)», при этом важной является оценка условий организации взаимодействия как обучающихся, так и преподавателей [6]. У Т. Парсонса образование выступало в роли института социализации личности. Он отмечал, что основной его целью является усвоение естественных, гуманитарных и социальных дисциплин [9]. По мере развития общества роль образования становится все более ощущаемой, в связи, с чем меняются его функции. С точки зрения Д. Белла, образование в глобализирующемся обществе перестает быть средством усвоения готовых знаний, а становится способом информационного обмена личности с окружающим миром на протяжении всей жизни, при этом обмен предполагает не только усвоение, но и передачу информации в обмен на полученную [1]. Следовательно, образование начинает выполнять новую функцию, заключающуюся в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к интеллектуальному труду в современном обществе.

Роль повышения качества образования становится краеугольным камнем дальнейшего развития высшей школы. Впервые введенное в России понятие «качество образования» привело к большому количеству различных практик контроля, инициировало разработки теоретических концепций качества образования [4]. В энциклопедии профессионального образования под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить [11]. Так, по мнению В. Болотова именно качество образования подразумевает развитие образования для наиболее полного соответствия деятельности ВУЗов потребностям общества [2]. По мнению Н. Никокошевой: «Качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства» [8]. Схожей точки зрения придерживается А. Якушев, определяя качество как совокупность свойств, способствующих удовлетворению потребностей в соответствии с их назначением [12]. К сожалению, иной точки зрения придерживается М. Поташник, считая, что для определения качества недостаточно результата, необходима оценка соотношения цели и результата. На его взгляд, нечеткость понятия «качество образования» вызвана нарушением требования операциональной постановки цели, а именно «...для определения качества образования требование операциональной постановки цели и операционального формулирования результата является обязательным. При невыполнении этого требования качество образования просто невозможно определить» [10]. Следовательно, повышение качества образования становится важным фактором социальных трансформаций в деятельности ВУЗов.

Для выявления уровня удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса, автором был проведен социологический опрос студентов Тюменского государственного нефтегазового университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета и Ухтинского государственного технического университета. Учитывая, что качество образования является многофакторным и многоаспектным понятием, анализ мнений студентов об удовлетворенности качеством образования, который предполагал не только качества организации учебного процесса, но и удовлетворенность студенческой жизнью в целом.

Таблица

Удовлетворенность студенческой жизнью, %

Варианты ответов

ТюмГНГУ

УГНТУ

УГТУ

Полностью удовлетворён

37,4

26,7

22,1

Скорее удовлетворён

36,9

48,5

56,3

Не очень удовлетворён

16,2

14,9

14,7

Совсем не удовлетворён

3,9

4,0

3,5

Затрудняюсь ответить

5,6

5,9

3,4

Как видим, большинство студентов удовлетворены студенческой жизнью. Полностью удовлетворены 37,4% студентов Тюменского государственного нефтегазового университета и в большей степени склоняются к этому мнению 36,9% опрошенных. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете и Ухтинском государственном техническом университете большинство студентов «скорее удовлетворены» своей студенческой жизнью: в Уфимском государственном нефтяном техническом университете – 48,5%; в Ухтинском государственном техническом университете – 56,3%, при этом полностью удовлетворены 26,7% и 22,1% респондентов соответственно. Совсем не удовлетворенных студенческой жизнью оказалось не более 4% респондентов в каждом из вузов. Распределение числа респондентов, удовлетворенных студенческой жизнью в зависимости от курса обучения, показало, что практически все студенты первого курса, не пожалели о том, что пришли в данный ВУЗ. Однако на втором курсе доля считающих снизилась, что, видимо, связано с погружением в самостоятельную «взрослую» жизнь, с пришедшим пониманием собственной ответственности за качество получаемого образования и результаты своей учебы (рис. 1). На 3-4 курсе число студентов, назвавших свою студенческую жизнь вполне удовлетворительной, снова возрастает, хотя и не достигает количества респондентов 1 курса.

Рис.1. Удовлетворенность студенческой жизнью в зависимости от курса обучения, %

К выпускному курсу доля несколько снижается (в среднем 76,1, 73,9 и 80% соответственно), что, объясняется тем, что выпускники более требовательно начинают подходить к своей студенческой жизни, понимая, что вскоре у них начнется еще более «взрослая» жизнь, в которой им предстоит трудоустройство, подтверждение своих профессиональных компетенций, знаний и навыков, полученных в ВУЗе с тем, чтобы получить интересную работу, сделать карьеру и найти свое место в жизни.

Одновременно был задан вопрос, почему именно этот ВУЗ стал для респондентов наиболее предпочтительным: 25,5% респондентов в Тюменском государственном нефтегазовом университете, 17,6% – в Уфимском государственном нефтяном техническом университете и 17,5% респондентов в Ухтинском государственном техническом университете отметили, что в ВУЗе дают хорошее образование. На втором месте среди мотивов выбора ВУЗа – желание посвятить себя работе в профильной для ВУЗа отрасли. Среди приоритетных были выделены такие обоснования своего выбора, как престиж и имидж ВУЗа, обозначенные тем, что, будучи абитуриентами, сегодняшние студенты слышали о ВУЗе много хорошего. Таким образом, выбор данного ВУЗа в первую очередь вызван качеством образовательных услуг, возможностью получить хорошее образование, за которым стоит возможность дальнейшего трудоустройства и карьерные ожидания респондентов. Большинство респондентов считают, что учиться в выбранных ими ВУЗах престижно. Практически единогласно данное мнение разделяют студенты Уфимского государственного нефтяного технического университета – 91,1%, в Тюменском государственном нефтегазовом университете таковых 64,7%, в Ухтинском государственном техническом университете – 57,1% соответственно. Не разделяют этого мнения лишь 2% студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета, 3% студентов Тюменского государственного нефтегазового университета и 4,3% студентов Ухтинского государственного технического университета.

Результаты опроса показали, что студенты считают, что высшее образование в сочетании с собственными целеустремленностью, упорством и трудолюбием являются необходимыми составляющими жизненного успеха. Безусловно, есть и те, у кого несколько иная точка зрения на получение профессионального образования, тем не менее, интерес к учебе проявляет основное количество студентов – не менее 83% в Тюменском государственном нефтегазовом университете, 75,3% в Уфимском государственном нефтяном техническом университете и 78,8% в Ухтинском государственном техническом университете соответственно.

Рис. 2. Интерес респондентов к учебе, %

Сравнивая мнения студентов относительно их заинтересованности в учебе в зависимости от курса обучения, автор считает, что наиболее явно выраженный интерес к учебе высказали студенты первого и последнего курсов. В Ухтинском государственном техническом университете с большим энтузиазмом к учебе относятся 45,5% первокурсников и 46,7% студентов 4 курса; в Уфимском государственном нефтяном техническом университете – 50% и 58,8%, в Тюменском государственном нефтегазовом университете – 47,8% и 52,8% соответственно. Данный факт в первую очередь можно связать с тем, что, начиная со второго курса, привыкнув к учебному процессу, молодые люди начинают искать новые сферы приложения своих устремлений: дополнительное образование, занятия научной, общественной деятельностью, в связи, с чем их интерес к учебе отходит на второй план. В меньшей степени это характерно для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета, которые независимо от курса обучения считают учебу в ВУЗе приоритетной. Тем не менее, практически каждый пятый студент выпускного курса в анализируемых вузах отмечает полное или частичное отсутствие интереса к учебе. Автор связывает это в первую очередь с тем, что к выпускному курсу основная масса студентов либо подрабатывает, либо начали строить профессиональную карьеру. Во многом необходимость подработки обуславливается и сложным материальным положением студентов, которые вынуждены оплачивать свое обучение в ВУЗе. Более того, к этому времени, полученные в ВУЗе знания, умения и навыки уже достаточны для возможного поиска работы и могут быть применены на практике.

Одним из факторов, влияющих на качество образования, является оценка студентами профессионального уровня преподавателей. Проведенный анализ мнений студентов показал, что студенты всех ВУЗов оценивают профессиональный уровень преподавателей достаточно высоко. Так, в Тюменском государственном нефтегазовом университете высокую оценку профессиональному уровню преподавателей дали от 51,1% до 56,1% студентов независимо от специфики дисциплин, при этом высока и доля студентов, оценивших профессиональный уровень преподавателей как средний – от 32,5% до 38,7% респондентов в зависимости от ВУЗа. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете и Ухтинском государственном техническом университете более 65% студентов считают профессиональный уровень преподавателей естественно-научных, математических, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций высоким и только от 15,6% до 27,2% – средним. Мнение студентов о преподавателях общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в Уфимском государственном нефтяном техническом университете разделилось между высокой (48,5%) и средней (43,5%) оценками. Таким образом, о низком преподавательском мастерстве заявили не более 6% респондентов и около 6 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Качество образования зависит как от технической оснащенности учебного процесса, так и от применения интерактивных форм обучения. Применение инновационных методов обучения и технических средств позволяют повысить эффективность реализации образовательного процесса. Учебные занятия с использованием активных форм (диалоговые лекции, деловые игры и др.) проводятся в каждом из университетов – так считают 40,3% студентов Тюменского государственного нефтегазового университета, 48,6% студентов Ухтинского государственного технического университета и 36,6% студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. Также студенты в качестве инновационных форм обучения отметили и внедрение в ВУЗе рейтинговой системы оценки успеваемости студентов – 81,2% респондентов в Уфимском государственном нефтяном техническом университете, 66,8% в Тюменском государственном нефтегазовом университете и 75,3% в Ухтинском государственном техническом университете соответственно. Практически все респонденты независимо от направления подготовки отметили использование преподавателями в учебном процессе активных методов обучения. Чаще всего активные методы обучения используют преподаватели, ведущие занятия на социально-экономических направлениях подготовки (так считают 27% респондентов Уфимского государственного нефтяного технического университета, 30,3% респондентов в Ухтинского государственного технического университета и 28,7% респондентов Тюменского государственного нефтегазового университета); студенты же технических направлений подготовки чаще других в ходе учебных занятий используют инновационные технические средства – учебное телевидение, виртуальные тренажеры, интернет технологии и т.п.

Еще одним важным фактором по обеспечению качества образования в ВУЗе является индивидуализация образовательного процесса. Наиболее часто, по мнению студентов, индивидуальный подход при реализации обучения осуществляется в Тюменском государственном нефтегазовом университете (35% респондентов указали на возможность выбора изучаемых дисциплин, 30,9% указали предоставляемую вузом возможность выбора преподавателя, 50,1% респондентов – на возможность обучения по индивидуальным планам), студенты Уфимского государственного нефтяного технического университета также отметили такие возможности, но значительно реже – лишь 27,3% отметили возможность выбора изучаемых дисциплин, 26% указали на возможность выбора преподавателя и 35,6% респондентов отметили возможность обучения по индивидуальным учебным планам. В Ухтинском государственном техническом университете практически половина (46,3%) студентов отметили возможность обучения по индивидуальным учебным планам, только 11,7% респондентов указали на возможность выбора изучаемых дисциплин и 6,9% информированы о возможности выбора преподавателя.

Определив степень удовлетворенности студентов организацией учебного процесса, необходимо выявить уровень их активности, готовность прикладывать усилия для развития своего научного, творческого потенциала для расширения своих профессиональных компетенций. Именно активность дает студентам шанс не только дополнительно зарабатывать, но и способствует оперативному использованию получаемых в ВУЗе знаний на практике, увеличивает интерес к учебе, стимулирует самообразование и осуществление самостоятельных научных разработок. Постоянно или иногда совмещают работу с учебой 50,3% студентов Тюменского государственного нефтегазового университета, 46,5% студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета и 47,4% студентов Ухтинского государственного технического университета. Таким образом, можно констатировать высокий уровень удовлетворенности студентов созданными в ВУЗах условиями, обеспечивающими реализацию образовательного процесса, так как они оказались в полной мере удовлетворены организацией учебного процесса и профессиональным уровнем преподавателей.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Горева О.М. КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21345 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074