Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СЮЖЕТЫ ФОЛЬКЛОРА КУРДАКСКО-САРГАТСКИХ И ТАРСКИХ ТАТАР

Уразалеев Р.Ф. 1
1 БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 119»
В статье описываются сюжеты, встречающиеся в фольклоре курдакско-саргатских и тарских татар. Как показали материалы этнографических экспедиций, наиболее полно в них представлены жанры и сюжеты устных народных преданий, легенд, бытовые и мифологических рассказы, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Классический эпос фактически не сохранился. Интересными по содержанию и композиции являются сибирско-татарские баиты. Самобытными, местными по сюжетной тематике являются сказки о животных. Процент песен на местных диалектах татар небольшой, и можно говорить о полном вытеснении этого жанра в наши дни музыкальной культурой казанских татар.
песни
баит
эпос
бытовые и мифологические рассказы
легенды
устные предания
тексты
былички
фольклор
сюжеты и образы
курдакско-саргатские и тарские татары
1. Архив МАЭ ОмГУ. Ф.I. Папки 1-13, 2-2, 2-19, 11-4, 73-2.
2. Ахметова Ф. Еще о дастанах в татарском фольклоре // Идель. – Казань, 1999. – № 12. – С. 58–61.
3. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Русское устное народное творчество: хрестоматия по фольклористике. – М., 2003. – 710 с.
4. Замалетдинов Л.Ш. Замалетдинов Л. Татарские народные сказки // Идель. – Казань, 1999. – № 4. – С. 34–37.
5. Исхакова С.М., Валеев Ф.Т. К вопросу о роли фольклора в историко-этнографическом изучении сибирских татар // Этнокультурные явления в Западной Сибири. – Томск, 1978. – С. 154–182.
6. Корусенко С.Н. Историческая память сибирских татар: информативность и достоверность // Интеграция археологических и этнографических исследований. – Омск, 2003. – С. 108–110.
7. Лосева З.К., Томилов Н.А. Легенды и исторические предания иртышских татар // Духовная культура народов Сибири. – Томск, 1980. – С. 18–30.
8. Полевые материалы автора, 2004г., с. Карагай Вагайского района Тюменской области, информант Мирятова Мучароба Алеевна, 1927 г.р.
9. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1998. – 703 с.
Фольклор - это отражение народного мировоззрения. Произошедшие в прошлом и трансформировавшиеся в народном сознании в течение определенного времени исторические события, образы исторических персонажей, различные стороны народной культуры преломляются в свете сюжетной канвы и раскрывают перед нами в полной мере главную идею, событийность, эмоциональную окраску жанров повествовательной поэзии. Фольклорные сюжеты не возникают на пустом месте, есть логический механизм их появления и бытования. Как отмечал А.Н. Веселовский, «сюжеты - это сложные схемы, в образности которых обобщались известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности» [3, с. 170].

Целью данной работы является выявление сюжетного разнообразия фольклора курдакско-саргатских и тарских татар - двух групп сибирских тюрок, расселенных в северных районах Омской области и частично в Вагайском районе Тюменской области. При написании статьи автор обращался к записям фольклорных текстов из архива Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (МАЭ ОмГУ) [1]. В научный оборот также введены устные материалы из личного архива автора [8].

К настоящему времени многие фольклорные шедевры курдакско-саргатских и тарских татар утрачены или известны в упрощенных обрывочных вариантах. Еще в 1980 г. исследователи З.К. Лосева и Н.А. Томилов отметили «...разную степень знания нашими информаторами подробного содержания сказаний (йомак). Обычно рассказ местных жителей носил упрощенный характер пересказа. Цикл героических сказаний быстро сокращался еще в 1930-х годах, тогда же сужался и круг исполнителей их. Нам пересказывали фольклорные сюжеты уже не специальные сказочники, а простые жители, слышавшие сказания от людей старшего поколения» [7, с. 20-21].

Ранняя повествовательная проза сибирских татар сформировалась в глубокой древности и связана с мифопоэтическим осмыслением картины мира. Близость к природе, чувство родства с ней породили целый комплекс архаичных, доисламских мифологических представлений, отраженных в различных жанрах. Текстологическое изучение фольклора курдакско-саргатских и тарских татар позволяет выделить круг бытующих сюжетов, восходящих к доисламским религиозным воззрениям по следующим тематическим направлениям: 1) космогонические представления; 2) сказки о животных-тотемах; 3) сюжеты про верховное божество Танри (в другой интерпретации Худай).

В космогонических представлениях курдакско-саргатских и тарских татар Земля представлялась как ровное пространство, накинутое на водную поверхность. Землю держит на одном роге бык, который стоит на одной ноге. Бык крутит землю, а когда он раз в двенадцать лет меняет ногу, происходят землетрясения. В другой зафиксированной легенде мир выглядит так: в огромном безбрежном океане плавает большая рыба Укон, на ней стоит бык, рога которого держат и вертят землю.

Интересными являются мифологические рассказы, раскрывающие происхождение земной тверди. Согласно одному из вариантов мифологического сюжета в  изначально существовавшем огромном море плавали две утки. Одна из них решила сотворить земную твердь из глины. Вторая нырнула и принесла глину в клюве. Первая утка стала ее разбрасывать по воде, и появилась земля. Вторая утка, выйдя на сушу, стала разбрасывать камешки, и появились горы. В другом варианте рассказа о происхождении Земли говорится следующее: плыли когда-то по большой воде прекрасные небесные кони, где они касались копытами дна, там всплывал ил, из него и образовалась земная твердь [8].

В традиционном мировоззрении курдакско-саргатских и тарских татар немалую роль в прошлом играл культ почитания знаковых животных, пресмыкающихся и птиц. Отголоски тотемных представлений можно обнаружить в сюжетах сибирско-татарских сказок про животных. Среди персонажей сказок о животных наибольшей популярностью пользуются Белая змея, Лебедь и Медведь.  Довольно часто в сказках фигурирует мотив  похищения  женщины медведем  и рождение ею детей, наполовину похожих на медведя («Медвежий сын Атылахметгэрей»). О почитании лебедя у сибирских татар говорит тот факт, что до сих пор его убийство считается святотатством. Распространены сюжеты быличек, связанные со змеями. По ним у змей есть предводитель, который их всех собирает для зимовки. Шкурка у него белая, на голове корона.

Мусульманско-языческий синкретизм тюркоязычных народов Западной Сибири нашел свои отголоски в культе почитания татарами древнего божества предков Тэнгри в форме Танри (другие варианты - Тюнгюр, Тенгер паба, Худай). Сюжеты о Танри и Худае распространены в целой серии сохранившихся мифологических представлений о происхождении мира, где они замещают позднее имя Бога - Аллах или выступают его синонимами. В разговорной речи курдакско-саргатских и тарских татар, в пословицах и житейских суждениях можно услышать соответствующие ссылки на Танри и Худая. Так, во время грома говорят: «Голову прикрой, иначе дед Тенгер по голове даст» [8];  универсальной фразой на все случаи жизни является: «Худай бирся!» (в переводе с татарского «Когда Бог соизволит оказать милость!» - У.Р.).

Исторические предания и легенды сибирских татар являются теми жанрами фольклора, которые наиболее изучены исследователями. Во многом они представляют достоверные рассказы о прошлом, но нужно учитывать, что для фольклорного сознания народа характерно смещение хронологических рамок событий, описываемых в преданиях. События разных эпох происходят в одно и то же время. Имеющиеся документальные источники, как считает С.Н. Корусенко, «...позволяют либо доказать, либо опровергнуть достоверность преданий, а также поставить новые вопросы и подвигнуть исследователя на дальнейшие поиски архивных материалов» [6, с. 108].

Предания курдакско-саргатских и тарских татар по содержанию можно разделить на исторические, этногенетические и топонимические (рассказы по истории деревень, лесов, лугов, урочищ). Затрагивая эту тему, мы исходили из того, что предание - это «...жанр народного творчества, устный рассказ о былом с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов и событий, нередко трактуемых с некоторой долей вымысла» [9, с. 450].

В фольклорных текстах сибирских татар бытуют сюжеты, отражающие жизнь тюркского населения Сибири доханского периода, а также историю самих ханств. Некоторые сибирские  предания еще в XVIII в. были записаны Г.Ф. Миллером и вошли в его «Историю Сибири». Целый ряд преданий  посвящен борьбе местного тюркского населения с монголо-татарскими завоевателями [7, с. 25]. До сих пор в народе популярны сюжеты исторических преданий о Кучуме и Ермаке, об Иване Грозном и Петре I, об Алим-шейхе. В преданиях о девушках-заложницах, о батырах-мергенах Абусаре, Али-Азрате, Сянгиль-Гулюке, Касмаке и Кучагуре [7, с. 22-23] отражены столкновения с воинами хана Кучума, хантами, калмыками, казахами и русскими казаками.

Близким по содержанию и структуре жанром по отношению к преданию у  сибирских татар является легенда. «Татарский энциклопедический словарь» дает следующее определение жанра: «...жанр фольклора и литературы, рассказ фантастического характера с установкой на правдоподобное объяснение исторических событий и фактов, действий исторических деятелей. В отличие от преданий легенда в большинстве случаев связана с древними представлениями, воззрениями и верованиями, чаще всего религиозными и религиозно-мифологическими» [9, с. 319]. Изучение текстологии фольклора курдакско-саргатских и тарских татар позволило выделить следующие группы сюжетов исторических легенд: 1) сюжеты коранических легенд; 2) сюжеты о распространении ислама среди местного населения миссионерами из Средней Азии; 3) сюжеты о блуждающих котлах-казанах и чудесных камнях.

Эпос курдакско-саргатских и тарских татар в завершенной классической форме героического сказания до нас не дошел. Видимо, надо полагать то, что постепенное отмирание героических сказаний - дастанов было связано с отсутствием социального заказа народа на них. Хотя, судя по доступным для нас фольклорным материалам, образы богатырей  алпов присутствуют в легендах и преданиях сибирских татар.

Большую научную ценность для исследователей в связи с этим представляет том IV «Образцов народной литературы тюркских племен», посвященный наречиям «барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар» В.В. Радлова, опубликованный в 1872 г. В том вошли такие эпические сказания и легенды сибирских татар, бытовавшие у них в прошлом, как «Кара Кукул», «Токтамышкан», «Ак Кубак», «Ак буга», «Купланды». Как отмечали С.М. Исхакова и Ф.Т. Валеев, эти материалы были «...приведены с сохранением фонетических, лексических и других особенностей разговорного языка коренных сибирских татар» [5, с. 173].

Сказка у сибирских татар называется йомак. Л.Ш. Замалетдинов отмечает, что татарские народные сказки можно разделить на три группы соответственно разновидностям жанра: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки, хотя некоторые произведения не вмещаются в рамки этих трех групп [4, с. 35]. В волшебных сказках курдакско-саргатских и тарских татар отразились суровые природные условия Сибири, когда человек был вынужден выживать, чтобы прокормить себя и свою семью. Трудности реальной жизни породили эту разновидность сказочного жанра. В сказках татар региона наблюдается борьба двух начал - доброго и злого. К этой категории  сказок местных татар можно отнести записанные в разное время специалистами следующие произведения: «Ахмет и хан», «Иртыш и Сулейман», «Гаяр и Мякер».

В XIX - начале ХХ вв. среди татар Сибири на первый план выходят бытовые сказки. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь уже нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои. Социально-классовые мотивы в новых изменившихся экономических условиях преобладают в этом виде жанра. Главным героем такой сказки обычно выступает честный, умный бедняк (положительный персонаж). Ему противостоят злой и коварный богач, жадный и недалекий мулла.

Пословицы и поговорки являются одним из наиболее популярных жанров фольклора сибирских татар, в них отразился социально-исторический опыт народа с древнейших времен до наших дней. Их тематика охватывает практически все стороны общественной жизни и семейно-бытовых отношений. Объясняется это тем, что пословицы и поговорки имеют повседневное практическое нравственное значение, которое народ выразил в афористически сжатых, образных, грамматически и логически выверенных, ритмически организованных изречениях с поучительным смыслом.

Загадки курдакско-саргатских и тарских татар относятся к древнейшим жанрам фольклора. Ф.Т. Валеевым и С.М. Исхаковой установлено почти полное их совпадение с загадками, помещенными в известном памятнике кыпчакско-половецкого (куманского) языка «Кодекс Куманикус», датированном 1303 г. Загадки  охватывают весь объем явлений, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. В тематике загадок местных татар можно выделить следующие сюжетные линии: 1) описание частей человеческого тела; 2) описание орудий труда и примитивной техники; 3) отображение трудовых процессов; 4) изображение мира  животных и растений.

Песенная традиция курдакско-саргатских и тарских татар обозначается общим термином йер - «песня» и включает в себя долгие песни (осын йерлар) и короткие песни (кыска йерлар). По месту, способам исполнения, социальным условиям бытования песен, включенности в семейно-бытовой обряд или игру выделяются деревенские песни (авыл йерлар), песни с любовным содержанием, свадебные песни (туй йерлар), плачи (сыхтаулар), частушки (такмаклар), игровые песни (уен йерлар). Анализ фольклорных источников и опрос информантов показал, что все большим влиянием и популярностью у сибирских татар пользуются жанры и сюжеты песен казанских татар.

Особое место в жизни сибирских татар занимают эпические произведения, называемые «баиты». Баиты  в современном понимании жанра - стихотворные повествования о трагических, комических, сатирических явлениях жизни, читаемые и исполняемые на определенные мелодии [2, с. 58]. Трагические события продажи девушек до революции отражены в ряде баитов сибирских татар. Некоторые баиты сочинялись по случаю смерти близких (баит «Акмар») и служили своеобразным словесным реквиемом в память о них [7]. Период Гражданской войны описан в сюжете баита о беглеце (баит «Качкын») [7]. Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. затронут в таких баитах местных татар, как «Асырап», «Песня отца и матери», и «Возвращайтесь домой» [8]. Главные герои этих произведений мать и отец, сын которых на фронте. Эти произведения показывают высокие человеческие чувства, любовь к Родине, ненависть к врагу и надежду на возвращение сына и других солдат домой с фронта. Надо заметить, что баиты, связанные с периодом военного лихолетья, продолжают бытовать в народе и по сей день.

Жанр келтергеч в народном творчестве сибирских татар по своим основным параметрам близок к мэзэку казанских татар. Мэзэком называется «...небольшое прозаичное юмористически сатиричное произведение с неожиданной и остроумной концовкой» [9, с. 381]. Сибирско-татарские келтергечи по их тематике и сюжетам можно условно выделить  в следующие группы: 1) исторические келтергечи - короткие поучительные истории, где героями выступают исторические личности; 2) келтергечи, где главными персонажами являются люди, одолевающие своих могущественных врагов с помощью смекалки, хитрости и благоразумия; 3) охотничьи байки со смешным концом; 4) келтергечи-аллегории, где человеческие черты приданы животным; 5) смешные рассказы, близкие по структуре к современным анекдотам.

В устном народном эпическом творчестве курдакско-саргатских и тарских татар самое большое место занимают бытовые и мифологические рассказы кяпляуляр. В произведениях затронуты фактически все стороны жизни человека и те социальные условия, в которых он живет. Из устных рассказов татар можно выделить былички - жанр, для которого характерна установка на достоверность, но содержание отличается крайней фантастичностью. Героями быличек выступают мифические существа (Ия, Мяцкай, Пицин и др.).

Некоторые устные рассказы курдакско-саргатских и тарских татар (сюйляклар) являются своеобразными мемуарными повествованиями - меморатами, где рассказчик от своего лица, часто в гиперболизированной форме дает оценку конкретным фактам и событиям, участником которых он был [7]. События современной жизни добавили ранее  неизвестные мотивы в устные рассказы татарского населения Сибири. Посвящены они родной деревне, участию молодежи в трудовой и общественной жизни, переездам из деревни в город или на север.

Подводя итоги, надо отметить, что в материалах этнографических экспедиций наиболее полно представлены жанры и сюжеты устных народных преданий, легенд, бытовые и мифологических рассказы, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Классический эпос фактически не сохранился. В сюжетах волшебных и бытовых сказок местных татар прослеживается влияние фольклора поволжско-приуральских татар, а также русского населения Сибири. Самобытными, местными по сюжетной тематике являются сказки о животных.

Интересными по содержанию и композиции являются сибирско-татарские баиты. Продолжая общетюркские традиции стихосложения, они имеют местные локальные особенности. Процент песен на местных диалектах татар, как показали результаты исследований, небольшой, и можно говорить о полном вытеснении этого жанра  в наши дни  музыкальной культурой казанских татар.

Рецензенты:

Томилов Н.А., д.и.н., профессор, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, г. Омск;

Козлова Н.К., д.ф.н., профессор кафедры литературы и культурологии ВГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», руководитель Сибирского регионального научного центра этнокультурных исследований «Диалог культур в пространстве Сибири», председатель правления ОООО «Центр славянских традиций», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Уразалеев Р.Ф. СЮЖЕТЫ ФОЛЬКЛОРА КУРДАКСКО-САРГАТСКИХ И ТАРСКИХ ТАТАР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21317 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074