Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Горева О.М. 1 Осипова Л.Б. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
В настоящее время система высшего профессионального образования претерпевает кардинальные преобразования, которые предполагают обновление содержания, формирование профессиональных компетенций, новое качество образования обучающихся, одновременно, требуют внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно. Данные аргументы могут быть отнесены к новейшей форме педагогической деятельности, которая обозначается как дистанционное обучение. Отличительными чертами формирующейся системы образования являются переход к формированию открытой системы образования; применение мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний; формирование новых образовательных направлений, отвечающих потребностям информационно-зависимого общества и рынка труда в новом тысячелетии.
система образования
дистанционное обучение
качество образования
телекоммуникации
интерактивные компьютерные технологии
Тьютор
1. Апачев, Е. С. Выбор оптимального метода передачи учебно-методической информации студентам заочной формы обучения. Фундаментальные основы создания наукоемких и высокотехнологических приборов [Текст] / Е.С. Апачев, И.А. Булатов, Е.Н. Кулемина // Тез. докл. науч.- тех. конф. 20–22 мая 1997 г. – М., 1997. – С. 12-13.
2. Домрачев, В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. – 1994. – № 3. – С. 10-12.
3. Закрутаева, Н. М. Проблемы дистанционного обучения [Текст] / Н.М. Закрутаева // Информатизация образования в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы. – Казань, 2006. – С. 182-183.
4. Зарицкий, Д. В. Педагогические и технологические осно- вы создания открытых программно-методических систем [Текст] / Д.В. Зарицкий, З.А. Зарицкая, Ю.А. Первин // Информатика и образование. – 1998. – № 1. – С. 75-81.
5. Информация. Наука. Общество. [Текст] / Указ. реф. ИНИОН. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. – 20 с.
6. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране [Текст]. – М.: Высшая школа, 1987. – 78 с.
7. Осипова, Л. Б., Горева, О. М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/119-14612.
8. Полат, Е. С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения // [Электронный ресурс] http://www.ioso.ru/distant/library/ publication/voprosef.htm.
9. Тихонов, А. Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». – 1995. – Вып. 4.
10. Тихомиров, В. П., Солдаткин, В. И., Лобачев, С. Л., Ковальчук, О. Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (часть 1), [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое образование». Режим доступа – http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158.html (дата обращения: 09.02.2013).
11. Тихонов, А. Н. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. – М.: Вита-пресс, 1998. – 284 с.
В последнее время неоднократно в научных работах поднимается тема моделирования учебного процесса с применением дистанционного обучения. Существует множество понятийных трактовок «дистанционного обучения». Так, Полат Е.С. рассматривает дистанционное обучение как «организованный учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между обучающимися и преподавателем» [8]. По мнению Домрачеева В.Г., дистанционное обучение - «новая ступень обучения с применением инновационных информационных технологий» [2]. Раскрывая сущность дистанционного обучения, Тихонов А.Н. отмечает, что дистанционное обучение - это целенаправленное обучение, как правило, осуществляемое на расстоянии от места нахождения преподавателя» [9].

Раскрывая сущность научной категории «дистанционное обучение», этой же позиции придерживается авторский коллектив во главе с В.П. Тихомировым, определяя её как «процесс интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающихся, реализуемый в специфической дидактической системе» [10]. А.Н. Тихонов, рассуждая о роли и значении дистанционного обучения, определяет его как «важное направление поддержки потенциала высшей школы», отмечает его весомость в том, «что оно предоставляет возможность получения населением полноценного и мобильного образования» [11].

В начале XXI века развитие социальной сети Интернет внесло коррективы в функционирование института образования. Уровень компьютеризации и развитие коммуникационных технологий позволяют реализовывать электронное обучение студентов в рамках дистанционного обучения. Сегодня в открытом доступе населению широко представлены массивы мультимедийной информации, создающие возможности для общения людей независимо от места проживания. Именно это создает благоприятную среду для успешного развития дистанционного образования. Система дистанционного образования призвана обеспечить:

  • повышение квалификации специалистов в соответствии с содержанием образовательных программ;
  • качественный уровень академической мобильности студентов;
  • возможность получения образования инвалидам, не имеющим возможности получать образование при помощи традиционной системы.

Следует отметить, что при помощи использования дистанционного образования появилась возможность реализовывать различные образовательные и профессиональные программы, которые стали доступны и в отдаленных территориях [6].

Сегодня ведутся работы в области использования дистанционного образования по многим направлениям, в частности: спутниковое учебное телевидение; разработка электронных учебников; мультимедиа технологии; информационные системы управления. Функционирование данной образовательной сети способно обеспечить единство качества образования.

В современном обществе востребован человек, самостоятельно мыслящий, умеющий предвидеть ситуационные проблемы и творчески их решать. Эффективность подготовки специалистов в области дистанционного обучения, прежде всего, обусловлена их базовым уровнем информационной культуры. Существуют опасения, что эмоциональная отдаленность участников образовательного процесса может значительно обеднить образовательный процесс, лишает студента возможности общения с преподавателем» [4]. Это подтверждает, что дистанционное обучение должно плавно вписаться в учебно-воспитательный процесс.

Анализируя систему профессионального образования, выявляем ряд характерных черт дистанционного обучения:

  • Гибкость: студенты в удобном для себя режиме и темпе.
  • Модульность: Каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет разработать программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям студентов.
  • Экономическая эффективность: дистанционное образование намного дешевле традиционных форм образования. При этом может быть рассчитано на большое количество обучающихся.
  • Новая роль преподавателя: преподаватель выполняет роль координатора учебного процесса, проводит консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководит учебными проектами и др. Методами асинхронного взаимодействия выступают электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.
  • Специализированный контроль качества обучения: в качестве форм контроля в дистанционном обучении используются экзамены, собеседования, практикумы, тестирование, выполнение курсовых работ.
  • Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения включает в себя совокупность методов, форм и средств взаимодействия со студентом в процессе самостоятельного, но контролируемого получения знаний [7].

Известно, что образование - это самостоятельный творческий процесс содержательного развития человека. В первую очередь очень важна система внутренней мотивации студента, обеспечение контроля и самоконтроля [3]. Следует заметить, что система дистанционного обучения в общей степени сориентирована на заочную форму обучения, которая является наименее затратной по времени и стоимости разработки учебных и методических материалов, технологических и технических средств обучения.

Часть проблем развития дистанционного обучения связана с внедряемыми государственными образовательными стандартами на специальности. Государственные образовательные стандарты не могут в полном объеме обеспечить дифференциации и гибкости процесса получения дистанционного обучения, поскольку не учитывают быстро меняющейся ситуации на рынке труда. Государство призвано поддерживать подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Однако реализация государственных образовательных стандартов в системах дистанционного обучения для некоторых профессий является затруднительной. Учебные учреждения в регионах часто не получают необходимую теоретико-методическую и организационную поддержку. Нередко игнорируется и принижается роль учреждений НПО и СПО в формировании дистанционного образования. В большей степени данная форма обучения используется высшими учебными заведениями.

На сегодняшний день до конца не сформирован пакет дидактических положений и учебных материалов с использованием данной технологии. В связи с этим внедрение дистанционных технологий происходит довольно хаотично [5].

В условиях дистанционного обучения студентам предоставляется возможность самостоятельно выбирать ритм, время, место обучения. В процессе дистанционного обучения студентам предоставляется максимум «свободы», свободный график, гибкий выбор изучения учебных дисциплин. Однако студенты, обучающиеся дистанционно, имеют возможность обратиться за консультативной помощью к своему преподавателю. Следует сказать, что не все студенты могут в полной мере воспользоваться этой «свободой» [1]. К студентам ДО предъявляются требования относительно нравственных качеств - настойчивости, целеустремленности, честности и др. К тому же они должны уметь самостоятельно приобретать знания, иметь высокий уровень учебной мотивации, владеть навыками работы со средствами НИТ.

Следует отметить, что в обучении отдельным профессиям дистанционные формы обучения не могут быть использованы. Например, обучение врача, инженера, естествоиспытателя, поскольку это чревато опасными последствиями. Так, при изучении конструкций технических объектов необходимо выполнение практических заданий на тренажерах. Не все можно заменить компьютерным моделированием. В связи с этим встает проблема рационального сочетания традиционного и дистанционного обучения.

Рост дистанционного образования во многом зависит от качества программных продуктов, применяемых для обучения студентов. Учебные заведения отдают предпочтение бесплатным программным системам, таким как ATutor, Efront, JoomlaLMS, программному пакету Moodle, название которого переводится как «модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». К тому же изучаемый материал должен быть рационально распределен между участниками образовательного процесса. Следует помнить, что все функции по обучению студентов нельзя перекладывать на обучающие системы. Содержание лекционного материала должно быть проблемным и отражать основные моменты изучаемой дисциплины. Каждый вуз в зависимости от собственного видения разрабатывает оптимальную систему дистанционного образования.

Переход на дистанционное обучение меняет методические подходы педагога к своей профессиональной деятельности, происходит сочетание различных методов и форм обучения. Задача педагога заключается в организации самостоятельной учебной деятельности студентов. В сфере новых квалификационных требований можно указать: образование в области медиакультуры; понимание дидактических свойств различных составляющих инновационного компонента учебно-методических комплексов и перспективных программных средств; подготовленность к работе в телекоммуникационных виртуальных средах; знание методов проектирования электронных дидактических средств и умение работать с ними в учебном процессе. Таким образом, участие в разработке и применении новых информационных технологий в дистанционном образовании объективно способствует повышению профессионального уровня и развитию личности преподавателя вуза.

При дистанционном обучении наиболее распространенными являются индивидуальные и групповые формы учебной работы. Лекции, применяемые в дистанционном обучении, облегчают процесс усвоения материала, поскольку позволяют транслировать студенту мультимедийную информацию (видео, фото, презентации и т.д.).

 В образовательном процессе достаточно эффективно находят свое применение такие формы учебной деятельности, как дискуссии, аудио- и видеоконференции. В данном случае акцент переносится с преподавателя на группу. В это время происходит взаимообучение. Широко используются технические средства обучения дидактического содержания: видеоматериалы, мультимедийные демонстрационные фильмы и программы, электронные учебники и учебно-методические комплексы.

В дистанционном обучении используются «электронные семинары» или «вебинары», проводящиеся в режиме реального времени, позволяющие обеспечить максимально полное взаимодействие между преподавателем и студентом. Подобное взаимодействие усиливается благодаря возможности обмениваться не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями, а также характеризуется возможностью передачи файлов.

По результатам изучения нового материала могут успешно применяться такие методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, как программированный контроль, тестирование и др. Применяемые тесты позволяют надежно измерять обширность знаний у испытуемых. В то же время для оценки качества знаний необходимо измерение глубины усвоения знаний. Контроль за усвоением знаний, способностью и умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должен носить систематический характер.

После успешного выполнения самостоятельной работы студентов необходима ее правильная организация, наличие у студентов учебной мотивации к самостоятельному углублению и расширению полученных знаний. Обязательным условием выполнения самостоятельной работы является отчетность о результатах ее выполнения перед педагогом. Организация контроля по усвоению учебного материала способствует выявлению пробелов знаний.

Для проведения промежуточного контроля можно активно использовать тестовые задания. В целом уровень обученности студентов может быть выявлен в процессе проведения экзамена.

Важное качество специалиста дистанционного обучения - умение работать в сотрудничестве, так как проблемы дистанционного обучения настолько разнообразны, что их невозможно решить в рамках одного образовательного учреждения.

Таким образом, эффективность педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения достигается определенным уровнем у студентов компьютерной грамотности, учетом психологических особенностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возраста студентов, созданием психологического комфорта, умением преподавателя вести диалог средствами информационных технологий, выстраивать индивидуальные взаимоотношения со студентами, владением ими навыками самостоятельной работы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Горева О.М., Осипова Л.Б. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21312 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674