Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Ресслер М.С. 1 Мокрецова Л.А. 2 Швец Н.А. 2
1 МБОУ СОШ №12
2 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
В статье представлены авторские определения понятий «замещающая семья», «родительская компетентность». Описаны основные проблемы, возникающие у родителей после принятия ребенка в семью. Обоснована необходимость сопровождения замещающих семей в муниципальных общеобразовательных организациях, направленная на повышение уровня развития родительской компетентности данных семей. Выделены критерии и показатели родительской компетентности замещающих родителей. Особое внимание уделено описанию модульной программы повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей, состоящей из базового, педагогического, психологического и социального модулей. Подробно представлены этапы реализации программы, а также результаты ее апробации в образовательных организациях города Бийска, Алтайского края.
модульная программа повышения уровня развития родительской компетентности
сопровождение
родительская компетентность
замещающие родители
1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. 26 мая 2006.
2. Кузнецова Ю.Н. Подготовка приемных родителей к воспитательной работе как условие повышения педагогического потенциала приемной семьи: дис... канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 233 с.
3. Курасова Т.И. Педагогическое сопровождение приемного родительства в условиях научно-методического центра поддержки замещающей семьи. – Армавир, 2009. – 256 с.
4. Методическое пособие для замещающих родителей (Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья»). – Уфа, 2010. – 140 с.
5. Попова И.Н. Школа подготовки замещающих родителей. Программа комплексной подготовки граждан к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. – Владимир: Собор, 2009. – 140 с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета. – 31 августа 2012.
7. Пяткина Г.Н. Педагогическая модель социализации детей-сирот в приемной семье // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2010. – № 6 (25). – Ч. 2. – С. 220-222.
8. Ресслер М.С., Мокрецова Л.А. Пути формирования родительской компетентности замещающих семей в муниципальной системе образования // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4 (8). – С. 125-127.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 31 декабря 2012.
На современном этапе реализации Российской образовательной политики государство уделяет большое внимание вопросам сотрудничества семьи и образовательных организаций для решения проблем семьи и семейного воспитания. Одним из условий развития системы основного общего образования становится инновационная деятельность педагогов, направленная на внедрение новых форм взаимодействия школы и родителей. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед школой, является системная работа с семьей для обеспечения целостного развития ребенка [9]. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей стало содействие в устройстве детей-сирот в семьи и сокращения численности детей данной категории в интернатных учреждениях [1].

Для этого на различных уровнях разработан ряд мер, направленных на решение обозначенных вопросов: на базе действующих детских домов созданы школы подготовки попечителей и опекунов, реализуются программы будущих приемных родителей, постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. Очевидно, что данные меры приводят к положительным тенденциям - сокращению данной категории детей в государственных учреждениях и увеличению количества замещающих семей. Под замещающей семьей мы понимаем семью, принявшую ребенка-сироту на воспитание и создающую условия для эффективного развития этого ребенка.

Органы опеки и попечительства организуют обязательную подготовку, установленную законодательством РФ, для кандидатов в замещающие родители [6]. В рамках данной подготовки решается ряд задач от знакомства потенциальных замещающих родителей с законодательством в сфере социальной защиты, подготовки граждан к принятию в семью ребенка до оказания помощи кандидатам в замещающие родители в утверждении решения о приеме ребенка, осознании проблем и трудностей, встречающихся в процессе совместного проживания. Программа и порядок подготовки потенциальных замещающих родителей утверждается индивидуально в каждом субъекте Российской Федерации. К содержанию программы предъявляются следующие требования: объем программы должен составить от 30 до 80 академических часов (из них практические занятия - не менее 70 % академических часов, в том числе итоговая аттестация).

В современной научной литературе достаточно широко освещены формы подготовки замещающих родителей: специализированные курсы «Школа приемных родителей» [2, 3, 7], организованные на базе социальных учреждений и организаций. Существуют и авторские программы подготовки замещающих родителей [4, 5].

В идеале реализация программы подготовки замещающих родителей должна подготовить семью к принятию ребенка, создать условия для эффективного родительства, обеспечить родителей правовым и психолого-педагогическим минимумом знаний об особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучить родителей навыкам взаимодействия с детьми.

Однако, по мнению специалистов психолого-медико-педагогической комиссии города Бийска (Алтайский край), в настоящее время между замещающими родителями и детьми, принятыми в семью, возникают разного рода проблемы:

  • недостаточная развитость воспитательных навыков, опыта родителей;
  • отсутствие у родителей времени для качественного взаимодействия с ребенком;
  • отсутствие понимания родителями современных воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • недостаточность у родителей информации об особенностях ребенка (медицинских, психологических, педагогических) и др.;
  • самостоятельный поиск родителями ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию и развитию детей (комплексное сопровождение этих семей отсутствует).

С большинством указанных проблем сталкивается современная школа. Поэтому возникает необходимость применения новых, инновационных технологий в работе с родителями, направленных на повышение их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на повышение родительской компетентности замещающих семей. Опираясь на исследования современных ученых, под родительской компетентностью замещающих семей мы понимаем способность некровных для ребенка родителей эффективно выстраивать взаимодействие с принятым ребенком на основе имеющегося у них опыта, знаний и умений [8].

Нами разработана и реализована программа повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей в общеобразовательных организациях города Бийска (Алтайский край). Программа четко выстроена и представляет собой взаимосвязь следующих этапов:

  • организационный (разработка и размещение в СМИ информационных материалов о существовании программы, привлечение замещающих семей для участия в программе; заключение соглашений о взаимодействии специалистов муниципальной системы образования, иных специалистов служб сопровождения; разработка методических рекомендаций по реализации содержания программы, диагностических комплексов и т.д.). На данном этапе проводится первоначальное консультирование замещающих семей о правилах участия в программе, ее основных этапах, принципах взаимодействия замещающих родителей и специалистов школьного педагогического консилиума;
  • практический (заключение договора между образовательной организацией и замещающей семьей о реализации процесса сопровождения; первичная диагностика  проблем взаимоотношений между членами замещающих семей; анализ результатов диагностики; составление индивидуальной модульной программы повышения уровня развития родительской компетентности; проведение теоретических и практических занятий; индивидуальное консультирование замещающих родителей;
  • рефлексивный (проведение анализа и оценки результатов сопровождения замещающих семей в рамках программы; определение перспектив дальнейшего участия замещающей семьи в программе).

Следует отметить, что одним из преимуществ реализации программы стала ее модульность, которая позволяет обеспечить индивидулизацию обучения каждого замещающего родителя по содержанию, методам, темпам обучения и т.д. Работа по повышению уровня развития родительской компетентности замещающих семей ведется в соответствии с выявленными проблемами во взаимоотношениях в семье - в рамках четырех модулей:

  • базовый, обязательный для изучения всеми замещающими родителями, который основан на общих принципах взаимодействия замещающих семей друг с другом и с различными службами сопровождения;
  • педагогический, направленный на повышение педагогической компетентности замещающих семей;
  • психологический, ориентированный на повышение психологической компетентности замещающих семей;
  • социальный, повышающий уровень компетентности замещающих семей в вопросах социализации принятого ребенка.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению показателей и критериев родительской компетентности. Опираясь на анализ работ современных ученых и личный опыт работы с замещающими семьями, мы выделили следующие критерии и показатели родительской компетентности замещающих семей:

  • личностный (обусловленные личным опытом значимые личные качества замещающих родителей, необходимые для эффективного взаимодействия с принимаемым ребенком);
  • когнитивный (комплекс теоретических знаний родителей в области эффективного взаимодействия с принимаемым ребенком);
  • деятельностный (способность родителей применить имеющиеся знания в различных ситуациях взаимодействия с принимаемым ребенком).

Исходя из выделенных критериев и показателей, мы определили диагностический материал: тест Кеттелла (Кеттела) 16-ти факторный личностный опросник, модифицированная анкета по оцениванию знаний в области педагогики и психологии (Н.А. Хрусталькова), опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3 / Тест Олсона), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.Столин), тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика ACB (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин).

До начала реализации программы повышения родительской компетентности было проведено диагностирование 60 замещающих семей, чьи дети посещают общеобразовательные организации города Бийска (Алтайский край). По результатам проведенного исследования констатированы следующие данные.

По личностному критерию у замещающих родителей отмечены: низкий уровень общительности - 35 % семей, эмоциональная зрелость - 26,7 %, стрессоустойчивость - 28,3 %.

По когнитивному критерию: 57 % замещающих родителей соучаствуют проблемам детей; 24 % не могут осуществлять контроль деятельности принятых детей; 63,3 % недостаточно стремятся к удовлетворению потребностей воспитываемого ребенка; 53,3 % применяют в воспитании ребенка завышенные требования.

По деятельностному критерию: 25 % демонстрируют эмоциональную дистанцию между членами семьи; у 15 % замещающих семей констатировано жесткое разделение полномочий в семье, где детям отводится самая малая роль. Однако следует отметить, что 61,7 % замещающих родителей понимают ребенка и пытаются решать проблемы совместно.

Разная степень сформированности компонентов родительской компетентности замещающих родителей позволила нам выделить три уровня ее развития: низкий, средний и высокий. Мы определили, что низкий уровень сформированности родительской компетентности предполагает наличии у родителей поверхностных представлений об особенностях воспитания принятого ребенка. Средний уровень характеризуется наличием у родителей системы знаний, умений и навыков по воспитанию детей, а также стремлением их применить в различных жизненных ситуациях. Высокий уровень сформированности родительской компетентности предполагает наличие у замещающих семей комплекса знаний и умений в области взаимодействия с принятым ребенком и эффективное их применение для успешной социализации ребенка.

Таким образом, организационный этап реализации программы развития родительской компетентности выявил низкий уровень сформированности личностного, когнитивного и деятельностного компонентов родительской компетентности замещающих семей.

На практическом этапе программы в соответствии с  выявленными в замещающих семьях проблемами, педагогами специалистами школьного педагогического консилиума реализованы следующие модули:

  • базовый модуль. Теоретическая часть - курс лекций «Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей», «Адаптация ребенка и замещающей семьи». Практическая часть - деловая игра «Формирование привязанности у детей-сирот», иллюстрированные ожидания-опасения, дискуссия «Влияние прошлого опыта ребенка на его психофизическое развитие и поведение» и др.;
  • педагогический модуль. Теоретическая часть - курс лекций «Основы воспитания и образования ребенка», «Стили родительского воспитания: подавление, игнорирование, принятие ребенка», «Особенности воспитания мальчиков и девочек», «Методы воспитания ребенка в соответствии с его возрастными особенностями» и др. Практическая часть - мозговой штурм «Способы детско-родительского взаимодействия (игры, театрализации, праздники, совместное чтение, прогулки)», практикум «Организация коммуникативного взаимодействия с ребенком подросткового возраста», дискуссия «Методы воспитания ребенка» и др.;
  • психологический модуль. Теоретическая часть - курс лекций «Конфликты. Пути преодоления», «Психологические основы конструирования взаимодействии детей и родителей», «Методы организации психологически комфортного и конструктивного взаимодействия с детьми», «Психологические индивидуальные особенности взрослого человека», «Способы преодоления психологических конфликтов» и др. Практическая часть - тренинговые занятия «Пути разрешения конфликтов в семье», ролевая игра «Трудный возраст», практикум «Техники эмоциональной саморегуляции» и др.;
  • социальный модуль. Теоретическая часть - курс лекций «Пропаганда здорового образа жизни», «Принятие социальных ролей (в семье, в школе, во временных детских коллективах)», «Навыки самоорганизации и самоконтроля замещающих родителей», «Способы формирования и развития значимых личностных качеств (самостоятельность, активность, ответственность, выдержка, тактичность замещающих родителей» и др. Практическая часть - психологическая игра-путешествие «Вредные привычки», мотивационный тренинг «Социальные роли в замещающей семье. Общение приемного ребенка со сверстниками и взрослыми», ролевая игра «7 граней успешного родительства».

В рамках реализации программы повышения уровня развития родительской компетентности замещающие родители распределились следующим образом: обучение только по педагогическому модулю - 11 семей, обучение только по психологическому модулю - 8 семей, обучение только по социальному модулю - 9 семей. 33 семьи проходили обучение по трем модулям. Это означает, что специалистами проведена достаточно эффективная информационная пропаганда участия родителей в программе, а также выявлено адекватное оценивание замещающими родителями сложившихся проблем во взаимодействии с принятыми детьми.

На рефлексивном этапе по окончании программы были констатированы следующие результаты:

  • по личностному критерию: значительное повышение уровня общительности родителей (с 35 % до 70 %), эмоциональной зрелости (с 26,7 % до 53,4 %), стрессоустойчивости (с 28,3 % до 61,7 %). По мнению родителей, после реализации модульной программы они стали более отзывчивы, уверены в себе, ответственны, общительны;
  • по когнитивному критерию: снижение показателей по шкалам: игнорирование родителями потребностей ребенка - с 63,3 % до 31,7 %; недостаток обязанностей - с 36,7 % до 30 %; чрезмерность требований - запрет - с 53,3 % до 43,3 %. По мнению родителей, они стали уделять принятому ребенку необходимое и достаточное количество времени; деятельность родителей стала более нацелена на удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка; требования к ребенку стали более адекватны и менее строги;
  • по деятельностному критерию: значительное увеличение показателя сплоченности семей (с 25 % до 43,3 %) и уровня семейной адаптации (с 15 % до 38,3 %), по мнению родителей, произошло позитивное развитие взаимоотношений между всеми членами семьи, общение в семье стало более стабильным; повысился показатель по шкалам «Принятие/Отвержение ребенка»,  «Кооперация» (с 61,7 % до 80 %), «Симбиоз» (с 66,6 % до 86,7 %). По мнению замещающих родителей, они стали более осознанно оценивать и воспринимать недостатки и достоинства принятых детей, возросла степень доверия к ребенку, изменилось отношение к неудачам ребенка.

В заключение следует констатировать, что значения перечисленных показателей после реализации программы указывают на значительное повышение уровня сформированности родительской компетентности замещающих родителей, что свидетельствует об эффективности реализации программы.

Апробация предложенной программы позволила нам сделать следующие выводы:

  • эффективность модульной программы повышения уровня развития родительской компетентности обеспечивается возможностью родителям самостоятельно варьировать получаемую информацию не только по времени, но и по содержанию (4 модуля на выбор родителей);
  • в процессе изучения любого модуля используются активные методы обучения: ролевая игра, дискуссия, проблемная лекция, круглый стол, что повышает интерес замещающих родителей не только к конкретному модулю, но и к самому процессу обучения.

Рецензенты:

Старовиков М.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики и информатики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск;

Попова О.В., д.п.н., профессор, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.


Библиографическая ссылка

Ресслер М.С., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21272 (дата обращения: 26.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074