Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Киров А.В. 1 Толстель М.С. 2 Сусойкина А.А. 2
1 ННГУ им. Н.И. Лобачевского
2 ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
В статье представлены результаты исследования финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях. Обоснована необходимость определения импортозамещения с позиции потребностей региональной экономики. Авторами предложены перспективные финансовые механизмы государственного стимулирования и поддержки импортозамещения в современных условиях, учитывающие секторальные санкции и принятые на себя Российской Федерацией обязательства при вступлении в ВТО. Кроме этого, выявлены факторы, влияющие на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения. Разработан алгоритм принятия решений относительно выбора финансовых механизмов для поддержки и стимулирования импортозамещения, базирующийся на учете внешних условий и внутренних возможностей привлечения финансовых ресурсов для производства импортозамещающей продукции в достаточном количестве и надлежащего качества.
финансовый механизм
импортозамещение
внешние и внутренние факторы
секторальные санкции
ВТО
1. Голант З.М., Колбин А.С. Основные параметры концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге: задачи и пути решения // Рецепт. — 2011.
2. Ланин Д. Кластерный анализ: Под Санкт-Петербургом сформирован первый российский фармацевтический кластер // Эксперт. — 2010. — № 22 (июнь).
3. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) / Российский внешнеэкономический вестник. 2011, № 5. С. 36–40.
4. О ежегодном проекте «Волгоградская земля — Волгоградское качество» URL: http://volgogradskoe-kachestvo.ru/partnery/festivalvolgogradskayzemlyvolgogradskoekacestvo/
5. Под новые антироссийские санкции США попали 11 человек URL: http://www.spbdnevnik.ru/news/2015-07-31/pod-novyey-antirossiyskiey-sanktsii-ssha-popali-11-chelovek/
6. Семенов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Семенов Андрей Михайлович; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский университет дружбы народов]. — Москва, 2014. — 166 с.
7. Семенов А.М. Исследование влияния реализации стратегии импортозамещения на бюджет обеспечения населения России лекарственными средствами (на примере тромболитических препаратов Актилизе и Фортелизин) / А.М. Семенов // Вест. Рос. Акад. Естественных наук. – 2012. – Т. 12. — № 2. – С 117–122.
Значительное внимание в Концепции развития Российской Федерации уделяется процессам импортозамещения. В связи с напряженной макроэкономической ситуацией, сложившейся в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, стагнацией на фондовых рынках, проблемами банковского сектора в российской экономике, вызванными введенными секторальными санкциями, с одной стороны, и традиционно высокой долей импортной продукции на рынке страны по отдельным товарным позициям - с другой, процессы импортозамещения важны не только в экономическом и технологическом плане, но и в первую очередь для обеспечения национальной безопасности, решения социальных проблем.

Процессы реализации политики импортозамещения являются одними из важных вопросов, обсуждаемыми представителями экономической науки и практиками, до сих пор не нашедшими однозначной оценки. В первую очередь отсутствует однозначное определение импортозамещения. Во-вторых, отечественные  предприятия не готовы к поставке товаров в необходимом объеме и надлежащего качества на российский рынок. Решение этой задачи невозможно без совершенствования финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях. Кроме этого, требуется определить алгоритм их использования при реализации политики импортозамещения.

На наш взгляд, наиболее точным является определение импортозамещения с позиции потребностей региональной экономики. Так, в своей статье А.Н. Макаров пишет, что «...под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» [3]. Основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в регионе, имеют высокую добавленную стоимость, затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу. Учет уровня социально-экономического развития территории как раз позволяет наиболее полно задействовать весь имеющийся финансовый, инвестиционный, интеллектуальный потенциалы региона.

Целевыми ориентирами политики импортозамещения должны стать: ускорение инвестиционного процесса, технологическая модернизация действующих производств, рост производительности труда за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции. Только отдельные организации имеют достаточное количество финансовых ресурсов для модернизации. Источниками инвестиций должны стать как средства собственников, так и бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов.

Анализ зарубежного опыта показал, что при государственной политике, направленной на преодоление импортозависимости, наряду с поддержкой конкретных отраслей или групп предприятий и разработкой и реализацией универсальных мер, таких как мониторинг валютного курса, помощь в создании инфраструктуры и универсальных финансовых механизмов (стимулирование инноваций с помощью налоговой политики, создание льготных условий для импорта и освоения новых технологий, регулирование прямых иностранных инвестиций и т.д.), необходимо создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей, регионов с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке [6]. При этом необходимо учитывать, что присоединение Российской Федерации к ВТО и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требуют внесения принципиальных изменений в условия государственной поддержки импортозамещения. 22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. С этого момента РФ является полноправным членом ВТО, в связи с чем обязательно соблюдение международных правил торговли, а также выполнение взятых на себя обязательств. Таким образом, исключается возможность осуществления политики импортозамещения путем ограничения импорта таможенно-тарифными и нетарифными инструментами государственного регулирования, как и субсидирование развития внутреннего производства.

Рассмотрение зарубежного и российского опыта позволяет предложить следующие перспективные, с нашей точки зрения, финансовые механизмы государственного стимулирования и поддержки импортозамещения:

1) поддержка имиджа отечественных производителей, оказание помощи в рекламе и продвижении на рынке;

2) развитие инфраструктуры продвижения импортозамещающих товаров на внутреннем и внешнем рынках (развитие товаропроводящей сети);

3) господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований (включение в приоритетные направления развития, грантовая поддержка инвестиционных проектов в данном направлении, государственные гарантии, поддержка индустрии через механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ);

4) формирование промышленных кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов;

5) развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов как механизмов поддержки режимов ГЧП для содействия развитию отрасли.

Отдельные регионы активно начали проводить популяризацию местной продукции путем формирования бренд-зон местных товаров, реализации PR-проектов. Интересен опыт Волгоградской области, где под эгидой Волгоградской городской общественной организации социально-экономического развития региона «Волгоградское качество» при поддержке Администрации Волгоградской области проходит ежегодный проект «Волгоградская земля - Волгоградское качество - Сделано в Волгограде» [4].

Развитие товаропроводящей сети на региональном рынке, организация эффективного взаимодействия областных производителей с торговыми сетевыми компаниями являются первоочередными задачами. Для этого необходимо разработать систему мер по стимулированию учреждений торговли на реализацию конкурентоспособной продукции крупных, средних и малых предприятий промышленности области. Для развития инфраструктуры продвижения импортозамещающих товаров на внутреннем и внешнем рынках необходимо проведение таких мероприятий, как:

1) развитие и создание под патронажем региональной власти фирменных магазинов местными товаропроизводителями;

2) организация семинаров-совещаний, рабочих встреч товаропроизводителей с представителями торговли и бизнеса для улучшения взаимодействия с целью продвижения продукции местного производства в городах и районах региона;

3) создание системы мониторинга доли продаж продукции местных товаропроизводителей на территории региона, в рамках региональной статистики.

Другим наиболее значимым способом продвижения продукции является информационно-рекламная деятельность, особенно в средствах массовой информации, в том числе электронных. Органами региональной власти могут быть предусмотрены:

1) организация создания и наполнения специального раздела или баннера на Интернет-портале региональных органов власти информацией об основной импортозамещающей продукции и ее производителях на территории области;

2) организация информационных мероприятий в средствах массовой информации по пропаганде достижений в освоении и расширении производства импортозамещающей продукции;

3) организация переподготовки специалистов, имеющих большой опыт практической работы на промышленных предприятиях, обучение их работе в новых экономических условиях (маркетинг, реклама, иностранный язык, оформление зарубежных контрактов и пр.);

4) организация программы повышения квалификации руководителей предприятий в области маркетинга с акцентированием внимания на изучении составления годовых маркетинговых планов предприятий, создании и развитии системы клиентоориентированных маркетинговых служб на предприятиях, направленных на освоение новой, востребованной на рынке продукции, оказание сервисного сопровождения и мониторинга.

Естественно, что действие рекомендуемых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в российской фармацевтической промышленности будет эффективным только при тесном взаимодействии государственной администрации всех уровней с частным бизнесом.

Поддержка производства импортозамещающей продукции может быть осуществлена через такие финансовые механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ, как: кредиты, займы, поручительства, гарантии, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, страхование, софинансирование на договорных условиях. Несмотря на привлекательность данных способов поддержки и стимулирования импортозамещения, в современных условиях их использование существенно ограничено. Новая санкционная волна, запущенная властями США в отношении России, затрагивает 11 физических и 15 юридических лиц. Так, санкции распространились на агентство по страхованию экспортных кредитов «Эскар», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), «Проминвестбанк», «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», «ВЭБ-Капитал», «ВЭБ-Инжиниринг», «ВЭБ-Лизинг», «Глобэксбанк», «Краслесинвест», ООО «Ресад», Rose Group, банк «БелВЭБ» (Белоруссия), VEB Asia Limited (Гонконг), которые связаны с Внешэкономбанком, который попал под санкции ранее [5].

В рамках федеральных целевых программ (ФЦП) получили денежные средства на модернизацию основных фондов ряд вузов и НИИ. В связи с достаточно высокой долей коррупционной составляющей эффективность государственных инвестиций остается на низком уровне. Таким образом, данная группа финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения должна дополняться инструментами оценки эффективности инвестиций и контроля за расходованием государственных средств, выделенных в рамках ФЦП.

Еще одним из эффективных механизмов взаимодействия государственной и региональной власти, научно-исследовательских и образовательных структур, бизнеса являются кластерные формы организации, позволяющие одновременно создавать новые рабочие места, разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию, тем самым решая задачу устойчивого развития регионов.

Значительное внимание изучению фармацевтических кластеров уделено в работах А.М. Семенова. В качестве примера автор приводит формирование за полтора десятилетия уральского фармацевтического кластера. В Свердловской области за этот период были построены фармацевтические предприятия, созданы новые клиники и исследовательские группы. Некоторые разработки уральского фармацевтического кластера (противовирусные препараты, нанодиагностические средства и др.) позволили его предприятиям выйти на зарубежные рынки. Предприятия и организации данного кластера планируют к 2020 г. увеличить объем консолидированной выручки до 66 млрд руб. [2].

Важным шагом развития промышленных кластеров стало принятие законодательных норм, разрешающих в особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого типа осуществлять не только разработки и пилотное производство, но и промышленный выпуск готовой продукции. Соответственно, существует возможность получения синергетического эффекта режима кластера и особой экономической зоны [1].

В депрессивных регионах Российской Федерации формирование и развитие кластерных форм организации невозможно без участия органов государственной власти, позволяющих создать необходимые условия. Большинство исследователей сходятся в позициях относительно организации промышленных кластеров, считая, что инструменты государственной поддержки формирования кластеров, нацеленных на импортозамещение, должны охватывать как российские, так и зарубежные компании, стимулировать гибкие формы кооперационного взаимодействия предприятий крупного, среднего и малого бизнеса [6].

Существенными механизмами поддержки импортозамещения могут выступать бизнес-инкубаторы, региональные венчурные фонды, промышленные парки. Под бизнес-инкубаторами понимают специализированные структуры, предоставляющие начинающим малым предприятиям необходимое оборудование на льготных условиях, а также оказывающие им консультационные услуги на срок до 3 лет. Региональные венчурные фонды создаются для целей финансирования малых предприятий (как правило, в научно-технической сфере), привлекаются профессиональные управляющие компании к управлению фондами на срок не более 7 лет.

Россия и Казахстан создали совместный венчурный фонд с капиталом в 100 млн долл. для финансирования проектов на территории обеих стран. Фондом выбрано восемь стратегических направлений. В качестве якорных инвесторов фонда выступают компании ОАО «Роснано» и Kazyna Capital Management, каждая из которых инвестирует по 25 млн долл. Дополнительно должны быть привлечены средства частных инвесторов. Фонд создается на 10 лет. Средний срок участия фонда в проектах будет составлять 5 лет [6].

Промышленные парки позволяют привлекать прямые инвестиции в экономику регионов, являются эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего предпринимательства посредством предоставления в аренду или выкупа земельных участков и помещений, обеспечения необходимой инфраструктурой (транспортной, телекоммуникационной, логистической).

Целесообразно выделять, на наш взгляд, следующие факторы, влияющие на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях (таблица).

Система факторов, влияющих на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях

Экзогенные факторы

Эндогенные факторы

Трансакционные

Трансформационные

Трансакционные

Трансформационные

Макроэкономические условия, кризисные явления в экономике

Геополитические риски

Развитие института ГЧП

Низкий технико-технологический уровень, морально устаревшие производственные фонды

Ускорение технологического прогресса

Высокий страновой инвестиционный риск

Зависимость от сложной технологической продукции и импортного оборудования

Сложности привлечения частных инвестиций для финансирования реального сектора экономики

Изменения структуры и динамики потребительского спроса

Наличие значительного экспортного потенциала

Недостаток актуальной статистической информации

Высокая стоимость реализации мероприятий политики импортозамещения

Неразвитость инновационной инфраструктуры

Интенсивность роста цен на сырье и материалы

Рост межрегиональной конкуренции

Сжатые сроки проведения политики импортозамещения

Недостаточное внимание клиентоориентированным, маркетинговым финансовым механизмам

Диспропорции в развитии регионов и отдельных отраслей

 

 

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет стимулирования инвестиционной (в том числе инновационной) деятельности. По степени приоритетности финансовые механизмы поддержки и стимулирования импортозамещения в долгосрочном периоде можно представить следующим образом:

1. Господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований (включение в приоритетные направления развития, грантовая поддержка инвестиционных проектов в данном направлении, государственные гарантии, поддержка индустрии через механизмы ВЭБ, Инвестфонда РФ).

2. Формирование промышленных кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес-процессов.

3. Развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов.

Таким образом, предложенный алгоритм принятия решений относительно выбора финансовых механизмов для поддержки и стимулирования импортозамещения позволяет посредством учета внешних условий и внутренних возможностей привлечения финансовых ресурсов для производства импортозамещающей продукции в достаточном количестве и надлежащего качества выявить наиболее перспективные к использованию механизмы в современных условиях.

Рецензенты:

Аникина И.Д., д.э.н., доцент, зав. кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

Придачук М.П., д.э.н.,  доцент, заместитель директора Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Киров А.В., Толстель М.С., Сусойкина А.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21193 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074