Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТИПОЛОГИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: МОТИВАЦИОННЫЙ СРЕЗ

Фомин А.В. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье по результатам социологического исследования раскрыты особенности мотивации выбора курсантами военной профессии. Показано влияние престижа военной профессии, социального положения родителей, семейных традиций и субъективных характеристик, определивших мотивы поступления в высшее военное учебное заведение. Впервые выстроена типология курсантов в зависимости от мотива поступления в военный институт: «прагматики» (курсанты, поступившие в силу доступности военного высшего образования), «материалисты» (курсанты, которые выбрали военный институт ради материального обеспечения), «романтики» (курсанты, которые поступили в военный институт из романтических, патриотических побуждений), «послушные» (курсанты, поступившие в военный вуз, следуя желанию своих родителей) и «продолжатели традиции» (курсанты из семей военнослужащих). В заключение сделан вывод о том, что данные типологии курсантов военных институтов необходимо учитывать при выборе методов и технологий воздействия на обучаемых в процессе обучения при выполнении учебных и иных поручений, несении внутренней службы и выполнении служебно-боевых задач.
престиж военной профессии
профессиональный выбор
мотивация
курсанты
1. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы : учебное пособие / под ред. генерал-майора А.В. Барабанщикова. – М. : Изд-во Военно-политической академии имени В.И. Ленина, 1980. - 280 с.
2. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 4 (51). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-na-voenno-professionalnuyu-deyatelnost-kak-kategoriya-psihologii-razvitiya#ixzz3h4usq4RG.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы : учебник. – Минск : Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1981. - 383 с.
4. Егоров Т.Г. Деятельность и навыки. Психология воли // Военно-педагогический сборник. - 1950. - Вып. 8. - С. 29-37.
5. Ершов Д.О. Социально трудовое развитие курсантов военного института // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2015. – № 1 (46). – С. 85–90.
6. Железняк Л.Ф. Проблема направленности личности в советской психологии. — Вопросы психологии. – 1972. - № 5. - С. 157—161.
7. Попов Д.Г., Строкова И.В. Психологические особенности и условия мотивации учебной деятельности курсантов военно-специальных образовательных учреждений // Юридическая психология. – 2011. - № 3. – URL: http://www.center-bereg.ru/e358.html.

В условиях принципиального изменения базисных характеристик современного российского социума изменился и сам характер задач, решаемых военными структурами. Аксиология современного развития выдвигает на передний план такие ценности, как жизнь, здоровье, безопасность, честь и достоинство личности, другие политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, установленные российской Декларацией прав и свобод человека и гражданина и Конституцией Российской Федерации. Все это предполагает изменение характера деятельности военных институтов, их гармонизацию отношений с обществом, усиление взаимодействия с внешней средой функционирования армии, что непосредственно сопряжено с профессиональным самосознанием и престижем, корпоративной идентичностью, стабильностью социально-профессионального статуса, социальным самочувствием и поведением, качеством жизни офицера.

Обеспечить армию квалифицированными специалистами с высшим образованием призваны военные вузы. В их компетенцию входит не только реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в военной сфере, но и формирование системообразующей ценностно-нормативной конструкции, от которой зависит интенсивность и последовательность прохождения учащимися этапов профессиональной социализации. В свою очередь противоречия в структурной диспозиции различных типов курсантов негативным образом сказываются на служебной дисциплине, провоцируют социальные действия, не адекватные ситуациям. Поэтому обеспечение стабильности и безопасности российской государственности, общества предполагает потребность в социологическом анализе различных типов курсантов высших военных учебных заведений Российской Федерации (ввуз).

Проблему мотивационной направленности молодежи на военно-профессиональную деятельность рассматривали в своих работах преимущественно психологи - А.В. Барабанщиков, В.А. Губин, А.Л. Загорюев, М.И. Дьяченко, Т.Г. Егоров, Л.А. Кондыбович, [1-4], Л.Ф. Железняк, Д.Г. Попов, И.В. Строкова, Н.Ф. Феденко и другие [6-7]. В социологическом дискурсе почти не отражена [5].

Таким образом, актуальность социологического анализа социальной мотивации курсантов военных вузов России обусловлена объективной потребностью общества в квалифицированных, профессионально подготовленных офицерах, способных по своим деловым, моральным и физическим качествам эффективно решать задачи обеспечения безопасности российского общества и государства. Исходя из этого, было проведено исследование по выявлению ценностных ориентаций выбора профессии военнослужащего молодежью. В ходе анкетирования были опрошены курсанты 1 и 5 курсов военных институтов внутренних войск МВД России в городах Новосибирск, Санкт-Петербург и Саратов. В опросе приняло участие 593 человека.

Результаты опроса показывают, что 42,9% курсантов считают престижной профессию офицера, 30% привлекают в ней материальное положение, 7,1% считают эту профессию романтичной, патриотичной. Однако каждый пятый (20%) пока не определил для себя, чем ему нравится профессия воина.

Почти половина курсантов (42,9%) осознают, что при выборе военного вуза на них повлияло мнение родителей (таблица 1), и еще 27% признают частичное такое влияние. Однако 30% настаивают на самостоятельном выборе ввуза. Особенно это подчеркивают те курсанты, которых в военный вуз привлекла доступность обучения (более 42% из этой категории), или романтика военной службы (7,4%).

Таблица 1

Влияние мнения родителей на мотивацию выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

Повлияло ли мнение родителей на выбор ввуза

Мотивы выбора ввуза, %

По выборке, %

 

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Да

31,6

45,5

10,5

100,0

57,1

42,9

Нет

42,1

27,3

47,4

0

14,3

30,0

Частично

26,3

27,3

42,1

0

28,6

27,1

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Среди тех, кого в ввуз привлекло материальное положение, чаще других отмечается влияние родителей (45,5%). Однако особенно сильным это влияние проявилось у тех, для кого военная профессия - дань традициям семьи (57,%) и дань послушанию родителям (100%).

Влияние родителей косвенным образом отражается в индикаторе детских симпатий к профессии военного офицера (таблица 2). Таковых меньше всего среди тех, кто поступил в ввуз по желанию родителей (только 15,4%).

Таблица 2

Влияние детских симпатий на мотивацию выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

Нравилась ли в детстве профессия военного офицера

Мотивы выбора ввуза, %

По выборке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Да

36,8

63,6

78,9

15,4

42,9

48,6

Нет

21,1

 

 

46,2

28,6

18,6

Трудно сказать

21,1

18,2

21,1

23,1

14,3

20,0

Не задумывался

21,1

18,2

 

15,4

14,3

12,9

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Среди тех, кто поступил в военный вуз в силу доступности обучения таковых - 36,8%. Среди курсантов, продолжающих семейные традиции - почти каждый второй (42,9%) в детстве мечтал об этой профессии. Еще выше доля таких среди курсантов, выбравших ввуз по материальным соображениям (63,6%). Однако среди тех, кого на выбор ввуза сподвигли романтические и патриотические побуждения, доля мечтающих о профессии офицера - самая высокая (78,9%).

У большинства курсантов (54,3%) есть военнослужащие среди родственников (таблица 3). Особенно много таких курсантов среди тех, кто поступил в ввуз для продолжения семейных традиций (85,7%). Среди тех, кого в ввуз привели романтические мотивы, таких 57,9%. Среди тех, кто пришел в ввуз ради довольствия - 54,5%. Среди тех, кто пошел в военные, следуя желанию родителей - 53,8%. Меньше всего таковых (42,1%) среди тех, кто стал курсантом из-за доступности обучения. Это говорит о стабильности семейных традиции в этой среде и устойчивости тенденции воспроизводства социального слоя военных.

Таблица 3

Влияние семейных военных традиций на мотивацию выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

Наличие военнослужащих или бывших военнослужащих среди родственников

Мотивы выбора ввуза, %

По выборке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Да

42,1

54,5

57,9

53,8

85,7

54,3

Нет

57,9

45,5

42,1

46,2

14,3

45,7

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Самая значительная доля курсантов (41,4%) определилась с выбором ввуза за 7-12 месяцев до поступления (таблица 4). Однако среди продолжателей семейной традиции таких - 85,7%. Среди материалистов таких - почти в 2 раза меньше - 45,5%. Еще меньше таковых среди тех, кто решил стать военным из романтических побуждений - 42,1%. Среди курсантов, которые выбрали ввуз по желанию родителей, 38,5% определились за 7-12 месяцев до поступления. Среди тех, кто выбрал ввуз ради доступности обучения, таких только 26,3%. За 3-6 месяцев до поступления окончательно определились с выбором 34,3% курсантов. Однако среди материалистов таковых 54,5%. Среди послушных родителям - 38,5%. Среди прагматиков, которые поступили из-за доступности обучения - 36,8%. 15,7% курсантов определились с выбором ввуза более чем за год до поступления. Среди прагматиков и материалистов таковых - каждый пятый. 8,6% курсантов не смогли указать сроки своего выбора, видимо, в силу спонтанности такого решения. Таким образом, более 56% курсантов приняли решение стать воинами за 7 и более месяцев до поступления в ввуз, что свидетельствует о продуманности и взвешенности такого выбора.

Таблица 4

Влияние мотивации выбора курсантами ввуза на сроки самоопределения,

% по категориям мотивации

Сроки окончательного определения с решением поступить в военный институт

Мотивы выбора ввуза, %

По выборке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

За 3-6 месяцев до поступления

36,8

54,5

26,3

38,5

 

34,3

За 7-12 месяцев до поступления

26,3

45,5

42,1

38,5

85,7

41,4

Более года назад

21,1

 

21,1

15,4

14,3

15,7

Трудно сказать

15,8

 

10,5

7,7

 

8,6

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Среди курсантов 41,4% - выходцы из семей рабочих (таблица 5). Для них карьера военного, видимо, выступает средством повышения своего социального и финансового статуса. Не случайно таковых большинство среди тех, кто стал военным ради материального благополучия (63,6%). Среди тех, кто поступил в ввуз по желанию родителей-рабочих таковых 46,2%. Доля курсантов, выходцев из рабочей семьи, которые выбрали карьеру военного ради романтических побуждений - 42,1%. Среди курсантов-прагматиков доля выходцев из рабочих меньше всего - 36,8%.

28,6% курсантов - выходцы из семей государственных служащих. Для них, видимо, это способ поддержания своего статуса и материального благополучия. Не случайно именно среди прагматиков, поступивших в ввуз ради доступности обучения, таковых большинство - 57,9%. Это более чем в 2 раза выше, чем среди тех, кто стал курсантом, следуя выбору родителей (23,1%), романтическим побуждениям (21,1%), и более чем в 3 раза выше, чем среди тех, кто стал курсантом по материальным соображениям (18,2%). Иными словами, из семей государственных служащих в основном «пришли» в ввуз курсанты-прагматики, но не материалисты. Из семей предпринимателей (их 4,3% от всех курсантов) в ввуз поступили только романтики, патриоты, компенсируя, видимо, то, чего не хватало им в родительской семье. Это - 15,8% всех курсантов-романтиков.

Каждый четвертый курсант - выходец из семьи военнослужащих (25,7%). Среди курсантов - продолжателей традиций семьи, естественно, 100% - выходцы из семей военнослужащих. Среди тех, кто поступил в ввуз согласно желанию родителей - почти каждый третий - имеет родителей (-ля) - военнослужащих (-его) (30,8%). Среди курсантов-романтиков - военнослужащих в семье имеет каждый пятый (21,1%). Среди курсантов-материалистов доля таковых еще меньше - 18,2%. Меньше всего из семей военнослужащих в ввуз пришло курсантов-прагматиков - только 5,3%. Можно предположить, что это объясняется хорошим знанием специфики обучения и воинской службы, которые трудно охарактеризовать как легкие, доступные. В целом данные еще раз подтверждают, что если выходцы из семей военнослужащих с одобрения родителей становятся курсантами, то традиция социального воспроизводства этой категории населения является стабильной, устойчивой и перспективной.

Таблица 5

Влияние социального положения родителей на мотивацию выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

Социальное положение ваших родителей

Мотивы выбора ввуза, %

По выборке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Рабочие

36,8

63,6

42,1

46,2

 

41,4

Военнослужащие

5,3

18,2

21,1

30,8

100,0

25,7

Предприниматели

 

 

15,8

 

 

4,3

Гос. служащие

57,9

18,2

21,1

23,1

 

28,6

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Большинство курсантов (62,9%) на момент поступления имели представления о тех трудностях, с которыми они столкнутся во время обучения (таблица 6). Особенно это касается курсантов - продолжателей военной традиции, среди которых зафиксирована полная (100%) информированность об этом. Чуть меньше выявлена степень осведомленности курсантов-романтиков (89,5%). Среди курсантов-прагматиков таковых еще меньше - 63,2%, среди материалистов - 54,5%.

Таблица 6

Взаимосвязь социальных представлений об учебе и мотивации выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

Наличие представлений о трудностях учебы в ввузе

Мотивы выбора ввуза, %

По выбор ке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Да

63,2

54,5

89,5

15,4

100,0

62,9

Нет

21,1

9,1

10,5

53,8

 

21,4

Не задумывался

15,8

36,4

 

30,8

 

15,7

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Самый низкий уровень осведомленности о трудностях учебы в ввузе выявлен среди курсантов, которые поступали в соответствии с желаниями родителей - 15,4%. Можно предположить, что именно этим курсантам значительно труднее приходится адаптироваться к сложностям воинской службы, особенно на первых порах.

45,7% курсантов не нравится военная форма (таблица 7). Чаще других она не привлекает тех курсантов, кто поступил в ввуз по желанию родителей (69,2%) и ради доступности обучения (52,6%). 28,6% курсантов - нравится военная форма, особенно курсантам-романтикам (47,4%) и материалистам (36,4%). Можно предположить, то курсантов-романтиков привлекают ассоциации формы с мужественностью, стойкостью, в то время как материалистов привлекает то, что на нее почти не нужно тратиться.

Таблица 7

Взаимосвязь отношения к военной форме и мотивации выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

 

Нравится ли военная форма

Мотивы выбора ввуза, %

По

выбор ке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Да

21,1

36,4

47,4

7,7

28,6

28,6

Нет

52,6

36,4

26,3

69,2

42,9

45,7

Затрудняюсь ответить

26,3

27,3

26,3

23,1

28,6

25,7

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Большинство курсантов (68,6%) считают объем обучения в ввузе достаточным (таблица 8). Чаще других такое мнение высказывали «послушные» курсанты, поступившие по желанию родителей (92,3%). Курсанты-«прагматики» (78,9%) и продолжатели семейных традиций (71,4%). Реже других об этом говорили «романтики» (47,4%) и «материалисты» (54,5%). При этом именно «романтики» в своем большинстве выражают неполное удовлетворение объемом обучения (52,4%). Можно предположить, что повышенная эмоциональность этой категории курсантов недостаточно реализуется в процессе обучения и требует дополнительного хода.

Таблица 8

Взаимосвязь отношения к учебе и мотивации выбора курсантами ввуза, % по категориям мотивации

Считаете ли достаточным объем обучения

Мотивы выбора ввуза, %

По выбор ке, %

доступность обучения

материальное положение

романтические побуждения

желание родителей

продолжить традиции семьи

Да

78,9

54,5

47,4

92,3

71,4

68,6

Не совсем

21,1

45,5

52,6

7,7

28,6

31,4

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Таким образом, в ходе социологического исследования было выявлено пять типов курсантов в зависимости от мотива поступления в военный институт.

1. «Прагматики» (27%) - это курсанты, поступившие в силу доступности военного высшего образования. Большинство из них решение принимали самостоятельно, только каждый третий учитывал мнение родителей. Большинство из них ранее не мечтали о профессии военного и не имели родственников - военных. Поэтому они слабо владели на момент поступления информацией о специфике обучения в ввузе, хотя и полагали, что знают это. Поэтому решение о выборе военного института принималось достаточно спонтанно, примерно за 3 месяца до поступления. В основном они - выходцы из семей государственных служащих, и только каждый третий из них - из рабочей семьи. Поэтому для них воинская служба - это хороший способ сохранения и поддержания своего статуса и повышения своего материального положения. Большинству из них не нравится военная форма, но своим обучением они довольны. Только каждому пятому из них форма нравится, но обучение - не совсем. Иными словами, эта категория курсантов достаточно сложно адаптируется к процессу обучения в военном институте, они больше ориентированы на диплом о высшем образовании, чем на дальнейшую офицерскую карьеру.

2. Следующей категорией курсантов являются «материалисты» (16%) - это курсанты, которые выбрали военный институт ради материального обеспечения. Они больше прагматиков осознают влияние родителей на их выбор ввуза. Среди них в 2 раза чаще встречаются те, кто мечтал о профессии военного с детства, так как у большинства из них есть родственники - военные. Хотя сами они чаще всего из рабочих семей. Поэтому для них воинская служба - это хороший канал вертикальной мобильности и повышения своего материального положения. Большинство из них были достаточно информированы о специфике обучения в ввузе, однако с поступлением определились в сроки от 3 до 6 месяцев, то есть достаточно поздно, спонтанно. Большинству их них нравится процесс обучения, однако военная форма привлекает только каждого третьего. Иными словами, их стратегия дальнейшей воинской службы во многом определятся степенью удовлетворенности материальным обеспечением.

3. «Романтики» (27%) - это курсанты, которые поступили в военный институт из романтических, патриотических побуждений. Они склонны всячески отрицать влияние на их выбор родителей и чаще всех других подчеркивают, что с детства мечтали о профессии военного. Почти каждый второй из них - выходец из рабочей семьи (хотя только в этой категории есть выходцы из семей предпринимателей - около 15%), но большинство имеет родственников - военных. Поэтому они чаще других (за исключением выходцев их военных семей) подчеркивали высокую степень своей информированности о специфике обучения в военном институте. При этом и свой выбор ввуза они сделали заранее - за 7-12 месяцев до поступления. В этой категории курсантам больше всех других нравится военная форма, но фиксируется самый низкий уровень удовлетворенности своим обучением. Вероятно, их высокий уровень эмоционального напряжения требует дополнительных выходов.

4. «Послушные» курсанты (почти 17%) поступили в военный вуз, следуя желанию своих родителей, и все откровенно в этом признаются. Большинство из них не мечтало в детстве стать военным. Почти каждый второй их них имеет семью рабочих, хотя каждый третий - выходец из военной семьи. У большинства из них имеются родственники - военные или бывшие военные. Однако они чаще других категорий в своем большинстве настаивали, что мало представляли себе трудности учебы в ввузе, и решение о поступлении принималось ими за 3-12 месяцев до поступления. Эти курсанты больше всех удовлетворены объемом обучения в военном институте, но хуже всех относятся к военной форме. Иными словами, начало обучения этих курсантов носит для них вынужденный характер, однако они редко доставляют проблемы с обучением, так как привыкли к дисциплине. От того, насколько они втянутся в специфику воинской службы, проникнутся ее достоинствами, во многом зависят их будущие жизненные стратегии и офицерская карьера.

5. «Продолжатели традиции» (около 10%) - это курсанты из семей военнослужащих, имеющие в большинстве своем родственников военных, и потому хорошо знакомы и с воинской службой, и с трудностями обучения в военном институте. Они осознают влияние родителей на свой выбор, хотя далеко не все мечтали стать военным в детстве. Однако их выбор ввуза был осознанным и заблаговременным, за 12 и более месяцев до поступления. Большинство из них удовлетворено объемом обучения в военном институте, хотя воинская форма не очень нравится почти каждому второму. Иными словами, курсанты этой категории могут рассматриваться как стержневая основа учебной и воспитательной работы с будущими офицерами.

Эта типология сопрягается с таким важным критерием оценки будущего офицера, как профессионализм, который означает наличие у личности закрепленной и признанной социальной функции, говорит о наличии специфических знаний, умений и навыков, накоплении функционального опыта, качественных параметров его общественно ориентированной деятельности. Именно эти социальные характеристики оказывают доминирующее воздействие на осознание государственной и общественной значимости профессиональной деятельности, формирование преданности избранной профессии. Все эти категории курсантов военного института необходимо учитывать при выборе методов и технологий воздействия на обучаемых в процессе обучения при выполнении учебных и иных поручений, несении внутренней службы и выполнении служебно-боевых задач.

Рецензенты:

Шахматова Н.В., д.соц.н., профессор кафедры прикладной социологии ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.

Быченко Ю.Г., д.соц.н., профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ», г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Фомин А.В. ТИПОЛОГИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: МОТИВАЦИОННЫЙ СРЕЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21179 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074