Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АПРОБАЦИЯ ТЕХНИКИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЁТОК КЕЛЛИ В ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОВОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Топанова Г.Т. 1
1 Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Павлодарский государственный педагогический институт»
Массовое сознание людей разных национальностей и религий в Казахстане занимает конфликтное маргинальное положение. В группу риска в сложившейся ситуации попадает молодежь, находящаяся в стадии интеграции личностной идентичности. Привычные способы организации личностного опыта часто утрачивают действительную инструментальность из-за быстрой изменчивости информационных систем. Изучение конструктивно-смысловой составляющей идентичности определено наличием противоречия между необходимостью формирования у студентов навыков гибкого конструирования личного опыта и отсутствием работ, посвященных этой проблеме. Современное профессиональное высшее образование нуждается в такой подаче учебного материала, которая способствовала бы становлению идентичности личности учащихся через повышение мыслительной активности, увеличение вариативности когнитивных стилей.
кластерный анализ
смыслы
идентичность
ролевые персонажи
система конструктов
конструкт
1. Топанова Г.Т. Подходы в исследовании межэтнического взаимодействия казахского и русского этносов // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 29. – С. 37–40
2. Федорова Е.В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности: автореф. дисс. канд. псих.наук. Ярославль. – 2004. – 22 с.
3. Франселла Ф., Баннистер Д.Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: / пер. с англ. / Под ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
4. Abes E.S., Jones S. R. Meaning–making capacity and the dynamics of lesbian college students' multiple dimensions of identity // Journal of College Student Development. 2004. Vol.45. Р. 612–632.
5. Berzonsky M. D. Identity processing style, self-construction, and personal epistemic assumptions: A social-cognitive perspective. European Journal of Developmental Psychology, Vol. 1, 2004. P. 303–315.
6. Caldwell N., Coshall J. Measuring brand associations for museums and galleries using repertory grid analysis Management Decision, Vol. 40. 2002. P. 383–392
7. Frewer L.J., Howard, C,R. Shepherd Understanding public attitudes to technology Journal of Risk Research, Vol. 1 (3) 1998, P. 221–235
8. Honey P. The repertory grid inaction – how to use it to conduct an attitude survey Industrial and Commercial Training, 11 (1979). P. 452–459

Приоритетным обоснованием выбора репертуарного теста для исследования смысловых аспектов идентичности современных студентов послужила заложенная в нем возможность творческой разработки в каждом отдельном случае. Это позволяет целенаправленно повышать валидность исследования через возможность управления личностным репертуаром. Техника репертуарных решеток Келли позволяет выявлять конструкты «методом триад». Этот способ называют также методом минимально необходимого контекста. Возникнув на одних элементах, конструкт может быть распространен на другие элементы. В оригинале использовался список из 24 ролевых персонажей (учитель, жена, руководитель, отец, мать, счастливый человек, человек, которого вы жалеете, и т.д.), относящихся к семи группам («Я», «семья», «отношения», «близкие», «авторитет», «ситуативные персонажи», «ценности»). Понятие конструкта легло в основу метода репертуарных решеток, сами же репертуарные решетки появились в результате попыток операционализации понятия конструкта. В самом общем виде конструкт – это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения или способы поведения, который формируются на основе личных смыслов и смыслов, усвоенных человеком в процессе взаимодействия с социальным окружением.

Основная цель исследования заключалась в обнаружении смысловых аспектов идентичности личности в системе личностных конструктов и в структуре жизненной эмпирики студентов. В методологии анализа и исследования идентичности исходили из положений об активности личности и ее самосознания в процессе самоопределения, изложенных в теории личностных конструктов Дж. Келли. Всего было исследовано 516 человек. Предварительно было проведено пилотное исследование, в котором участвовали 318 преподавателей школ и лицеев и старшеклассников. На основном этапе использованы данные обследования 198 студентов, всего – 61 человек мужского пола (48 студентов факультета физического воспитания и спорта, 11 студентов факультета иностранных языков, 2 студента факультета педагогики и психологии) и 137 женского пола (24 студентки факультета физического воспитания и спорта, 26 студенток факультета дошкольного воспитания и обучения, 29 студенток факультета методики начального обучения, 26 студенток факультета иностранного языка, 32 студентки факультета педагогики и психологии иностранного языка). Средний возраст испытуемых студентов составил 20±3 года.

Пилотное исследование проводилось для уточнения, поскольку вопрос «задавать» или «выявлять» элементы, вызывает споры у исследователей. Если респондент задействует конструкты, ориентируясь только нa лицa из заданного экспериментатором репертуарного спискa, то это ограничивает значение и ценность результатов исследования. Исходя из актуальности и проблемы исследования необходимо было выявить, как человек интерпретирует свой окружающий мир, и смоделировать такой вариант теста, где бы предварительно были выявлены самостоятельно заданные элементы репертуарного списка [1].

Целью пилотного исследования было определение элементов репертуарного списка для исследования идентичности личности в условиях полиэтнического общества. В построенной нами модификации теста Келли в ролевой список были включены лица и целые группы из непосредственного окружения респондента — «социометрические» лица, национальности, профессии, религиозные группы – потенциальные элементы идентификации личности студентов, составляющие необходимый контекст исследовательской проблемы.

Дж. Келли после проведенной им серии эмпирических исследований пришел к выводу, что 19–20 элементов в списке достаточно для выявления системы конструктов. Увеличение числа элементов свыше рекомендуемого количества не делает систему чувствительнее или презентативнее, так как испытуемые начинают обычно повторять уже использованные конструкты.

В нашем исследовании было задано 20 социометрических позиций. Ориентиры для проведения структурированного интервью (так назвали ТРР в Банистер) были определены исследованиями идентичности Э. Эриксона, А. Ватермана, в которых были условно обозначены сферы жизни и значимые объекты идентификации личности, такие как религия, профессия, политика, социальные роли. Было предложено заполнить список конкретными объектами из реальной жизни студентов. Допускалось использовать виртуальные образы или объекты взаимодействия, о которых имеются только определенные представления (к примеру, хиппи, индейцы, американцы и пр.). В последнее время за рубежом появились исследования, где в ролевой список входят не только люди, но и неодушевленные объекты [6, 7, 8]. Обзор литературы позволил нам выявить случаи использования метода репертуарных решеток в исследовании идентичности и Я-концепции личности [2, 4, 5].

Также как один из вариантов применялись методы группового опроса для достижения «общей групповой картины».

Число использованных конструктов не ограничивалось для увеличения возможности более точного исследования уникальной составляющей идентичности личности. Особенности процесса сравнения, нахождения сходства и отличий, в результате чего вообще и образовывался личностный конструкт, а также процедура заполнения решеток напрямую зависели от уровня когнитивной сложности испытуемых и осознанного личного опыта. Учитывая данное обстоятельство, допускалось оказание помощи студентам при затруднениях в формулировке понятий. Но нахождение ассоциаций по сходству или отличию мы полностью возлагали на испытуемых, так как этот процесс сильнее зависел от личного восприятия и осмысленности действительности.

Мы получили эталоны категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит классификация индивидом объектов, понятий, событий, профессий, социальных ролей, которые подвергаются качественному и статистическому анализу, включающему кластерный анализ. Большой массив данных подвергался сначала качественной обработке, а позже — статистическому анализу. В статистической обработке нами использовался пакет программ STATISTICA 8.0

Первый этап анализа выявленных конструктов состоял в определении инвариантных смысловых категорий объектов идентификации и выраженных в системе личностных конструктов студентов. В пилотном исследовании мы задались задачей обеспечения ролевого списка, который будет «работать» на наши цели исследования, поскольку в психологии на сегодняшний день имеется широкий арсенал разнообразных качественных и количественных обработок решеток Келли [3]. Необходимо было подойти к решению поставленных задач, учитывая сложность рассматриваемого феномена, с точки зрения различных уровней и порядков.

Исходя из задачи и гипотезы исследования – выявление смысловой обусловленности идентичности, выраженной в личностных конструктах – были вычленены инвариантные признаки в ходе контент-анализа, затем производилась свертка пространства признаков методами кластерного анализа и анализа таблиц сопряженности.

Конструкты определялись путем сравнения триад и нахождения двух полюсов значения [3]. Контент-анализ позволил выявить группы номинаций с единым психосемантическим пространством, т.е. установить смысловые эталоны, которые были объединены в темы. По содержанию темы-признаки представляли собой характеристики способностей к определенной деятельности, черты характера, исторические события, внешние признаки, одежду, этнические особенности и пр. Как единицы анализа рассматривались: а) слова; б) предложения; в) темы; г) персонажи; д) социальные ситуации. Признаком подлинности конструкта является его неоднократное применение в сравнении значимых объектов. Для анализа идентичности личности отбирались конструкты с понятным значением. В итоге всего при помощи контент-анализа было выделено 178 номинаций, которые были разделены на 17 тем в соответствии с их смысловой направленностью.

1. Религия: принадлежность к определенной религии; уровень религиозности; схожесть по признаку принадлежности к религии.

2. Исторические события, прошлое: приверженность к коммунистической идее, общность исторического прошлого; братские страны; тесные отношения на протяжении долгого времени; общность территориальных границ; «СССР».

3. Расовые признаки: азиаты; европейцы; схожесть по признаку принадлежности к расе; вырез глаз, схожесть по признаку внешней схожести.

4. Самобытные качества: уникальное искусство; национальность; уникальная культура; питаются насекомыми; «любят выпить» (алкоголь); приезжие (чужестранцы); кочевники; курят травы; оралманы; свободолюбивые; иностранцы; схожие культуры; любят лошадей.

5. Определенные способности: лекари, врачи; квалифицированные специалисты; политики и дипломаты; бизнесмены; госслужащие; учителя; скотоводы.

6. Черты характера: дружелюбные; ответственные; хитрые; пунктуальные; помогают ближнему; работоспособные; «раздолбаи»; гордые; наглые; справедливые; «обманщики»; патриоты.

7. Творческие способности: русские художники; творческие люди; японцы-художники.

8. Жизненный стиль и манеры: манеры; идеалистические; серьезные люди; странные; любят деньги; престиж; бедный народ; все для себя; стиль общения; понимание музыки; любят природу; радость в жизни; любят свое дело.

9. Предпринимательские способности: бизнес.

10. Образованность: образованные; высокая культура.

11. Одежда, стиль: одежда; стиль.

12. Положение в рейтинге экономического развития: развитая страна; развитая техника; «Европа», цивилизованные.

13. Язык общения: увлекательный язык общения.

14. Карьера, власть: власть; высокий доход; карьера.

15. Количественное преимущество: большинство из них живут в селе; есть много нефти; много (большое количество людей).

16. Умственные способности: умные.

17. Национальная кухня: национальная кухня.

Доминирующими темами являются «Религия», «Исторические события, прошлое», «Расовые признаки», «Самобытные качества», «Определенные способности».

Конструкты «религия» и «религиозность» относятся к предполагающему типу, тогда как конструкты «ислам», «схожие религии», «христианская вера» относятся к упреждающим конструктам, так как не выражают отношения и являются в данном контексте скорее ярлыками. На второй позиции по частоте упоминания оказались конструкты из тематики «Исторические события, прошлое». Испытуемые одинаково часто задействуют конструкты, проявляющие личностную рефлексию исторического прошлого в контексте межнациональных и межгосударственных отношений. В тематике «Самобытные качества» наиболее задействованными являются конструкты «национальность», все остальные ассоциации этой тематики распределены равномерно. Конструкты «любят выпить», «любят чай», «едят насекомых», «любят лошадей», «кочевники», «уникальная культура» относятся к предполагающему виду конструктов, поскольку предполагают специфичность и самобытность объектов и явлений психологической действительности. В тематике «Расовые признаки» все конструкты относятся к упреждающим, поскольку разделение по национальному и расовому признаку в макросреде обычно носит предвзятый характер. В тематике «Самобытные качества» наиболее задействованными являются конструкты «национальность» – 16% казахов и 10% русских указали данную номинацию. Конструкты «любят выпить», «любят чай», «едят насекомых», «любят лошадей», «кочевники» носят субъективную причину происхождения и относятся к предполагающему виду конструктов. Тема «самобытные качества» отражает информацию об объектах идентификации, уникальный опыт личности испытуемых студентов, в то же время не исключается присутствие подражательных мотивов, продиктованных желанием быть оригинальным.

В тематике «Определенные способности» у студентов обеих национальностей гораздо чаще остальных градаций встречается конструкт «хорошие врачи и лекари» — его использовала ¼ часть испытуемых. Все конструкты данной группы относятся к констелляторному виду. Все остальные конструкты — «квалифицированные», «учителя», «сфера деятельности», «скотоводы», «военные», «политики», «госслужащие» — представлены без особых различий по национальному и демографическому признакам.

Показатели когнитивной сложности определялись по количеству (больше, меньше конструктов) и способу образования выраженных конструктов (упредительные, констелляторные, предполагающие) у каждого испытуемого. Выбор по принципу расширения (констелляторные и предполагающие конструкты) соответствует продуктивному личностному развитию индивида. Однако выбор по принципу определения (упреждающие конструкты) позволяет снизить уровень личностной тревожности, когда степень неопределенности ситуации и возникшие риски слишком велики. Вероятно, когда обстановка становится по-настоящему сложной, лица, принимающие решения, не реагируют на это созданием новых ментальных моделей, вместо этого они пытаются вернуться к более старым и простым моделям. В ситуациях риска студенты склонны пользоваться упреждающими оценками, основанными на прошлых данных, а не результатами осмысления расклада действующих сил.

Типологизация испытуемых посредством кластерного анализа по методу К-средних, по количественным шкалам-конструктам Келли указывает на различия только по шкалам «Упреждающие конструкты» и «Констелляторные конструкты» (рис. 1).

Рис. 1. Кластерный анализ испытуемых по методу К-средних для шкал по конструктам Келли (когнитивный стиль)

Полученные результаты основаны на различных оценках и переживаниях конструкта Я, что свидетельствует о корректности подобного способа описания ее (идентичности) смысловой обусловленности. Функциональная специфика конструкта Я заключается, с одной стороны, в обеспечении Я чувством тождественности за счет фиксации на продуктивных и позитивных аспектах, с другой — в обнаружении способности к изменениям. При обсуждении конструктов и возможности их изменения более отчетливо проглядывают уникальные человеческие кaчествa, которые определяют состояние интегрaции и функционирования идентичности. Дaнное условие открывает перспективы для успешной практики формирования познавательного опытa у студентов. Таким образом, анализ процессов объективации включает в себя изучение возможностей вербализации, словесных обобщений, a тaкже основных принципов осмысления реальности кaк структуры с более или менее стабильными моделями и характеристиками. Другими словами, речь идет о принципах, формах и методах семантической (смысловой и символической) представленности действительности в сознании.

Рецензенты:

Нургалиева А.К., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и спорта Павлодарского государственного педагогического института, г. Павлодар;

Алинова М.Ш., д.п.н., доцент, профессор, декан факультета математики и естествознания Павлодарского государственного педагогического института, г. Павлодар.


Библиографическая ссылка

Топанова Г.Т. АПРОБАЦИЯ ТЕХНИКИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЁТОК КЕЛЛИ В ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОВОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21175 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252