Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

«ОБЛАЧНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ IT СПЕЦИАЛИСТОВ

Юшкова С.С. 1 Пупков А.Н. 1 Телешева Н.Ф. 1
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Проведено исследование «облачных» технологий как актуального вектора в области информатизации и важнейшего аспекта при подготовке современных квалифицированных специалистов. «Облако» представляется крупным информационным центром или сетью взаимосвязанных серверов, доступ к которым обеспечивается через интернет-соединение посредством сетевых приложений. Именно использование «облачных» технологий в образовании является перспективной формой модернизации получения знаний. Многие университеты освоили внедрение подобных технологий в своих владениях, но не все в полной мере используют производственную мощность вверенного «облака». Согласно статистическим данным, в 2012 году только 15% Российских ВУЗов были оснащены «облачными» сервисами, в 2013 году показатель вырос до 30%, в 2014 до 50%, а на начало 2015 до 60%. Внедрение технологии изрядно облегчает процесс обучения, повышает эффективность работы учащихся и сотрудников. Функционирование «облака» значительно уменьшает расходы, как университета, так и студентов, обеспечивает легкий, повсеместный и круглосуточный доступ к информации. Преобладание очевидных преимуществ применения «облачных» технологий в образовании намного превосходит устранимые недостатки, препятствующее развитию рынка облачных технологий в России, главными из которых являются: обеспечение конфиденциальности и безопасности данных, а также трудоёмкость установления широкополосного доступа в сеть Интернет. Участие «облачных» сервисов в образовательной системе высших учебных заведений будет способствовать должной подготовке современных квалифицированных специалистов, способных повлиять на информационное становление общества.
«облачные» технологии в образовании
информационные технологии
«облако»
«облачные» сервисы
1. Алексанян Г.А. Педагогические условия использования облачных технологий в обучении математике студентов СПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-11860 (дата обращения: 08.05.2015).
2. Егоров Г. А. Проблемы построения современных архивных хранилищ данных / Г. А. Егоров, В. И. Шяудкулис, М. Финотти // Информационные технологии : науч.-техн. и науч.-произв. журн. - 2012. - N 12. - С. 9-18 : схема, a-табл. - Библиогр. в конце ст. - ISSN 1684-6400.
3. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании / О. А. Емельянова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.
4. Медведев А. Облачные технологии: тенденции развития, примеры исполнения / А. Медведев // Современные технологии автоматизации. - 2013. - N 2. - С. 6-9.
5. Ткаченко В. Безопасный ключ к «облаку» / В. Ткаченко // Защита информации. Инсайд: информ.- метод. журн. - 2012. - N 2. - С. 46-50.
В настоящее время мир располагает масштабным арсеналом разнообразных информационных технологий, внедренных и используемых практически во всех сферах деятельности человека. Область современных инновационных направлений предстает перед обывателем целой вселенной, скрывающей в себе множество неизведанных граней. Следует только соприкоснуться с небольшой частью компьютерной индустрии, как мгновенно раскрывается мир неограниченных возможностей и прогрессивных перспектив.

Целью данного исследования является анализ привлекательности использования «облачных» технологий в образовательной системе высших учебных заведений, а также рассмотрение непосредственного влияния информатизации на становление современных квалифицированных специалистов.

Исследование применения «облачных» технологии в образовании

Развитие «облачных» технологий является актуальным примером воплощения сравнительно нового вектора в области информатизации. Функционирование «облака» предусматривает рациональное распределение, удаленную обработку и бессрочное хранение заблаговременно загруженных данных. Непосредственно, «облако» представляется крупным информационным центром или сетью взаимосвязанных серверов, доступ к которым обеспечивается через интернет-соединение посредством браузера или других сетевых приложений. При данной организации работы с программным обеспечением, пользователь не использует ресурсы персонального компьютера, а возлагает все функциональные обязанности на неограниченные компьютерные ресурсы и мощности интернет-сервиса. При этом пользователь владеет полным правом доступа к личным данным и возможностью обработки информации, но лишен полномочий управления операционной системой, которая способствует осуществлению желаемых операций.

Существует огромное количество интерпретаций моделей «облачных» сервисов. Особое внимание стоит уделить рассмотрению модели ˗˗ «Software as a Servise» [4] ˗˗ «программное обеспечение как услуга», именно данная реализация «облачного» сервиса имеет наиболее широкое распространение в сфере образования [1]. Сущность модели заключается в распространении и использовании определенного программного обеспечения, при котором разработчик создает собственное сетевое приложение и производит непосредственное управление, обновление и финансирование, предоставляя пользователям доступ к программному обеспечению через интернет ресурсы. В зависимости от степени качества разработанного продукта, использование определенного ПО может осуществляться не только на бесплатной основе, но и с заблаговременным внесением установленной платы.

Стремительное развитие современного информационного общества оказывает прямое влияние на подготовку специалистов в области информационных технологий в высших учебных заведениях. Востребованность квалифицированных профессионалов подобного направления на рынке труда растет в геометрической прогрессии, что обусловлено, первостепенно, глобальной информатизацией общества. Актуальность полученных знаний и качество образования, безусловно, зависят от технологии и методологии обучения. Своей основной задачей руководство учебных заведений должно ставить не только обеспечение студентов ВУЗа уникальными передовыми знаниями, но и оснащение учебного процесса концептуальными и прогрессивными средствами программного обеспечения. Именно такая организационная идеология будет гарантированно способствовать непрерывному совершенствованию образовательного процесса и позволит произвести подготовку квалифицированных кадров.

Перспективной формой модернизации получения знаний, является использование «облачных» технологий в образовании. На сегодняшний день многие университеты освоили внедрение подобных технологий в своих владениях. По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2014-2018 Forecast and 2014 Competitive Analysis, совокупный рынок облачных услуг в 2014 году в России вырос более чем на 70%. Не смотря на столь благоприятную статистику, не все учебные заведения в полной мере используют производственную мощность вверенного «облака» и осуществляют практическое применение столь инновационной формы представления, хранения и обработки информационных данных. Этот факт обусловлен специфическими причинами, связанными с недоработками «облачных» ресурсов и с недостаточным обеспечением университетов необходимой инфраструктурой.

Согласно данным IDC журнала "SAP Planet", в 2012 году только 15% Российских ВУЗов были оснащены «облачными» сервисами. Эти данные основываются на программе предоставления компанией Microsoft в 2012 году подключения к облаку 50 университетов страны, а это примерно 5% от общего количества учебных заведений, с учетом того, что Microsoft располагает третьей частью рынка «облачных» технологий в России. В 2013 году показатель вырос до 30%, в 2014 до 50%, а на начало 2015 года уже 60% университетов по всей стране являлись обладателями инновации.

В ближайшем будущем каждое учебное заведение, преимущественно занимающееся подготовкой высокопрофессиональных специалистов, будет иметь в своем функциональном арсенале контролируемую ИТ-инфраструктуру - частное «облако». Внедрение данной технологии изрядно облегчает процесс обучения, а также повышает эффективность работы учащихся и сотрудников. Благодаря реализации описанной программы внедрения, каждый современный выпускаемый специалист будет в совершенстве владеть технологиями компьютерного проектирования, моделирования и анализа при создании новых технических, экономических и управленческих решений.

Функционирование «облака» значительно уменьшает расходы, как университета, так и студентов на покупку дорогостоящих компьютеров с высокопроизводительным процессором и мощной видеокартой для осуществления учебной деятельности и выполнения домашних заданий посредством программных средств и приложений. Учащимся достаточно иметь простой ПК с доступом в интернет, который используется только в качестве монитора, передающего информацию [1]. Все программные средства располагаются на удаленном сервере, производящем вычисления и осуществляющем обработку данных. Одновременно ликвидируется необходимость покупки, установки и обновления лицензионных учебных программ.

Неоспоримым преимуществом является легкий, повсеместный и круглосуточный доступ к информации, хранящейся на «облаке», который может получить каждый, без исключения, студент и сотрудник отдельного университета, имеющий собственный логин и пароль, а также выход в сеть Интернет. Благодаря «облачным» технологиям расширяется спектр интерактивных образовательных программ, происходит ведение электронной базы данных всего университета, создаются личные кабинеты для студентов и работников института [2], организуются информационно-обучающие порталы и дистанционное обучение, реализуется совместная работа сотрудников над рабочими документами, совместная проектная работа учащихся, а также развиваются и проводятся другие информационно-коммуникационные мероприятия [3].

Статистическая привлекательность определенного направления «облачных» услуг в сфере образовательной деятельности представлена результатами опроса компании ActiveCloud, проведенного в 2014 году. Наиболее интересными облачными услугами были признаны вычислительные серверные мощности (38%), хостинг (услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере) файлов и баз данных (20%), офисные приложения и программы (18%), хранение данных (16%), организация дистанционного обучения и совместной работы (8%) .

Преобладание очевидных преимуществ применения «облачных» технологий в образовании намного превосходит устранимые недостатки, препятствующее стремительному развитию рынка облачных технологий в России, главными из которых являются: обеспечение конфиденциальности, надежности и безопасности данных [5]. В настоящее время, эффективное решение по обеспечению информационной безопасности «облачной» инфраструктуры должно включать следующие аспекты: защита данных (обеспечение надежного управления ключами шифрования), организация политики доступа (только авторизированные пользователи должны иметь доступ к информации), поддержка интеллектуальной системы (сбор информации для анализа поведения пользователей и оповещение в случае обнаружения подозрительной активности) [5]. При гармоничном сочетании данных признаков достигается баланс высокого уровня безопасности доверенных данных.

Другим уязвимым местом инновации является трудоёмкость установления широкополосного доступа в сеть Интернет. Однако, специалисты информационной индустрии пророчат беспрерывное развитие данного направления, систематически модернизируя качество и скорость интернет-соединений. И в ближайшем будущем, этот существенный минус, являющийся барьером развития одной из самых прогрессивных отраслей, будет превращен в огромный плюс, несущий в мир «облачных» технологий предпосылки масштабных открытий.

Заключение

В завершении следует отметить, что перспективное участие «облачных» сервисов в образовательной системе высших учебных заведений, несомненно, будет способствовать должной подготовке современных квалифицированных специалистов, способных повлиять на информационное становление общества, в котором одной из главных задач человека будет являться не поиск места под солнцем, а поиск места на «облаке».

Рецензенты:

Филимоненко Е.В., д.э.н., заведующая кафедрой маркетинга Сибирского Федерального Университета, г. Красноярск;

Ступина А.А., д.т.н., профессор кафедры системного анализа и исследования операций Сибирского государственного аэрокосмического университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Юшкова С.С., Пупков А.Н., Телешева Н.Ф. «ОБЛАЧНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ IT СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21114 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074