Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ ВХОЖДЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (В ОЦЕНКЕ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ)

Машкинцева А.Е. 1
1 ФГБНУ «ИИДСВ РАО» «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
Психологическая адаптация детей-мигрантов к школе начинается с социокультурной и этнокультурной адаптации. Поступление детей-мигрантов в школу является наиболее сложным и переломным периодом, по сравнению с другими первоклассниками. Большинство детей-мигрантов не всегда хорошо владеют русским языком, в связи с этим не понимают речь учителя и одноклассников, что усложняет процесс обучения и взаимодействия с одноклассниками. По оценкам родителей детей-мигрантов и учителей уровень готовности к школе – низкий, при этом уровень социально-личностного развития – средний, это говорит том, что процесс адаптации может быть облегчен путем специально созданных условий социального взаимодействия.
адаптационная болезнь
школьный стресс
школьный шок
адаптация к школе
дети-мигранты
этнокультурная адаптация
социокультурная адаптация
социально-психологическая адаптация
психологическая адаптация
миграция населения
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. – М.: 1997.
2. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики. Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации // Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ – 2003. – № 9 (202). - С. 35.
3. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. – М. 2008. - С. 27.
4. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М. 1996.
5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. – М. 1998.
6. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, 2012.
7. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов//Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – выпуск №1.
8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб. 2000.
9. Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С.26 - 35.
Психологические особенности детей-мигрантов

Миграция населения - это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих [2].

По Т.А. Силантьевой к причинам увеличения миграции относится: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты (особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, в Молдове, Таджикистане), ухудшение криминогенной обстановки; резкое снижение уровня экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину [7].

Миграция приводит к тому, что переселенцы и их дети оказываются в новых, не знакомых им условиях. Они сталкиваются с новой культурой, а как следствие и новым социумом, который им нужно изучить и понять в кроткое время. Как отмечает Т.А. Силантьева, одним из основных условий оптимального вхождения человека в новую социальную среду является процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, т. е. социально-психологическая, социокультурная адаптация [7].

Психологическое и социальное приспособление людей к новой культуре, новым национальным традициям, образу жизни и поведению, в ходе которых согласовываются нормы и требования участников межэтнического взаимодействия называется - «этнокультурная адаптация» [4].

По Н.М. Лебедевой этнокультурная адаптация это - процесс и результат взаимодействия этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия [5].

Личностные особенности человека, жизненные события, социальная поддержка определяют сложность прохождения психологической адаптации. Социокультурная адаптация, как и психологическая адаптация зависит от индивидуальных характеристик, но так же связано с уровнем знания и жизненным опытом в новой культуре, частотой взаимодействия с носителями культуры, межгрупповыми установками.

Психологическая адаптация (определяемая психологической удовлетворенностью и хорошим физиологическим самочувствием) и социокультурная адаптация (то, как индивиды справляются со своей повседневной жизнью в новом культурном контексте) эмпирически взаимосвязаны [5].

Основной характеристикой успешной адаптации является межэтническая интеграция, при которой сохранятся этнокультурные особенности, свойственные каждой этнической группе, и в то же время для такого объединения характерны элементы общего самосознания, вхождения в общее «мы» (реальное или условное).

Особенности вхождения в школьную жизнь

Наиболее сложным, переломным периодом в жизни ребенка является первый год обучения в школе. В это время меняется весь уклад привычной жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, беззаботные игры сменяются учебными занятиями, а самое главное, - меняется роль ребенка в системе общественных отношений.

Таким образом, вхождение в школьную жизнь - это серьезный процесс перехода от беспечного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новым условиям жизни, к новому для него окружению называется адаптацией к школе [9].

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе - это приспособление к новой системе социальных условий, новым требованиям, новым видам деятельности, принятию на себя ролевых обязательств школьника [1].

Период адаптации к школе, Г.А. Цукерман определяет как переход (инициация) в новый возраст, новую систему отношений со сверстниками, взрослыми, и с самим собой [3].

В целом, школа выдвигает новые, более жесткие требования к ребенку. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

С первых дней школа ставит перед первоклассником целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, сформированности социально-психологических и личностных структур.

К физической составляющей относятся:

- произвольность поведения,

- произвольность внимания,

- развитая мелкая моторика рук.

К интеллектуальной составляющей относятся:

- обостренный познавательный интерес,

- умение ребенка следовать инструкции взрослого,

- действия по правилу,

- действия по образцу,

- умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого,

- самостоятельные действия по заданиям.

К сформированности личностных структур относится:

- преобладание мотива «должен» над «я хочу»,

- переход от эгоцентризма к децентрации,

- внутренняя мотивация обучения,

- развитое чувство ответственности,

- устойчивая позитивная самооценка.

К социально-психологическим навыкам относятся

- умение общаться со сверстниками и взрослыми,

- достаточный уровень самоконтроля.

Школа ставит перед ребенком задачи, требующие напряженного умственного труда, хорошего развития памяти, активизации внимания, мобилизации физических сил, - удержания правильной рабочей позы.

Кроме вышеуказанных требований, детям-мигрантам необходимо в короткие сроки овладеть русским языком. Поэтому первый год обучения в школе, для детей-мигрантов является ознакомительным. Они знакомятся с русским языком, учатся на нем общаться с одноклассниками и учителем; знакомятся с новой культурой и правилами поведения в новой социальной среде, а как следствие процесс адаптации к школе происходит на втором году обучения.

В данный период наибольшее количество трудностей испытывают дети мигрантов. Проблемы усугубляются если миграция совпадает с поступлением ребенка в первый класс. В данный период времени у ребенка идет социально-психологическая адаптация к новому городу и людям, к этому прибавляется адаптация к школе.

Именно поэтому для успешной адаптации детям-мигрантам необходима помощь и поддержка взрослых. Родители детей-мигрантов не могут оказать адекватную помощь своим детям, так как сами находятся в процессе адаптации, следовательно, помощь и поддержка детей-мигрантов перепадает на учителей, воспитателей и педагогов-психологов школы в которую пришел ребенок. Ребенок приходит в школу еще не успев адаптироваться к новой культуре, без знания русского языка или с недостаточным его овладением.

В.Ю. Хотинец отмечала, что часто в группу риска попадают первоклассники из семей мигрантов. Ситуация усугубляется плохим знанием языка, на котором ведется преподавание. Дети испытывают трудности из-за того, что дома с ними никто не говорил и не занимался на русском языке [8].

А. Джуринский утверждает, что «культурные особенности влияют на познавательный стиль ребенка и особенности его общения». А. Фарнхем и С. Бочнер использовали идею классификации культур по степени их различий, предложив понятие культурной дистанции. Ими было установлено, что чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации.

Следует обратить внимание на то, что дети-мигранты прибывают из разных стран, со своими традиции, ценности, модели поведения. В одном первом классе могут одновременно присутствовать дети из России, Молдавии, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Армении, Грузии, что делает работу учителя начальных классов еще более сложной.

Выше сказанное говорит о том, что работа с детьми-мигрантами, в рамках образовательного учреждения, должна быть разносторонней, объемной, сопровождающей. В психолого-педагогическом сопровождении должны принимать участие учителя, воспитатели, родители, и специалисты социально-психологической службы: социальный педагог, педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед. Процесс сопровождения должен быть разносторонним, эффективным, интересным для ребенка и включать в себя арсенал разнообразных методических приемов.

Диагностики готовности первоклассников (детей-мигрантов) к обучению в школе / успешности вхождения в школьное обучение

Диагностика детей-мигрантов, анкетированные их родителей и педагогов производилось с целью выявления уровня готовности к школе (как педагогической, так и психологической).

В исследовании принимали участие обучающиеся первых классов средней общеобразовательной школы города Москвы, среди которых были дети-мигранты.

В первой экспериментальной группе общее количество обучающихся - 51 человек, из них 12% детей-мигрантов, которые прибыли из Азербайджана (8%), Киргизии (2%), Казахстана (2%). Во второй экспериментальной группе общее количество обучающихся - 45 человек, из них 11% детей-мигрантов, которые прибыли из: Азербайджана (9%), Армении (2%).

Диагностика готовности детей-мигрантов к обучению в школе и успешности вхождения в школьное обучение включало в себя группы методик: 1) обследование готовности к обучению в школе. Данное обследование включало пять методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», тест отношений к школе «Домики»; анкетирование родителей, которое проводится с целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе; заполнение учителем «Карты первоклассника» [6].

2) оценка родителями и учителями степени трудностей в начале обучения;

3) группа методик для диагностики особенностей социально-личностного развития ребенка: экспертная оценка учителями - классными руководителями и родителями коммуникативных качеств личности ребёнка; оценка учителями уровня социального развития ребенка; заполнение классным руководителем карты наблюдения за эмоционально - социальным развитием ребенка;

4) анкета для родителей «Образование ребенка до школы»;

5) диагностика степени социальной адаптивности (тест рисуночной фрустрации Розенцвейга).

По результатам диагностики первой группы методик, детей-мигранты первой экспериментальной группы хуже справились с тестами: «Графический диктант» и «Первая буква». Полученный результат может говорить о недостаточном овладении русским языком.

Дети-мигранты второй экспериментальной группы хуже справились с тестом «Графический диктант», что говорит о недостаточным пониманием ими инструкции из-за плохого знания русского языка.

Таким образом, у детей-мигрантов первой и второй экспериментальных групп наиболее развито умение действовать по образцу, а наименее развиты: правильность восприятия речи учителя - непонимание инструкций из-за незнания русского языка, а как следствие - несформированность фонематического слуха.

Так же в диагностику готовности первоклассников (детей-мигрантов) к обучению в школе были включен тест отношений к школе «Домики» А. Эткинда. Данная методика направлена на выявление реального отношения детей к школе, которые им сложно осознать и выразить словами. Данному тесту соответствуют показатели: мотивация, уровень усвоения норм поведения в школе, успешность функционирования в роле ученика, взаимодействие со сверстниками, эмоциональная стабильность (не тревожность) и эмоциональное благополучие.

У детей-мигрантов первой и второй экспериментальных групп выявлен заниженный уровень по показателям: мотивация, усвоение норм поведения в школе и эмоциональная стабильность (не тревожность).

Анкетирование учителей проводилось с целью получения дополнительной информации, которая позволяла составить более полную картину об успешности вхождения в школьную жизнь.

У большинства детей-мигрантов первой и второй экспериментальных групп выявлен низкий уровень по показателю «уровень готовности ребенка к школе глазами учителя».

Анкетирование родителей, проводилось с целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе.

У всех детей мигрантов первой экспериментальной группы выявлен низкий уровень по показателю «уровень готовности к школе глазами родителей»; во второй экспериментальной группе таких результатов нет.

Особенности социально-личностного развития детей-мигрантов первой экспериментальной группы учителя оценивали ниже, чем у группы в целом и у детей-мигрантов второй экспериментальной группы. У детей-мигрантов первой группы преобладали средний - ниже среднего уровни, а у детей-мигрантов второй группы преобладали средний - выше среднего уровни.

Для глубокого анализа проблемы адаптации детей-мигрантов к школе была создана анкета «образование ребенка до школы», в которой мы пытались выяснить то, как был организован процесс образования ребенка до школы.

Из детей-мигрантов первой экспериментальной группы 6% посещали детский сад и 6% не посещали; только 2% родителей детей, посещавших детский сад, указали образовательную программу по какой работал детский сад: «Научите меня говорить». Дети-мигранты посещали следующие дополнительные занятия в детском саду: психолог - 4%, танцы - 2%, остальные не посещали. Дети-мигранты не посещали учреждения дополнительного образования.

Родители учащихся готовили детей к школе следующим образом: 8% детей посещали группу подготовки к школе в той школе, где и продолжили обучение, 2% посещали специальные занятия по подготовке к школе в детском саду, 2% детей занимались дома с родителями.

Подготовка к школе осуществлялась по следующим программам: школа России - 2%, «Образовательная школа 2100» - 2%. При подготовке к школе родители пользовались советами: логопеда - дефектолога - 2%, воспитателя Д/С - 4%, собственным опытом - 2%.

Из детей-мигрантов второй экспериментальной группы 7% посещали детский сад и 4% не посещали; родителей детей, посещавших детский сад, не знали образовательную программу по какой работал детский сад. Дети- мигранты не посещали никакие дополнительные занятия в детском саду. Дети-мигранты не посещали учреждения дополнительного образования.

Родители учащихся готовили детей к школе следующим образом: 2% детей посещали группу подготовки к школе в той школе, где и продолжили обучение, 4% детей посещали группу подготовки к школе в другой школе, 4% детей занимались дома с родителями.

Только 2% родителей детей-мигрантов знают название программы по которой осуществлялась подготовка к школе: «Образовательная школа 2100».

Результаты проведенного исследования показали, что дети-мигранты, в большинстве случаях, приходят в школу без минимального уровня знания русского языка, специально к школе никак не готовятся и не посещают учреждения дополнительного образования. У детей не происходит этнокультурная адаптация до момента поступления в школу, что негативно сказывается на процессе адаптации к первому классу и школе в целом. Для детей-мигрантов первый год обучения в школе носит ознакомительный характер, именно в этот момент у ребенка происходит этнокультурная адаптация. Второй год является годом вхождения в школьное обучение. Следует отменить, что процесс этнокультурной адаптации, а, следовательно, и процесс вхождения в школьное обучение можно ускорить с помощью посещения ребенком группы продленного дня, где происходит знакомство с новой культурой через взаимодействие с детьми - носителями культуры и языка; посещение ребенком специально созданных дополнительных учебных занятий в рамках школьного компонента; посещение ребенком кружков дополнительного образования, индивидуальные и групповые занятия с психологом и логопедом. Безусловно, институт семьи имеет не последнюю роль в процессе успешного вхождения в школьную жизнь. Родители детей-мигрантов должны поддерживать, мотивировать и помогать своим детям.

Рецензенты:

Кудрявцев В.Т., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», г. Москва;

Фришман И.И., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Машкинцева А.Е. ОСОБЕННОСТИ ВХОЖДЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (В ОЦЕНКЕ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21111 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252