Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВАНИИ УСПЕШНОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Валикина Ю.Р. 1 Хуснутдинова м.р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет Минобрнауки России»
В статье авторы предприняли попытку типологизации руководителей на основании успешности их обучения. В основе успешной профессиональной деятельности руководителя лежат его профессиональные компетенции. Авторы разделили руководителей на три типа: «отличники», «хорошисты» и «троечники».При этом по результатам оценки уровня образования экспертов, отслеживается некоторая закономерность: с повышением уровня учебной успеваемости повышается уровень образования. С понижением уровня успеваемости эксперты чаще ассоциируют профессиональный успех руководителя с высокой нравственностью, уверенностью в себе, уважением к другим, планомерной вертикальной карьерой, символическим актами признания.Отмечается, что закономерности оценок руководителей в разрезе уровней образования, специализации образования, уровня должности эксперта в управленческой иерархии, масштаба организации-работодателя руководителя авторами не выявлено. Это дает основание утверждать, что оценка степени влияния образования на успешность управленческой деятельности оказывается чувствительной именно от успешности обучения руководителей и не зависит от других анализируемых параметров. Результаты проведенных исследований позволяют сделать авторам вывод о наличии взаимосвязей и отличительных особенностей во мнениях руководителей в зависимости от их успешности обучения, что дает основание для формирования соответствующей типологии руководителей.
типы руководителей.
качества успешных руководителей
руководители
успешность обучения
обучение
1. Мау В.А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития [Текст] // Вопросы экономики. – 2007. № 10. – С. 75-89.
2. Образование пожилых граждан в условиях демографического старения [Текст] / Г.Г. Сорокин; науч. ред. В.В. Гаврилюк. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 140 с.
3. Профессиональное развитие муниципальных служащих, учебное пособие.– Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. – 88 с.
4. Смирнова Т.Л. Влияние инноваций в профессиональном образовании на структуру рынка рабочей силы [Текст] // Проблемы современной экономики. – 2009. № 4(32).
5. Современный менеджмент и инновационная, научно-техническая политика. Монография. – SaintLouis, MO: «PublishingHouseScienceInnovationCenter». – 2013.
6. Факторы устойчивого развития регионов России: монография /Л.Х.Абазова, А.А.Авдеева, Е.В.Бобровская и др. /Под общ.ред. С.С.Чернова. – Книга 17. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 340 с.
7. Хайруллина Н.Г.Правовые основы управления персоналом, учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – 280 с.
8. Хайруллина Н.Г.Региональный университет в условиях модернизации: результаты социологических исследованийРегиональные социальные процессы. – 2004. - № 3.
9. Хайруллина Н.Г. Роль социологических технологий в деятельности органов власти, образования и бизнеса [Текст] /Хайруллина Н.Г., Щербаков Г.А. // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. – 2008. - №4. – С. 44-46.
10. Хрущёва М.И. Высшее профессиональное образование: роль и функции в подготовке профсоюзных кадров (социологический анализ): [Текст] автореф. дисс. на соискание уч. степени кандидата социол. наук. – Екатеринбург, 2002. – 20 с.

Многие ученые отмечают взаимосвязи между успеваемостью людей в процессе обучения и результатами их дальнейшей профессиональной деятельности [1, 2, 3, 8, 10]. При этом психологи выделяют так называемый «синдром отличника» – стремление человека делать любое дело идеально качественно, как в учебе, так и в профессиональной деятельности, анализируя причины успеха «троечников» [4, 5].

Результаты проведенных исследований позволяют сделать авторам вывод о наличии взаимосвязей и отличительных особенностей во мнениях руководителей в зависимости от их успешности обучения, что дает основание для формирования соответствующей типологии руководителей.

Авторы разделили руководителей на три типа: «отличники», «хорошисты» и «троечники». Распределение экспертов производилось в зависимости от ответа опрошенного на вопрос: «На какие оценки, в основном, Вы учились в ВУЗе (СУЗе)?». К первому типу «отличников» отнесены руководители, которые выбрали вариант ответа «отлично» или «отлично» и «хорошо». Это 39,3% от всей выборочной совокупности. К типу «хорошисты» отнесены руководители, выбравшие вариант ответа «хорошо»(43,4%). Оставшиеся выбрали вариант ответа «удовлетворительно» или «хорошо» и «удовлетворительно» и они отнесены к типу руководителей – «троечников», их 17,3%.

Доминирующее большинство руководителей каждого из типов имеют высшее образование (табл. 1). При этом по результатам оценки уровня образования экспертов, отслеживается некоторая закономерность: с повышением уровня учебной успеваемости повышается уровень образования.

Таблица 1

Распределение экспертов в разрезе типов по показателям полученного образования

Показатель

«отличники»

«хорошисты»

«троечники»

Чел.

Доля, %

Чел.

Доля, %

Чел.

Доля, %

Уровень образования эксперта

           

среднее специальное

7

9,1

7

8,2

8

23,5

незаконченное высшее

6

7,8

8

9,4

5

14,7

высшее

42

54,5

60

70,6

20

58,8

два и более высших образования

17

22,1

7

8,2

5

14,7

ученая степень

19

24,7

3

3,5

1

2,9

Направление образования эксперта

           

управленческое

13

16,9

10

11,8

1

2,9

экономическое

28

36,4

38

44,7

10

29,4

техническое

20

26,0

15

17,6

12

35,3

гуманитарное

12

15,6

8

9,4

3

8,8

юридическое

12

15,6

7

8,2

5

14,7

медицинское

1

1,3

3

3,5

0

0,0

другое

6

7,8

14

16,5

8

23,5

 

Акцентируем внимание на том, что выбор экспертов в зависимости от вида деятельности организации, в которой он работает, был обусловлен исходными посылками и определен рассчитанными квотами [6, 7]. Для всех типов руководителей прослеживается, что доминирующее число экспертов работают в сфере услуг и в торговле. Вместе с тем, в выборочную совокупность не попали «троечники», работающие в таких сферах как производство, транспорт и связь, здравоохранение и органы власти. Несколько большая доля относительно других типов «отличников» работает в сфере образования (16,9% относительно 4,7% «хорошистов» и 8,8% «троечников»).

Анализируя значимость факторов для успеха профессиональной деятельности руководителя в разрезе выделенных типов, авторы выделяют следующее:

- выше других типов оценивают значимость образования для успешности руководителя «отличники» (28% в общей структуре ответов, выбор 61 из 77 экспертов – «отличников»), а ниже всего охарактеризовали такое влияние «троечники» (17%, 15 из 34 экспертов - «троечников»);

- «троечники» придают большее значение профессиональным связям и «нужным» знакомствам, (13% относительно 10% в структуре ответов экспертов – «отличников»), условиям работы (9% относительно 3%) и физическому и психологическому здоровью (7% относительно 4%).

По многим признакам успешной профессиональной деятельности руководителя были выявлены зависимости выбора экспертами разных типов. С повышением уровня успеваемости при обучении эксперты более склонны воспринимать основными признаками успеха: достижение поставленных целей, производственные и экономические показатели возглавляемого коллектива, профессиональный и личностный авторитет, уверенность в себе и личностный рост и признаки эффективности возглавляемого коллектива. С понижением уровня успеваемости эксперты чаще ассоциируют профессиональный успех руководителя с высокой нравственностью, уверенностью в себе, уважением к другим, планомерной вертикальной карьерой, символическим актами признания.

Выявленный в результате анализа мнений экспертов о факторах успеха руководителя тезис о более низкой оценке «троечников» влияния образования на успешность профессиональной управленческой деятельности, нашел подтверждение и в результатах ответов на вопрос: «Оцените степень влияния качественного образования на успешность профессиональной деятельности руководителя». При том, что доминирующее большинство экспертов оценивают влияние качественного образования на профессиональный успех руководителя как «скорее сильное, чем слабое», очевидны некоторые отличия в таких оценках экспертами, имеющими разный уровень успеваемости (рис. 1). Так, «троечники» в среднем оценивают влияние качественного образования на успешность деятельности руководителя ниже других экспертов.Вместе с тем, наивысшей оценке шкалы «очень сильное» в разрезе выделенных типов отдали предпочтение именно «троечники». Авторы отмечают, что оценки «троечников» по этому вопросу более дифференцированы, чем оценки других типов и не имеют такой однозначности как у «отличников» и «хорошистов». Необходимо отметить, что закономерности оценок руководителей в разрезе уровней образования, специализации образования, уровня должности эксперта в управленческой иерархии, масштаба организации-работодателя руководителя авторами не выявлено. Это дает основание утверждать, что оценка степени влияния образования на успешность управленческой деятельности оказывается чувствительной именно от успешности обучения руководителей и не зависит от других рассмотренных параметров [9].

Рис. 1. Распределение мнений экспертов разных типов о степени влияния образования на успешность профессиональной деятельности руководителя, % от числа экспертов соответствующего типа

Анализируя выбор руководителей о пользе для успешности управленческой деятельности различных аспектов жизненного опыта, авторы выявили, что структура мнений «отличников» и «хорошистов» по данному вопросу во многом схожа (рис. 2). Руководители этих двух типов чаще всего называли: общение с опытными людьми (67,5% и 67,1% соответственно), саморазвитие (33,8% и 37,6%), обучение в ВУЗе (35,1% и 36,5%) и работу в крупной компании (36,1% и 28,2%).

Рис. 2. Распределение мнений экспертов о наиболее полезных для руководящей работы аспектах жизненного опыта в зависимости от успешности обучения,% от числа экспертов соответствующего типа

Принципиальные отличия имеет распределение мнений «троечников». Так, руководители - «троечники» значительно ниже, чем эксперты других типов оценили пользу «общения с опытными людьми», хотя, следует отметить, что это самый частый выбор «троечников» относительно других вариантов. Существенное отличие в увеличении частоты выбора экспертами – «троечниками» отмечено автором исследования по следующим аспектам жизненного опыта: работа в госорганах, служба в армии и воспитание улицей. «Троечники» практически наравне ценят необходимость для успеха на руководящей должности вышеуказанных аспектов жизненного опыта (по сути, не имеющие прямого отношения ни к системе образования, ни к передовому менеджменту) и «обучение в ВУЗе» и «саморазвитие».

Проведя анализ мнений о пользе для руководящей работы некоторых аспектов жизненного опыта в разрезе успешности обучения экспертов, были выявлены зависимости: с повышением успешности обучения эксперты:

- чаще отдают предпочтение: «общению с опытными людьми», «работе в крупной компании», «родительскому воспитанию», опыту создания собственного предприятия» и «бизнес-образованию»;

- реже выбирают «службу в армии».

В результате обработки ответов на вопрос «Какие знания, умения, навыки и качества, полученные Вами в ходе образования, более всего помогают Вам в управленческой деятельности?», как и по некоторым другим индикаторам, наблюдается схожесть в структуре мнений «отличников» и «хорошистов» и существенное отличие в распределении мнений «троечников».

Лидирующие позиции по результатам обработки мнений «отличников» и «хорошистов» занимают компетенции: коммуникативные (57,1% и 47,1% соответственно), саморазвития и способность к обучению (49,4% и 41,2%) и специализированные в соответствии с видом деятельности (42,9% и 42,4%).

Существенно меньшая, чем в структуре мнений экспертов других типов, доля руководителей – «троечников» выбрала такие компетенции как «коммуникативные» (20,6% относительно 57,1% «отличников» и 47,1% «хорошистов»), «системность мышления» (2,9% относительно 32,5% и 28,2%) и «этические» (5,9% относительно 11,7% и 18,8%).

Рис. 3. Распределение мнений экспертов - «троечников» о полученных в ходе образования компетенциях наиболее полезных в управленческой деятельности в разрезе типов, % от числа экспертов соответствующего типа

Интересен тот факт, что чаще экспертов других типов руководители – «троечники» выбирали «предприимчивость» (32,4% относительно 23,4% и 17,6%). Компетенция «предприимчивость» вошла в тройку наиболее выбираемых экспертами – «троечниками», вытеснив наиболее популярный вариант для «отличников» и «хорошистов» - «коммуникативные» (рис. 3).

Выводы, сделанные по результатам анализа мнений руководителей в разрезе успешности их обучения, вскрытые зависимости и выявленные особенности позволяют авторам утверждать, что предложенное основание для формирования типологии руководителей действительно представляет характеристику, существенно влияющую на отличия и сходства руководителей разных типов.


Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления,ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень;

Койше К.К., д.фил.н., профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень.


Библиографическая ссылка

Валикина Ю.Р., Хуснутдинова м.р. ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВАНИИ УСПЕШНОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20972 (дата обращения: 16.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252