Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В БИЛИНГВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кручинина Г.А. 1 Петрукович Л.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»
Открытое информационно-коммуникационное пространство является благоприятной средой для развития билингвизма. Современные коммуникативные билингвальные методики могут стать более эффективными с использованием компьютерных технологий. Статья посвящена исследованию необходимости и возможности использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной иноязычной подготовке в вузе. Проблема обучения культуре профессионального общения находит отражение в компетентном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности. Формирование профессионального двуязычия у бакалавров международных онтошений представляет собой специально организованный педагогический образовательный процесс, реализуемый в рамках коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам на основе методики, разработанной с учетом специфики профессионального общения в конкретных ситуациях международной деятельности.
информационные и коммуникационные технологии
навыки и умения
профессионально-иноязычная подготовка
билингвальная компетенция
1. Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа как средство поликультурного образования студентов: автореф. дис… канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2000. – 18 с.
2. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции студентов вуза в условиях информатизации образования // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 1-2(8). – С. 24-26.
3. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. – № 3 (35). – 2014. – С. 169-176.
4. Кручинина Г.А., Патяева Н.В. Компетентностный подход в подготовке студентов инженерных специальностей по иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 4. – С. 80-84.
5. Кручинина Г.А., Патяева Н.В., Михайлова Е.Б. Дидактическая система формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. – 2014. – № 3(31). –– С.233-238.
6. Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. Исследование использования средств информационных и коммуникационных технологий при билингвальном профессионально- ориентированном языковом образовании // Перспективы науки. – 2015. – № 2(65). – С.42-49.
7. Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 4-1. – С. 26-33.
На современном этапе развития профессионального образования прослеживается стремление стран, включая Россию, к интеграции в единое мировое культурно-образовательное пространство.

В таких условиях все чаще говорят о билингвальном образовании, ключевыми аспектами которого являются: изучение одного или нескольких иностранных языков как учебного предмета, использование его или их в качестве средства образования/самообразования. В контексте билингвального образования в высшем учебном заведении «число действий» студента расширяется в связи с развитием коммуникативных компетенций, предметных знаний и умений, познавательной и творческой активности, его личностных качеств. Социальное и политическое значение билингвального образования усиливается наряду с глобализацией экономических и социальных процессов, сближением народов и расширением их межкультурного взаимодействия. Отметим, что развитие открытого информационно-коммуникативного пространства создает предпосылки и условия для распространения билингвизма как тенденции языкового развития в современном обществе.

Говоря о компетентностном и интегративном подходах в обучении, обеспечивающих формирование гармонично развитого бакалавра или магистра с высоким уровнем профессиональной компетенции, отметим, что рамки Болонского соглашения реализуют единое образовательное международное пространство и предъявляют высокие требования к подготовке студентов вузов [4]. Реализация принципов Болонской декларации предусматривает становление в России системы профессионального билингвального образования, при котором наравне с русским используется английский либо немецкий, французский языки в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе. Потребность в билингвальном образовании как средстве профессиональной подготовки является важным фактором международного сотрудничества государств. Одним из направлений такого сотрудничества является стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов в целях обеспечения доступа к образованию [1].

Современное иноязычное образование должно развивать способности студентов адаптироваться к условиям интернализации образования, науки и производства, когда иностранный язык становится средством коммуникации в профессиональном контексте. Считается, что билингвальное образование обеспечивает синтез языкового, предметного и межкультурного компонентов в подготовке студентов к профессиональной деятельности и является базой интернализации высшего образования в русле Болонского процесса [2].

Общение - это сложный многоплановый процесс поддержания и развитие контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и её взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на неё.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Проблема обучения культуре профессионального общения находит отражение в компетентном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности. Культура профессионального общения во многом определяет его эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста в частности. Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для бакалавров международных отношений - ведущую часть, поскольку для этой профессии речь является основным орудием труда. Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

В условиях глобализации и интеграции всех сфер человеческой деятельности, расширения международных и культурных связей между странами особую значимость при подготовке специалиста международных отношений в вузе приобретает формирование у него умений и навыков профессионального общения в иноязычной среде. Специфика данного общения заключается в том, что оно требует от специалиста: владения «языковым кодом»; умений выстраивать на родном и иностранном языках профессиональные диалоги; наличия опыта межкультурного взаимодействия; знаний узкой терминологии и умений ее использовать в различных профессиональных ситуациях [5].

Однако  в процессе подготовки специалистов международного профиля практически не применяются профессионально ориентированные методики по организации процесса двуязычного профессионального общения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). С этих позиций  разработка методики формирования умений и навыков двуязычного профессионального общения является одним из условий профессиональной подготовки будущих бакалавров международных отношений, где развитие умений и навыков двуязычия в процессе обучения обеспечивалось с помощью разработанного комплекса обучающих заданий, которые являлись обязательными  как в аудиторной, так и в самостоятельной работе [3].

Цель исследования

Целью исследования было: определение уровня сформированности умений и навыков профессионального общения; анализ возможностей средств ИКТ в профессионально-иноязычной подготовке, осознание студентами степени необходимости их использования   в билингвальном обучении бакалавров международных отношений в условиях информатизации образования.

Материал, методы и результаты исследования

Нами определены организационно-педагогическими условиями успешного формирования умений и навыков билингвального общения в условиях информатизации образования: выделение достаточного для эффективного общения количества профессиональных терминов; выявление и учет особенностей ситуаций профессионального общения, в том числе интерактивного; разработка учебных заданий с использованием средств ИКТ, направленных на развитие умений билингвального профессионального общения в образовательном процессе; создание презентаций, проектная деятельность с использованием средств ИКТ; разработка диагностического инструментария (учитывающего возможности средств ИКТ) для определения уровня сформированности профессионального билингвального общения у будущих бакалавров международных отношений; использование  возможностей сети Интернет для обеспечения контроля сформированности умений    и навыков профессионального общения [6].

В последнее время большую роль в активизации языковых контактов и международного сотрудничества сыграл Интернет и развитие ИКТ в целом, обусловившие создание глобальной информационной сети [7]. Билингвизм в этом процессе приобретает все большее значение и становится важным атрибутом информационного общества. Более того, изучение и применение второго языка - это залог успешной карьеры квалифицированного сотрудника, востребованного рынком труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Экспериментальное исследование использования средств ИКТ при формировании умений и навыков профессионального общения при билингвальном обучении в вузе проводилось на базе факультета международных отношений Национального исследовательского университета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского  в 2014 году, где студенты с первого курса изучают два иностранных языка (по выбору). Нами были выбраны студенты 1 курса, как только что приступившие к обучению в не языковом вузе, а также студенты 4 курса как приближающиеся к получению степени бакалавра.

Анализ возможностей средств ИКТ в профессионально-иноязычной подготовке представлен в таблице 1.

Таблица 1        

Возможности ИКТ в профессиональной иноязычной билингвальной подготовке бакалавров международных отношений

Использование ИКТ в профессионально-иноязычной подготовке позволяет:

М 1 курс

(n = 56)

М 4 курс

(n = 52)

реально оценить свои собственные знания, умения, навыки

3,3

4,1

совершенствовать свои знания, умения, навыки

3,6

4,2

выполнять творческие задания

3,8

4,5

создавать и сохранять мотивацию (интерес) к изучению иностранного языка

3,5

4,0

учитывать личные интересы и способности

3,1

4,0

заниматься самообразованием

4,0

4,4

Примечание: М - среднее значение оценки (1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное).

Студенты с большей долей вероятности уверены в возможности совершенствования своих знаний, умений и навыков, выполнения творческих заданий в области иностранного языка. Однако возможность учитывать личные интересы и способности, а также совершенствовать свои знания, умения и навыки с помощью средств ИКТ представляется им маловероятной. Возможность заниматься самообразованием в профессионально-иноязычной подготовке с помощью средств ИКТ студентами обеих групп оценивается достаточно высоко (М1 = 4,0 балла, М4 = 4,4 балла).

С целью определения степени привлекательности для студентов различных видов деятельности с использованием средств ИКТ при формировании умений и навыков профессионального общения, студентам было предложено оценить возможности средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональном образовании. Данные экспериментального исследования, приведенные в таблице 2, показывают, что на современном этапе обучения наиболее привлекательными видами деятельности для студентов являются: поиск профессионально-иноязычной информации в сети Интернет (М1 = 3,9 балла, М4 = 4,6 балла); использование электронных словарей/ онлайн словарей/ энциклопедий (М1 = 4,0 балла, М4 = 4,4 балла); работа с программами-переводчиками (М1 = 3,6 балла, М4 = 4,4 балла). Наименее привлекательными являются задания по созданию блога и вики (М1 = 2,6 балла, М4 = 3,0 балла). Мы предполагаем, что это объясняется низкой осведомленностью студентов о возможностях этих технологий и неумением преподавателя использовать сервисы web 2.0 в процессе обучения.

Таблица 2

Оценка студентами различных видов деятельности с использованием средств ИКТ при формировании умений и навыков билингвально-профессионального общения

Виды деятельности:

М 1 курс

(n = 56)

М 4 курс

(n = 52)

выполнение лексических, грамматических упражнений с помощью компьютера

2,5

4,0

создание презентации

3,5

4,0

отработка произношения

4,0

4,1

использование электронных словарей/онлайн словарей/ энциклопедий

4,0

4,4

поиск профессионально-иноязычной информации в сети Интернет

3,9

4,6

работа с программами-переводчиками

3,6

4,4

работа с интерактивной доской

3,8

4,2

работа с электронной почтой и социальными сетями

2,7

3,9

создание блога

2,6

3,0

создание вики

2,6

3,0

выполнение проектной работы

3,7

4,3

Примечание: М - среднее значение оценки (1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное).

В процессе экспериментального билингвального обучения в условиях информатизации образования студентами  в большей степени стали оцениваться различные виды деятельности с использованием ИКТ (таблица 3).

Студентами: осознаются необходимость использования средств ИКТ в формировании навыков и умений профессионального общения (М1курс нач = 3,2 балла, М4курс нач  = 3,3 балла; М1 курс кон = 3,3 балла, М4 курс кон = 4,1 балла); проявляется желание управлять процессом обучения в условиях информатизации образования (М1курс нач = 3,1 балла, М4курс нач  = 2,7 балла; М1 курс кон = 3,2 балла, М4 курс кон = 4,2 балла); осознаются текущие и будущие потребности в профессиональном образовании (М1курс нач = 2,6 балла, М4курс нач  = 3,0 балла; М1 курс кон = 3,3 балла, М4 курс кон = 4,3 балла).

Таблица 3

Степень осознания студентами необходимости и возможности формирования умений и навыков профессионального общения с использованием средств ИКТ

В результате профессионально- иноязычной подготовки:

Констатир. этап

Контрольн. этап

Достов. различий

Конст/контр |Контр.э.

М1

М4

М1

М4

М1

М4

М14

осознается необходимость использования средств ИКТ в формировании навыков и умений профессионального общения

3,2

3,3

3,3

4,1

 

*

*

проявляется желание управлять процессом обучения в условиях информатизации образования

3,1

2,7

3,2

4,2

 

*

*

осознаются текущие и будущие потребности в профессиональном образовании

2,6

3,0

3,3

4,3

 

*

*

Примечание: М - среднее значение оценки (в баллах по 5 балльной шкале, где 1 - минимальное значение оценки, 5 - максимальное значение оценки). * - достоверность различий показателей в контрольной и экспериментальной группах p<0,05.

Выводы

Студентами специальности международные отношения осознается значимость иноязычной подготовки и важность использования средств информационных и коммуникационных технологий в формировании умений и навыков билингвальной иноязычной подготовки в будущей профессиональной деятельности. Однако привлекательность использования средств ИКТ вне экспериментального обучения у большинства студентов находится на «среднем» уровне. Интерес большей части студентов к новейшим видам информационных и коммуникационных технологий (вики, блог, интерактивная доска) находится на недостаточно высоком уровне вне экспериментального обучения. Это может объясняться тем, что новые средства ИКТ практически не используются в процессе формирования умений и навыков профессионального общения большинством преподавателей вуза. В условиях экспериментального обучения показатели привлекательности новых средств ИКТ возрастают.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что студенты демонстрируют желание самостоятельно совершенствовать навыки по использованию средств информационных и коммуникационных технологий в процессе формирования навыков и умений профессионального общения.

Рецензенты:

Груздева М.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информатики и информационных технологий в образовании ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Игнатьева Г.А., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В БИЛИНГВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20849 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674