Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рыжов В.В. 1 Кузьмина С.В. 1 Филонов Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского (Национальный исследовательский университет).
В работе обоснована жизненная необходимость творчества, его преобразующее, развивающее и обогащающее воздействие на человека. Разрабатываются представления о творческом потенциале личности и необходимости его развития средствами физической культуры и спорта.Цель исследования – выявить возможности физической культуры и спорта в развитии творческого потенциала личности. Ведущие задачи – определить структуру творческого потенциала, определить его главные компоненты, развитие которых наиболее успешно формируется средствами физической культуры и спорта. Экспериментальной проверке с использованием метода физкультурно-спортивных проектов подвергнуто влияние физической культуры на развитие когнитивных компонентов творческого потенциала личности; на укрепление мотивационных структур творческого потенциала личности через включение в "захватывающие виды" соревновательной активности; на развитие и укрепление операциональных, ценностно-смысловых и рефлексивных компонентов, составляющих психологическую модель творческого потенциала личности.
средства физической культуры и спорта
развитие
творческий потенциал личности
творчество
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 10-16.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б.Богоявленская. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 320 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – Изд.2. – СПб.: Питер, 2002. – 356 с.
5. Кузьмина С.В. Акмеологические основы управления деятельностью в сфере физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие/ С.В. Кузьмина. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.
6. Кузьминский А.В. Формирование креативных качеств младшихшкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности :Дис. ...канд. пед. наук / А. В. Кузьминский. – М., 2007.
7. Педагогика: учеб.пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа Пресс, 1997. – 512 с.
8. Профессионально-творческая подготовка специалиста: колл. монография/Под ред. В.В. Рыжова.– Нижний Новгород:УРАО, 2007.– 220 с.
9. Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта/ Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
10. Рыжов В.В. Психология творческой личности: структура творческой личности/В.В.Рыжов. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006.– 258 с.
11. Рыжов В.В. Психология творческой личности: креативная личность и сферы её актуализации / В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – 183 с.
12. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность/ В.В. Рыжов. – СПб., 2012. – 489 с.
13. Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2004. – 222 с.

В последние годы в отечественной психологии   значительно возрос интерес к вопросам диагностики и формирования творческого потенциала и креативности личности. Актуальность их изучения определяется изменениями, произошедшими  в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требовании к таким качествам личности, как открытость к новому опыту, умение находить решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности. Креативность, как способность к творчеству, является важнейшей составляющей личности [3,4,10-12].

Основной задачей нашей исследовательской работы является теоретико-экспериментальная проверка научной гипотезы о том, что средства физической культуры и спорта могут выступать мощным фактором  формирования и развития творческого потенциала личности в его когнитивных, мотивационных, операциональных, эмоциональных, ценностно-смысловых, рефлексивных характеристиках и способствовать не просто физическому, но полноценному интегральному развитию личности, в том числе развитию ее творческого потенциала и в целом здоровья [1].

Проблема творчества концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность, творческая активность и др. Продуктивность мышления, присущая творческой деятельности, предполагает гибкость и эвристичность в поиске решения задачи, с которой ранее индивид не встречался, способность находить новые взаимосвязи между объектами и проводить аналогии, быстро и целесообразно преобразовывать необходимую информацию.

Творческая деятельность проявляется в единстве познавательного, эмоционального,  волевого, мотивационного, коммуникативного, рефлексивного и духовно-нравственного  компонентов структуры личности человека и представляет собой вид специализированной деятельности, обусловленный органическим слиянием познавательной, ценностно-ориентационной и преобразовательной, обеспечивающей интенсивное развитие воображения, эмоциональной сферы, образной памяти, речи и мышления и других сторон целостной личности [7, 8, 10].

Творческий потенциал личности - системная характеристика (или система свойств личности), которая дает ей возможность созидать, творить находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно. Эта система включает в себя следующие структурные компоненты:

- мотивационный компонент выражает уровень и своеобразие интересов и увлечений личности, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации;

- интеллектуальный компонент выражается в оригинальности,  гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей;

- эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее, эмоционально-образные характеристики психики;

- волевой компонент, характеризует способность личности к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества внимания; самостоятельность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности, требовательность к результату собственного творчества;

- духовно-нравственный компонент, характеризующий способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни. Последний компонент является интегрирующим в структуре творческого потенциала личности;

- рефлексивный компонент характеризует способность личности  отражать результаты собственной деятельности, оценивать свои достижения и недостатки, вносить коррективы в процесс дальнейшей  деятельности. Все названные компоненты образуют единую целостную структуру и составляют ядро личностного потенциала человека  [4, 10].

Учебно-познавательная деятельность студента обладает большим потенциалом для формирования у них не только опыта творческой деятельности, но и самостоятельного поиска. Таким примером может служить метод проектов. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности студента, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей по интересующей проблеме [2, 6].

 Творческий характер игровой спортивнойдеятельности оказывает разностороннее влияние на развитие организма студента и становится основной причиной сохранения интереса к  игре на всём протяжении человеческой жизни. И именно поэтому игры постоянно совершенствуются и развиваются.

Игра, в том числе спортивная игра - самостоятельный вид творческой деятельности, носящий символический характер, обусловленный потребностью к познанию окружающего мира и его активного преобразования. Игровая деятельность - комплексная психомоторная деятельность играющих, направленная на достижение условно поставленных целей, субъективная ценность которых заключена непосредственно в самом процессе игры.

Большинство подвижных спортивных игр, включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений [6].

Творческая деятельность в образовательном процессе способствует экстериоризации личностью новых, культурно обусловленных ценностей и предполагает активное мотивационное отношение личности к самостоятельной творческой деятельности. От увлеченности творческой деятельностью зависит интеллектуальное развитие человека, его духовное обогащение. Творческие способы и приемы педагогической деятельности в работе педагога-тренера, руководителя физическим воспитанием детей, подростков и взрослых людей  основаны на выборе и модификации структуры учебной информации и способов постановки учебной проблемы и учебных задач.Творческая личность педагога в этом процессе оказывается часто решающим моментом в развитии и формировании творческих возможностей учащихся. Именно творческая деятельность влияет на результативность обучения. Творческий уровень развития физической культуры личности отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Физическое самообразование приобретает системность и творческую основу[5,13].

В качестве экспериментальной площадки для практического исследования изучаемой проблемы и решения поставленных задач нами используется база факультета физкультуры и спорта Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет), располагающая полным комплексом необходимых для проведения исследования материальных и кадровых ресурсов. Основным содержанием реализуемой экспериментальной программы является использование метода творческих физкультурно-спортивныхпроектов, в которых участники исследования (испытуемые)  выступают сразу в нескольких ролях:

- в роли создателя (разработчика) проекта участники исследования, используют свои профессиональные знания и умения, а также включают творческие  способности и разрабатывают соответствующие программы физкультурно-спортивных мероприятий разного уровня;

- в роли менеджера (помощника менеджера) участники исследования организуют и координируют процесс осуществления разработанной в рамках проекта программы, в том числе участвуют в организации и реализации рекламной кампании по проекту;

- в роли непосредственного участника программы испытуемые участвуют в запланированных проектом мероприятиях (соревнованиях, играх и  других видах физкультурно-спортивной деятельности);

- в роли  оценщика эффективности проекта и реализованной по проекту программы испытуемые анализируют результативность проведенной работы  по критериям ее ценностно-смысловой значимости, социальной важности, вкладу в формирование и укрепление здоровья и здорового образа жизни участников  программы, в том числе собственной физической культуры.

Выступая в столь разнообразных ролях участники исследования (испытуемые студенты - будущие педагоги-тренеры и психологи спорта) обеспечивают в соответствии с замыслом нашего эксперимента:

- развитие собственныхкогнитивных компонентов творческого потенциала личности, творческого воображения и творческого использования имеющихся  компетенций, включающих согласно ФГОС три основных элемента "знать", "уметь", "владеть";

- укрепление мотивационных структур творческого потенциала личности через включение в "захватывающие виды" соревновательной активности;

- развитие и укрепление операциональных компонентов собственного творческого потенциала,  в том числе собственного физического развития; умений и навыков здорового образа жизни, умений творчески применять и использовать свои возможности в общении, познании, профессиональной деятельности;

- формирование и развитие ценностно-смысловых и рефлексивных компонентов, составляющих психологическую модель творческого потенциала личности.

Весь процесс участия в экспериментальной работе в форме  творческих физкультурно-спортивных проектов сопровождается развитием и обогащением эмоционально-мотивационных составляющих творческой личности будущего специалиста педагога-тренера и спортивного психолога. До начала эксперимента, и после его окончания  все участники исследования, составляющие  экспериментальную группу (ЭГ, 40 человек) и контрольную группу  (КГ, 120 человек) проходят комплексное диагностическое обследование по полной программе диагностики уровня развития творческого потенциала личности. При этом в качестве контрольной группы выступают студенты, не принимающие участия в творческой проектной деятельности по описанной ниже программе. В результате сравнительного анализа данных констатирующей и контрольной диагностики этих двух групп студентов, мы предполагаем не только проверить релевантность выдвигаемой гипотезы, но и выявить внутренние психологические механизмы развития творческих способностей личности средствами физической культуры и спорта.

Ниже дается краткое описание предлагаемого метода физкультурно-спортивных проектов, разработанного нами в рамках дисциплины "Технология физкультурно-спортивной деятельности"

Главная особенность программы состоит в том, что в течение  учебного года, студенты должны создать и реализовать проект, который связан с физической культурой и спортом.Основываться вся работа будет на проектно-ориентированном подходе, который ставит следующие цели:

- мотивирование студентов на приобретение знаний из различных источников;

- усвоение знаний на более высоком уровне;

- развитие навыков применения знаний для решения проблем;

- развитие общекультурных и профессиональных компетенций;

- развитие критического мышления;

- развитие творческого потенциала студента;

Самостоятельная работа студента при проектно-ориентированном подходе складывается из следующих видов деятельности:

1.       Формулирование проблемы

2.       Постановка задачи

3.       Планирование работы

4.       Подбор методов выполнения

5.       Защита своей позиции

6.       Выполнение проекта

7.       Защита проекта

Оценка проектно-ориентированных занятий студентами:

1.       Отмечают возросшую за результаты обучения профессиональную компетентность (85%).

2.       Овладение умением ориентироваться в учебном материале и применять полученные знания на практике (70%).

3.       Умение систематизировать знания. Устанавливать причинно-следственные связи (85%).

4.       Приобретение коммуникативных умений, опыта работы в команде, умение коллективно решать поставленные задачи, вести дискуссии (100%)

5.       Уверенность в том, что пройденный курс и формирующиеся компетенции, помогут при трудоустройстве (100%).

  Задача педагогического состава:

- выделить наставника для курирования и контроля за созданием, развитием и реализацией проекта;

- организовать мастер-классы по следующим направлениям: продажи физкультурно-оздоровительных услуг, PR-технологии и PR-менеджмент при организации физкультурно-массовых проектов, ведение переговоров;

- научить студента  специфике организации спортивного события;

- приобщить к исследовательской деятельности;

- создать условия, способствующие развитию исследовательских умений и использовать полученные данные в дипломной выпускной квалификационной работе;

- приобрести знания о ситуациях межличностного взаимодействия;

- развить целеустремленность;

- учить создавать и реализовывать свой проект.

Задача студента:

- подготовить индивидуальный сценарий своего мероприятия;

- разработать общее положение;

- выбрать сроки и место проведения;

- создать программу и порядок проведения;

- найти спонсоров;

- организовать рекламу, как своего проекта, так и спонсора (реклама может быть в Интернете, наружная реклама, в виде афиш, а также можно использовать и другие современные рекламные акции).

-  разработать план открытия, закрытия своего мероприятия;

- подготовка бланков протоколов соревнований, таблиц, отчетов о проведенных мероприятиях и т.д.;

- назначить и организовать судейскую коллегию, провести семинар по тем правилам, которые будут разработаны студентом;

-  приобрести или изготовить наградную атрибутику;

- также можно использовать и нововведения самим студентом, которые будут соответствовать в рамках популяризации педагогической спортивной деятельности.

Условия проведения проекта:

1. Студенты делятся на креативные группы по 3-4 человека.

2. К каждой группе прикрепляется наставник из числа преподавательского состава или студентов 4 курса.

3. При разработке проекта, студенты должны уделить особое внимание концепции мероприятия, рекламе и освещению проекта (наличие статьи, фото и видеоотчета по итогам мероприятия).

4. Проекты могут быть факультетского, университетского, городского, областного, всероссийского, международного  масштаба.

5. Креативные группы могут привлекать руководство университета,  спонсоров, городские и областные органы власти, международные центры, благотворительные фонды и других заинтересованных лиц по согласованию с наставником проекта и деканом факультета.

6. Креативная группа может провести безконцептуальный проект: турнир по мини-футболу, стритболу, волейболу, бадминтону, если сможет организовать снятие залов университета коммерческими компаниями или государственными структурами, согласно действующим расценкам.

7. Факультет физической культуры и спорта университета оставляет за собой право использовать в будущем созданные проекты.

8. По итогам проекта лучшие мероприятия могут участвовать в грантах, конкурсах и проведены на более высоком уровне. Студенты лучших проектов будут отмечены благодарственными письмами и призами от руководства университета, органов государственной власти.

При реализации таких проектов осуществляется следующий контроль:

во-первых, формат мероприятия, то есть какие прямые и косвенные задачи должны достичь, плановые даты мероприятия, место проведения, количество присутствующих, присутствие VIP-гостей, музыкальные предпочтения,

во-вторых, бюджет, который используют спонсоры данного проекта,

в-третьих,  рамки законного контроля рекламы, рекламных акций,

в-четвертых, творческие задания и содержание мероприятия,

в-пятых, аудитория, которую будет использовать студент,

в-шестых, критерии определения победителя, если есть такие в проекте.

В течение всего времени при создании проектов отслеживается эффективность проведения мероприятия, а также рекомендуется  определенный контингент людей, которые будут участвовать в реализации проекта. Таковыми могут быть: студенты других факультетов, которые часто устраивают спортивные праздники в спорткомплексе на факультете ФКС, преподавательский состав, сотрудники спонсоров, выпускники университета, а также другие представители спорта, по согласованию с руководителями  спорткомплекса и деканом факультета.

Реализация такой программы создает, как минимум, определенный опыт студента факультета  ФКС в организации и реализации проекта, вырабатывает коммуникативные навыки, учит работать в команде. По большому счету, студент выступает в качестве Event-менеджера (это специалист, который занимается организацией деловых и развлекательных мероприятий для компаний и частных лиц). Одна из первоочередных его задач - разработка концепции будущего действа, для чего требуется креативность, умение понять аудиторию, воплотить пожелания заказчика и достичь цели мероприятия. Учесть всё это одновременно в работе весьма непросто.

В современном темпе жизни такие знания, умения и навыки для студентов факультета ФКС -будущих специалистов в области физической культуры и спорта просто необходимы.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет", г.Нижний Новгород;

Гребенев И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры экспериментальной физики ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", г.Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Рыжов В.В., Кузьмина С.В., Филонов Л.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20839 (дата обращения: 15.10.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252