Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИДЕОЛОГЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ТИПОЛОГИЯ

Карамова А.А. 1
1 Бирский филиал ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный университет"
Цель данной статьи – определение понятия идеологемы, типология идеологем, определение места идеологем в системе общественно-политической лексики как основного языкового средства политического дискурса. В статье для наиболее точного определения понятия идеологем очерчиваются их границы. Типология идеологем основывается на их структурно-семантических характеристиках, с учетом тематического своеобразия и особенностей функционирования. По месту и статусу идеологического компонента в структуре лексического значения рассматриваются следующие виды идеологем: собственно идеологемы (с денотативным идеологическим макрокомпонентом), идеологизированная лексика (с денотативным идеологическим микрокомпонентом), смысловые (контекстуальные) идеологемы. Рассмотрение идеологичности в качестве главного свойства политического дискурса, а также прослеженные системные связи идеологем, особенности их функционирования позволяют признать за идеологемами особый статус в системе всей общественно-политической лексики.
общественно-политическая лексика
идеологема
политический дискурс
1. Карамова А.А. Категория оценки в современном русском языке: учебное пособие. — Уфа: РИО БашГУ, 2003. – 52 с.
2. Карамова А.А. Современный политический дискурс (конец ХХ – начало ХХI вв.): дисс. … докт. филол. наук. – Уфа, 2013. – 411 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — 944 с.
4. Словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1985–1988
5. Толковый словарь русского языка начала ХХI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Эксмо, 2007. — 1136 с.
6. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. — 256 с.

Идеологичность, на наш взгляд, является основным свойством политического дискурса, поскольку, во-первых, идеологичность - специфическое свойство политического дискурса, во-вторых, все тексты политического дискурса идеологически окрашены, в-третьих, идеологичность обусловливает другие важнейшие свойства политического дискурса (оценочность, экспрессивность, манипулятивность) [2, с. 84-173].

Несомненно, что роль основного средства выражения идеологии в политическом дискурсе принадлежит идеологеме как  языковой репрезентации  идеологического концепта.

Цель данной статьи - определение понятия идеологемы, типология идеологем, определение места идеологемы в системе общественно-политической лексики как основного языкового средства политического дискурса.

Под идеологемой следует понимать лексико-фразеологическую единицу, «в значение которой входит идеологический компонент» [6, с. 92].

Для более точного определения понятия и для структурирования системы идеологем важным представляется определение их границ. При этом следует учитывать два условия. Во-первых, границы должны быть обусловлены денотативной соотнесенностью с идеологией и связанными с ней понятиями в соответствии с классификацией идеологий [2, с. 95]. Во-вторых, любая идеологема должна быть небезразлична к оппозиции «свой/чужой», т.е. отражать какую-то конкретную идеологию (в соответствии с чем к идеологемам, обозначающим идеологические понятия, не следует относить родовые номинации типа идеология, партия, революция, формация, идеолог и т.д.);  и (или) отражать субъективную идеологическую позицию по отношению к идеологически значимому объекту.

  Известны классификации идеологем по разным основаниям: по месту и статусу идеологического компонента в структуре ЛЗ, по денотативной соотнесенности с идеологией и связанными с ней понятиями, по временному плану и т.д. При этом главным основанием классификации идеологем является, на наш взгляд, первая, структурно-семантическая, характеристика, учитывающая принятое выше определение идеологемы, прослеживающая последовательность явлений, демонстрирующая специфику идеологем в составе всей общественно-политической лексики. Но подобная классификация не может не учитывать также денотативной соотнесенности идеологем, принимая во внимание обозначенную выше важность определения их границ.

В нашем понимании идеологический компонент может проявляться в структуре ЛЗ в разном статусе. Принимая за основу понимание ЛЗ и его структуры [1, с. 5-10, 34-40], учитывая также тематическое своеобразие идеологем, мы предлагаем следующую классификацию.

   1. Собственно идеологемы - лексика и фразеология с идеологическим макрокомпонентом:

1) идеологические лексемы (полные идеологемы) - однозначные идеологические слова, а также многозначные, все ЛСВ которых содержат идеологический компонент.  Например: коммунизм «1. Марксистское учение о теории и практике пролетарской революции и построении бесклассового общества; политика и идеология коммунистической партии. 2. В теории марксизма: общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две стадии: низшую (социализм с его принципом распределения по труду) и высшую (собственно коммунизм с его принципом распределения по потребностям); высшая стадия такой формации. 3. Общественно-политическое движение, ведущее борьбу за построение такой формации» [5, с. 476)]; антикоммунизм «Идеология и политика, направленная против коммунизма» [3, с. 26].  К данной группе идеологем относятся слова и фразеологизмы, обозначающие:

- идеологии, идеологические учения, теории: коммунизм, светлое коммунистическое будущее, анархизм, фашизм и др.;

- идеи, принципы, положенные в основу идеологий: народная демократия, От каждого по способностям, каждому по его труду (принципы марксистско-ленинской идеологии); правовое гражданское общество (принцип современной капиталистической идеологии) и др.;

- общественно-экономические формации и общественный строй, характеризующий формацию: феодализм, капитализм, империализм, социализм;

- идеологически значимые реалии, события: Великая Октябрьская социалистическая революция, красный день календаря, перестройка и др.;

- идеологические течения, направления, партии: коммунистическое движение; КПСС; социал-демократия, «Единая Россия», партия власти, путинцы, жириновцы  и др.;

 - представителей, последователей или противников идеологий, идеологических течений, партий: белогвардеец; красногвардеец; большевик; меньшевик; нацист; фашист; антифашист; том числе и конкретных идеологов: вождь революции, вождь мирового пролетариата (о В.И. Ленине); вождь всех народов (об И.В. Сталине); главный архитектор перестройки (о М.С. Горбачеве);  строитель новой России (о Б.Н. Ельцине) и др.;

- символы идеологий: Марсельеза; Интернационал и др.;

2) идеологические значения лексем (неполные идеологемы) - многозначные слова, одно (или более, но не все) ЛСВ которого содержат идеологический компонент. Например, слово партия в значении «2. Коммунистическая партия Советского Союза» [4, т. 3, с. 27].  К этой группе относятся слова, которые на основании идеологического значения также можно распределить по тематическим группам:

- идеологии, идеологические учения, теории: консерватизм, либерализм, меркантилизм и др.;

 - идеологически значимые реалии, события: пятилетка, массовка, пионер и др.;

- идеологические течения, направления, партии: диссидентство, оппозиция и др.; 

-  представителей, последователей или противников идеологических течений, направлений, партий: левый, правый, белый,  красный  и др.

- символы идеологий: свастика.

Это менее многочисленная группа идеологем по сравнению с предыдущей (приблизительное соотношение  1:6).

2. Идеологизированная лексика - слова и фразеологизмы, денотация которых осложнена идеологическим микрокомпонентом, отражающим субъективное отношение определенной идеологии к обозначаемому понятию в виде квалификации «свой/чужой». Это главным образом социалистические идеологемы, в структуре ЛЗ которых обнаруживаются такие, например, компоненты: «в капиталистических странах», «в капиталистическом обществе», «в империалистических государствах», «в буржуазно-дворянском обществе», «буржуазный», «эксплуатирующий», «антисоветский», «контрреволюционный», чисто оценочные компоненты типа «враждебный», «реакционный», «отживший», «угнетающий» («чужой»); «социалистический», «в социалистических странах», «в социалистическом обществе», «в идеологии марксизма-ленинизма», «в СССР», чисто оценочные компоненты типа «прогрессивный», «передовой» («свой»). Эти компоненты устраняются в современных дефинициях, т.е. слова деидеологизуруются, переставая быть идеологемами. Поэтому основная методика выявления идеологического микрокомпонента - сравнительный анализ дефиниций словарей разных исторических периодов (в нашем случае - советского и современного). В этой группе, как и в случае с собственно идеологемами,  выделяются:

1) идеологические лексемы (полные идеологемы): рабочий «а) в капиталистическом обществе: наемный работник, лишенный средств и орудий производства, вынужденный жить продажей своей рабочей силы; пролетарий. б) в социалистическом обществе: трудящийся, занятый производительным трудом на общенародных социалистических предприятиях, принадлежащий к рабочему классу, являющемуся ведущей силой общества, владеющему совместно со всем народом средствами производства» [4, т. 3, с. 576]. Идеологический компонент в этом значении - это отражение позиции марксистско-ленинской идеологии. К этой группе относятся слова, обозначающие, с позиции социалистической идеологии, понятия из области «своих» или «чужих». К категории «своего» относятся:

- слова, обозначающие угнетаемое капитализмом сословие: рабочий, пролетарий, пролетариат; батрак; босяк, босяцкий, босячество и др.;

- слова, обозначающие социалистические реалии: пролетаризация, пролетаризировать, коллективизация, колхоз и др.

К категории «чужого» относятся:

- слова, обозначающие эксплуататорский класс: аристократия; буржуазия, буржуа, буржуй; нувориш; фабрикант; интеллигентщина и др.;

- слова, обозначающие противоборство и противников революции: жандармерия, жандарм;  белоэмигрант; контрреволюционер, контра, контрик; мелкобуржуазный; реакция и др.;

- слова, обозначающие понятия, соотносимые с капиталистическим строем:   абсентеизм; автаркия; антисемитизм;  безработица; изоляционизм; интервенция; милитаризм, милитаризм; монополия; плутократия, плутократ; расизм; феминизм, феминист; колониализм; автаркия, парламент; земство и др.;

2) идеологические значения лексем (неполные идеологемы): религия «1. Мировоззрение, несовместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование бога, сверхъестественных сил, управляющих миром» [4, т. 3, с. 704] (здесь под научным миропониманием имеется в виду материалистическое, марксистское миропонимание). К подобным идеологемам относятся также слова из области «свой»: пятилетка; революция, революционер; крестьянин; из области «чужой»: Запад; бюрократизм, бюрократия; капитал; эксплуатация; великодержавный; метрополия; департамент; радикализм, радикал; индивидуализм; каторга; колонизатор;  кулак. Описанный процесс может наблюдаться не только в одном, но в двух (и более) ЛСВ. Ср., например, дефиниции слова господин «2. В буржуазно-дворянском обществе: человек, принадлежащий к привилегированным слоям общества. 3. Форма вежливого обращения или упоминания в дореволюционное время - при фамилии или звании лиц, принадлежавших к привилегированному обществу, в настоящее время - по отношению к официальным представителям или гражданам других государств» [4, т. 1, с. 338].

Собственно идеологемы и идеологизированная лексика различаются характером семантических идеологических трансформаций. Так, деидеологизация собственно идеологем приводит к утрате значения (ср. крестьянин «1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. 2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России» [4, т. 2, с. 159] и крестьянин «Сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой» [3, с. 306]. Деидеологизация идеологизированной лексики проявляется в утрате лишь идеологического компонента значения (ср.: религия «1. Мировоззрение, несовместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование бога, сверхъестественных сил, управляющих миром» [4, т. 3, с. 704] и религия «Мировоззрение, мироощущение и поведение, основанные на вере в существование Бога (богов)» [5, с. 854].

3. Смысловые (контекстуальные) идеологемы - слова и фразеологизмы, идеологическое значение которых, не отраженное непосредственно в самой структуре, формируется в результате активного употребления в определенных идеологических контекстах. В такие слова вкладываются те идеологические смыслы, которые представляются значимыми для идеологии (идеологий). Следовательно, это ключевые слова идеологии (идеологий).  Думается, что в составе смысловых идеологем следует различать две группы: моноидеологические и полиидеологические смысловые идеологемы:

1)  моноидеологические смысловые идеологемы -  слова и фразеологизмы, в которые вкладываются идеологические смыслы, значимые для какой-то одной идеологии. Например, для марксистско-ленинской идеологии было и остается актуальным противостояние труда и капитала: В Россию вернулось антагонистическое противоречие между трудом и капиталом (Программа КПРФ). Поэтому труд и капитал - основополагающие социалистические ценностные концепты.

Так, концепт «труд», обозначающий ценность социалистической идеологии, репрезентирован в социалистическом дискурсе такими номинациями, как труд, наемный труд, эксплуатируемый труд, эксплуатация труда капиталом, трудящийся, трудящийся класс, трудовой народ, трудящиеся слои, человек труда, пролетарий, пролетариат, рабочий, рабочий класс, эксплуатируемый класс, трудящееся большинство, люди наемного труда, авангардная сила; пролетарии физического и умственного труда, широкий слой наемных работников физического и умственного труда (Программа КПРФ, Программа партии «Коммунисты России»). 

Таким образом, понятия труда и человека, осуществляющего труд, являются идеологически значимыми в социалистическом дискурсе. На антагонистическом противопоставлении наемного труда капиталу строится социалистическое миропонимание общественного устройства. Человек, осуществляющий наемный труд, - это главный адресат, к чьим интересам апеллирует социалистическая идеология: Со своими идеями российские коммунисты прежде всего обращаются к современному рабочему классу. Говоря шире  -  к трудящимся классам и слоям России (Программа КПРФ).  Этого человека идеология возводит до статуса своего соидеолога: Наша партия является передовым политическим объединением трудящихся, современных пролетариев физического и умственного труда (Программа партии «Коммунисты России»); главного действующего лица в идеологической борьбе: определяющая роль рабочего человека в спасении Родины, в повороте страны на путь прогрессивного развития (Программа КПРФ). Во имя этого человека идеология действует: Станет последовательно расти уровень жизни трудового народа  (Программа КПРФ).

К подобным  смысловым моноидеологемам (социалистическим) можно отнести, например, слова: советский, революция, маевка,   капитал и др.;

2) полиидеологические смысловые идеологемы - слова и фразеологизмы, в которые вкладываются идеологические смыслы, значимые не только для одной идеологии.

Например, слово демократия («1. Государственный строй и организация всей жизни общества, основанные на признании народа источником власти и всеобщего равноправия в сочетании с широким кругом политических и гражданских прав и свобод. 2. Принцип организации общественной жизни, обеспечивающий равные права и равную ценность каждого члена общества, коллектива» [5, с. 290],  само по себе не являющееся собственно идеологемой, становится таковой, «пристегиваясь» к определенной идеологии, становясь обозначением ее принципа.

Само значение слова демократия имеет безусловно положительный характер. Поэтому не одна идеология, стремясь к своему утверждению, желая «понравиться» массам, приспосабливает, «подтягивает» понятие демократии к своим идеям, принципам, по-своему ее толкуя. Это выражается в сочетаемости слов демократия, демократический: социалистическая демократия, коммунистическая демократия, марксистская демократия, либеральная демократия, фашистская демократия, демократический национализм; в названиях политических партий, проповедующих разные идеологические установки, содержащих при этом компонент демократический: «Либерально-демократическая партия», «Демократическая Россия», «Национально-демократическая партия», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»» и др.; в названиях партий, отражающих демократические принципы: «Всероссийская социалистическая народная партия «Отчизна»», «Партия свободных граждан», «Российская партия народного управления», «Гражданская инициатива» и др.; в контекстах типа: Новый социализм неразрывно связан с демократией и может развиваться только при опоре на демократические процедуры (Программа партии «Справедливая Россия»); ЛДПР - это центристская, демократическая партия (Программа ЛДПР); КПРФ будет активно возрождать и развивать непосредственное народовластие (Программа КПРФ) и др.

При этом для представителей разных идеологий «хороша» только своя демократия, а демократия, которой оперирует чуждая идеология, трактуется как мнимая, неистинная, неправильная. Ср. противопоставление  настоящей демократии, истинной демократии, подлинной демократии и мнимой демократии, формальной демократии, игре в демократию, псевдодемократии, лжедемократии, квазидемократии, недемократии; контексты типа: Новый демократический курс, провозглашаемый РОДП «Яблоко», основан на пересмотре вульгарных подходов прошлого и ясном осознании задач будущего (Программа партии «Яблоко»). Кроме того, ср., например, определение буржуазной демократии с позиций социалистической идеологии: «Форма государственной организации, при которой формальное равенство политических прав и свобод всех граждан прикрывает собой господство буржуазии над трудящимися» [4, т. 1, с. 385]; и, наоборот, проявившееся в постсоветский период противопоставление демократии тоталитаризму [5, с. 290], которое в свою очередь характеризует политический строй социалистической России, см. примеры словоупотребления: сталинский тоталитаризм, советский тоталитаризм, тоталитаризм в СССР, период тоталитаризма в СССР [5, с. 991].

Таким образом, слово демократия, употребляясь в контексте разных идеологий, наполняется различным содержанием. Эти значения не закреплены за словом непосредственно (о чем, в частности, свидетельствуют словарные дефиниции), а существуют на правах речевых смыслов. В речевых смыслах слова демократия воплощается представление о демократии как о высшей идеологической ценности.

К подобным примерам можно отнести также слова: гражданское общество, правовое государство, патриотизм, интернационализм, справедливость, свобода, равенство (равноправие), единство; программные заявления типа Справедливость для всех, счастье для каждого! (Программ партии «Патриоты России») и др.

            Предложенная классификация позволяет сделать следующие выводы.

            Денотативно идеологемы - это всего лишь часть общественно-политической лексики, охватывающая, тем не менее, наиболее важные ее тематические группы. По своим структурно-семантическим и функциональным характеристикам идеологемы - это наиболее специфичная часть общественно-политической лексики. Рассмотренные особенности функционирования идеологем знаменуют выход идеологичности за рамки языковой системы и делают изучение идеологем предметом дискурсивного анализа.     

            Все это позволяет признать за идеологемами особый статус в системе всей общественно-политической лексики как основного языкового средства политического дискурса.

Рецензенты:

Хасанов Р.Ф., д.фил.н., доцент, профессор кафедры русской и зарубежной филологии БФ БашГУ, г. Бирск;

Петишева В.А., д.фил.н., профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии БФ БашГУ, г. Бирск.

 


Библиографическая ссылка

Карамова А.А. ИДЕОЛОГЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ТИПОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20815 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074