Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Е. Э. ЛИНЁВОЙ В ОБЛАСТИ РУССКОГО НАРОДНО-ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Голенищева Е.Е. 1 Кулапина О.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
Проведена реконструкция забытых страниц из истории, теории и практики народного творчества, связанных с деятельностью известной фольклористки и замечательного подвижника русского искусства Евгении Эдуардовны Линёвой (1853–1919). Раскрыта её деятельность по собиранию, пропаганде и изучению русского народно-певческого искусства. Прежде всего, это экспедиционная работа по собиранию образцов музыки устной традиции: запись народных песен с помощью фонографа и их расшифровка, общение с народными певцами, их характеристики. Рассматривается вопрос об отстаивании научных интересов Линёвой по вопросу многоголосия русской песни, что не признавалось представителями искусства, даже Римским-Корсаковым; благодаря фактам (применение фонографа) вопрос разрешился в её пользу. Изучается общественная и просветительская деятельность Линёвой по созданию фольклорных коллективов и открытию Народных консерваторий, подвижничество в деле пропаганды народного искусства, её педагогический опыт. Всё это представлено под эгидой изучения истории, теории и практики народно-песенного исполнительства – темы актуальной, но недостаточно разработанной в современной отечественной этномузыкологии. Историко-теоретический ракурс статьи опирается на научные и документальные материалы, взятые из трудов Линёвой, исследователей её творчества и книг по фольклористике.
исполнительство
народно-певческое искусство
деятельность
Е.Э. Линёва
1. Канн-Новикова Е.И. Евгения Линёва / ред. и предисл. Е.В. Гиппиуса. – М.: Музгиз, 1952. – 183 с.
2. Линёва Е.Э. Об организации хоров. Доклад, прочитанный на II Всероссийском съезде сценических деятелей в Москве // Русская музыкальная газета. – 1901. – № 15. – Стлб. 417–421.
3. Линёва Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации: в 2 т. – СПб.: Император. Акад. наук, 1904. – Вып. 1. – 90 с.
4. Линёва Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации: в 2 т. – СПб.: Император. Акад. наук, 1909. – Вып. 2. – 62 с.
5. Линёва Е.Э. Песни старой деревни: Из писем Е. Линёвой // Сов. Музыка. – 1955. – № 3. – С. 78-81.
6. Линёва Е.Э. Жива ли народная песня? // Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979. – С. 253-257.
7. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / вст. ст., сост. П.А. Вульфиуса; предисл. Е.М. Орловой; общ. ред. О.И. Соколовой. – М.: Музыка, 1979. – 367 с.
8. Сайт: Олег Ларин. Женщина с фонографом Ж. // Истина и жизнь. – 1999. – № 1 - http://www.istina.religare.ru/article4.html.
Известная исследовательница и пропагандистка русского фольклора Евгения Эдуардовна Линёва (1853-1919) руководствовалась в своей неукротимой деятельности конкретной целью, идея которая выражена в следующем высказывании: «Перед современными музыкантами ясно намечается цель: ... ввиду важного значения старинной русской народной песни, восстановить старинную русскую народную песню и ввести её во всеобщее употребление во всех классах общества» [2].

Достижения Линёвой в вопросах записи, изучения и пропаганды народного творчества неоспоримы.

1. Участие в экспедиционной работе и первые удавшиеся опыты по записи народных песен с помощью фонографа.

2. Выпуск двухтомного собрания песенных расшифровок - 1904 и 1909 гг.

3. Авторские комментарии, предваряющие оба выпуска русских народных песен (РНП), содержащие исследования об их специфике, наблюдения этнографического порядка, заметки о мастерстве народных песельников, их обычаях, традициях, взглядах.

4. Организация фольклорных хоров в России и заграницей (Америка, Англия) с просветительской целью - пропаганды народно-песенного искусства путём реконструкции старинной РНП.

5. Разработка и реализация творческих проектов по линии научных, учебных и общественно-культурных учреждений России, в т.ч. Музыкально-этнографической комиссии, работа которой была направлена на собирание, теоретическое познание фольклорной музыки и организацию концертной деятельности. Главная цель таких проектов заключается в воплощении идеи о массовом музыкальном просвещении. Этим мотивирована организация Народных хоров из рабочих и служащих, Курсов пения русских песен, Народных консерваторий, открытых сначала в столицах, а затем во многих городах российской глубинки.

6. Налаживание учебно-педагогической практики в системе российской образовательной системы по изучению и сохранению музыкальных традиций прошлого (не только воспитание учеников, но и разработка учебных планов и серии программ по изучению народной музыки, включая предметы музыкально-теоретического цикла).

Линёва, фактически первой (с 1897 года) широко использующая в записи народных песен фонограф, метко называемый ею «говорящей записной книжкой» (Патент на изобретение фонографа Томас Эдисон получил в 1878 году. Считается, что с начала 1890-х гг. известны случаи применения фонографа в российских столичных и провинциальных городах (Тамбов, 1893). Один из первых шагов его употребления сделан Ю.И. Блоком, записавшим былины от сказителя И.Т. Рябинина. Дальнейшее улучшение работы аппарата заключалось в снабжении его раструбами (развилина из трёх рупоров), что позволяло вести многоголосную запись [8]. Такое усовершенствование произвёл инженер-конструктор, муж Евгении Эдуардовны Александр Логинович Линёв, лично знакомый с Эдисоном. Несмотря на ряд несовершенств - сложность конструкции, крупные размеры, долгая установка, специфика записи, - фонограф долгое время был незаменим. На смену ему пришло другое звукозаписывающее устройство - магнитофон (с начала 1940 гг. производились единичные записи, с рубежа 1950-60-х гг. - повсеместные). В настоящее время существуют разные виды записи звука - лазерная, оптическая, цифровая, а также  видеозапись), сообщает из северной экспедиции 13 июня 1901 года своему мужу: «некоторые записи очень хороши, ясны и подголоски и слова» [5, с. 79].

При условии строжайшего отбора из большого числа фонограмм, передающих песенные варианты, только одного, лучшего, идеальной записью она считает тот способ хорового исполнения песни, который предварён знакомством с членами песенной артели, специально подготовлявшими репертуар к последующему приезду фольклориста [7, с. 252].

Линёва старается вести многоголосные записи у наиболее талантливых мастеров-импровизаторов в минуты охватившего их страстного вдохновения, когда песня одновременно и поётся, и сказывается. Вот почему несомненный интерес вызывают подробные характеристики, данные исследовательницей мастерам народного пения: Варваре Дулиной, Николаю Евдокимову, Степаниде Кашириной (Митревне), Федосье Нейкиной, Марье Петровой, Анисье Пошехоновой, Федосье Прониной, Григорию Прохорову, Федосье Филлипенковой. Со своими наблюдениями об их искусстве Линёва выступила в 1902 году на заседании Этнографического общества с докладом «Деревенские песни и певцы» [1, с. 98]. Исполненные ими песни, как и «литературные зарисовки» певцов, вошли в оба выпуска сб. «Великорусские песни в народной гармонизации» (1904 и 1909 гг.). В них же не была обделена вниманием народная терминология, записи которой продолжают традиции русской литературы.

Фольклористка ценит песельников и песенниц за высокую духовность и простоту исполнения, за «длинное дыхание» в озвучивании проголосных песен, а говоря об общей тенденции утрировать темпы в жанрах скорых и протяжных песен, отмечает особое, буквально врождённое чувство меры, присущее этим исполнителям, а также улавливает их строгую и серьёзную манеру в воспроизведении шуточных сюжетов и свойство «ощущения плеча партнёра» и доверия к нему. Обозначенные признаки, ведущие к спетости хорового коллектива, способствуют свободному слиянию многих личностей в одно целое [3, с. 24].

Поскольку теория нотации при опоре лишь на эмпирические данные ещё не была разработана, Линёву причисляют к пионерам в области нотной - аналитической записи народных песен. Собирательница фольклорной музыки, применяя метод сравнения и сведения голосовых партий (сравнительное песневедение), подчёркивает необходимость точного фиксирования песенного материала, вырабатывая достоверность его записи и расшифровки, что должно сопровождаться аналитической процедурой по изучению лада, ритма, многоголосного строя РНП, выявлению её художественной стороны. Фонограмму она воспринимает как документальное свидетельство «живого» воспроизведения народной песни, не допуская малейших отклонений в её расшифровке, образно называемой в то время «укладкой». Конечно, подобный метод записи был далёк от совершенства. В результате такой случайной укладки голосов по вертикали порой теряется их естественное, природное сочетание, чем грешат первые фонографические расшифровки записей Е.Э. Линёвой и А.Д. Листопадова, который, по свидетельству Е.В. Гиппиуса, не всегда придерживался принципа строгой фиксации, допуская в расшифровках своих фонограмм некоторую вольность [1, с. 10].  

Исследовательница считает: сам склад народной песни предполагает полную свободу исполнительства [7, с. 254]; коллективное творчество питает индивидуальное, способствуя его развитию, а само слияние этих форм и есть народное творчество; указывает на близость народного хорового исполнительства с инструментальным. Именно свободная импровизация, выражающая чувство каждого певца, составляет отличительную черту народного музыкального творчества, причём «каждый хороший певец импровизирует свой вариант мелодии и сходится с другими голосами на каденции ... опять в унисон. Каждый голос, отдельно попетый, даёт самостоятельную мелодию песни, более или менее красивую» [7, с. 257]. Признавая наличие полифонического строя в народном многоголосии, она пишет: «Хор народный поёт не как один человек, а как много людей, одушевляемых общим чувством любви к песне, изливающих в ней горе и радости...» [7, с. 263].

Линёва различает в процессе народного пения два стиля - строгий и вольный, определяемых индивидуальностью певца, и находит претворение принципа вариантного развития, а также, пользуясь современной лексикой, наличие особой силы волевых коммуникативно-психологических связей, тянущихся от запевалы к певческой артели: «Митревна подперла щёку рукой и каким-то особенным, сильным и строгим взглядом оглянула певиц. Что-то страстно сдержанное в этом взгляде мгновенно передалось другим бабам» [3, с. 25]. Она тонко подмечает особую исполнительскую особенность - наличие возрастных физиологических изменений певческого аппарата, что влияет на тесситурные условия голосов: к старости происходит их понижение [3, с. 31].

Подводя итог своему исследованию, она подтверждает мысль о том, что «собирание народных песен, выработка сравнительного метода на основании точной записи и установление общих теоретических принципов, на которых строится народная песня, - вопросы чрезвычайной важности как для науки, так и для музыкального искусства» [7, с. 274]. Всего с помощью фонографа Линёвой было записано 540 русских народных песен, а «её фонотека, хранящаяся по сию пору в Институте русской литературы (Пушкинский дом), познакомила поколения музыкантов с выдающимися образцами крестьянского пения от верховьев Дона - на юге до Белого озера - на севере...» [8]. Кроме того, десятки восковых валиков выступили в качестве научного факта - доказательством мысли, отвергаемой даже уважаемыми музыкантами, а т.ч. Римским-Корсаковым, о наличии многоголосия в русском песенном искусстве.

Существенным звеном её деятельности можно считать и работу по пропаганде народной музыки, образовательный и просветительский труд. Так, Второй всероссийский съезд сценических деятелей (1901) принимает широкую программу Линёвой по созданию в России народных хоров, с практикой организации которых Евгения Эдуардовна уже сталкивалась, будучи заграницей: в Америке и Англии. Цели программы очевидны [2]:

1. «Дать возможность всем классам общества изучать музыку современных композиторов, как русских, так и иностранных, не теоретически только, а практически, посредствомучастия в исполнении этой музыки.

2. Восстановить старинную народную песню и ввести её во всеобщее употребление во всех классах общества».

В том же году Линёва создаёт в Шлиссельбургском уезде хор рабочих, трудившихся на пороховых заводах, а спустя три года - рабочий хор ткацкого производства в Введенском народном доме Москвы (около Лефортово). Тогда же, в 1904 году, Линёва вместе с хоровым дирижёром и общественным деятелем В.А. Булычёвым организует хор Пречистинских курсов для рабочих, которым её партнёр руководит до 1913 года. С.И. Танеевым, всячески поддерживающим такое начинание, специально для этого коллектива в 1909 году было написано Двенадцать хоров a capella, ор. 27 на слова Якова Полонского, впрочем, для самодеятельного хора их исполнение оказалось непосильной задачей. 

Известно также судьбоносное заявление Линёвой на одном из заседаний Музыкально-этнографической комиссии, где она выступила с идеей о необходимости создания Народной консерватории. Линёвой был разработан учебный план и цикл программ по изучению народной музыки в Народной консерватории, цель которых сводилась к массовому музыкальному просвещению (собственно, так закладывались основы народной самодеятельности). В принципе, подобная организация продолжала традиции Бесплатной музыкальной школы, созданной по инициативе М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина в 1862 году и просуществовавшей более полувека, вплоть до революции 1917 года. В 1906 году инициатива Е.Э. Линёвой была реализована общими усилиями Н.Я. Брюсовой, А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, А.Д. Кастальского, С.И. Танеева, Б.Л. Яворского и др. Клич по открытию Народных консерваторий распространился по всей стране, благодаря чему они были основаны в Петербурге (1908), Саратове (1916), Витебске (1918), Ташкенте (1918) и других культурных центрах страны. В Московской Народной консерватории, где обучались композитор А.Г. Новиков, хоровой дирижёр А.В. Свешников, Линёва преподавала вплоть до её закрытия в 1916 году.

Успехом увенчалась и организация в Москве шестимесячных «Курсов пения русских песен» (1916), для которых Евгения Эдуардовна составляла учебные программы теоретико-практического назначения, содержание которых перекликается с современными рабочими программами народно-певческих отделений средних и высших музыкальных учреждений России. В материалы включено: сочинение мелодии в народном духе и стиле в пределах народного звукоряда и импровизация подголосков к заданному напеву; изучение различных вариантов одной песни, относящихся к разным местам их бытования, и образцов музыки русских композиторов-классиков; исполнение народных песен из сборников Балакирева, Лядова, Пальчикова, Римского-Корсакова, Прокунина, Листопадова и самой Линёвой, а также игра на народных инструментах. По одной из версий на этих курсах обучалась популярная исполнительница, собирательница и автор народных песен (в т.ч. «Волга-реченька глубока») О.В. Ковалёва. В любом случае она считается ученицей Линёвой, т.к. ещё в 1912 году певица готовила программу для своих концертов под её руководством.

Выдающийся русский критик В.В. Стасов, высоко ценивший фольклористку за её неутомимую миссионерскую деятельность как собирателя, исследователя и пропагандиста РНП, «прорицательно определил громадное значение работ Линёвой для русской профессиональной музыки и в первую очередь для русского хорового искусства» [1, с. 83], называя их зарёй «сильного музыкального переворота для музыки» [1, с. 80]. Крупные достижения Е.Э. Линёвой в области музыкального фольклора были оценены по достоинству, свидетельство тому - золотая медаль «За выдающиеся заслуги в области русской народной музыки», присуждённая в 1904 году Императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Рецензенты:

Карташова Т.В., д.искусствоведения, профессор, зав. кафедрой теории музыки и композиции ФГБОУ ВО Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов; Михайлова А.А., д.искусствоведения, профессор кафедры народного пения и этномузыкологии ФГБОУ ВО Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Голенищева Е.Е., Кулапина О.И. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Е. Э. ЛИНЁВОЙ В ОБЛАСТИ РУССКОГО НАРОДНО-ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20807 (дата обращения: 16.08.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252