Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БРИГАД ДАГЕСТАНА В 1956-1964 ГОДАХ

Муцалханов М.С. 1
1 ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
В статье рассматривается история становления и развития ученических производственных бригад (УПБ) Дагестана в 1956-1964 гг. Эти трудовые коллективы школьников сыграли существенную роль в трудовом воспитании учащихся, подготовке юношей и девушек, особенно сельских, к успешной и безболезненной адаптации в общественную жизнь. Члены ученических производственных бригад оказывали содействие трудовым коллективам взрослых в выполнении народно-хозяйственных задач и плановых заданий, особенно в выращивании различных сельскохозяйственных культур, прежде всего, кукурузы.Рассматриваемые годы стали для нашей страны «кукурузной эпохой» и детские трудовые коллективы, показывая примеры в образцовом выполнении заданий, оказывали активную помощь руководству страны в широком внедрении в производство эту сельскохозяйственную культуру. Еще на начальном этапе деятельности ученических производственных бригад имели место упущения и недостатки в организации их работы. Обобщение накопленного опыта в организации работы УПБ, выявление недостатков и упущений в их деятельности ставится основной целью данной статьи.
1956-1964 годы
ученические производственные бригады
История Дагестана
1. Гаджиев А.А. Роль ученических производственных бригад в решении проблем сельского хозяйства и подготовке сельскохозяйственных кадров в Даегстане.: Дис. канд. ист. наук. – Махачкала, 2006. – 199 л.
2. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2 т. Т.2 / Отв. ред. А.И. Османов. – Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2005. – 664 с.
3.Криводед В.В. Вовлечение школьных ученических бригад в сельскохозяйственное производство в 1953 – 1974 годах. (На опыте партийных организаций Кубани и Ставрополья) // Деятельность партийных организаций Северного Кавказа по осуществлению аграрной политики КПСС в период развитого социализма: Науч. труды Кубан. гос. ун-та. Вып. 220. – Краснодар, 1976. – С.192-210.
4. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. – Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1998. – 272 с.
5. О трудовом воспитании. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. педин-тов / Сост. Д.Е. Аксенов. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 331 с.
7. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д.1974. Л.40.
8. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 1767. Л. 1-354.
9. Школьное образование в Дагестане / Под ред. Г.Ш. Каймаразова. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. – 266 с.
10. Юсуфов Р.Ю. Совместная работа школы и производственного коллектива по трудовому воспитанию и профориентации учащихся. – Махачкала, 1979. ¬ – 64 с.

Обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка юношей и девушек к трудовой самостоятельной жизни является одной из приоритетных направлений деятельности государства любой общественно-экономической формации.

Отечественная практика накопила определенный опыт социализации подрастающего поколения той непростой задачи через организацию или поддержку предложенных самой молодежью различных инициатив.

Одно из таких начинаний школьной молодежи нашей страны стали ученические производственные бригады (УПБ). Изучение истории создания и деятельности этих трудовых коллективов школьной молодежи представляет как научный, так и практический интерес. Несомненен и воспитательный потенциал данного молодежного порыва.

Несмотря на свою актуальность, проблемазарождения, становления и дальнейшего развития УПБ Дагестана не стал объектами серьезного исследования. Особенно плохо изучена начальная история производственных коллективов школьников. Даже в исследованиях по истории школьного[9] и народного образования[4] в целом и фундаментальных трудах по истории Дагестана[2]  данная проблема затрагивается на уровне констатации факта появления таких школьных бригад. Не нашла достаточного освещения наша проблема также защищенной в 2005 г. кандидатской диссертации А.А. Гаджиева, в которой основной упор сделан экономическому аспекту истории УПБ[1].

С учетом указанных недочетов, автор ставить цель рассмотреть историю зарождения и деятельности УПБ Дагестана в период оттепели. 

1950 г. в истории нашей страны ознаменован зарождением новой формы организации трудового воспитания подрастающего поколения во внешкольное  время - через вовлечение подростков в ученические производственные бригады.

Согласно исследованиям, первый такой трудовой коллектив создали учащиеся средней школы №14 села Родниковое Курганинского района Краснодарского края летом 1950 г.[3, с.196]. 

В 1954 г. инициативу родниковцев поддержали учащиеся Григориполисской школы Ставропольского края, после чего это начинание получило всесоюзное развитие.

Вскоре трудовой порыв школьников был поддержан на государственном уровне. Первым это было сделано в 1955 г., Ставропольский крайком КПСС, а Краснодарский крайком КПСС рассмотрел и одобрил почин родниковцев в марте 1956 г. Очевидно поэтому, в учебной, исследовательской и справочной литературе местом зарождения УПБ, прочно вошедших вскоре в жизнь сельской школы страны, указано Ставрополье[5, c.27].     

Как и в других регионах страны, идея юных ставропольцев о создании школьных трудовых коллективов нашла благодатную почву в Дагестане.

В мае 1956 г. в средней школе села Куруш Хасавюртовского района состоялось расширенное заседание педагогического совета с приглашением учащихся 9-10 классов[8, л.201]. Инициировал созыв собрания старшеклассников и педагогов школы председатель колхоза С.Р. Кулиев (удостоенный впоследствии звания Героя Социалистического Труда). В составе представительной делегации из Дагестана по обмену опытом он  побывал в Ставрополье у инициаторов нового молодежного движения. Председатель колхоза им. К. Маркса предложил учащимся и коллективу учителей поддержать почин школьников соседней республики.

Хозяйство выделило бригаде учащихся земельный участок площадью 70 га, закрепило технику и специалистов. Под руководством старших члены УПБ выполняли весь объем предусмотренных работ, а осенью получили неплохой урожай кукурузы. Он составил 45 ц с каждого из закрепленных за детским трудовым коллективом гектаров. Таким же успешным оказался для членов УПБ следующий год работы. В результате, за первые два года существования УПБ юные труженики из Куруша сдали хозяйству 5810 ц кукурузы, 19365 ц корнеплодов и 405 ц овощей[8, л.62].

Окрыленные успехами в производственной деятельности,  выпускники школы обратились ко всем выпускникам средних школ республики с призывом всем классом идти работать в колхозы[10, с.45].

Почин курушских ребят был одобрен бюро Дагестанского областного комитета комсомола, а сами они влились в ряды тружеников колхоза, и пошли работать на животноводческие фермы, расположенные в калмыцких степях[8, л.70].

В том же 1956 г., но позже по времени, чем в Куруше, создаются разнообразные детские трудовые коллективы в школах многих районов Дагестана. УПБ села Белиджи Дербентского района создается на базе плодопитомнического совхоза. За бригадой закрепили 39 га земли. Детский коллектив соревновался с рабочими совхоза, а получал более высокие урожаи, чем в хозяйстве[[7, л.62].].

Инициативу при создании производственной бригады проявили учащиеся средней школы центра Магарамкентского района. По их предложению, в бригаду принимали учащихся с хорошими показателями в успеваемости и примерным поведением[8, л. 122].

Расширению движения за увеличение числа детских трудовых коллективов в Дагестане способствовала публикация в августе 1956 г. на страницах республиканской газеты «Дагестанская правда» (1956. 7 августа) статьи «Школьная производственная бригада», в которой подробно рассказывалась о работе УПБ станицы Григорополисской Ново-Александровского района Ставропольского края. Материал газеты призывал смелее перенимать и внедрять опыт школьников Ставрополья на земле Дагестана.

В декабре 1956 г. в целях обобщения накопленного в стране опыта по политехнизации сельской школы в г. Краснодар состоялась сессия Академии педагогических наук РСФСР. Отметив успехи сельских школ Ставрополья, Дона, Кубани в трудовом воспитании подрастающего поколения, сессия отметила, что  лучшей формой приобщения учащихся к сельскохозяйственному труду является УПБ, оказавшаяся удачной формой соединения обучения с производительным трудом.

Благодаря принятым мерам, в начальные 2 года после возникновения школьных производственных бригад такие детские коллективы были созданы во многих населенных пунктах Дагестана. В летнее время на полях республики действовали 266  производственных бригад и 472 звеньев школьников, которыми были охвачены 10265 учащихся [8. Л.122].

В 1958 г. УПБ северной зоны Дагестана достигли значительных успехов. Наиболее отличились трудовые коллективы учащихся некоторых школ Бабаюртовского района.

По примеру ставропольских юношей и девушек в этом районе были созданы школьные производственные бригады по выращиванию кукурузы. В состав коллектива бабаюртовских тружеников преимущественно учащиеся 7-10 классов.

Созданные на базе колхозов детских бригад возглавили сами учащиеся-члены УПБ сел. Адилянгиюрт и Бабаюрт.  Бригады работали под руководством назначенных для этой цели учителей школ. УПБовцы взяли на себя обязательство вырастить получить урожай кукурузы по 60 ц с каждого га, против получаемых бригадами взрослых 30 ц.

Осенью выяснилось, самый высокий урожай кукурузы с закрепленных за бригадой 30 га получили учащиеся школы села Адильянгиюрт во главе с 10-классником Н. Джанакавовым. И это при том, на выделенном бригаде участке была посеяна озимая пшеница. Учитывая истощение до определенной степени участка, после уборки пшеницы и вспашки поля учащиеся внесли 120 тонн навоза, из расчета 4 тонны на 1 га.

Перед посевом учащиеся при помощи старших товарищей - механизаторов провели все необходимые агро-мероприятия, включая культивацию и боронование и т.д. Подготовленное поле засеяли гибридной кукурузой (сорт ВИР-42).

Благодаря усилиям и принятым мерам, урожай с поля учащихся  составил 70 ц кукурузы в початках. Для сравнения укажем, что урожайность в колхозной бригаде составила всего 22 ц с га. Выяснилось также, что себестоимость урожая у школьников была ниже, чем у колхозников, потому что, на производство 1 ц кукурузы в школьной бригаде было затрачено 1,03 трудодня, а в колхозе - 1,41 трудодня. Обобщению опыта работы УПБ Бабаюртовского района в 1958 г. была посвящена статья, опубликованная на страницах журнала «Блокнот агитатора и политинформатора» (1959. №1. С.17-19). Почерпнутая из этой публикации информация приведена нами также ниже.

 Согласно данным этой статьи, в состав другой производственной бригады этого района в том году вошли 20 учащихся средней школы села Хамаматюрт. От учителей бригаду возглавил математик М. Абдуллаев. За коллективом учащихся закрепили 19 га земли. 

Лето у детей ушло в заботах об урожае, а осенью юные хамаматюртовцы получили по 61 ц кукурузы с каждого закрепленного за бригадой гектара.

27 ноября 1958 г. бюро Дагобкома КПСС приняло постановление «О награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР школьно-производственных бригад Бабаюртовского района». За достигнутые успехи в выращивании высоких урожаев кукурузы в 1958 г. Адильянгиюртовская и Хамаматюртовская школьно-производственные бригады награждались Почетными грамотами Верховного Совета ДАССР.

  Тогда же другим Указом Президиума Верховного Совета ДАССР «за проявленную инициативу в организации школьных производственных бригад и достигнутые успехи в выращивании высоких урожаев кукурузы в 1958 г.» 32 человека особо отличившихся организаторов и членов школьных производственных бригад Бабаюртовского района получили Почетные грамоты.

Это были 8 членов производственной бригады Хамаматюртовской школы, 8 - Адильянгиюртовской,  4 - Бабаюртовской школы, по 1 школьнику из бригад сел Мужукай и Львовское. Наградили также учителей - воспитателей бригад Адильянгюрта и Хамаматюрта, инструктора Бабаюртовского РК КПСС, агронома колхоза им. Кирова (сел. Адильянгиюрт) М. Прокопенко. 

Инструктор Бабаюртовского РК КПСС Б.Р. Касимов, курировавший работу УПБ в эти годы и награжденный Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР в 1958 г., через 40 лет опубликовал свои воспоминания «Так было на самом деле» (Махачкала, 1998. - 308 с.), в которых немало страниц посвятил юным труженикам района. По прошествии десятилетий один из представителей руководства тогдашнего Бабаюртовского района с большой теплотой пишет о работе членов УПБ в период «кукурузной эпопеи» второй половины 50-х - первой половины 60-х гг. ХХ в. Автор мемуаров, кстати, объясняет, почему именно УПБ Бабаюртовского района занимались преимущественно выращиванием кукурузы. По его мнению, земли этого равнинного района Дагестана оказались наиболее пригодными для выращивания этой сельскохозяйственной культуры.  

Из года в год росло число трудовых коллективов школьников и количество вовлекаемых в них учащихся. В 1960 г. в школах республики было организовано более 500 УПБ и звеньев с охватом около 15 тысяч учащихся[8]. Особенно успешно была организована работа детских трудовых коллективов в северной части Дагестана.

Члены ученической бригады Хамаматюртовской восьмилетней школы Бабаюртовского района в 1960 г. с закрепленного за ней участка в 20 га вырастили по 63 центнера кукурузы в зерне с каждого га. Высокий урожай кукурузы и подсолнуха вырастила школьная бригада Аверьяновской восьмилетней школы Кизлярского района.

Не отставали от них юные труженики предгорного Дагестана. УПБ Нижнее-Дженгутаевской  СШ Буйнакского района с площади в 40 га получила урожай кукурузы по 45 центнеров с гектара.

В дальнейшем члены УПБ отдельных школ Дагестана добились значительных трудовых успехов. Так, очень удачным стал 1963 г. для членов УПБ СШ с. Хамаматюрт Бабаюртовского района. Им удалось установить трудовой рекорд: ребята получили 98,6 ц кукурузы с га, в то время как в совхозе получили только 20-23 ц.

Об этом успехе юных хамаматюртовцеввспоминала во время летней страды школьников 1975 г. республиканская молодежная газета «Комсомолец Дагестана» (1975. 16 августа) в своей публикации, данной под названием «Перекличка ученических производственных».

Приведенные факты говорят о том, что ученические производственные бригады и звенья как форма организации вовлечения школьной молодежи, преимущественно, правда, учащихся сельской местностей, зародившиеся в землях предгорного Кавказа получили широкую поддержку со стороны юных тружеников Дагестана. Участие реальных в трудовых процессах  родных хозяйствах помогало учащимся в выборе будущей профессии, а выпускникам общеобразовательных школ - быстрой социализации.    

Разумеется, не все том процессе было удачно, хватало недостатков в организации досуга членов УПБ  в свободное время, имели место упущения и по другим направлениям работы детских трудовых коллективов. В кругу этих недостатков можно встретить и плохое питание, доставка детей к месту работы и обратно, закрепление за УПБ опытных членов хозяйств для оказания советом помощи юным труженикам и т. д. 

В плане общереспубликанской постановки проблемы отметим, что школьники были поставлены в неравные условия при организации их трудовой деятельности. Вспомним, что рассматриваемые годы были периодом «великой кукурузной эпопеи». Поэтому кукуруза являлась основной сельскохозяйственной культурой, к выращиванию которой привлекались в основном члены УПБ и звеньев почти на всей территории Дагестана. Однако наиболее благоприятные условия для этого имелись только в равнинной и предгорной частях республики.

Подводя итоги сказанному отметим, что ученические производственные бригады и звенья зародились в Дагестане почти одновременно с зачинателями из Ставрополья.

Рассматриваемые годы стали периодом зарождения УПБ, становления и развития  этой формы организации привлечения школьников в реальное производство.  

Трудовые коллективы детей оказывали благотворное воздействие при подготовке подрастающего поколения Дагестана к трудовой самостоятельной жизни, помогая им в определении с выбором будущей профессии, а выпускникам общеобразовательных школ - в быстрой социализации. 

Рецензенты:

Искендеров Г.А., д.и.н., профессор, ИИАЭ ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Магомедов Н.А., д.и.н., профессор, ИИАЭ ДНЦ РАН, г. Махачкала.

 


Библиографическая ссылка

Муцалханов М.С. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БРИГАД ДАГЕСТАНА В 1956-1964 ГОДАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20719 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074