Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДАГЕСТАНА В 1920–1941 ГГ.

Шугаибов И.Ш. 1
1 ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Статья посвящена изучению состояния литературы и источников по проблеме становления и развития общеобразовательной школы Дагестана в межвоенный период 1920–1941 годов. Необходимость рассмотрения предложенной темы обусловлена важностью данного этапа истории Дагестана в развитии светского образования, начало которому было положено еще до Октября 1917 г. Собственно, в предложенные вниманию читателя два десятка лет ХХ столетия произошло реальное внедрение в действительность общественной жизни Дагестана подлинного светского школьного образования. Исходя из сказанного, можно подчеркнуть, что крайнюю актуальность как в научном, так и в практическом плане приобретает проблема проведения анализа накопленной на сегодняшний день источниковой базы и исследовательской литературы по изучаемой теме. Подобная работа позволит выявить достигнутые рубежи, определить и уточнить нерешенные задачи в области дальнейшего изучения проблем развития общеобразовательной школы Дагестана. Лишним доказательством необходимости проведения рассматриваемой процедуры является отсутствие до сих пор специальных разработок по изучаемой проблеме.
источники и литература.
1920–1940 гг.
школьное образование
История Дагестана
1. Абилов А.А. Университет на земле Дагестана. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1967. – 172 с.
2. Абилов А.А. Кузница национальных кадров // Вест. высш. школы. – 1970. – №4. – С.40-41.
3. Абилов А.А. Дагестанский государственный университет им. В. И. Ленина: ист. очерк. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1973. – 318 с.
4.Адухов М.Д., Муцалханов М.С., Махмудов Х.М. Дагестан в 30-е – 50-е годы ХХ в. – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2001. – 176 с.
5. Адухов М.Д. Становление и развитие светского образования в Дагестане: вторая половина XIX в. – XX в.: дис. ... д-ра ист. наук. – Махачкала, 2004. – 500 c.
6. Астемиров Б. «... Повторяю, абсолютно ни в чем я не виновен»: жалоба политзаключенного / Публ. Г.В. Климовой // Голоса истории: Редкие материалы в фондах Музея революции. – М., 1992. – С. 157-169.
7. Аюбова Ш.И. Опыт и проблемы модернизации светского образования Дагестана в 1917–1930-х годах ХХ века // Дагестан вчера и сегодня. Страницы истории: межвуз. сб. науч. статей. – Махачкала: ИП Овчинников, 2010. – С.110-114.
8. Гаджиев А.-Г.С. Исабек Абдуллаев: первый учитель русских школ Дагестана. – Махачкала, 2003. – 8 с.
9. Гаджиев А.С., Ихлясов А.И., Абрамов Г.А. Очерк истории махачкалинской средней школы №1 им. В.И. Ленина. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. – 132 с.
10. Гаджиев С.М. Деятельность Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в республике в 1920–1925 гг. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1977. – 86 с.
11. Гамзатова Б. Средние педагогические ... // Сов. Даг. – 1980. – №5. – С.38.
12. Гамзатова Б.А. Подготовка педагогических кадров из женщин-горянок в средних педагогических учебных заведениях Дагестана (1920–1940 гг.) как важная общественно-политическая и педагогическая проблема // Сборник аспирантских работ. Общ. науки / отв. ред. С.М. Гаджиев. – Махачкала, 1970. – С.73-77.
13. Губарев С. Подготовка педагогических кадров в Дагестане в годы второй пятилетки // Уч. зап. ИИЯЛ ДФ АН СССР. Т.14. Серия истор. – Махачкала, 1965. – С.36-50.
14. Губарев С.Ф. Развитие народного образования в Дагестане в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.): автореф. … дис. канд. ист. наук. – Махачкала, 1965. – 20 с.
15. Губарев С.Ф. Деятельность Коммунистической партии по созданию и развитию советской школы в национальных республиках Северного Кавказа (1920–1941 гг.) (из истории школьного образования). – Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. – 127 с.
16. Гусейнов М.М., Пашаева З.Ю. Бамматюртовская средняя школа (ист.-пед. очерк). – Махачкала, 1997. – 64 с.
17. Джамбулатов Р.Т. Система среднего образования в Хасавюртовском округе и Кизлярском отделе в 1914–1923 гг. // Наука и молодежь: сб. статей молодых ученых и аспирантов по проблемам истории. – Махачкала: ИИАЭ, 2007. – С.59-65.
18. Зулумов Г. Старейшая кузница кадров // Народы Дагестана. – 2000. – №2. – С.54-55.
19. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2 т. – Махачкала: Юпитер, 2005. – Т.2. – 664 с.
20. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2007. – 464 с.
21. Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г. Педагогическая интеллигенция Дагестана в 30-е годы ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 12. Ч. I. C.108-112.
22. Каймаразова Л. Г. Среднее педагогическое образование в Дагестане в 20-30-е гг. XX в. // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 3. – С. 31-36.
23. Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г. История изучения педагогической интеллигенции Дагестана в ХХ веке // Педагогическое образование в России. – 2012. – Вып.6. – С.19-24.
24. Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг.: Сб. документов. В 2 т./ Под ред. проф. Ш.М. Магомедова. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. Т.1. – 764 с.
25. Курбанов М. А. Развитие народного образования Дагестана 20-30-е гг. ХХвека// Mate-rials of the ХI Inтerntional scientific and practical conference, “Science and civilization”,2015. Vol.8. History. Sheffeld. Science and civilization LTD. P. 19-35.
26. МагомедхановМ. Тлярошскаясредняяшкола: 80-летнемуюбилеюпосвящается. – Махачкала: Лотос, 2007. – 182 с.
27. Муцалханов М.С., Махмудов Х.М. Дагестан в 30-е годы ХХ в. – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 1997. – 80 с.
28. Муцалханов М.С. История обучения, воспитания и подготовки к трудовой самостоятельной жизни подрастающего поколения Дагестана в 1917–1925 гг. // История и география Дагестана: Труды преп. – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2004. Вып. 6. С.16-24.
29. Муцалханов М.С. История создания основ материально-технической базы единой трудовой школы Дагестана (1920-1922 гг.) //Zbior raportow nauko-wych. «Teoretyczneipraкticz-ne innowacje naukowe». (29.012013 – 31.01.2013).– Krakow: Wydawca: Sp. z o.o. «Diamondtrading tour», 2013. S. 17-23.
30. Муцалханов М.С. Кадровое обеспечение подготовки школьников Дагестана к труду и жизни в межвоенный период (1920-1941 годы) // Дагестан вчера и сегодня. Страницы истории: межвуз. сб. науч. трудов. – Махачкала: ИП «Овчинников», 2010. – С.139-148.
31. Муцалханов М.С. Культура и образование Дагестана в условиях репрессий 30-х годов ХХ в. // Вестник Дагестанского госпедуниверситета. – 2005. – Вып.1.– С.53-59
32. Муцалханов М.С. Организационная деятельность органов власти Дагестана по закладке основ единой трудовой школы в восстановительный период (1920-1925 гг.) // МатерiалиМижнародноi конференцii «Реформування та розвиток науки: сучаснiвиклики»:зб. наук.праць. Ч.IV.(м. Киiв, 2 лютого 2013). – Киiв: Центр науковихпубликацiй, 2013. – С.52-55.
33. Муцалханов М.С. Проблемы подготовки подрастающего поколения Дербента к трудовой самостоятельной жизни в государственной школьной политике середины ХIХ–ХХ вв. // Предпринимательство и социальная ответственность: отечественный и зарубежный опыт: сб. науч. трудов ученых и преп. Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. – М.: Моск. ин-т предпр-ва и права, 2012. – С.450-457.
34. Муцалханов М.С. Трудовой принцип в общеобразовательной школе Дагестана 1920–1950 годов: история, опыт и проблемы внедрения // Дагестан вчера и сегодня. Страницы истории: межвуз. сб. науч. трудов. – Махачкала: ИП «Овчинников», 2010. – С.115-130.
35. Муцалханов М.С. Единая трудовая школа Дагестана в 1920 г.: трудности, проблемы и достижения начального этапа становления // Перспективы развития научных исследований в ХХI веке: матер. Междун. науч.-практ. конф 7 февр. 2013 г. / под ред. С. М. Рашидовой.– Махачкала, 2013. – С.34-36.
36. Муцалханов М.С. Трудовая подготовка школьников Дагестана в 1920–1941 годах: обзор некоторых опубликованных мемуарных источников советского периода // Тенденции и инновации современной науки: Матер. VI Международной науч.-практ. конф. (тезисы докладов). 19 февраля 2013 г.: сб. науч. трудов. – Краснодар,2013. – С.13.
37. Муцалханов М.С. Школьное образование и подготовка подрастающего поколения Дагестана к труду и жизни в период действия военно-политических и оккупационных режимов (1918–1921 гг.) // 1st International Scientific Conference “Applied SciencesinEurope: tendencies of contemporary development”: Papers of the 1st International Scientific Conference. April 21, 2013, Stuttgart, Germany. S. 36-38.
38.Муцалханов М.С. ДеятельностьвластныхструктурДагестанапокадровомуобеспечениютрудовойшколы межвоенного периода (1920–1941 гг.) // Humanities and socialSciencesinEurope: Achievements and Perspectives: Proceedins of the Ist Intenational SympoziumDecember 18, 2013). Vol. 1. «FastWest» Assocation for Advanced Studies andHigherEducationGmbH. Viena. 2013. P.62-67.
39. Муцалханов М.С., Шугаибов И.Ш. ТрудоваяшколаДагестанавусловияхсоциально-экономическихпреобразований межвоенногопериода (1920–1941 гг.) // Гуманитарныеисоциальныенауки. – 2013. – №4. – С.290-292.
40. Муцалханов М.С. Деятельностьвластныхструктурпообеспечениютру-довойшколыДагестана квалифицированными педагогическимикадрами: опытипроблемымежвоенногопериода (1920–1941 гг.) // Materials of theХI Inтerntionalscientific andpractical conference,“Sci-ence and civilization”, 2015. Vol.8. History. Sheffeld. Science and civilization LTD. P.11-15.
41. НаучноенаследиеА.А. Тахо-Годи: книги, статьи, доклады, выступления, письма / сост., авт. пред. икомм. А.А. Исаев. – Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. – 346 с.
42. Османов А.И. Дагестан в ХХ веке: исторический опыт регионального развития. В 2 кн. – Махачкала: ООО «ДИНЕМ», 2007. – Кн.2. – 622 с.
43. Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по упрочению Советской власти и организации социалистического строительства (Март 1920 – декабрь 1921 гг.). – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1960. – 502 с.
44. Университет обновленного края / отв. ред. А.А. Абилов. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1981. – 334 с.
45. Федяев А.М. Народное образование в Д. С. С. Р., на 1-е января 1925 г. // Статистический
сборник 1925-26 г. – Махачкала: ДСУ, 1925. – 197 с.
46.Школьное образование в Дагестане / под ред. Г.Ш. Каймаразова. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. – 266 с.
47. Шугаибов И.Ш. Обеспечение школ Дагестана в 1922–1941 годах учительскими кадрами
средне-педагогического уровня: опыт и проблемы // Тенденции и инновации современной науки: Материалы VI Международной научно-практической конференции (тезисы докладов). 19 февраля 2013 г.: сб. науч. трудов. – Краснодар, 2013. – С.16-17.
48. Шугаибов И.Ш. Проблемы общеобразовательной школы Дагестана межвоенного периода (1920–1941 гг.) в новейшей исторической литературе (2000–2012 гг.) // Перспективы развития научных исследований в ХХI веке: матер. междун. науч.-практ. конф 7 февр. 2013 г. / под ред. С. М. Рашидовой. – Махачкала: ИП Овчинников, 2013. – С.28-30.
49. Шугаибов И.Ш. Проблемы общеобразовательной школы Дагестана межвоенногопериодав новейшей отечественной историографии (2005 – май 2013 гг.) // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №4. – С.297-299.
50. Юсуфов Р.Ю. Ахтынская средняя школа №1 (Ист.-пед. очерк). – Махачкала: Дагучпедгиз, 1961. – 236 с.

В историографическом и источниковедческом изучении исследователями проблем становления и развития общеобразовательной школы Дагестана в межвоенные два десятка лет, исходя из совокупности изданных работ, можно выделить 3 основных периода: первый - с 1920 г. по конец восстановительного периода после Великой Отечественной войны, второй - послевоенное сорокалетие и третий - постсоветский.

Первый период характеризуется практическим отсутствием исследований истории зарождения, становления  развития единой трудовой общеобразовательной школы Дагестана в 1920-1941 гг. Исключением следует считать небольшую по объему статью исследователя А.М. Федяева, предваряющую сборник статистических материалов о состоянии народногообразования Дагестана за 1920-1925 гг.[45, с.1-5]. На основе включенных в сборник цифровых данных автором дан анализ состояния народного образования Дагестана к концу восстановительного после Гражданской войны периода. Значительное место в рассматриваемой статье уделено проблемам общеобразовательной школы в целом и по таким конкретным задачам, как восстановление и расширение материально-технической базы, кадровое обеспечение, совершенствование учебного и воспитательного процесса учащихся и т. д.

Включенные в указанный «Статистический сборник» материалы составили первую серьезную и значительную и, пожалуй, на то время первую источниковую базу по проблемам школьного образования Дагестана к началу 1925-26 учебного года. В указанном отношении рассматриваемая книга не потеряла своей ценности для исследователей по сегодняшний день.

В последующие годы, вплоть до 50-х годов прошлого столетия, проблемы школьного образования Дагестана межвоенного периода практически не поднимаются даже в трудах, специально написанных по истории республики, как, скажем, книга Н. Самурского «Дагестан», опубликованная в 1925 г. (М.;Л.: ГИЗ, 1925. - 150 c.). Примерно такая же ситуация с отражением проблем истории развития общеобразовательной школы в 1920-1940-е годы наблюдается в фундаментальном труде «Очерки истории Дагестана», изданном в 1957 г. (Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1957. Т.2. - 475 с.).

Примерно с начала 60-х годов ХХ в. и в последующие годы в освещении исторической литературой проблем развития школьного образования Дагестана межвоенного периода происходят значительные позитивные сдвиги. В тот период издаются труды по истории отдельных общеобразовательных школ республики. Интерес для нашей работы представляет исследование по истории средней школы села Ахты -  центра одного из горных районов Дагестана, увидевшее свет в 1961 г.[50].

В 1973 г. в специальной посвященной монографии обобщается исторический путь становления и развития средней школы №1 г. Махачкалы[9].Она оставалась флагманом и образцом для подражания остальным школам Дагестана межвоенного периода.

В рассматриваемые годы издаются работы по истории педагогического института (с 1957 г. - университета) - первого высшего учебного заведения Дагестана. Авторство этих работ принадлежит директору  пединститута А.А. Абилову[1;2;3;44]. В указанных и других исследованиях, наряду с успехами выявлены трудности в работе пединститута по обеспечению общеобразовательной школы Дагестана высококвалифицированными учительскими кадрами[21;23].

В рассматриваемые годы исследуются также проблемы развития среднего педагогического образования Дагестана[11;13;22], обобщается опыт руководства развитием в республике в целом народного образования[10;14]  и его составной части - общеобразовательной школы[15], разрабатываются гендерные аспекты подготовки педкадров для школ и других учебных заведений[12].

В 1968 году увидели свет два солидных исследовательских труда, имеющихважное значение в изучении проблем школьного образования Дагестана межвоенного периода.  Речь идет о фундаментальных исторических трудах - IIIтоме 4-томной «Истории Дагестана» (М.: Вост. лит., 1968. Т.3. - 426 с.) и монографии по школьному образованию[46]. В этих исследованиях ученых Дагестанаматериал об обучении и воспитании учащейся молодежи республики в 1920-1941 гг. представлен значительно больше, чем на всех предыдущих этапах изучения проблемы. Однако, несмотря на фундаментальность, и в силу поднятых проблем, а также широкий хронологический охват, в рассматриваемых трудах не все проблемы школьного образования Дагестана интересующего нас периода освещены.  

Как и все исследования по истории Дагестана советского периода, работы по истории развития школьного образования республики были подвержены всем «болезням» своего времени: отсутствием критики, попыткой обобщить только положительный опыт, стремлением избежать анализа имеющихся проблем, недочетов, упущений и т. д.     

В условиях развития демократии в стране, особенно с начала 90-х годов прошлого столетия в развитии разработок проблем истории школьного образования Дагестана, как в целом, так и в пределах интересующих нас хронологических рамок происходят значительные позитивные перемены.

В фундаментальных трудах, посвященных истории Дагестана в целом[19] или конкретным её этапам[4;27;42], заметно более объективное изложение состояния школьного образования республики за интересующий нас период, чем это имело место раньше.

Такая же положительная тенденция наблюдается в исследовательских работах по истории образования Дагестана[17;20;25], образовательных учреждений - школ[5;7;16;26], педучилищ[18], работах биографического жанра, посвященных учителям[8] и т. д.

Как показывает анализ исследований, опубликованных за последние 5 лет по истории школьного образования Дагестана межвоенного периода, идет процесс расширения изучаемых проблем рассматриваемой темы. Это хорошо заметно из работ доцента кафедры истории Дагестанского госпедуниверситета М.С. Муцалханова[28-40]. Ряд вопросов исследуемой проблемы нашли отражение в работах автора этих строк[47;48;49].

В послевоенные годы расширился круг опубликованных источников по истории школьного образования Дагестана в 1920-1941 годы. В 1960 г. издан сборник документов о деятельности ревкомов Дагестана (март 1910 г. - декабрь 1921 гг.) по строительству нового общества[43]. В книгу вошли более 10 источников, которые имеют непосредственное отношение к истории начального этапа формирования школьного образования Дагестана.

Значительно расширилась источниковая база проблемы за счет издания ряда документов в сборнике 1980 г. по культурному строительству Дагестана в 1917-1977 гг.[24].

В 1992 г. на страницах московского сборника редких материалов «Голоса истории» опубликована жалоба политзаключенного Б.А. Астемирова, работавшего наркомом просвещения Дагестана в 1929-1936 гг. и репрессированного в 1937 г.[6].В 2006 г. увидел свет сборник документов и материалов о жизни и деятельности А.А. Тахо-Годи - наркома просвещения Дагестана в 1922-1929 гг., тоже репрессированного в 1937 г.[41].Вошедшие в указанные выше сборники документов источники позволяют воссоздать в определенной степени объективную картину по истории школьного строительства в Дагестане в 1920-1941 гг.

Проведенный анализ источниковой и исследовательской литературы по истории становления и развития школьного образования Дагестана в 1920-1941 годах позволяет сделать следующие выводы.

На сегодняшний день накопилось определенное количество научных работ, которые позволяют воссоздать более или менее объективную картину строительства единой трудовой общеобразовательной школы Дагестана за первые 20 лет советской власти. Особенно интенсивно исследуются проблемы рассматриваемой темы в последние десятилетия.

В качестве недостатка в развитии историографии вопроса следует указать на отсутствие до сих пор специальной исследовательской работы по истории становления и развития общеобразовательной школы Дагестана в рассматриваемые годы. 

Сказанное замечание касается также состоянияисточниковой базы истории школьного образования Дагестана 20-х - 40-х годов ХХ в.  

Рецензенты:

Адухов М.Д., д.и.н., профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала;

Нахибашев З.М., д.и.н., профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Шугаибов И.Ш. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДАГЕСТАНА В 1920–1941 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20684 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074