Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Черданцев В.П. 1 Андруник А.П. 2 Котова С.А. 3
1 НП ВПО «Прикамский социальный институт»
2 ФГБОУ ВПО Пермский национальный исследовательский политехнический университет
3 ФГБОУ ВПО Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Будущее страны, отдельного региона или города зависит от грамотно выстроенных действий органов государственной власти и представителей частного бизнеса. На основе международного и российского опыта последних десятилетий было установлено, что одним из оптимальных механизмов для расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных ресурсов, для экономического развития и повышения эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью является государственно-частное партнерство. Внедрение широкой практики государственно-частного партнерства в сферу образования поможет повысить эффективность расходования средств, улучшить инфраструктуру образовательной среды, повысит конкурентоспособность образовательных учреждений и, как следствие, будет способствовать повышению качества образования.
информационное общество
прорывные технологии
качество образования
государственно-частное партнерство
1 Антонова И.А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития // Диссертация кандидата экономических наук ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва – 2012 г.
2 Болехов И.Е. Поле для совместных действий. Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики / И.Е. Болехов // Креативная экономика. – 2012 - № 09. – С.120-125.
3 Горчакова Е.В. Государственно-частное партнерство – новая парадигма России, Вестник СамГу, 2011 №1/1 (82).
4 Модель государственно-частного партнерства в системе начального и среднего профессионального обучения для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // СПб, 2013 г. - С.6.
5 Модель государственно-частного партнерства в системе начального и среднего профессионального обучения для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. // СПб, 2013 г. - С.7.
6 Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры // Москва, 2004 г. - С. 4-6.
7 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru.

          Объединение ресурсов бизнеса и власти в решении приоритетных задач является необходимостью, продиктованной сегодняшним уровнем социально-экономического развития нашей страны. Для обозначения данного взаимодействия активно применяется термин «государственно-частное партнерство» как в экономике, юриспруденции, здравоохранении, образовании и других сферах. Данный термин уже традиционно принят в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Тем не менее, возникает необходимость в понимании сущности государственно-частного партнерства, так как самого определения «государственно-частное партнерство» на уровне федерального законодательства еще не сформулировано.

В России история взаимоотношений бизнеса и власти берет свое начало еще с первой половины 19 века. Так в 1836 году между Правительством Российской империи и Обществом Акционеров для сооружения железной дороги от Санкт - Петербурга до Царского Села был подписан соответствующий концессиональный договор о строительстве. В данном ключе концессия выступает как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимателем. Опыт взаимодействия власти и частного бизнеса в советские годы демонстрируют различные концессионные договора между советским Правительством и зарубежными частными компаниями. В частности, в с 1923 по 1937 года действовал Главный концессионный Комитет при СНК СССР - ведомство, занимавшееся предоставлением концессий иностранным физическим и юридическим лицам для торговой и производственной деятельности [1].

Современное понимание государственно - частного партнерства (ГЧП) сводится к следующему:

- ГЧП есть институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, осуществляемый на договорной основе между государственными (муниципальными) органами управления и частными структурами, в котором предметом соглашения выступают государственная собственность и услуги [2].

- ГЧП есть альянс государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально-значимых проектов - от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий [3].

- ГЧП есть долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод [4].

Сегодня государственно-частное партнерство в Российской Федерации выступает в качестве инструмента для реализации общественно значимых проектов, как в масштабах всей страны, так и отдельных ее территорий. Альянс власти и частного бизнеса находит свое применение в таких областях, как производственная и транспортная инфраструктура, инновационная инфраструктура, финансирование научных исследований, здравоохранение и социальные услуги.

Одним из приоритетных направлений в сфере развития применения государственно-частного партнерства на современном этапе является активное его внедрение в сферу образования, как элемента прорывных технологий для повышения качества образования в стране.

В условиях постиндустриального общества, в котором знания выступают  не только в качестве ценности, но одним из основных ресурсов, образование выступает в качестве важнейшего экономического ресурса, фактором повышения конкурентоспособности, исходным условием формирования инновационной экономики, базирующейся на знаниях и технологиях.

Реалии свидетельствуют, что широкая степень развития предпринимательства привела к возникновению изменений в системе организации российского образования.

В соответствии с Федеральным законом «273 - ФЗ «Об образовании», современная российская система образования состоит из следующих направлений и видов образования:

1. Общее образование, которое включает в себя дошкольное образование и общее образование (начальное, основное и среднее).

2. Профессиональное образование, включающее среднее профессиональное образование, профессиональное обучение и высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации).

3. Дополнительное образование, состоящее из дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования.

На каждой из имеющихся ступеней образования не исключается возможность применения механизмов государственно-частного партнерства. В частности, на ступени высшего образования - возможность экономической поддержки вузов, участии бизнеса в образовательном процессе, более активное внедрение различных форм научно-исследовательской деятельности, образование бизнес инкубаторов; в среднем и дошкольном образовании - строительство инфраструктуры образовательного процесса и ее обслуживание.

Иными словами, механизм государственно-частного партнерства выступает в качестве образовательного союза между государством, бизнесом и общественным сектором в целях реализации социально-ориентированных проектов и оказания качественно иных образовательных услуг.

Мотивация создания альянса между государственным сектором и частным бизнесом в сфере образования обеспечивается следующими направлениями государственно инновационной политики:

- создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий;

- вовлечение в экономический оборот и процесс коммерциализации результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств федерального или муниципального бюджетов, наращивание и развитие инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство в сфере образования в Росси, имеет сегодня следующие перспективные направления:

1. Создание, а также реконструкция объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), находящихся в государственной собственности и осуществление конкретного вида образовательной деятельности с использованием данного имущества в течение срока, предусмотренного договором.

2. Непосредственное оказание образовательных услуг.

В целях повышения качества образовательной услуги и в соответствии с государственным заданием частный бизнес принимает на себя полномочия "директора" образовательного учреждения. В соответствии с принципами управления под конкретную цель - повышение качества образовательной услуги - частный бизнес:

1. Выстраивает логистику управления образовательным учреждением.

2. На основе договоров между субъектом РФ, муниципалитетом и управляющей компанией Государство обеспечивает полное финансирование государственного заказа, т.е. оплата производится под стратегию развития образовательного учреждения через управляющую компанию, которая отслеживает полноту и своевременность финансирования.

Также наличие управляющей компании и единого задания от государства реализует принцип - деньги за учеником или студентом, снимая, таким образом, имеющиеся проблемы взаимоотношения субъекта РФ и муниципалитета.

3. Частный бизнес отвечает за эффективное использование имущественных комплексов образовательных учреждений и имеющегося оборудования, определяет формы их максимально возможного использования под нужды образовательного учреждения, производит модернизацию, ремонты и иное совершенствование, применяет различные формы эффективного использования имеющихся мощностей.

4. Частный бизнес обеспечивает образовательное учреждение квалифицированными кадрами, включая их переподготовку в вузах, корпоративную переподготовку, привлечение известных специалистов по контракту, поддерживает непосредственную практическую связь с работодателями. Таким образом, профессора вузов и студенты будут иметь практические навыки. Формируются научно-образовательные - практические комплексы.

5. Частный бизнес в целях эффективного управления, высокого качества образования применяет современные технологии, использует различные финансовые и интеллектуальные ресурсы, создает научные школы.

Таким образом, следует отметить, что спецификой государственно-частного партнерства в сфере образования является необходимость осуществлять одним концессионером двух видов деятельности:

- деятельность по строительству / реконструкции объекта образования

- деятельность по оказанию образовательных услуг [6].

Особенностью государственно-частного партнерства в сфере образования будет являться то, что данное соглашение носит и социальный характер, а, следовательно, в ходе реализации данного проекта должен быть представлен законодательный минимум социальных услуг потребителю: обеспечение доступности бесплатного общего среднего образования.

Таким образом, государственно-частное партнерство в сфере образования решает следующие задачи:

- за счет привлечения внебюджетных средств расширяется имущественная и финансовая база образования;

- стимулирует рост конкурентоспособности образовательного учреждения за счет возможности сближения фундаментальных и прикладных исследований;

- создает инновационную инфраструктуру образовательного процесса.

Решение выше изложенных задач в значительной мере будет являться существенным прорывом в повышении качества образования в стране.

Следовательно, государственно-частное партнерство в сфере образования помогает повысить эффективность расходования средств, дает возможность государству воспользоваться специальными навыками, которыми могут не обладать государственные служащие, позволяет государству удовлетворять новый спрос и облегчают процесс внедрения инноваций в процесс обучения.

Рецензенты:

Дубровский А.В., д.п.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пермь;

Загоруйко И.Ю., д.э.н., к.ю.н., профессор кафедры менеджмента и права Пермского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,          г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Черданцев В.П., Андруник А.П., Котова С.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20669 (дата обращения: 14.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074