Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ИНАКТИВАЦИИ КОГНИТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВООЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ

Песоцкая Е.Н. 1 Слесарев В.О. 1 Белова Л.А. 1 Макарова Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
В статье рассмотрены особенности активного освоения индивидом среды и её познание через действие. На основе синергетики как теории самоорганизации исследована сущность инактивации когнитивных свойств и потенциала личности, циклически формирующихся в системе её мировоззрения и субстратной специфики. Личность, организм и процесс инактивации знания выступают по отношению друг к другу как диссипативные структуры разных уровней. Познавательный процесс представлен как субстратное объединение когнитивных структур в единую регуляторную метасистему организма с ключевой ролью мировоззрения. Медицинское мировоззрение как система и когнитивная основа медицинского познания, существующее в качестве теорий, верований и взглядов, постоянно конституируется; процесс показан в аспекте синергетики и взаимосвязи с понятием когнитивного действия. Трансдисциплинарный анализ мировоззрения актуален в создании целостного представления о параметрической стороне феномена.
истина
информация
субстратный подход
субстрат
диссипативность
медицинское мировоззрение
теория самоорганизации
система мировоззрения
среда
субъект
инактивированное познание
когнитивное действие
когнитивный агент
когнитивный потенциал
1. Гагаев А. А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании: К вопросу о понятии "субстрат" в классической, неклассической, постнеклассической науке и метафизике. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. – 48 с.
2. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Эстетика / в 2 т. / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. - Саранск, 2011. - Т. 2, ч. 3-5. - 608 с.
3. Князева Е. А., Курдюмов С. П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. - 272 с.
4. Налимов В. В. Облик науки. - Спб. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 368с.
5. Николис Г. Познание сложного. Введение; пер. с англ. Пастушенко В. Ф./ Г. Николис, И. Пригожин. – М.: Мир, 1990. – 334 с.
6. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ. - К.: Ника-Центр, 2001. - 560 с.
7. Сержантов В. Ф., Корольков А. А. Познание человека и пути воздействия философии на медицину. //Философия и медицина. Сб. науч. тр./ Л : Изд-во Ленинградского университета. - 1986. - С. 3 - 38.
8. Слесарев В. О. Теория и методология модели философского обеспечения практической медицины. – Саранск: Тип. "Красный Октябрь", 1998. – 200 с.
9. Экспериментальная психология: пер. с франц.: сб. науч. ст. под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже [Под ред. А. Н. Леонтьева]. М.: Прогресс, 1975. - 289 с.
10. Varela F. J. Patterns of Life Intertvining Identity and cognition. // Brain and Cognition. 1997.Vol. 34. P. 82-84.

Активное освоение индивидом среды и её познание через когнитивное действие актуально представляет синергетика как теория самоорганизации сложных открытых систем,  к которым относится человек и его организм. Для медицины первоочередное значение имеет понимание познавательного процесса как субстратного объединения когнитивных структур в единую регуляторную метасистему организма с ключевой ролью мировоззрения. По этой причине к исследованию основных особенностей конституирования мировоззрения индивида в параметрическом и процессуальном аспектах обращаются естествознание, медицина и гуманитарные науки, что в итоге формирует целостное представление о феномене.

Цель работы заключается в исследовании сущности процесса инактивации когнитивных свойств и потенциала личности, формирующихся в системе её мировоззрения и субстратных свойств посредством когнитивных действий.

Результаты исследования и обсуждения.  Процесс интеграции различных направлений и подходов современной когнитивной науки отражает особенности активного освоения индивидом среды и её познание через действие. В организм-средовых отношениях проявляется множественность синергийных процессов, где одним из оснований и факторов формирования данной множественности становится мировоззрение познающего субъекта. Коммуникационные и когнитивные технологии в свою очередь, создают информационное пространство, меняющее картину мира и логику её анализа, формируя модель социально-мобильной личности с такими качественными характеристиками, мировоззрением и потенциалом деятельности, эффективное исследование которых возможно только посредством  методологической  интеграции.

Мировоззрение - категория, занимающая в теории познания одно из центральных мест и тяготеющая к трансдисциплинарному анализу. Изученность мировоззрения, его субстратной специфики и перспективности для осмысления когнитивного потенциала в аспекте синергетики представлена Ф. Ж. Варелой [10], В. Ф. Сержантовым и А. А. Корольковым [7], В. О. Слесаревым [8] и другими авторами. Анализ этих работ свидетельствует о наличии основания для дисциплинарной интеграции сложившихся концепций, в которых окружающий мир в его структурности и процессуальности актуализируется и конструируется через когнитивное действие. Мировоззренческая система познающего субъекта и её структура постоянно конституируется и формирует собственную идентичность, в процессе чего из окружающей реальности происходит «вырезание» им контуров собственной среды, причём, относительно недетерминировано и по законам самоорганизации. Циклическое самодвижение когнитивной системы здесь направлено одновременно от психофизиологической субстратной основы к надбиологической, духовной основе, и, напротив - от самосознания и самопознания к соме в целом. Выводы о сложном поведении системы мировосприятия, мироощущения, миропредставления, ценностей в структуре мировоззрения возможны на основе существующих представлений о циклическом самодвижении. Взаимосвязаны мысли субъекта как параметры порядка, характеризующие мировоззрение на макроскопическом уровне, и собственно движение этих параметров, описывающих систему мировоззрения на уровне микроскопическом.

В частности, в концепции инактивированного познания в исследовании биосистем и в динамическом подходе к открытым самоорганизующимся системам, в том числе, к системе мировоззрения индивида показана равнозначная активность когнитивного агента со сложной феноменальной спецификой с одной стороны, и, создаваемой, познаваемой  им среды - с другой, причём, не тождественных друг другу [3]. Так, в социальной среде, в которой возможности человека связаны с индивидуальными особенностями его самоорганизации и субстратными особенностями,  человек  интерактивен. Это означает, что его когнитивные структуры, в свою очередь, субстратно объединены в единую регуляторную метасистему организма с ключевой ролью мировоззрения (которая на элементарном уровне проявляется  хаотично).

Современное знание подходит к структуре организации психики с позиций теории самоорганизации. В постнеклассической науке изучение саморазвивающихся, самоорганизующихся и усложняющихся систем связано с выработкой новой методологии [4], а соответствие структуры личности комплексу признаков саморазвивающихся систем допускает использование в качестве методологии исследования процесса проявления ею когнитивной активности синергетику и теорию диссипативных структур. К таким признакам относятся: непредсказуемость поведения, способность активно взаимодействовать со средой, изменяя ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование, гибкость структуры и способность учитывать прошлый опыт. Таким образом, перспективность дальнейшего описания динамики личностных изменений естественнонаучным языком  очевидна.

Человек открывается в своём видении мира. Наука, в диалектическом противостоянии логического алогическому, моделирует, скорее, природу самого человека, чем природу описываемого им мира [4]. Поэтому изучение и описание природы самого когнитивного действия (в том числе естественнонаучными терминами) и  есть  путь  к  пониманию мира человека. При активном взаимодействии с внешним миром и погружении личности в неравновесные условия складывается благоприятная ситуация для формирования новых динамических состояний системы личности, которая может существовать духовно и физически только при условии специфического обмена со средой веществом, энергией и информацией. Неравновесность названной системы предполагает цепь «бифуркаций» (точек ветвления) на всех этапах разветвления социогенетической программы развития. Бифуркации определяют набор возможных путей развития - тезаурус для отбора.

Вариативный выбор пути развития в новом направлении и проявление соответствующего поведения личности обусловлен флуктуациями (колебаниями) вблизи точек бифуркации. Физическая природа личностного выбора при активации смысложизненных исканий обусловлена закономерностями нелинейных процессов, которыми характеризуется самодействие системы личности как диссипативной, иерархически организованной, и требует дальнейшего изучения. Проявление индивидом  личностного качества в преобразующей деятельности есть явление диссипации в сложноорганизованной системе (процесс рассеивания накопленной энергии). Таким образом, личность есть диссипативная структура. Личность, организм и процесс инактивации знания выступают по отношению друг к другу как диссипативные структуры.

Сложившиеся в прошлом динамические концепции и теории личности, составляющие фундаментальное гносеологическое основание для исследования её мировоззрения, имеют психоаналитическое происхождение, не предполагают экспериментально проверяемых переменных и единого категориального аппарата. Динамическая концепция личности в психологии исходит из представления о силах, взаимодействием которых между собой и внешней средой создается структура личности. Понятия, описывающие ядро личности, соответствуют сложным реальностям, с которыми нельзя обращаться как с независимыми переменными. Структура психической организации, лежащая в основе личности, в результате исследований Ж. Пиаже, П. Фреса, заключается в двух теоретических положениях: 1) взаимодействие между организмом и окружающей средой, особенно социальной, приводит к возникновению целостной организации, имеющей отчетливую центрацию (соответствующую субъективному ощущению «Я»); 2) возможно рассмотрение психоаналитической модели, состоящей из трёх инстанций только как грубое приближение к реальной структуре  личности [9].

Конструирование личностью актуальной и виртуальной реальности как общего пространства коммуникации и когниции происходит через изменение им параметров собственной субъектности и субстратности, а также исследование особенностей этой субстратности как параметров взаимодействия с информационной средой. Параметрический аспект когнитивного действия, его качественную и количественную оценку эффективно формировать на базе субстратного подхода.

В понимании собственно человеческой когниции как самоорганизующейся системы  важную роль играет такое существенное свойство органического субстрата, как диссипативный фактор, выделенный в конструктивной онтологии [5] и представленный в 2000-е гг. в когнитивной модели философского обеспечения практической медицины [9]. Субстрат трактуется как объект теорий, «особенная модель континуальной идеально-материальной среды, отличной от вещества, обладающей определенными параметрами, не совпадающими с параметрами моделируемого на основе субстрата вещества» [1]. Субстратная рефлексия, как методологический подход, в отличие от остальных подходов, несущих инструментальный характер, перспективна в трансдисциплинарном анализе, поскольку исходит из постановки проблем генезиса отношений их носителя, понятийного фиксирования онтологии; канала воздействия разнородовых сущностей на объект в целом, который рассматривается как совокупность разнородовых взаимодействий, что важно при рассмотрении практического функционирования   понятия  субстрата.

С начала ХХ в. особый интерес для экспериментального и теоретического познания свойств той или иной субстратной сложности представляют физиологические среды как один из подуровней организации органических и неорганических феноменов. В естественно-научном познании это, к примеру, биорелевантные среды как максимально приближенные к внутренним жидкостям человеческого организма (кишечный, желудочный сок) по своему составу и свойствам (рН, осмолярность, буферная ёмкость, поверхностное натяжение). Отметим, что исследованность связи качества субстанции и последовательности её технологической обработки с формой в биомедицинском познании представлена как потребность в исследовании формирования когерентного, внутренне сопряжённого физико-химического целого и его топологии. Это признано актуальным в прогнозировании поведения систем как in vitro, так и in vivo, а также в создании синергетических моделей структур, отвечающих метастабильно устойчивым собственным формам самоорганизации среды.

В когнитивных моделях, разработанных для изучения особенностей и специфики человеческого биосубстрата и непосредственно человеческого действия, а также его природы, как методологически связующая и пригодная для анализа, применяется категория информации.

Информация означает вероятностный конструкт, создающий когнитивный диссонанс и порождающий эмоциональные аффекты познания личности. Несоответствие опыта и восприятия  продуцирует генез информации вообще в интенции к истине, экспрессии и мотивации познания истины [2]. Принадлежность социальных субъектов (личности, коллективов и др. как специфически эмпирических объектов) к открытому классу систем означает применимость к ним частотной интерпретации вероятности с начала ХХ в., субъективной и персоналистской со второй половины ХХ в. Научно-практическая интерпретация вероятности происходит по принципу взаимодополнительности и связана с прагматической оценкой деятельности (интерпретации опираются на формально-аксиоматическое построение теории вероятности). Оригинальная философская интерпретация вероятности Б. Расселом целевая по сути, и толкуется таким образом, что «любое понятие, которое удовлетворяет требованиям аксиом, может рассматриваться как понятие, которое само есть математическая вероятность». Логически различаются математическая и целевая вероятности, и их связь, соответственно, с пропозициональными функциями, статистикой (параметрический аспект, переменные, степень полноты), и с высказываниями, что имеет праксеологическое значение. Кроме того, Расселом представлено рассмотрение отношения вероятности и истины, или некоей «действительной вероятности» как собственно практическое руководство к деятельности и социальная ценность. Подобная вероятность учитывает нечто широкое, целиком лежащее вне сферы математической вероятности, неопределённое (как информационно многозначное), имеющее отношение к истине и всему, что связано с ней. Её признаком названа степень (полнота) объективного доверия, сопряжённая с человеческой рациональностью и эмпирической проверкой информации. Выделение в ряду вероятностей сомнительности, представление о вероятности как «рациональной вере» (производного от знания), а также вопроса об основаниях вероятности (принцип недостаточного или индифферентного основания) имеет отношение к рациональной и иррациональной сферам личности [7].

Непосредственно в гуманитарной парадигме широко исследуются вышеназванные сферы, индивидуальность и субъективный мир личности, диалектичность её мышления как условие самореализации субъекта. Данное условие отражает логику возникновения и развития объекта и связано с классическим пониманием вероятности как «меры физической возможности», или энергии, достаточной для реализации возможности. С позиции аксиоматического подхода вероятность - неотрицательная мера на некотором пространстве, подчинённом определённому условию нормировки, т.е., динамический феномен[7]. Научная практика использования категории информации как интегрирующей просматривается в исследовании социальных феноменов, где видное место занимает концепция социального взаимодействия как информационного обмена. Элементарный межакторный обмен социальной информацией интерпретируется как базовый механизм социального взаимодействия, аналогичный другим видам взаимодействия в природе. Информация суть явления субстанции энергии, которые взаимосвязаны в процессе самоорганизации, нейрофизиологической управляемости системы, и продуцирования разнообразия, свободы  конструирования, творчества  и свободы человека.

В исследовании когнитивного потенциала медицины как совокупности различных направлений с позиции степени её влияния на реальность, практической эффективности метода, теоретическое значение носит исследование процессов воздействия таких проявлений идеального как мировоззрение, теория, идеология и "вера" на человеческую индивидуальность, эмпирически выявляемых и эксплуатируемых медициной. В этом постоянно эмпирически фиксируются результаты этого процесса, исторически актуализируются его путём создания и отбора (по степени физиологической активности) идеальные метафизические конструкции и информационные матрицы, накладываемые на общественное сознание через мировоззрение.

Весь познавательный процесс в данном случае суть поиск медико-физиологической истины - продукта субъектно-объектных отношений. Собственно медицинское мировоззрение  -  когнитивная основа медицинского познания и лечебных процедур, существующее в качестве теорий, верований и взглядов, - в аспекте синергетики здесь становится связанным с понятием когнитивного действия. Медицинское мировоззрение выступает как инструмент терапевтического воздействия и «взаимодействия» (авт.), т.е. становится непосредственным "средством лечения", обладающим различной эффективностью в различных направлениях медицины [7].

Отмечается, что источником психотерапевтического воздействия является вербальное взаимодействие врача и больного, которое удовлетворяет экзистенциальную потребность больного в представлениях о сущности болезни, особенностях собственного организма, механизмах воздействия предлагаемых методов лечения. Взаимодействие осуществляется на уровне социо-метафизических представлений. В частности, утверждая, что болезнь обусловлена нарушением химизма биологических сред организма (аллопатия), "жизненного принципа" (гомеопатия) и т.д., лечащий врач конструирует определенные картины мира, выступающие как когнитивные основания конкретной процедуры лечения. Когнитивная конструкция осуществляет идеологическую сепарацию методов лечения на "легитимные" и "не легитимные" (в рамках конкретного направления медицины и мировоззрения). Вторым придаётся статус суеверия, несмотря на достаточную степень проявленности их непосредственного лечебного эффекта. В итоге это способствует их элиминации из практики, определяя спектр практического арсенала того или иного направления медицины как сложившейся синтетической  науки [9]. Методологически категория информации в данном случае снимает противоречие понятий материального и идеального в мировоззрении, в изучении природы собственно когнитивного действия, а также в трактовке эволюции социоприродных явлений и феноменов. В этом случае категория объединяет естественнонаучную и гуманитарную парадигмы для решении проблемы инактивации когнитивного потенциала мировоззрения, исследования его инструментальной сущности в самосозидании индивида и социальном конструировании.

Выводы. Познавательный процесс впервые представлен как субстратное объединение когнитивных структур в единую регуляторную метасистему организма с ключевой ролью мировоззрения, выполняющего инструментальную функцию. Медицинское мировоззрение является системой и когнитивной основой медицинского познания, которая постоянно циклически конституируется в процессе инактивации свойств и потенциала личности; в аспекте синергетики процесс представляет собой когнитивное действие. В создании целостного представления о параметрической стороне феномена актуален трансдисциплинарный анализ мировоззрения, объединяет естественнонаучную и гуманитарную парадигмы для решении проблемы инактивации когнитивного потенциала мировоззрения, отражающий творческую природу и социально-конструктивный момент любого когнитивного действия.

Рецензенты:

Зорькина А.В., д.м.н., профессор кафедры поликлинической терапии и функциональной диагностики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;

Инчина В.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой фармакологии и клинической фармакологии с курсом фармацевтической технологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Песоцкая Е.Н., Слесарев В.О., Белова Л.А., Макарова Ю.А. ПРОБЛЕМА ИНАКТИВАЦИИ КОГНИТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВООЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20668 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674