Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кильберг-Шахзадова Н.В. 1 Азаматова Г.К. 1
1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова
Анализ состояния и тенденции образования во втором десятилетии XXI века позволяют сделать вывод о его значимости в реальной действительности бытия. Оно становится не только ведущим фактором общественного развития, но и уровнем культуры и интеллекта, составляющих национальное богатство страны. Речь идет о развитии сферы современного образования в условиях глобализации. По сути дела, это процесс глобализации внутри самой системы образования, сопровождающийся интернационализацией социально-философской науки. Несомненно, во всех интеграционных процессах существенную роль играет глобализация мирового образовательного пространства. Все более очевидным становится факт международного престижа образования, обладающего высоким уровнем развития культуры. В известном смысле культура выражает содержание социальной жизни людей, то есть их взаимодействия и взаимоотношения; характеризует их содержательное наполнение. Одни и те же связи, процессы, отношения могут иметь неодинаковые формы, выражаться в стереотипах поведения людей. Решающую роль в этом процессе должна сыграть культура, способствующая осмыслению нового образовательного пространства, его культурного потенциала.
человек.
образовательная сфера
современное образование
социальная культура
культура
социальные вопросы
жизненные силы
бытие
1. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.
2. Григорьев С.И. Культурология развития российского университета (избранные труды к 30-летию научной и педагогической деятельности). – Барнаул, 2003. – 251 с.
3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа – вуз» современной России): монография. – Барнаул, 2004. – 146 с.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для вузов / Л.Г. Ионин; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. 4-е изд., пер. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. – 427с.
5. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006. – 464 c.
6. Кильберг-Шахзадова Н.В. Подходы к исследованию социального образования // «Проблемы и перспективы гуманитарной науки в контексте глобализации», (2012); Йошкар-Ола. II Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы гуманитарной науки в контексте глобализации», 15 фев. 2012 г. [Текст]; [материалы] / Приволжский научно-исследовательский центр. – Йошкар-Ола, 2012. – С. 138–145.
7. Кильберг-Шахзадова Н.В. Современное высшее образование в эпоху глобализации // Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции. – 16–17 декабря 2014 года / под ред. д. соц. н., проф. Р.Э. Кесаевой. – Владикавказ: СОГУ: ИПТ ИП Цаванова А.Ю., 2014. – С.128-133.

Анализ состояния и тенденции образования во втором десятилетии XXI века позволяют сделать вывод о его значимости в реальной действительности бытия. Оно становится не только ведущим фактором общественного развития, но и уровнем культуры и интеллекта, составляющих национальное богатство страны. Речь идет о развитии сферы современного образования в условиях глобализации. По сути дела, это процесс глобализации внутри самой системы образования, сопровождающийся интернационализацией социально-философской науки. Несомненно, во всех интеграционных процессах существенную роль играет глобализация мирового образовательного пространства [6, с. 128]. Все более очевидным становится факт международного престижа образования, обладающего высоким уровнем развития культуры. Более того, в России решается проблема двухуровневого образования (бакалавриат, магистратура), которое является основой образовательной и культурной политики современного российского общества.

Образование активно проникает в мировое пространство, успешно конкурирует с другими плоскостями в зарубежных странах. Оно является частью культурного наследия, из поколения в поколение передает социокультурный опыт, выступает в качестве важнейшей детерминанты воспроизводства общества, выполняет основную функцию государства - образовательно-воспитательную на всем жизненном пространстве человека, пронизывая все сферы человеческой деятельности. В сферах реальной действительности - человеческого бытия образование вносит определенные стабилизирующие моменты в дальнейшее развитие культуры современного общества, изменяя устаревшие каноны институтов, структур, процессов, влияя на сознания людей, их отношения и поведения. Общество для расширения и реализации идей образовательного пространства создает ценности не только материальные и духовные. Опираясь на культурную традицию, человек ориентируется на потребности, присущие только ему. К таким потребностям мы можем отнести природные, социальные. По нашему мнению, удовлетворение потребностей в воспроизводстве через образ, действия ведет человека к освоению культурных ценностей вообще, образовательных в особенности. Образование  - это не только средство получения знания, но и изменение человеком природной среды, своего окружения, в конечном счете, всех форм сферы общества. Особенно важным для него остается сохранение опыта традиционного отечественного образования.

Современное образование выполняет не только свои традиционные функции. Оно становится средством освоения новых жизненных стилей, отношений, поведений человека. С его помощью приобретаются навыки профессионального взаимоотношения не только в отдельной группе, но и расширяются границы профессионализма в запредельных формах и видах человеческой деятельности.

Одни из основных культурных потребностей человека являются образовательные, которые формируются на основе ценностных ориентаций. Для нескольких поколений XX века высшее образование было особой ценностью. Сам процесс воспроизводства, связанного с образованием человека, прежде всего, формирует не только мотивы к профессиональному становлению человека, но и систему ценностей, необходимых для самого человеческого бытия.

Трансформация систем воспроизводства ценностных структур общества связана с формированием социального сознания и поведения людей. Образование наделено высшей миссией - приобретением новых научных и практических ценностей. В связи с этим в обществе получила развитие система потребления образовательных услуг, которая привела к доступности и в то же время к сокращению усилий получать качественное образование. Престижем стало иметь диплом высшего образования, поднимая, таким образом, собственный статус в глазах окружающих, с минимальной реализуемостью полученных на коммерческой основе знаний, умений, навыков.

Среда бытия человека выдвигает социальный контекст новых требований к современной системе образования. Достижения дальнейшего успеха связаны с качественным наполнением образовательных услуг как социального заказа современного общества.

Существующее образовательное пространство, которое напрямую связано с жизненным, влияет на статусные характеристики людей, их культурные блага, определенные условия человеческого бытия. Все эти факторы проявляются в пространственной мобильности, в его причинной обусловленности. Для профессиональной мобильности значима доступность образования, его качество. Образование позволит человечеству вступить в новую стадию своего развития. Образовательное пространство позволит определить жизненные деятельностные силы человека в достижениях науки и практики.

В условиях жизненного бытия человек является не только субъектом действия. Он объективируется в различных сферах, системах, структурах, институтах, организациях и учреждениях, что позволяет изменять систему социальных практик. Эти социальные практики основываются на ценностных возможностях и обусловлены конкретной целью - расширить образовательное пространство. Практическая деятельность человека зависит от социальной среды, в которой, по мнению П. Бурдье, «протекает его жизнедеятельность, от системы диспозиций, порождающих деятельную практику индивида и его представления» [1]. Ученый назвал эту систему габитусом.

Габитус различными способами создает базовые условия агенту или агентам ориентировать и реализовать себя в реальном пространстве, создает институциональную систему образования ценностных характеристик, способствует процессу социального поведения. Он (габитус) способствует определению образования и воспитания в процессе социализации человека, влияет на усвоение и реализацию его поведения в различных жизненных ситуациях. Носителем успеха человека в получении образования является господствующая культура общества. Она дает человеку высокий статус, известность, узнаваемость, овладение специфических личных, профессиональных качеств, приобретение и сохранение «хорошей репутации» в социуме. Человек в результате длительного, непрерывного накопления жизненных потенций становится носителем определенных традиций образования и культуры.

Наблюдается возрастание интереса ученых, практиков, общественных и политических деятелей к проблемам культуры.

Следует отметить, что культура включает в свое поле разные формы человеческой деятельности: материальные, духовные, художественные.

Все более очевидным становится факт создания и накопления человечеством материального и духовного богатства, которые служат дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей современного общества и человечества в экономическом, социальном, политическом, образовательном прогрессе.

Не подлежит сомнению, что культура - это не только мера развития человека, но и объем усвоенных им ценностей социального человеческого бытия на протяжении всей их истории, способ приобщения к социальным ценностям.

В известном смысле культура выражает содержание социальной жизни людей, то есть их взаимодействия и взаимоотношения; характеризует их содержательное наполнение. Одни и те же связи, процессы, отношения могут иметь неодинаковые формы, выражаться в стереотипах поведения людей. Так, межличностные отношения свойственны всем народам, но формы проявления у них разные.

В последние годы наблюдается существенное возрастание интереса ученых и практиков к проблемам современного высшего образования, его организации и качества, его оценки уровня развития.

В реальных условиях современного общества разрабатываются новые образовательные стандарты, которые насыщены культурной, интеллектуальной и профессиональной компетентностью.

Без возрождения ценностей образования невозможно осуществлять процесс воспроизводства человека, а отсюда и развитие российского общества.

Решающую роль в этом процессе должна сыграть культура, способствующая осмыслению нового образовательного пространства, его культурного потенциала.

По мнению исследователей, «Россия, прозревая заново, соотнося себя со всей планетой, революционно реформируя вновь одновременно во всех сферах общества, приходит к важному выводу - наше спасение в социальной культуре» [3, с. 44].

Само понятие «социальная культура» остается недостаточно изученной категорией таких наук, как социальная философия, культурология, социология. Проблема социальной культуры является предметом исследования таких ученых, как А. С. Кармина и Е. С. Новикова [5], Л. Г. Ионина [4] и др.

Следует выделить еще одну особенность - это взаимосвязь социальной культуры с современным образованием. В действительности речь идет о социологической концепции, разработанной С.И. Григорьевым и Л.Г. Гусляковой.

Обращаясь к понятию «социальная культура», С. И. Григорьев отмечает неоднозначное толкование термина «социальное». Он обозначает как коллективное, противостоящее индивидуальному, личностное, единичному и как некую ограниченную часть общественных отношений, определенную сферу жизни общества [2, с. 98].

В самом деле, социальную культуру можно рассматривать на уровне общества как «способ организации социума, его функционирования и развития». При этом она может быть представлена как самостоятельная сфера культурного бытия людей, направленная на социальные институты, организации и учреждения для упорядочения и регламентации совместного человеческого бытия.

По мнению авторов исследования, социальную культуру следует рассматривать как «способ жизнеосуществления человека в общении с людьми, способ организации социума, его функционирования и развития, адекватный пространству - времени существования субъекта жизнеосуществления» [3, с. 44].

Вышеназванные авторы выделяют функцию социальной культуры на общесоциальном уровне. Именно на этом уровне осуществляется формирование социального устройства жизни общества, жизненного пространства, обеспечивается полноценное становление, развитие, поддержка и защита человека, реализуется ее материальные и духовные интересы.

Анализ понятия «социальная культура» позволяет нам сделать вывод, что это определенная система социальных ценностей, проникающая в образовательное пространство, обеспечивающая устойчивое функционирование и развитие общества как социальной системы.

По мнению отечественных ученых, социальная культура регулирует и контролирует социальные нормы, социальные ценности и социальные институты.

Социальные нормы упорядочивают образцы, правила, стандарты, принятые в сфере социальных отношениях. Они подразделяются на «внутренние» и «внешние». Применительно к внутренним социальным нормам можно отнестись к стандартам взаимоотношений профессиональных групп. Например, в образовании это нормы регулирующие отношения профессорско-преподавательского состава, студенческих групп и т.д. К внешним социальным нормам относятся стандарты отношений в обществе, структурах, институтах. При этом внешние и внутренние социальные нормы могут быть разнополярными, специфическими, особенными, идентичными.

Определенным смыслом и значением наделяются социальные ценности. Они могут носить характер «ауто-ценности», т.е. ценностью собственной личности и общностей и «альтер-ценности» - это ценности другой личности и других общностей. К альтер-ценности, например, можно отнести оценивание людей по образовательному престижу.

Социальные институты - это общепринятые в обществе механизмы, технологии, способы социальных отношений; способы взаимосвязей, технологии отношений между личностью, общностями и обществом в различных сферах их бытия. Например, институт образования характеризуется технологиями передачи социального опыта и знаний следующим поколениям.

Социальные нормы, социальные ценности и социальные институты, несмотря на то, что имеют общие элементы культуры, наделены социально-культурными различиями.

Эти различия объяснимы тем, что в социальной структуре общества есть свои социальные нормы, ценности и институты, которые определяются функциональной структурой. К примеру, когда мы говорим о профессиональной культуре, то здесь мы имеем в виду нормы и ценности учёных, учителей и учеников и т.д. Кроме того, социальные нормы, ценности и институты определяются вертикальной структурой общества, куда входят социальное положение общностей и слоев в системе социального неравенства. В содержание норм могут входить требования почитания, покровительства, подчинения одних общностей и слоев другим.

Как нам представляется, социальная культура человека является главным условием деятельного существования во всех сферах общества, в том числе образования, обеспечивает и способствует формированию социального, политического, нравственного, культурного отношений, в которые вступает человек.

Выделяя новые парадигмы образовательной деятельности, становится актуальной переориентация мышления в профессиональном образовании в области социальной работы.

Социальное образование представляет собой синтез научного знания, обеспечивающий достойный прорыв в будущую цивилизацию. Специфика социального образования заключается в неоднозначности объекта профессиональной деятельности человека.

Ситуация развития современного общества, реформирование и модернизация образования предъявляют новые требования специалистам социальной сферы.

Целью профессионального образования является качественная подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к активной социальной адаптации к трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Анализ научных исследований в области социального образования, а также опыт работы авторов в высшем учебном заведении по направлению социальной работы позволили выделить противоречия на научно-теоретическом уровне. Они связаны с необходимостью обновления социального образования в вузе на основе компетентностного подхода в структуре, содержании; методиках преподавания специальных дисциплин; в формировании общих и профессиональных компетенций у будущих социальных работников и их сформированности; на научно-методическом уровне: между существующими требованиями к профессиональному образованию  будущих социальных работников и неразработанностью социально-педагогических условий, способствующих эффективной реализации моделей формирования комплекса компетенций у будущих социальных работников.

Выявленные противоречия определили тему нашего исследования, позволили обосновать теоретические основы социального образования в вузе как составляющей профессионального образования с учетом требований социально-экономического развития общества и научного познания, потребностей работодателей и студентов как будущих специалистов социальной работы.

Нарастание противоречий связано с высокой потребностью специалистов, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями и недостаточным вниманием к проблеме теории и практики высшего образования, потребовало поиска новых основ, направленных на качество образования. Исходя из этого, можно утверждать, что проблема современного высшего образования нуждается в дальнейшем исследовании.

Рассматривая современное образование через процесс воспроизводства, социальная культура в некотором смысле выстраивает схемы, определенные социокультурные константы образования профессиональной деятельности в процессе совершенствования человеческого бытия и их осуществления.

В данный период формируется и совершенствуется государственная политика в  области современного образования, в том числе и в области высшего профессионального образования, направленная на реформирование, модернизацию системы образования с учетом глобализации, гуманизации образования. Свидетельством этого является ряд законов и концепций в области образования.

Таким образом, приоритетная роль в реализации социальной культуры принадлежит образовательной сфере, ее институтам, учреждениям и организациям. Образование человечеству доступно через разнообразные потребности собственного воспроизводства посредством знаний, умений и навыков профессиональной деятельности [6, с. 138-145].

Социальная культура на уровне общества определяет социальное бытие, а также воспроизводство жизненного пространства человека, так как современное образование может подвергаться анализу в контексте теоретической социологии (социальной философии), трактоваться как сфера современного образования в реальном бытийном пространстве.

Рецензенты:

Кесаева Р.Э., д.соц.н., профессор, декан факультета «Социальная работа», Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ;

Шевлоков В.А., д.филос.н., профессор кафедры философии, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик.

 

 


Библиографическая ссылка

Кильберг-Шахзадова Н.В., Азаматова Г.К. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20566 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674