Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОЦЕССЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Богомазова Е.К. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
Эффективная закупочная деятельность в современных социально-экономических условиях предусматривает широкое информационное обеспечение. На сегодняшний день все закупки государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации размещаются на Официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг располагается по адресу www.zakupki.gov.ru. В Законе о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы, однако до ее ввода, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на Официальном сайте. Размещение информации о ходе проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательно для всех государственных заказчиков. Данная обязанность закреплена законодательно и за несоблюдение государственными заказчиками данной нормы предусмотрена административная ответственность в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
эффективность.
информационные ресурсы
контрактная система
закупки
1. Гладилина И.П. Принцип профессионализма как основа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд// Самоуправление.– 2014. - №3.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2015). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Консультант Плюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального казначейства от 14 декабря 2010 г. N 646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Портал закупок. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.zakupki.gov.ru.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Филиппов А.П. Государственная контрактная система Российской Федерации: проблемы и тенденции. Монография. – М.:МПГУ, 2013. – 160 с.

Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определило собой новый этап в реформировании системы государственных и муниципальных закупок. Он явился закономерным продолжением развития законодательства Российской Федерации о контрактной системе и был предназначен для упорядочения отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но в большей степенидля ликвидации существенных изъянов, имеющих место в законодательстве, регулирующем данную область, в том числе, путем внедрения инноваций.

На сегодняшний день все закупки государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации размещаются на Официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуграсполагается по адресу www.zakupki.gov.ru.В Законе о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы, однако до ее ввода, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на Официальном сайте.Так что на данный моментОфициальный сайтявляется главной площадкой, обеспечивающей взаимодействие между поставщиками (исполнителями) и государственными заказчикамипо всей территорииРоссийской Федерации. Создание Официального сайта и введение его в эксплуатацию потребовало немало времени и сил. До сих пор процесс работы с данным порталом время от времени затрудняется возникновением различного рода технических ошибок в системе, но это никак не умаляет тех достоинств, которые, безусловно, способствуют развитию контрактной системы и в значительной степени упрощают ведениеосуществление текущего контроля над происходящим.Прежде чем был создан Официальный сайт, информация о всех закупках, осуществляющихся на территории Российской Федерации размещалась на индивидуальных площадках. Одним из примеров такой частной площадки является «goszakupki.ru».

Поскольку сама организация работы таких сайтов была отдана в частные руки, контроль над их функционированием был соответственно неполным.Таким образом, отсутствие должного контроля над действиями государственных заказчиков зачастую приводило к возникновению многих проблем.

Появление Официального сайта стало практически единственной возможностью осуществления надлежащего контролянад действиями государственного заказчика в процессе осуществления закупочной деятельности, а так же  эффективным способом сохранить систему закупок и привести ее в соответствие с действующим законом.

Положения о пользовании Официальном сайтом, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом  утверждены совместными Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 21н.Одним из главных предназначений Официального сайта является обеспечение свободного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг на безвозмездной основе, а также для сбора, обработки и хранения подобного рода информации, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию важнейших принципов контрактной системы.

Размещение информации о ходе проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательно для всех государственных заказчиков. Данная обязанность закреплена законодательно и за несоблюдение государственными заказчиками данной нормы предусмотрена административная ответственность в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[2].

Вместе с тем, в части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе законодатель предусматривает создание и ведение единой информационной системы, которая в свою очередь обеспечивает возможность более широкой оценки эффективности закупочной деятельности, осуществляемой со стороны государственных заказчиков и общественности.

Информационное обеспечение системы государственных закупок предполагает использование информации и информационных и телекоммуникационных технологий как для повышения эффективности управления указанной деятельностью, так и для повышения уровня прозрачности закупочных процедур путем расширения доступа к информации о размещаемых государственных заказов и, как следствие, снижение уровня коррупции[3;4;5].

В статье 4 Закона о контрактной системе законодатель предусматривает создание и ведение единой информационной системы в сфере торгов.

Согласно определению, приведенному в Законе о контрактной системе, подЕИС в сфере закупок понимается совокупность определенной законом информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием Официального сайта.

Порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ЕИС содержит:планы закупок;планы-графики;информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;реестр контрактов, заключенных заказчиками;реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;реестр банковских гарантий;реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры; результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе;информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе запросах цен товаров, работ, услуг;иные информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе.Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

 Интеграция информационных систем, указанных в части 7 настоящей статьи, с ЕИС достигается посредством:информационного взаимодействия указанных систем с ЕИС, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление предусмотренных Законом о контрактной системе сроков размещения таких электронных документов и информации в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в ЕИС;пользования указанными информационными системами базами данных ЕИС;установления единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах;размещения информации о закупках на официальном сайте.

 Создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с ЕИС, не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 112 Закона о контрактной системе[6].

Подробный анализ содержания данной статьи показывает, что законодатель, с одной стороны, ужесточает контроль над соблюдением законодательства о контрактной системе, а, с другой стороны, пытается упростить задачу государственных заказчиков при размещении заказов в ЕИС. Эффективное и  реальное пресечение ряда правонарушений теперь возможно уже на этапе размещения документации.

Программа сама не даст нарушить сроки размещения документации, забыть о внесении каких-либо документов, обязательных к размещению в системе, неверно определить номенклатуру товара или услуги.Немаловажно и то обстоятельство, что осуществление контроля теперь возможнос самого первого этапа планирования закупки и вплоть до окончания исполнения контракта поставщиком (исполнителем). Более того, осуществление такого тщательного контроля возможно не только со стороны уполномоченных государственных органов, но и со стороны общественности.Как известно, для некоторых регионов Российской Федерации работа с подобными системами не станет однозначным новшеством.

В Москве функционирует Единая информационная система торгов города Москвы, призванная обеспечить полную автоматизацию процесса проведения торгов государственными заказчиками города Москвы.Государственные заказчики московского региона смогли по достоинству оценить рабочие качества достоинства и  имевшие место недостатки работы с данной системой.Руководствуясь значительным опытом города Москвы разработаны актуальные подходы к формированию и управлению системой закупок на уровне субъекта Российской Федерации и обозначены принцы, последовательность и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти с цельюроста результативности планирования, размещения и исполнения муниципального заказа.

Такой комплексный подход к контролю над соблюдением законодательства о контрактной системе является еще одним новшеством, веденным с принятием Закона о контрактной системе.Создание ЕИСпозволяет обеспечить реализацию ряда принципов, закрепленных в Законе о контрактной системе.И.П.Гладилина отмечает, что принципы контрактной системы представляютсястержневым началом, выражающим сущность и основную направленность политики государства в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обуславливающие функционирование контрактной системы в целом[1].Принципы открытости и прозрачности обеспечиваютсясвободным и полным доступом всех желающих к информации о закупках на безвозмездной основе. СозданиеЕИС призвано гарантировать реализацию данных принципов в полной мере, поскольку информация, размещаемая в ЕИС должна быть исчерпывающей и достоверной, то есть этой информации должно быть достаточно для того, чтобы потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) имели возможность принятияобоснованных и объективных решений относительно участия в закупках.Заложенные в основу ЕИСпринципы позволяют частным лицам и общественным организациям проводить общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Так, общественным объединениям и объединениям юридических лиц, реализовывающим общественный контроль, предоставляется право в установленном порядке запрашивать необходимые сведения, связанные с процессом осуществлениязакупок и о ходе исполнения контрактов.Наряду с этим, внедрение ЕИС в процесс проведения закупок призвано обеспечить расширение возможностей для конкуренции при осуществлении закупок с целью выявления наилучших условий поставок товаров, выполненияработ, оказания услуг.

Законодатель категорически запрещается совершать действия, направленные на ограничение конкуренции, в частности, способствующие необоснованному ограничению числа участников закупок.

Располагая максимумом информации о процедурах, сопутствующих осуществлению государственных закупок неограниченным кругом лиц, вероятность совершения правонарушений в установленной сфере деятельности значительно снижается.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва;

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

 


Библиографическая ссылка

Богомазова Е.К. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОЦЕССЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20423 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252