Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Хубиев Б.Б. 1 Кушхова А.Ф. 1 Атабиева З.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Кабардино- Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье с позиций новой методологии исследуется социальная сфера общности на матрице духовной жизни. Особый акцент сделан на анализе главных функций социальной сферы, обеспечивающих социальное воспроизводство различных слоев и групп общности в их целостности как субъектов исторического процесса, а также их всестороннего жизнеобеспечения. Функция рассматривается как один из важнейших источников бытия социума. При этом следует иметь в виду, что общество – живой организм, внутренние элементы которого непрерывно обновляются, циклически сменяя друг друга, развиваясь и совершенствуясь. Социальная сфера представляет собой важнейшее пространство, где в полной мере реализуются внешние факторы - социальная политика, социальная защита, процесс воплощения принципов социальной справедливости, основных прав человека; в целом осуществляется воспроизводство жизнедеятельности человека.
духовные ценности
социальная справедливость
бытие
социальная роль
социальное поле
социальное пространство
воспроизводство
субъект
социальное пространство
социальная сфера
1. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
2. Бурдье Пьер. Социология социального пространства / Пер. с франц.; / Под ред. Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. –288 с.
3. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество жизни населения региона // Народонаселение. – 2005. – № 1. – С. 14–27.
4. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. Ч. 1. Теоретико-методологические основы: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГСИ, 1993. – 123 с.
5. Кремлёв Н.Д. Народосбережение как основа стратегии развития региона // Вопросы статистики. – 2005. – № 8. – С. 21–24.
6. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
7. Ситаров В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально-активной личности: Учеб. пособие к спецкурсу. – М.: МГПИ, 1988. – 64 с.
8. Социологический словарь. Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. Науч. ред. Г.Н. Соколова – Изд.2-е, перераб. и доп. – Мн.: Университетское, 1991.
9. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М.: Наука, 1980. – С. 68–72.
10. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа / Под ред. И. А. Зимней. М.: Логос. – 1994. – Вып. 6.
11. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность. – Мн.: Наука техника, 1988.–293 с.

В данной статье делается попытка исследовать проблему социальной сферы общности, протекающей и влияющей на все стороны активизации деятельности индивида, общности и т.д. Особое значение обретает социально-философское обоснование информационного и организационно-практического аспектов обеспечения социального воспроизводства общности и ее функционирования. Сущность социальной сферы в общественном бытии характеризуется пространственно-временными параметрами, содержанием функций, выражающих устойчивые способы поведения субъектов и дающих представление о проявлениях свойств отдельного индивида. Эти аспекты проблемы социального воспроизводства еще не стали объектом специального рассмотрения, хотя представляют большой научный и практический интерес.

Социальная сфера очерчивается в своих границах тем социальным пространством, в рамках которого происходит воспроизводство непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги, удовлетворяются витальные и высшие потребности человека, т.е. это область проявления социальных отношений определенного содержания и качества. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются гражданские и социальные права человека [10, с. 45].

Знакомство с сущностью и структурой социальной сферы вплотную подводит нас к необходимости раскрытия того «пространства», в котором обеспечиваются воспроизводство, развитие и самореализация социального субъекта (индивида, семьи, любой социальной общности), регулируется его взаимодействие с другими социальными субъектами. В отечественном обществознании присутствуют различные подходы к определению социального пространства. Ряд ученых считает, что употребление этого понятия возможно лишь в переносном смысле, когда каждый раз оговариваются его содержание и смысловое значение. Другие авторы полагают, что «социальное пространство» представляет собой не что иное, как особую форму бытия материи, как некий фрагмент обозначения физического пространства - времени в социальной жизни. При этом добавляют, что применение данной категории приведет лишь к смешению объективно существующего пространства с его отражением в сознании людей, и тогда возможна утрата его объективности. Иные авторы, чье мнение мы разделяем, отстаивают необходимость введения в научный аппарат обществознания категории «социальное пространство», считая, что без нее невозможен адекватный анализ общественных процессов [6, с. 78].

Опыт исследования проблем социального пространства как формы движения материи свидетельствует о том, что зачастую их авторы воспроизводят специфические подходы различных специально-научных дисциплин (физических, географических, конкретно-социологических и т.п.). Вместе с тем предпринимаются попытки более полного осмысления пространственно-временных свойств социальной формы движения материи, что способствует выработке методологических ориентиров для дальнейшего развития общественно-научных дисциплин. Так, в своей работе «Социальная организация пространства» В.Г. Виноградский предлагает его теоретическое определение как высшей, наиболее сложной формы организации объективных общественных процессов, взятых с точки зрения их осуществленности, развернутости, а также объемных и структурных измерений в рамках определенного социально-исторического периода. Он считает, что «социальное пространство можно определить как атрибутивную форму социального движения материи, основные качества которой заключаются в мере «захвата» современной практически-преобразующей деятельностью. Глубины исторического опыта, вертикали исторической перспективы выражаются в характере ориентированности процесса общественного производства относительно социально-исторической «стрелы времени», находят воплощение в масштабах научного и культурного освоения истории и современности, в способах предвосхищения будущего и соответствующем всем этим качествам образе действий общественного субъекта». Важнейшей сущностной характеристикой социального пространства, по его мнению, являются возможные измерения: объем, глубина и иное, требующие специального обоснования. Глубинный же смысл подобных характеристик социального пространства обнаруживается, по его мнению, в степени интенсивности вскрытия и использования деятельных потенций каждого из видов социального времени [1, с. 34-35].

В свою очередь, Г.Е. Зборовский следующим образом определяет эту категорию: «Социальное пространство - это форма общественного бытия, в которой локализуется деятельность человека по определенным сферам с точки зрения места их проявления»[2, с. 134]. Определяя основные параметры этой категории - протяженность, непрерывность, трехмерность и иное, автор наполняет их социальным содержанием. Структура социального пространства в его представлении выглядит как совокупность производственного, семейного, бытового пространства и пространства досуговой деятельности. Однако признак такого выделения подпространств остается не ясен, и, на наш взгляд, такое структурирование является недостаточно обоснованным.

Несколько иное определение категории «социальное пространство» дает С.Н. Шавель. Он предлагает под социальным пространством понимать совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека. «Иначе говоря, - отмечает автор, - чтобы ответить на вопрос, каково социальное пространство конкретного общества, необходимо указать, что реально может данное общество для собственного сохранения и развития, для самоосуществления индивида и какова степень реализации имеющихся возможностей» [2, с. 141].  В отличие от физического пространства, по его мнению, социальное пространство имеет столько измерений, сколько видится «атрибутивных, неотъемлемых параметров самой человеческой жизнедеятельности, самоосуществления человека». Ни одно общество, отмечает С.Н. Шавель, не может обойтись без таких видов деятельности, как обеспечение материальных средств жизни; воспроизводство действительной жизни, самого человека; согласование интересов различных групп внутри общества и его связей с внешним миром; сохранение накопленного опыта, его освоение новыми поколениями; производство новых знаний; определение исходных ориентаций общности в мире; обоснование целей и смысла собственного бытия. В ходе исторического развития человечества необходимые виды деятельности совершенствовались [11, с. 155]. В развитых общественных системах они оформились как экономическая, социальная, политическая, духовная и идеологическая. В соответствии с этим «создавались» и основные сферы общественной жизни.

Пьер Бурдье, выстраивая свою социологическую концепцию, вводит понятия «социальное пространство», «социальное поле» и «социальный капитал». Он считает, что социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированного совокупностью действующих свойств в рассматриваемом универсуме. С его точки зрения, социальное пространство стремится реализоваться в физическом более или менее полно. Это имеет объяснение: человеку трудно осмысливать социальный мир именно как физическое пространство, которое определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей. В то же время социальное пространство по взаимоисключающим (или различению) позициям образует, так сказать, структуру рядоположенности социальных позиций. Пьер Бурдье предлагает описать социальное пространство как поле сил или совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в это поле и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям. Социальное пространство, по Бурдье, может включать в себя несколько социальных полей, в каждом из которых агент занимает определенные позиции. А социальное поле представляет собой специфическую систему объективных связей между различными позициями, находящимися в согласии или конфликте, определяемых социально и, как правило, не зависящих от физического существования агентов [2, с. 32].

Понятие «социальное поле» можно также встретить в теории социального поля, где оно выступает основным инструментом анализа групповой жизни. Эта категория была перенесена в социальные науки психологами из физики для обозначения совокупности сосуществующих факторов, которые имеют характер «динамического поля», определяющего тип поведения, и используются для обозначения окружения группы. Сама идея учета взаимосвязанных социальных факторов, детерминирующих поведение личности и группы, безусловно, является плодотворной, однако, по мнению ряда специалистов, некоторая ограниченность понимания социального без учета системы общественных отношений затруднила широкое применение этой теории.

Можно согласиться с мнением В.Н. Ковалева, высказанным в его работе «Социология социальной сферы»: социальная сфера предстает, прежде всего, как некое пространство, среда обитания людей и вырастающих из их связей сообществ. В сложной системе этих связей каждый индивид занимает свое особое место, обусловливающее его положение, статус, социальную роль, образ и качество жизни. Аналогичным образом характеризуется и положение различных социальных групп, общностей. Разумеется, социальная сфера - не застывшая структура социальных связей. В ней непрерывно протекают сложные, порой весьма противоречивые процессы преобразований, изменений этих связей и отношений. Отсюда становится очевидной необходимость рассмотрения социальной сферы в категориях пространства и времени [4, с. 95].

Пространство как форма бытия социальной сферы раскрывается в виде разнообразных связей между взаимодействующими субъектами и социальными институтами, организациями. Понятие «социальное пространство» помогает глубже уяснить внутреннюю структуру социальной сферы как системы, а также функциональные и другие связи между элементами этой системы.

Пространство как универсальная форма бытия материи характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в любых материальных системах. Под социальным пространством понимается социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, их совместной жизнедеятельности и общения. В более специфическом смысле - это характеристика социальной структуры общества с точки зрения «взаиморасположения» социальных групп и слоев, возможностей их воспроизводства и развития, удовлетворения потребностей.

В качестве основной характеристики социального пространства обычно выделяются социальные связи, а отношения - их объем, наполненность, протяженность, плотность. Так, производственно-экономическая форма социального пространства охватывает сложившиеся производственно-экономические связи и отношения, структуру размещения производительных сил. Социальное пространство воплощается также в объемах расселенческих единиц общества - городов, деревень, агропромышленных агломераций. Особые формы организации социальное пространство обретает в политической, культурно-духовной сферах (политические, духовные связи и отношения субъектов, взаимодействие органов власти и политических партий, движений, взаимоотношения субъектов духовно-идеологических процессов, культурного и информационного общения).

В узком смысле слова социальное пространство отражает сущностные характеристики воспроизводства и развития социальных субъектов, их позиции, дистанции между ними - все, что охватывалось марксовым «пространством человеческого развития», включая и чисто психологические, субъективные аспекты такого развития. Социально-пространственный смысл имеют и оценки потребительского поведения субъекта (размах, широта витальных и духовных потребностей, информационных интересов, культурных ориентации и т.д.). Как считает В.А Ситаров, пространственны по своей сути и наши представления о социальной структуре общества - его стратах, слоях, перемещениях субъектов по «горизонталям» и «вертикалям» социальной дифференциации [7, с. 211].

Важно отметить, что пространственно-временные характеристики социальной сферы дают богатейшую информацию о ее строении, функционировании и развитии. Как уже отмечалось выше, социальная функция общества охватывает пространство не только собственно социальной сферы с расположенными в ней субъектами социальной деятельности, органами управления, инфраструктурами, но и некоторые существенные стороны производственной, политической и культурно-духовной сфер (в плане их потенциальной способности удовлетворять потребности субъекта в трудовой, политической, духовной деятельности). Иначе говоря, пространство воспроизводства, жизнедеятельности и развития субъекта охватывает все сферы общества, что предопределяет глубокую взаимосвязь их основных функций. Органичное переплетение этих функций указывает на их общую социальную ориентацию, на единый вектор деятельности всех сфер общества [8, с. 21-24].

К социальной сфере относятся как к конечной цели своего функционирования общественное производство, политика, культурно-духовная деятельность. Здесь главнейшее пространство, где обретает смысл социальная политика государства, воплощаются принципы социальной справедливости, реализуются социальные и гражданские права человека, а, главное, происходит воспроизводство различных слоев и групп населения в их целостности как субъектов исторического процесса, а также их всестороннего жизнеобеспечения. Особо значимой для анализа социального воспроизводства населения является категория «социальные потребности личности».

В жизнедеятельности личности потребности имеют иерархическую природу: фундаментальную основу составляет совокупность витальных или естественных потребностей (таких как сон, пища, одежда, отдых, жилище, поддержание здоровья и т.д.). Следующие уровни этой структуры составляют социальные потребности (привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участии в совместной трудовой деятельности и т.д.), далее - интеллектуальные, духовные (в познании, образовании, общении в самоутверждении, политическом участии, труде, творческом самовыражении). Высшим проявлением потребности в самореализации личности является ее творческая созидательная деятельность.

Каждая из этих групп потребностей, как считает Н.Д. Кремлёв, может быть развернута в определенный набор операциональных показателей, интерпретируемых под углом зрения соотношения потребности и ее удовлетворения. Процедура измерения потребностей фиксирует и столь универсальный показатель, как удовлетворенность личности своим социальным статусом [5, с. 14-27].

Также следует сказать, что социальные, материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

В сфере социально-политических и культурно-духовных отношений воплощение принципа социальной справедливости возможно, и оно требует четких гарантий со стороны государства в области фактического равноправия (равенства прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной, национальной, религиозной принадлежности, обеспечения и реальных возможностей участия в управлении общественными и государственными делами, в выработке и принятии решений, получения социальной и политической информации, доступа к духовным ценностям и процессу их создания [9, с. 68-72].

В заключение подчеркнем, что исследование социальной сферы в пространственном и временном континууме позволяет определить приоритеты обоснованной стратегии обеспечения воспроизводства поколений людей в условиях глобализации, которая изменяет параметры и характеристики социальной сферы. Разработка оптимальной модели социальной сферы в условиях рыночной системы хозяйствования должна стать приоритетной задачей и простимулирована особой социальной политикой государства.

 

Рецензенты:

Шевлоков В.А., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Кочесоков З.Х., д.ф.н., профессор кафедры ГСЕД НИК АНО ВПО Белгородского института кооперации, экономики и права, г. Нальчик.

 


Библиографическая ссылка

Хубиев Б.Б., Кушхова А.Ф., Атабиева З.А. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20409 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674