Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ

Захарова Т.В. 1 Басалаева Н.В. 1 Казакова Т.В. 1 Игнатьева Н.К. 1 Лукин Ю.Л. 1 Свиридова А.Н. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
Статья посвящена особенностям развития социальной компетентности у детей-мигрантов. Проведенный анализ определений понятия «социальной компетентности» и близких с ней понятий позволяет выделить следующий подход к определению понятия «социальной компетентности», трактуемого как: совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению. С психолого-педагогической точки зрения, определена социальная компетентность детей-мигрантов как необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения. Анализ результатов исследования показал, что на становление социальной компетентности детей-мигрантов значительное влияние оказывают факторы социализации. В процессе социально-психологической деятельности особое внимание необходимо уделять реализации психологических условий, при работе важно научить детей-мигрантов ориентироваться в социальных ситуациях и принимать правильные решения. Основными путями развития социальной компетентности личности ребенка – мигранта являются процессы социализации, индивидуализации и этнической идентификации.
социальная компетентность детей-мигрантов
социальная компетентность
1. Бауэр, Е.А. Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии / Е.А. Бауэр // Педагогика. – 2008. - № 1. – C. 111-114.
2. Дубова, М.В. Компетентностные задачи как форма учебного материала. /М.В. Дубова // Педагогика. – 2012. - №1. – С.46-52.
3. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды. – 2007. – С. 32.
4. Калинина, И.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение // УПР. – 2004. – С. 228.
5. Кидрон, А.А. Формирование социальной компетенции при социально- психологическом тренинге. – М.,1983. – С. 57
6. Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург, 2003. – С. 188.

Существует запрос практики и противоречие между потребностью общества в высоком уровне социальной компетентности детей-мигрантов и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических механизмов решения этого противоречия.

Актуальность исследования обусловлена постоянным притоком детей из семей мигрантов в школу, в результате которого появилось разнообразие в национальном составе школы, сформировалась иная среда с полиэтническим составом учащихся.

Анализ состояния проблемы развития социальной компетентности детей-мигрантов в школе на практике показал, что большинство учителей ориентированы на дифференциацию обучения, на индивидуальную помощь учащимся. Однако в психологической практике данной школы присутствуют обстоятельства, как зависящие от учителя, так и не зависящие от него, которые не позволяют в полной мере реализовать гуманистические принципы образования по отношению к детям-мигрантам. Реально социально-психологическая ситуация в школе складывается так, что в ней школьникам-мигрантам необходима дополнительная помощь и сопровождение в развитии навыков социального общения. Вхождение идеи освоения русского языка и на её основе успешной адаптации детей-мигрантов обусловливает изменение целей и ценностей школы и соответственно предупреждение депривации в образовательной практике.

В связи с актуальностью проблемы целью исследования является изучение и развитие социальной компетентности у детей-мигрантов.

Научные исследования определяют понятие социальной компетентности по-разному: Е.В. Коблянская исследует социальную компетентность как понимание отношения «Я - общество», как умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность - это качество человека - субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов [4].

Рассматривая формирование социальной компетентности как психологический аспект укрепления психического здоровья личности, имеющий особенности на разных возрастных этапах, Н.В. Калинина отмечает: «Социальная компетентность, определяемая нами как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, ... обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению» [4].

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен "ментальный" аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми [2].

В отечественной психологии в определении «социальной компетентности» преобладали коммуникативные аспекты. А. Кидрон толковал социальную компетентность как необходимые навыки общения и рассматривал в качестве её свойств контактность, общительность, разговорчивость, силу убеждения, готовность к обсуждению, уверенную манеру держать себя [5].

В связи с ежегодным ростом миграционных потоков в России возникла необходимость более глубокого, чем ранее, изучения этнопсихологического содержания реальных ситуаций, связанных с миграционным процессом. А именно - содержания, лежащего в основе ситуаций, связанных с межэтнической напряжённостью, возникающей сегодня во многих регионах страны.

Меры, предпринимаемые для социально-психологической адаптации мигрантов на разных уровнях государственного управления, нередко не приносят должных результатов, поскольку проводятся без серьезных концептуальных разработок и осуществляются методом дорогостоящих проб и ошибок. Вместе с тем следует отметить, что в условиях радикальной трансформации и модернизации российского общества социальные институты, действующие в сфере регулирования миграционных процессов, в первую очередь ориентированы на осуществление функций контроля и надзора, в связи с чем, острейшие вопросы собственно социально-психологической адаптации мигрантов и принимающего общества уходят на второй план. Данное обстоятельство не позволяет находить своевременные и адекватные решения обозначенных проблем, тем самым существенно снижая уровень адаптированности мигрантов [3].

В миграционном потоке в РФ дети и подростки составляют более четверти всех прибывающих переселенцев. Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшими среди них являются:

- психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства (подростки, в силу своей зависимости от взрослых, всегда являются вынужденными мигрантами) и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;

- кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;

- общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

- адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;

- трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др. [1].

Действие выше обозначенных факторов приводит к тому, что многие дети мигрантов уже в младшем школьном возрасте воспринимают социум, в котором они вынуждены находиться, как отвергающий, унижающий и дискриминирующий. И как результат осознания такого положения в социальной группе - возникновение негативного отношения, по их мнению, к социально благополучным детям и взрослым. Состояние зависти, агрессии, нетерпимости, враждебности становится стабильным и определяющим у мигрантов при выстраивании общественных отношений, включение их в различные социальные позиции.

С психолого-педагогической точки зрения, социальная компетентность детей-мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения.

Основными путями развития социальной компетентности личности ребенка - мигранта являются процессы социализации, индивидуализации и этнической идентификации.

По мнению И.С. Кона, социализация - это обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а также формирование его личной идентичности и образа Я» [4]. Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.).

Этническая идентификация определяется как отождествление себя с членами данной этнической группы [6]. Под этнической группой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями.

С этих позиций психология различных народов выглядит схожей, выступая одновременно как теоретическая и прикладная. Наследование и преемственность социально-этнического опыта осуществляются на основе традиций семейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения. Традиции и обычаи - взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее поколение: если обычаи передают конкретные образцы конкретных поступков, действий, то традиции (на которых основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиозное воспитание) формируют социально значимые качества члена этнической группы. Определенные педагогические функции выполняют и средства воспитания - этнические поведенческие реликты (колыбельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания). Традиции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социального поведения. Обычаи строго регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для данного этноса.

Психологический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей-мигрантов определенных привычек и стандартов поведения как фактор, способствующий развитию социальных компетентностей. Дидактическое начало в этом случае проявляется, прежде всего, в виде правил для подражания. Нравственное обучение в этнопсихологии выступает в форме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей. Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по степени осознания необходимости преподавания детям-мигрантов языка своей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.

В современном обществе индивид может одновременно относиться ко многим социальным группам, но, чтобы стать членом этнической группы, он должен знать ее символы, нормы поведения, стандарты коммуникации, которые задаются обществом, культурой. Шаблоны поведения, характерные для той или иной этнической общности, обнаруживают различия главным образом в вербальных и невербальных средствах коммуникации.

Материал и методы исследования

Экспериментальное констатирующее исследование с целью изучения социальной компетентности в младшем подростковом возрасте было организовано на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Енисейска. В исследовании приняли участие дети-мигранты обучающиеся в 6-7 классах. Общее количество испытуемых - 11 человек, среди них 7 девочек и 4 мальчика.

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: методика «Изучение социализированности личности», (автор М.И. Рожков); «Шкала социальной компетентности», (автор А.М. Прихожан).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя результаты исследования по методике «Изучение социализированности личности» (М.И. Рожкова), установлено, что в группе испытуемых из одиннадцати респондентов, лишь у двух (18,18%) высокая степень социальной адаптированности, средняя у шестерых (54,55%) и низкая у троих (27,26%); уровень автономности высокий в шести (54,55%) случаях из одиннадцати, средний в четырех (36,36%) и низкий в одном (9,09%). Шесть респондентов (54,55%) отличаются высоким уровнем социальной активности, у всех остальных прослеживается средний уровень (45,55%); что же касается уровня нравственности, высокий он только у трех детей-мигрантов (27,27%), средний у шести (54,55%) и низкий у двух (18,18%) подростков.

Анализ результатов исследования развития социальной компетентности у детей-мигрантов по методике «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан) показал, что уровень самостоятельности соответствует возрасту испытуемых; уровень уверенности в себе у девочек адекватен, а у юношей слегка занижен, т.е. девочки обладают чувством собственного достоинства, правильно; у девочек организованность и развитие произвольности соответствуют их возрасту, у юношей данные качества ослаблены, т.е. девушки умеют принимать решения и выполнять их, делать дела до конца, владеют средствами и способами достижения цели, юноши испытывают затруднения с данными качествами.

Анализируя результаты диагностики, мы отмечаем, что у двоих детей (18,18%) коэффициент социальной компетентности соответствует норме, у пятерых (45,45%) коэффициент социальной компетентности незначительно отклоняется от норматива, и у четверых (36,36%) коэффициент социальной компетентности значительно отстает от нормы.

Основываясь на полученные результаты, нами была разработана программа, направленная на развитие социальной компетентности у детей-мигрантов.

Заключение

Таким образом, исследование показало, что на становление социальной компетентности детей-мигрантов значительное влияние оказывают факторы социализации. В процессе социально-психологической деятельности особое внимание необходимо уделять реализации психологических условий, при работе важно научить детей-мигрантов ориентироваться в социальных ситуациях и принимать правильные решения.

Рецензенты:

Логинов Ю.Ю., д.ф.-м.н., профессор, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск;

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, зав. каф. психологии и педагогики с курсом медицин. психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Лукин Ю.Л., Свиридова А.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20354 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252