Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Двуреченская О.Н. 1 Дмитриева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет)»
Статья посвящена проблеме коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), анализируется экспериментальный материал о закономерностях коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, представлены данные о компенсаторных возможностях коммуникативного недоразвития. Данные экспериментального исследования, представленные в статье, позволяют полагать, что программа изучения и коррекции психического развития детей с ОНР в специальных группах может быть существенно дополнена изучением и коррекцией развития их коммуникативной деятельности. Своевременное и компетентное включение ребенка в систему коммуникативных отношений с учетом его коммуникативного опыта можно рассматривать в качестве важнейшего условия процесса социализации детей с ОНР на этапе раннего онтогенеза.
дети с общим недоразвитием речи
коммуникативная деятельность
коммуникативное развитие
общение
формы общения со взрослым
познавательное общение
деловое общение
личностное общение
1. Волковская Т.Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: Монография. – М.: Образование, 2009. – 272 с.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
4. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография. – Н.Новгород: НГЛУ, 2004. – 258 с.
5. Сорокоумова С.Н., Дмитриева Е.Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья// Приволжский научный журнал. – 2012. - №4. – С. 255-258.
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., Воронеж: Институт практической психологии. – 1997. – 384 с.
7. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. – 1996. - №1. – С.18-23.
Общение со взрослым является необходимым условием существования человека и одним из факторов его психического развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.)

Изучение процесса общения ребенка со взрослым имеет исключительное значение для понимания особенностей формирования психики ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На примере детей с дефектами анализаторов, умственно отсталых детей Л.С. Выготский показал, что ведущий дефект в развитии аномального ребенка является препятствием для общения в коллективе, для развития правильных взаимоотношений с окружающими людьми [3]. Это, говоря словами ученого, «усиливает», «питает» дефект. В нормализации общения с окружающими он видел основной путь компенсации дефектов развития аномального ребенка.

Эти принципиально ценные положения Л.С. Выготского позволяют предположить, что изучение детей с ограниченными возможностями здоровья и организация коррекционной помощи возможны в связи с изучением ребенка как субъекта общения в контексте его взаимоотношений с окружающими [3].

Особый интерес в данном контексте представляют дети с ОНР. Немногочисленные исследования свидетельствуют о том, что комплекс речевых и когнитивных нарушений у этих детей препятствует формированию у них полноценной коммуникативной деятельности (Е.Е. Дмитриева, Т.Д. Волковская, Л.Г. Соловьева, С.Н. Сорокоумова и др.) [1, 2, 5, 7]. На разных возрастных этапах у детей с тяжелыми нарушениями речи снижена потребность в общении, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия, подталкивает детей к негативным аффективным проявлениям в коммуникации. Однако в экспериментальном плане вопрос о специфике формирования общения у детей с ОНР и возможности компенсации дефекта в развитии этой важнейшей сферы психики остается недостаточно изученным. Сказанное актуализирует проблему изучения коммуникативной деятельности детей с ОНР. Большой интерес представляют этапы раннего детства, сензитивные для развития коммуникативной сферы ребенка.

Цель предпринятого нами исследования - изучение становления общения со взрослым у старших дошкольников с ОНР и возможности его коррекции в специально созданных для этого педагогических условиях.

Теоретические подходы к проблеме исследования были определены в рамках деятельностного подхода к общению (М.И. Лисина) [6].

На первом этапе организации исследования мы ставим задачу выявления уровня сформированности общения со взрослым у старших дошкольников с ОНР. Выделенные М.И. Лисиной формы общения со взрослым (уровни коммуникативной деятельности) выступали в исследовании в качестве возрастных ориентиров их коммуникативного развития:

  • Ситуативно-личностная форма общения (2 мес - 6 мес);
  • Ситуативно-деловая форма общения (6 мес - 3 года);
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3 года - 5 лет);
  • Внеситуативно-личностная форма общения (5 лет - 7 лет).

В целях диагностики использовали методику М.И. Лисиной, адаптированную для детей с ограниченными возможностями здоровья Е.Е Дмитриевой. [4] В основу диагностической процедуры положен принцип моделирования основных форм общения. Взрослый предлагал ребенку на выбор ситуации делового взаимодействия (взрослый - партнер по совместной деятельности), теоретического сотрудничества (взрослый - целостная личность, стремящаяся к взаимопониманию, сопереживанию). Основные критерии овладения возрастными формами общения со взрослым: инициативный выбор ситуации общения и содержания контактов; характер эмоционального состояния и желательная длительность общения.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №36 г. Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовало 60 старших дошкольников (30 детей с ОНР и 30 детей с нормальным уровнем речевого развития).

Сравнительный диагностический эксперимент показал, что у 60% детей с ОНР преобладающей оказалась СДФО, присущая при нормальном развитии детям раннего возраста, 23% испытуемых этой группы показали возможности в овладении ВПФО. 16,7% детей показали в качестве ведущей ВЛФО.

Дети, не имеющие речевых проблем, в 90% случаев владели внеситуативными формами общения со взрослым, в том числе в 46,6% ВЛФО, что, бесспорно, является характеристикой благоприятных предпосылок к дальнейшему психическому развитию.

Диагностический эксперимент позволил выявить качественное своеобразие формирования у старших дошкольников с ОНР коммуникативной деятельности. Дети не проявляют инициативы в деловом взаимодействии, не стремятся к сотрудничеству, используют в контактах невербальные средства. У детей с нормальным речевым развитием СДФО наблюдалось у 10% детей. Этих детей отличало стремление к сотрудничеству, к согласованию усилий в деловом общении со взрослым.

На уровне ВПФО оказалось 23,3% дошкольников с ОНР. Однако низкий уровень познавательной активности, однообразие познавательных контактов по содержанию, ситуативный характер общения со взрослым отличали этих детей от сверстников с нормальным речевым развитием. В аналогичных условиях дети этой группы с ВПФО в 43,4% случаях демонстрировали устойчивый познавательный интерес, разнообразные по содержанию инициативные познавательные контакты (вопросы, сообщения, просьбы почитать и т.п.), не были связаны условиями взаимодействия с партнером.

В ситуации личностного общения 16,7% детей с ОНР продемонстрировали интерес к обсуждению нравственно-этических проблем. Однако личностные контакты детей отличались однообразием, носили, преимущественно, ситуативный характер (дети давали оценки сверстника в различных ситуациях взаимодействия с окружающими). В аналогичной ситуации общения со взрослым дети с нормальным развитием речи (46,6%) обнаружили устойчивый интерес к личностным проблемам, стремление согласовать со взрослым свое понимание, свое отношение к социальному миру. Личностные контакты со взрослым носили преимущественно внеситуативный характер.

Таким образом, сравнительное диагностическое изучение свидетельствует о том, что старших дошкольников с ОНР отличает низкий уровень развития как мотивационного компонента, так и речевых средств общения. Детей отличает инактивность в общении, ситуативный характер их общения со взрослым.

Полученные на этапе диагностического изучения данные актуализируют задачу коррекционной работы с детьми с ОНР по преодолению их коммуникативного недоразвития. Мы разработали и апробировали в работе со старшими дошкольниками с ОНР (30 детей) коррекционно-развивающую программу, основная цель которой - преодоление отставания шестилетних детей с ОНР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей.

Основные задачи, которые мы решали при реализации программы - это расширение знаний детей об окружающем физическом и социальном мире, формирование у них потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении со взрослым, преодоление ситуативности в общении. Коррекция социального недоразвития осуществлялась путем активного включения детей в общение со взрослым. Моделируя на занятиях, в повседневных ситуациях различные формы общения, мы ставим ребенка перед необходимостью решать определенные задачи общения, использовать языковые средства для выражения собственного замысла и осуществления полноценного общения.

Диагностический эксперимент, проведенный по результатам реализации коррекционно-развивающей программы, показал в целом положительную динамику в коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Внеситуативные формы общения со взрослым у детей стали ведущими. Преобладающей у 80% детей стала ВПФО, 13,3% детей поднялись на уровень личностного общения. Произошли существенные качественные изменения в коммуникативной деятельности: повысился уровень речевой инициативы детей, обогатилось содержание их познавательных и личностных контактов, появилось стремление к внеситуативным контактам со взрослым.

У 6,7% дошкольников доминирующий в общении со взрослым осталась СДФО. Однако мы зафиксировали у этих детей стремление к сотрудничеству со взрослым в ситуациях делового взаимодействия.

Полученные в эксперименте данные демонстрируют значение специального формирования коммуникативной деятельности детей. Они актуализируют задачи по организации диагностической и коррекционной работы со старшими дошкольниками с ОНР по оптимизации их коммуникативного развития.

Рецензенты:

Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии и педагогики, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Двуреченская О.Н., Дмитриева Е.Е. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20313 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074