Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6-7 КЛАССОВ

Винокурова Н.Ф. 1 Зулхарнаева А.В. 1 Ефимова О.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Статья посвящена ключевой задаче современного образования – формированию мировоззрения подрастающего поколения, основанного на экогуманистических ценностях. Проведен анализ философско-методологических, научных, психолого-педагогических и методических аспектов заявленной проблемы. В результате выявлены базовые идеи, обеспечивающие формирование экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов. Таковыми являются идеи экогуманизма, сотворчества человека и природы в географической оболочке, экологического и личностно ориентированного и географического образования, развивающегося в русле социализации, экологизации, гуманистических идей. С учетом базовых идей сконструирована авторская методическая система формирования экогуманистического мировоззрения на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень представлен рядом дидактических принципов, обеспечивающих реализацию выделенных идей в школьной географии 6-7 классов. Методический уровень разработан в единстве целевого, содержательного, процессуального, и результативно-оценочного компонентов.
личностная мировоззренчески-ориентированная ситуация
географическое образование
личностно-ориентированное образование
современный ландшафт
географическая оболочка
экогуманистическое мировоззрение
сотворчество человека и природы
устойчивое развитие
1. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. – 2012. - № 5. – С. 38-44.
2. Винокурова Н.Ф. Развитие школьного геоэкологического образования как условие формирования у учащихся экогуманистического мировоззрения // География и экология в школе ХХI века. – 2004. - № 1. – С. 33-42.
3. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. – М., 2002. - 288 с.
4. Преображенский В.С. Я – географ. Из творческого наследия. – М., 2001. – 292 с.
5. Теория и методика геоэкологического образования: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой. – Н. Новгород, 2013. – 130 с.
6. Хахина А.В. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов : учебное пособие / под. ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н. Новгород, 2006. - 106 с.
7. Хахина А.В. Использование технологии модульного обучения с целью формирования экогуманистического мировоззрения // География и экология в школе XXI века. – 2007. - № 8. - С. 28-33.
Ключевым фактором модернизации отечественного образования является идеология устойчивого развития, в реализации которой образованию определена опережающая функция [3]. Мировоззренческой основой устойчивого развития, предполагающего гармонию экологических, экономических и социальных аспектов, является экологический гуманизм. Это актуализирует становление экогуманистической мировоззренческой парадигмы, в основе которой - паритет сторон мироотношения, сотворчество человека и природы. Решение отмеченной стратегической задачи предполагает модернизацию системы образования, которая заключается в переориентации ценностных основ от потребительских и природопокорительских к созидательным и сотворческим. Следствием данного процесса является обновление всех образовательных дисциплин с целью формирования экогуманистического мировоззрения подрастающего поколения.

Особая роль в решении данной стратегической задачи принадлежит курсу школьной географии, обладающей значительным экогуманистическим потенциалом. Необходимо отметить, что проблема формирования мировоззрения также находила свое отражение в целеполагании данной образовательной области, предполагающей изучение взаимоотношений в системах «человек - природа» на различных территориальных уровнях.

Особую значимость в формировании экогуманистического мировоззрения имеют начальный курс географии и курс географии материков и океанов. Они, с одной стороны, обеспечивают преемственность с начальной школой, где решается задача формирования основ мировоззрения, ценностных отношений, этических норм поведения в социоприродной среде, с другой - задают мировоззренческий вектор экогуманистического характера всему географическому образованию. Именно в этих классах дается представление о географической оболочке как предельном объекте изучения географии, в которой взаимоотношения человека и природы могут быть различными: борьба, покорение, сотворчество [4]. Представление о географической оболочке составляет содержательное ядро географической картины мира экогуманистической направленности [1]. Изучение вертикальной дифференциации географической оболочки в отмеченных курсах позволяет рассматривать диалектику взаимодействия природных и социальной сфер на глобальном, региональном, локальном уровнях. Подчеркнем, что изучение локального уровня географической оболочки создает возможность рассмотрения не только объективно существующих взаимосвязей человека и природы в ландшафте своей местности, но и личностного сотворческого взаимодействия в ближайшем окружении [2].

Отмеченные выше особенности начального курса и курса географии материков и океанов и тенденции модернизации географического образования, определяющие географию как единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей, актуализируют задачу формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов.

Для ее решения необходимо раскрытие теоретических основ методики формирования экогуманистического мировоззрения: философско-методологических, психолого-педагогических, географических, положений теории и методики географического образования. В качестве базовых нами выделены следующие идеи [6]:

- о мировоззрении, соединяющем онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение к миру как природно-социально-духовной реальности и выполняющем ценностно-смысловую, образно-понятийную, практико-созидательную функции;

- об экогуманистическом мировоззрении как философской категории, представляющей собой наиболее общие представления о человеке и мире, об отношениях человека и мира и о месте человека в мире, основанные на идеях холизма, коэволюции, универсальной ценности природы, ноосферы, устойчивого развития;

- о географической науке, обладающей мировоззренческим потенциалом, рассматривая одновременно и социальную, и природную составляющую мира, включая в содержание взаимоотношения человека и его социоприродного окружения;

- о географической оболочке - целостной интегрированной социоприродной системе, и человеке как активном субъекте деятельности в географической оболочке, призванной обеспечить сотворчество человека и природы;

- об экологизации географической картины мира и формировании представлений эволюции географической оболочки как сложной системы, в которой сосуществуют природные и антропогенные компоненты;

- о психолого-педагогических особенностях учащихся 6-7 классов, обладающих целостным мировосприятием, развитием аффективной сферы в единстве с когнитивной и волевой; конкретно-образным и формально-логическим мышлением; умением подчинять восприятие определенной учебной задаче; способностью оперировать умениями в связи с личным осознанием картины мира; развитием и проявлением рефлексивных особенностей, определяемых сформированностью самокритичности, самоконтроля и саморегуляции стремления освоить позицию взрослого, связанную с необходимостью самоопределения, самосознания, саморегуляции;

- о теоретических основах географического образования, связанных с его развитием в русле аксиологический идей, идей социализации, экологизации, гуманистических идей личностно ориентированного образования.

В контексте названных выше теоретико-методологических основ разработана методическая система формирования экогуманистического мировоззрения на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом [6]. Теоретико-методологический уровень составили идеи экогуманизма, сотворчества человека и природы в географической оболочке, экологического личностно ориентированного образования и принципы, их реализующие: экогуманистический, субъектности и социальности, культуросообразности и природосообразности, алгоритмизации, взаимосвязи глобального - регионального - локального уровней, интеграции и системной дифференциации, пространственно-временной, ценностно-смысловой, единства познания, переживания, действия, персонализации, контрастного представления, комплексного страноведения.

Методической уровень формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов составил единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент методической системы представлен стратегической целью - формированием экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов.

Содержательный компонент. Построение содержания основано на принципах системной дифференциации и интеграции, познания, переживания, действия, персонализации, алгоритмизации. Отбор содержания учитывает экогуманистическую направленность географической картины мира и взаимосвязь логического и образно-ассоциативного методов познания. Структурирование содержания учитывает алгоритм взаимодействия человека и объектов социоприродной действительности - географической оболочки и современного ландшафта своей местности: универсальная ценность - виды воздействия человека - изменения, в результате воздействия - экологические последствия - пути гармонизации отношений человека и природы. Содержательный компонент методической системы включает познавательный, аксиологический, праксиологический, личностный компоненты, отражающие выделенные аспекты экогуманистического мировоззрения.

Познавательный компонент. Содержательной основой курсов географии 6-7 классов является учение о географической оболочке, закономерности, ее вертикальная (6 класс) и горизонтальная (7 класс) неоднородность. В соответствии с принципом интеграции выделены объекты изучения: географическая оболочка и современный ландшафт. Географическая оболочка представляет собой комплексное сочетание, включающее в себя природную составляющую во взаимосвязи с проявлениями деятельности человека. Современный ландшафт представляет собой ближайшее окружение личности, объект взаимодействия.

Раскрытие содержания соотносится с процессуальным аспектом и предполагает выделение следующих этапов изучения географической оболочки. На первом этапе дается целостное представление об изучаемой системе - происходит формирование «образа-каркаса». Понятие, образ географической оболочки и современного ландшафта своей местности; положение в пространстве; уникальность; границы значения знаний о географической оболочке и современном ландшафте своей местности для личности. На втором этапе происходит дифференциация, расчленение первичной целостности, разделение на составляющие. Вертикальное строение; компоненты; биота как уникальный компонент географической оболочки и ландшафта своей местности; взаимосвязь компонентов; закономерности и процессы в географической оболочке и ландшафте своей местности; история формирования; горизонтальная неоднородность географической оболочки; устойчивость и изменчивость географической оболочки. На третьем этапе обозначается органическое единство всех элементов внутри целого за счет их связей, формируется переход от частного к всеобщему, формируется целостное представление о географической оболочке и месте личности в ней. Географическая оболочка - место жизни человека; перспективы развития географической оболочки, планирование стратегии деятельности человека в географической оболочке и ландшафте своей местности, основанное на идеях коэволюции, устойчивого развития, ноосферы, универсальной ценности, законе незаменимости биосферы.

Аксиологический компонент предполагает обеспечение осмысления и преемственности экогуманистических мировоззренческих идей, концентрирующих мировоззренческое содержание обучения и обеспечивающих смену ценностных ориентаций. Ценностные экогуманистические идеи реализуют принципы субъектности и социальности. Усвоение мировоззренческих идей обеспечивает процесс перехода от объективно-информационной формы (ОИФ) идеи в субъективно-оценочную (СОФ) [6]. Учитывая данное условие, мы сформулировали мировоззренческие идеи, способствующие объективно-информационному восприятию и субъективно-оценочному присвоению, основанному на принципе контрастного представления (таблица 1).

Таблица 1

Экогуманистические мировоззренческие идеи

ОИФ

СОФ

ИДЕЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности

Гармонизация экономического, экологического, социального развития человечества на разных территориях

ИДЕЯ КОЭВОЛЮЦИИ

Сопряженное гармоничное развитие неживого, живого и мыслящего вещества биосферы

От противопоставления человека и природы к осознанию партнерства и сотворчества

ИДЕЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ

ИДЕЯ НЕЗАМЕНИМОСТИ БИОСФЕРЫ

ИДЕЯ НООСФЕРЫ

ОИФ

СОФ

ОИФ

СОФ

ОИФ

СОФ

Ресурсное, средообразующее, духовно-нравствен-

ное значение природы

От потребительс-кого характера взаимодейс-твия с природой к признанию ее самоценности. От возрастающих потребностей человека к их согласованию с экологически-ми природными возможнос-тями.

От экономической выгоды к нравственному экологическо-му императиву

Существова-ние человечества возможно в том случае, если скорость изменений систем жизнеобес-печения не будет превышать скорости их адаптации или видоизмене-ния

От программы разрушения к программе выживания, восстанов-ления и сохранения жизни. Человек оказался перед выбором: иметь или быть.

От дисбаланса к равновесию живого и разумного вещества биосферы

Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции географи-ческой оболочки, эпоха перехода от стихийных, природных процессов к сознатель-ному научному и нравствен-ному участию человека в процессах управления

Ноосфера - это мир, который доопределяет-ся человеком в процессе жизнетворчес-

тва.

От природопоко-рения к гармонии человека и природы.

От разрушения к созиданию

Процессуальный компонент методической системы основывается на принципе системной дифференциации и учитывает процесс перехода ценностей от объективно существующей формы в субъективно-регулятивную. Нами были выделены следующие этапы формирования экогуманистического мировоззрения.

Первый этап - образно-ассоциативный, направленный на формирование представлений, целостного обобщенного образа географической оболочки, составляющий чувственную опору для формирования знаний о ней. На данном этапе происходит формирование эмоционально-образной составляющей современной географической картины мира. Аксиологический аспект отражает уровень переживания личностью ценности географической оболочки. На данном этапе происходит означивание, актуализация своей «причастности» к изучаемому. Субъект идентифицирует себя в географической оболочке на основе раскрытия ее значения и универсальной ценности для личности, формирует ценностное отношение к географической оболочке, включающее отражение непосредственной связи с ней. В результате означивания и отношения оцениваются и регулируются интересы и потребности, учитывая те значения, которые приобретает для личности географическая оболочка. В деятельности учащихся используются методы образного познания. Особое значение приобретают методы и формы, обеспечивающие эмоциональную привлекательность. Познавательная деятельность на данном этапе - репродуктивного и частично поискового характера. Формы диалогического общения предполагают мотивационный, автономный, самопрезентирующий диалоги [5].

Второй этап - логически-смысловой. На данном этапе формируется теоретическая основа географической картины мира на основе выявления закономерностей системной организации географической оболочки и ее частей, логической упорядоченности ландшафтов, отдельных объектов, причинно-следственных связей между ними, ключевых геоэкологических проблем. Аксиологический аспект предполагает наделение содержания личностным смыслом, направляя познавательную активность с учетом ценностных отношений, формируя осмысленное «отражение» географической оболочки. Познание содержания знания, опредмечивание действительности осуществляется с позиции ценностей, приобретающих личностный смысл. Познавательная деятельность на данном этапе - частично поискового и продуктивного характера, следовательно, вводятся методы эвристической беседы и исследовательский. Коммуникативная деятельность направлена на приобретение опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия в процессе критического, конфликтного диалогов [5].

Третий этап - творчески-практический. Состоит в преобразовании мира личностью с учетом ценностей, имеющих личностный смысл. На данном этапе ценности становятся нормами, в соответствии с которыми личность регулирует свое поведение в ближайшем окружении - ландшафте своей местности. Субъект оценивает свою деятельность в географической оболочке и при несоответствии с новыми личностными смыслами формирует новую стратегию регуляции своего поведения для обеспечения коэволюционных взаимоотношений человека и природы в географической оболочке. В результате формируется мировоззренческая позиция, основанная на экогуманистических идеях. На данном этапе происходит обобщение знаний. Познавательная деятельность на данном этапе имеет творческий характер. Диалогический опыт определяется высоким уровнем самоорганизации личности, что предполагает участие учащихся в рефлексивном, самореализующем диалогах [5]. Целесообразно использование методов обучения, включающих учащихся в деятельность, результатом которой является получение «нового познавательного продукта». Особое значение приобретает метод создания «Я-образа» в будущем как идеального психологического образа-модели человека, способного обеспечить устойчивое развитие и выступающего ориентиром и регулятором поведения личности [6].

В основе технологического компонента методической системы лежат технологии экологического и личностно ориентированного образования. Становление мировоззренческой позиции личности происходит в результате разрешения личностной мировоззренчески ориентированной ситуации как совокупности объективных и субъективных противоречий. Таким образом, технологический компонент, обеспечивающий формирование экогуманистического мировоззрения, может быть представлен в виде взаимосвязанных компонентов: личностная мировоззренчески ориентированная ситуация - экогуманистический модуль, включающий познавательный, коммуникативный, практический блоки [7]. Данная система реализуется в форме погружения, что обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких уроков и позволяет осуществить единство, целостность выделенного этапа. Соответственно, нами были разработаны три последовательных погружения, имеющих специфику личностной мировоззренчески ориентированной ситуации и экогуманистического модуля. Структурная организация блоков модуля позволяет обеспечить логическую взаимосвязь этапов и непрерывность формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов.

Результативно-оценочный компонент разрабатывался с учетом с целевого компонента методической системы и предполагает диагностику усвоения научных основ в соответствии с планируемыми результатами обучения, ценностного и праксиологического отношений, мировоззренческой позиции учащихся.

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В., Ефимова О.Е. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6-7 КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20254 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252