Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Селиванов А.В. 1
1 Школа Искусства, культуры и спорта. Дальневосточный Федеральный Университет
Дизайн является средством, которое соединяет искусство и производство, а также звеном, которое позволяет переводить художественные ценности и средства, выработанные искусством и имеющие социальный смысл, в технические средства. Современный дизайнер обязан обладать высоким культурным уровнем, так как он транслирует свои ценности и свои интерпретации ценностей всему населению страны. Специфика дизайнерской деятельности обуславливает особые подходы к обучению студентов-дизайнеров по сравнению с другими специальностями. В работе представлены результаты исследований демонстрирующие отличие культурно-мировоззренческой позиции студентов-дизайнеров от студентов экономических специальностей. На основе опросов студентов-дизайнеров произведена оценка влияния культурно-художественного кругозора студентов-дизайнеров на формирование творческой личности студента-дизайнера. Проведенные исследования вывили необходимость разработки системы мероприятий по целенаправленному формированию из студентов-дизайнеров творческой личности.
дизайн
культура и искусство
образование
времяпрепровождение
1. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста-дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2010. – Т. 2. - № 3. – С. 21-25.
2. Асессоров А.И. Формирование профессиональной культуры студента-дизайнера // Успехи современного естествознания. – 2009. - № 5. – С. 156-158.
3. Бобряшова О.В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. - № 11 (130). – С. 169-175.
4. Бортников С.Д., Пойдина Т.В. Формирование профессиональных компетенция на основе культурологического подхода в дизайн-образовании // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - № 7-1. – С. 159-161.
5. Бояшова Е.П., Грязнов В.В. Об особенностях творческой культуры личности студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения // Современное машиностроение. Наука и образование. – 2013. - № 3. – С. 57-64.
6. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как аксиологическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. - № 6-1 (56). – С. 92-97.
7. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Современные тенденции изменения структуры времяпрепровождения студентов // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 1 (47). – С. 112-116.
8. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Практические вопросы обработки анкетных данных // Практический маркетинг. – 2007. - № 4. – С. 2-8.
9. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.
10. Москалева В.Н. Факторы влияния на творческое развитие личности студента-дизайнера // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2008. - № 2. – С. 58-61.
11. Саитбаталова А.В. Некоторые проблемы профессионального образования дизайнеров и пути их решения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 4. – С. 254-256.
12. Фролова С.В. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 10-2. – С. 185-186.
13. Шафикова Р.Ш. Художественная культура как базовая составляющая в обучении студентов-дизайнеров // Вестник экономической интеграции. – 2012. - № 11-12 (56-57). – С. 177-180.
14. Шелестова Е. С. Повышение общего культурного уровня студентов-дизайнеров с целью усиления культурной составляющей профессиональной компетентности //Интернет-журнал Науковедение. – 2014. - № 6.

Деятельность дизайнера реализует социально-культурные потребности общества в организации функционально-эстетичной среды жизнедеятельности человека. Современный дизайн проник почти во все сферы человеческой деятельности, так или иначе связанной с созданием предметной среды.

Профессия дизайнера формируется благодаря интеграции многих социально-исторически обусловленных достижений научно-технического прогресса и мировой художественной культуры. Дизайн является средством, которое соединяет искусство и производство, а также звеном, которое позволяет переводить художественные ценности и средства, выработанные искусством и имеющие социальный смысл, в технические средства. Дизайн, как и искусство, является практикой эстетического освоения мира. Искусство воплощает образы мира в рамках художественной реальности, дизайн же проводит созидательную работу непосредственно в мире, поскольку в нем заложена осознанная установка на гармонизацию среды. Он не только изменяет привычные вещи по законам красоты, но и целенаправленно создает новые.

Дизайн как продукт индустриальной эпохи и новых социально-экономических отношений встал на службу коммерческому успеху, выигрывая конкуренцию и способствуя увеличению продаж.

Специфика дизайнерской деятельности обуславливает особые подходы к обучению студентов-дизайнеров по сравнению с другими специальностями [1, 2]. Большинство исследователей в области дизайн-образования отмечают существенные проблемы, которые сложились в настоящее время в российской системе образования дизайнеров [10, 11].

Массовость и доступность высшего образования не могли не отразиться и на качестве студентов, выбравших в качестве своей будущей профессии профессию дизайнера.

По мнению В. Ю. Медведева новая идеология рыночной экономики привела к подрыву ценностей гуманизма как главного и всеобщего критерия оценки уровня развития культуры. Вместо одухотворенного искусства дизайна, ориентированного на решение социально значимых задач в целях повышения качества жизни людей и совершенствования социально-культурных отношений в обществе, все больше распространяются ремесленничество, заимствования, подражание тому, что считается на Западе модным и престижным, бездушное формотворчество, лишенное глубинной мотивации, содержательности, однако внешне эффектное, привлекающее внимание потребителей необычностью модных приемов компоновки, декора, отделки и обеспечивающих формальную новизну оригинальных сочетаний материалов и применяемых технологий [9].

Современный дизайнер обязан обладать высоким культурным уровнем, так как он транслирует свои ценности и свои интерпретации ценностей всему населению страны. В последние годы в России наблюдается снижение культурного уровня молодежи, что нашло отражение и на культурном уровне студентов-дизайнеров как представителей своего поколения. Важность общекультурной грамотности при подготовке дизайнеров отмечают авторы работ [4, 5, 14].

Культура и духовность в последние годы становится полем битвы за умы молодежи. «Антикультура» стала инструментом международной политики. Поэтому исследование процессов формирования культурно-мировоззренческой позиции студентов-дизайнеров является актуальной проблемой.

Отличие культурно-мировоззренческой позиции студентов-дизайнеров от студентов других специальностей

Культурно-мировоззренческая позиция студентов формируется еще до поступления в вуз. В период обучения в вузе культурное саморазвитие происходит не только на занятиях, но и в свободное время студентов. Для оценки устремлений студентов к саморазвитию мы провели социологический опрос по структуре времяпровождения студентов различных специальностей. В опросах приняли участие студенты 1-2 курсов специальности дизайн ДВФУ (г. Владивосток) и студенты экономических специальностей ВГУЭС (г. Владивосток). Данные по студентам-экономистам были представлены Н.С. Мартышенко (ВГУЭС). При организации опроса студентов были использованы методические подходы, представленные в работах [7, 8].

Для опроса использовалась анкетная форма, включающая 45 вопросов. Форма состоит из двух частей. В первой части представлены вопросы по направлениям использования свободного времени (29 вопросов). Вопросы по направлениям использования свободного времени оформлены в виде таблицы. Респондентам предлагается своими ответами описать структуру распределения своего свободного времени. При ответах на вопросы предлагается в одной колонке таблицы дать оценки фактических затрат по направлениям использования свободного времен, в другой – желаемые затраты времени по тем же направлениям. Для удобства формулировки ответов для каждой категории использования свободного времени вводятся свои единицы измерения (например, раз в месяц, часов в неделю, часов в день и т.п.).

Во второй части представлены вопросы, позволяющие дополнить социокультурный портрет респондентов. В этой части представлены вопросы, характеризующие коммуникабельность, жизненные приоритеты и т.п. В этой части наряду с вопросами выбора альтернатив широко используются вопросы, требующие ответа в свободной текстовой форме. Для обработки текстовой информации используются специальные методы обработки данных.

Рассмотрим некоторые результаты оценки затрат времени по направлениям использования свободного времени. Исследователи структуры времяпрепровождения студентов отмечают, что в последние годы сфера интеллектуального досуга студентов все более сокращается. Чтение книг и журналов занимает все меньшую и меньшую роль в жизни молодых людей. Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития и интеллектуального роста [7]. У студентов среди форм проведения досуга начинают преобладать пассивные формы и уход в виртуальное пространство.

Исследования структуры распределения студентов по затратам времени на чтение художественной литературы в течение недели показали, что в студенческой среде независимо от специальности можно выделить 5-ть групп: не читают (0-часов); читают 1-3 часа; читают 4-7 часов; читают 8-20 часов; читают более 20 часов. Среди студентов-дизайнеров, не читающих художественную литературу, насчитывается около10%, а среди студентов-экономистов – 26%. Наиболее массовой у студентов-экономистов является 2-ая группа (38%), далее объем групп быстро снижается. У студентов-дизайнеров снижение объемов групп при увеличении затрат времени гораздо ментше (рис. 1). Доля студентов, затрачивающих на чтение много времени (более 20 часов в неделю), и у экономистов и у дизайнеров составляет около 3%. Средние затраты времени на чтение художественной литературы у студентов-дизайнеров составляют 5,8 часов в неделю, а у экономистов почти в 2 разв меньше – 3,2 часа в неделю. По результатам исследований можно сделать вывод, что студенты-дизайнеры превосходят своих коллег-экономистов по интересу к художественной литературе, что можно оценить вполне позитивно.

Рис. 1. Структура распределения студентов по затратам времени на чтение художественной литературы в часах в неделю

Студенты-дизайнеры в среднем чаще посещают музеи, выставки и театры, чем студенты-экономисты (боле 3-х раз в год и около 2-х раз в год соответственно). Не посещают заведения культуры 21% дизайнеров и 36% экономистов (рис. 2). Студенты-экономисты составляют единую группу, у которой количество студентов постоянно снижается при увеличении количества посещений культурных заведений. У дизайнеров можно выделить уже две группы студентов. Во второй группе можно заметить максимум при значении 5-ть посещений. Хотя по этому показателю студенты-дизайнеры превосходят студентов-экономистов, среднее посещение культурных объектов нельзя признать достаточным для развития культурно-мировоззренческой позиции студентов-дизайнеров.

Рис. 2. Структура распределения студентов по затратам времени на посещение музеев, выставок и театров (раз в год)

Анализ структуры распределения студентов по затратам времени на повышение интеллектуального и профессионального уровня помимо учебных программ в часах в неделю показал несущественные отличия студентов различных специальностей. Доля студентов обоих специальностей, затрачивающих на этот вид деятельности пять и более часов в неделю совпадает и составляет по 33% (рис. 3). Возможно, это вызвано не только не очень высоким интересом к своей специальности, но и непониманием многими студентами содержательного смысла этого показателя.

Рис. 3. Структура распределения студентов по затратам времени на повышение интеллектуального и профессионального уровня помимо учебных программ в часах в неделю

В процессе анкетного опроса исследовались увлечения студентов, не относящихся непосредственно к учебе (хобби). После стандартизации текстовых ответов было выделено 42 вида различных увлечений студентов. Более широкий спектр увлечений представили студенты-экономисты. Возможно, последнее вызвано тем, что количество опрошенных студентов экономических специальностей было гораздо больше чем студентов-дизайнеров. Не указали своих увлечений 20% дизайнеров и 33% экономистов (рис. 4). Количество студентов, уделяющих своему увлечению более 10 часов в неделю, отличается незначительно (24% дизайнеров и 19% экономистов). Среди увлечений можно выделить такие увлечения как спорт (10% дизайнеров и 16% экономистов), чтение (21% дизайнеров и 7% экономистов), рисунок (12% дизайнеров и 3% экономистов), танцы (5% дизайнеров и 7% экономистов).

Рис. 4. Структура распределения студентов по затратам времени на увлечения (или хобби) в часах в неделю

В немалой степени содействуют становлению культурно-мировоззренческой позиции студентов поездки студентов по городам страны и в зарубежные туры. Не выезжали за пределы Приморского края примерно одинаковое количество студентов обоих направлений (9% дизайнеров и 10% экономистов). Поездки связаны не только интересом к путешествиям у молодежи, но и материальным достатком семьи. Поэтому доли тех, кто не покидал пределы края, примерно одинаковы. У многих студентов еще есть возможность поездок в будущем (в опросах участвовали студенты возраста 19-20 лет). По структуре посещения различных городов студенты двух направлений отличаются несущественно. Но можно все-таки выделить одну закономерность. Если столицу России г. Москву посещали примерно равные доли студентов (25% дизайнеров и 24% экономистов), то г. Санкт-Петербург студенты дизайнеры выделяли в своих приоритетах как мощный культурный центр (этот город посещали 17% дизайнеров и 8% экономистов).

Весьма показательным является полное совпадение долей студентов обоих направлений, имеющих загранпаспорт (73% - имеют загранпаспорт и 27% -не имеют загранпаспорт). Наличие загранпаспортов у молодежи Приморского края до недавнего времени объяснялось полной доступностью поездок в приграничный Китай.

Не имея возможности привести все результаты анализа времяпровождения студентов двух направлений подготовки можно привести еще один интересный показатель, характеризующий общую способность студентов организовать свое свободное время. Только 3% студентов-дизайнеров ответили, что они часто не знают чем занять свое свободное время. Среди экономистов таких студентов было 13%. О том, что у них вообще не бывает ситуаций, когда им не чем занять свое свободное время заявили 53% дизайнеров и только 26% экономистов.

Студенты столь различных направлений обучения отличаются не только структурой времяпровождения своего свободного времени, но и жизненными установками. Для исследования жизненных установок студентов в анкету был включен следующий вопрос: «При каких условиях Вы через 10 лет сможете сказать, что Ваша жизнь удалась (отметьте только три позиции)?». В качестве возможных вариантов ответов представлено 12 различных позиций.

Результаты обработки ответов студентов двух направлений представлены на рис. 5. Студенты обоих направлений наибольшим приоритетом в жизни считают «хорошая семья, дети» (48% дизайнеров и 63% экономистов).

Рис. 5. Оценка жизненных перспектив студентами-дизайнерами и студентами-экономистами

С одной стороны, такие высокие оценки можно объяснить демографической структурой опрошенных. И у дизайнеров и у экономистов количество респондентов женского пола (87% дизайнеров, 76% экономистов) превосходит количество респондентов мужского пола (13% дизайнеров, 24% экономистов). Стремление к традиционным ценностям очень позитивно характеризует нашу молодежь.

На второе место дизайнеры ставят показатель «успешная профессиональная карьера», экономисты определили этому показателю третье место. Ответы по показателю «успешная профессиональная карьера» распределились следующим образом: 43% дизайнеров и 35% экономистов. В остальном мнения студентов двух направлений существенно отличаются. На третье и четвертое место студенты-дизайнеры поставили «постоянное саморазвитие» (39%), «интересная, содержательная работа» (30). Студенты-экономисты на второе место поставили материальный достаток (47%) и на четвертое «высокооплачиваемая работа» (28%).

Таким образом, последние результаты показывают более высокую профессиональную ориентированность студентов-дизайнеров. Они высоко ценят профессиональный рост и достижения в профессии. Студенты-экономисты напротив отдают приоритет материальному достатку.

Влияние культурно-художественного кругозора студентов-дизайнеров на формирование творческой личности студента-дизайнера

В настоящее время культурный уровень студентов – одна из наиболее острых проблем современного высшего образования. Важность этой проблемы в области подготовки студентов-дизайнеров отмечают многое исследователи [12, 13]. Высшая школа должна взять на себя ответственность за воспитание всесторонне развитой личности дизайнера, обладающего не только профессиональной компетентностью, но и широким кругозором, критическим мышлением, стремлением к положительному преобразованию мира, высокими моральными принципами и духовными ценностями.

Для оценки культурно-художественного кругозора студентов-дизайнеров нами была разработана специальная анкета, которая была использована для опроса только студентов-дизайнеров ДВФУ. Анкета включала 12 вопросов, характеризующих культурно-художественный кругозор студентов-дизайнеров. Все вопросы требовали ответа в текстовой форме, не ограничивая респондентов в их ответах. Рассмотрим некоторые результаты, полученные в результате обработки данной анкеты.

Среди известных художников, которые больше всего им нравятся студенты-дизайнеры больше всего отмечают классиков 19 века (более 40%). Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Левитан И.И., Суриков В.И., Васнецов В.М., Крамской И.Н. Выделяя русских, классиков такие студенты не блещут оригинальностью. Чаще всего такие познания живописи черпаются не в Третьяковской галерее, а по иллюстрациям школьных учебников и конфетным оберткам.

Среди Европейских художников 19 века были выделены родоначальники импрессионизма: Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген (13%). Среди художников 20 века лидируют представители абстрактной живописи начала века (27%). В этой категории называются такие известные художники Запада, как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. В этой категории можно отнести и менее известных – Оскар Рабин и Пит Мондриан. Среди русских представителей абстрактной живописи начала 20 века называют таких классиков как Малевич К.С. и Кандинский В.В. И всего 7% студентов-дизайнеров отмечают в качестве любимых художников современных художников, например: Александр Воцмуш, Диего Фацио, Михаил Голубев. То есть достаточно продвинутыми в своих познаниях современной живописи можно признать немногим более 10% студентов-дизайнеров.

Совсем грустная картина складывается в знании художников Приморского края. В крае очень много ярких художников, которых вообще говоря, знают широкие круги интеллигенции. Конечно, у каждого могут быть свои предпочтения. Но вот студенты-дизайнеры чаще всего смогли назвать только художников, которых знают как преподавателей университета. Наибольшее количество приверженцев наблюдается у приморского художника Сергея Черкасова (13%). Такую известность среди студентов этот художник мог получить скорее по красочным календарям, издаваемым массовыми тиражами, а не по выставкам. Если бы студенты посещали выставки приморских художников, они могли бы назвать гораздо больше имен.

К такому же выводу можно прийти при анализе ответов на вопрос: «Какие творческие выставки Вы посетили за последний год?». Из всех выставок студенты несколько раз указали проходившую в крае выставку работ художника Рериха. Несколько человек назвали известные музеи столичных городов, а остальные не смогли дать внятного ответа, указывая «Картинная галерея» или «Союз художников». Таким образом, можно сделать вывод, что посещение выставок у студентов-дизайнеров не носит системного характера.

Среди стран-лидеров по в области дизайна студенты назвали США (33%) и европейские страны (41%). Среди европейских стран студенты выделили Великобританию. Среди известных дизайнеров России и мира больше всего нравятся студентам такие дизайнеры как Павел Емельянов, Невилл Броуди, Артемий Лебедев и Владимир Лифанов. Этим дизайнерам отдали предпочтение 34% опрошенных. По остальным известным дизайнерам нет единых взглядов. Назвать конкретные известные дизайнерские проекты смогли только единицы студентов (были названы «проекты студии Лебедева», «пректы Jonson Design Studio» и еще несколько трудно идентифицируемых проекта типа «автомобильные» или «интерьерные»). Последнее не может быть большим открытием, поскольку опрошенные студенты-дизайнеры показали крайне низкие познания в пространстве известных мировых и российских дизайнерских сайтов.

Среди качества, которыми должен, в первую очередь, обладать современный дизайнер, студенты выделили «креативность» (19%), «терпение, трудолюбие, усидчивость» (14%), «коммуникабельность» (10%).

В качестве основных внешних препятствий на пути раскрытия своего творческого потенциала студенты называли «финансы или материальное положение» (29%), «нехватка времени» (10%), «качество обучения и нехватка общения с практикующими дизайнерами» (8%). Среди внутренних причин адекватным ответом можно признать только «собственную лень» (33%). На вопрос о членстве в молодежных творческих организациях или движениях положительно ответили единицы (то есть, участие в творческих коллективах является скорее исключением из правила).

Результаты проведенного опроса показали недостатки культурно-художественного кругозора студентов-дизайнеров младших курсов, что является большим препятствием на пути саморазвития личности студентов-дизайнеров. До студентов должна быть донесена информация, что для развития творческих качеств недостаточно только посещения занятий, установленных учебным планом, а необходимы и определенные устремления самого студента.

Заключение

Среди требований, предъявляемых сегодня к системе профессиональной подготовки дизайнера, отражаются запросы не только материального производства, но и духовного развития общества. Важнейшим показателем качества образования сегодня становится качество личности выпускников учебных заведений. Кроме личной компетентности это предполагает социальную, культурную и профессиональную адаптивность.

Профессиональная культура дизайнера – это системное образование, представляющее собой совокупность профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально значимых качеств личности, формирующихся в процессе проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной деятельности.

Проведенные исследования выявили необходимость разработки системы мероприятий по целенаправленному формированию из студентов-дизайнеров творческой личности. Одним из инструментов решения проблемы ряд авторов [3, 6] предлагает распространение опыта использования мастер-класса и творческих мастерских, позволяющих максимально раскрыть творческие возможности будущих дизайнеров и стимулировать их научно-исследовательскую работу.

Рецензенты:

Чернявская В.С., д.п.н, профессор, Научно образовательный центр педагогики и психологии профессионального развития личности, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, руководитель института подготовки кадров высшей квалификации, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Селиванов А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19822 (дата обращения: 30.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074