Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЯНАО

Бибик Л.Н. 1 Осипова Л.Б. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Отношение к молодежи является важным фактором для государства и общества. Оно вбирает в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражается в том, как молодежь воспринимает жизнь современного общества и функционирование государства; как оценивает свое место в обществе. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах предопределило содержание региональной молодежной политики. Проблемы повышения эффективности, поиска и внедрения современных форм, методов и технологий реализации региональной молодежной политики в условиях ограниченных материальных ресурсов являются актуальными. В статье приводится сущностное толкование понятий «молодежь», «молодежная политика»; освещаются основные направления региональной молодежной политики; приводятся результаты социологического опроса молодежи ЯНАО по вопросам молодежной политики.
регион
региональная политика
молодежная политика
молодежь
система ценности
1. Большая советская энциклопедия. — М., 1974. — Т. 16. - С. 478.
2. Горева О.М., Андреева Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностно-мотивационный аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1593.
3. Зиновьева Т.Г. Проблемы гражданского воспитания в российской государственной молодежной политике // Ломоносовские чтения. - M. : МГУ, 2008. - Т. 2. – С. 96.
4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М. : Голос, 2008. - 696 с.
5. Кузнецова И.Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект. – Краснодар, 2008. – C. 65.
6. Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М. : Наука, 1989. – 324 с.
7. Островская В.Р. Социальное партнерство юношеской библиотеки как модель формирования молодежной политики // Материалы IX Ежегодной сессии Конференции РБА Новосибирск, 17-21 мая 2004 г.
8. Панфилова Е.А., Осипова Л.Б. Молодежная политика как фактор социального развития молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. - № 5. – С. 24-29.
9. О Стратегии государственной молодежной политики в РФ : Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства РФ от 25.12.2006. - № 52. - Ч. Ш. - Ст. 5622.
10. Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. – М., 1996. - С. 411-412.
11. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // Полис. - 2008. - № 1. - С. 138-156.

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом выявляются региональные, национальные, социально-экономические различия, половозрастные особенности различных слоев и групп молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи являются необходимым условием становления современного гражданского общества в России [2]. Молодежная политика – сложная, многогранная система отношений, в которой можно вычленить самостоятельные структурные элементы, такие как совокупность идей, концепций, принципов,  функций, приоритетов, основных направлений, стратегии и тактики социального развития молодежи. Это постоянно развивающееся динамичное явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества, государства и происходящих в них процессов. В современной России проблема взаимоотношений общества и молодежи становится чрезвычайно важной. Автор считает необходимым подчеркнуть, что в России молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Собственно, не было и самого понятия «государственная молодежная политика». Данный термин стал все чаще упоминаться в общественно-политической и научной литературе.

По мнению В.Т. Лисовского, существует три основных понимания данного термина: «во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение. Во-вторых, под "молодежной политикой" подразумевается деятельность специализированных центральных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов по делам молодежи. В-третьих, данный термин охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи» [10].

Как утверждает И.М. Ильинский, под государственной молодежной политикой (далее – ГМП) «понимается внутренняя политика государства с точки зрения интересов всего общества и самой молодежи; как часть социальной политики в её человеческом, гуманитарном измерении, которая замыкается на молодежи» [4]. При этом И.Ю. Кузнецова в понятие «государственной молодежной политики» вводит осуществление воздействия на молодежь и совершенствование процесса социализации молодого поколения в интересах выживания и развития человечества на основе общечеловеческих ценностей [5]. Она считает, что ГМП призвана обеспечить благоприятные предпосылки для использования энергии молодых и помочь определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы.

Зиновьева Т.Г. указывает на то, что в любом обществе государственная молодежная политика является координатором основных общественных процессов. При этом государственная политика в данной области не может эффективно осуществляться без учета личностного уровня социализируемых индивидов, без их целостного видения процесса интернационализации [10]. Несомненный интерес представляет мнение В.Р. Островской, которая определяет цель политики государства в отношении молодежи как сохранение и развитие культурного, духовного, образовательного потенциала молодого поколения, поскольку оно является резервом и гарантом национальной безопасности, экономического роста и духовного становления обновленной России [3].

В связи с этим принятие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» вызвано необходимостью создания унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в Российской Федерации и её субъектах. Одновременно в проекте Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. четко сформированы приоритеты государственной молодежной политики, которые предполагают решение задач молодежной политики осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур [9].

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает 28,5 млн человек в возрасте 16-29 лет, что составляет пятую часть всего населения России. Изучение молодежи всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Она глубже других возрастных групп улавливает «дух времени», острее и точнее различая в нем подлинность и фальшь. В «Большой советской энциклопедии» молодежь определяется как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [1]. Немецкий ученый Карл Мангейм уверенно заявлял, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Он говорил, что «молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни» [6].

Процесс гражданского становления современной российской молодёжи протекает в условиях ломки «старых» традиционных и формирования новой системы ценностей. Проблемы российской молодёжи представляют собой проблемы всего общества. С одной стороны, они взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире – процессов глобализации, информатизации, урбанизации. С другой стороны, имеют свою специфику современной российской действительностью. Вполне очевидно, что в сложившихся условиях молодежь не может занять позицию пассивного наблюдателя. Она должна быть заинтересована в позитивных изменениях и должна стремиться внести свой вклад в позитивное преобразование общества. В настоящее время достаточно активно формируется региональный подход к молодежной политике, учитываю­щий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база для различных субъектных уровней. Так, Р.Ф. Туровский под регионом понимает «...территорию, обладающую системным единством политических особенностей» [11].

ЯНАО – это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Автономный округ – один из нескольких регионов России, имеющий положительный естественный прирост населения, что можно объяснить высоким уровнем жизни и активной социальной политикой, проводимой в округе. Увеличение численности населения обусловлено естественным приростом в среднем на 4 тысячи человек за год. Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей молодой возрастной структуры. Контингент молодежи на территории ЯНАО составляет 142 307 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 28% от общей численности населения.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу молодежная политика является инструментом развития и преобразования региона. Целями государственной молодежной политики в ЯНАО являются создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие ее потенциала и его использование в интересах инновационного развития региона. В Ямало-Ненецком автономном округе исполнительным органом государственной власти, осуществляющим реализацию полномочий в сфере молодёжной политики, поддержки молодёжных и детских общественных объединений, развития внутреннего и въездного туризма, является департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент).

Основными документами в области развития сферы государственной молодёжной политики и туризма в регионе являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года, Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон автономного округа  № 70-ЗАО от 25.09.2009 г. «О молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе», Закон автономного округа № 114-ЗАО от 03.12.2007 г. «О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» и др. Принятые законы, постановления и распоряжения касаются регулирования вопросов в области молодежной политики, принятия долгосрочных окружных целевых программ «Молодежь Ямала» (2011-2014 гг.), «Дети Ямала» (2011-2014 гг.), «Организация отдыха и оздоровления детей и учащейся молодежи в ЯНАО (2012-2014 гг)». Для реализации подпрограммы «Развитие системы гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи Ямала» обеспечена действенная поддержка военно-патриотическому движению в автономном округе. Действенная система патриотического воспитания подрастающего поколения позволяет сохранять и развивать особый дух культуры, формировать у детей и молодежи верность своей земле, Отечеству, гордость за победы ямальцев во всех сферах.

В результате реализации подпрограммы «Содействие самореализации молодежи в общественной жизни» была оказана существенная поддержка развитию молодежного движения в автономном округе, молодежным организациям, их программам, проектам и мероприятиям. Следует отметить положительную динамику роста числа детей и молодежи, являющихся членами детских и молодежных общественных объединений (в региональном срезе в среднем на 4,2%). В округе реализуется окружной проект «Горные стрелки», в рамках которого молодые люди на Полярном Урале изучают основы военной подготовки, где их обучают участники боевых действий и квалифицированные специалисты. Молодежный авторский коллектив проекта отмечен в 2013 году премией губернатора автономного округа «За вклад в реализацию государственной молодёжной политики» в номинации «Событие года».

Результаты авторского исследования предоставили возможность выявить приоритетные интересы молодежи ЯНАО. Сложность исследования заключалась в том, что в данном регионе редко изучалось современное состояние молодежи, ее интересы и увлечения. Опросу подлежали 2 разновозрастные группы молодежи 16-21 года и  25-35 лет. Количество респондентов составило 185 человек. К тому же были опрошены 30 экспертов (специалисты по работе с молодежью, педагоги, представители родительской общественности). Метод исследования ‑ анкетирование. В ходе исследования были проанализированы социальные проблемы, которые испытывает молодежь. Респондентам предлагалось выбрать 3 варианта ответов.

Рис. 1. Социальные проблемы молодежи, в %

Результаты оказались следующими: безработицей обеспокоено 32,4/27,3% молодых людей из числа опрошенных в регионе, ростом преступности – 26,45/31,4%, низкой оплатой труда – 12,55/18,5%, социальным расслоением населения – 11,7/23,1%, низким уровнем культуры – 18,2/28,6%, слабой организацией досуга – 23,4/16,6%, устранением молодежи от участия в делах государства – 20,4/34,3% (*примечание – учащаяся молодежь /работающая молодежь). Нестабильность социально-экономического развития придает особую остроту молодежным проблемам, связанным с основными показателями качества жизни: материальным положением, жилищными условиями, наличием работы. Экспертами были предложены пути решения существующих проблем в молодежной среде, в частности финансовая поддержка молодежных организаций (34,1%), придание процессу воспитания подрастающего поколения приоритетности (31,4%), системно-целевой подход в реализации молодежной политики (28,5%), взаимодействие органов власти в решении региональных проблем с общественными организациями и молодежными объединениями (16,0%). Несмотря на жизненные трудности, выявлено, что молодежь оптимистически настроена в своих ожиданиях будущего: 23,5% ‑ уверены, что произойдут перемены к лучшему, 34,2% ‑ лишь предполагают перемены к лучшему, 26,9% ‑ считают, что ничего не изменится, 10,9% предполагают перемены к худшему, 2,2% ‑ уверены в переменах к худшему, 2,3% ‑ затруднились дать собственную оценку будущего. На вопрос: «От кого в первую очередь зависит совершенствование молодежной политики в регионе?», эксперты единогласно ответили: «От самой молодежи». Другие варианты ответов: от местных властей, политических партий и общественно-политических движений, молодежных объединений – не отметил ни один эксперт. Вероятно, это связано с тем, что молодежь – это самая активная социальная группа, способная изменить многое, но, по мнению экспертов, не желающая брать на себя ответственность. Возникает вопрос: «Есть ли у молодежи ЯНАО шанс оказать влияние на решение региональных проблем?». Ответы оказались следующие (рис. 2).

Рис. 2. Мнения экспертов о степени влияния молодежи на социально-экономическую ситуацию в ЯНАО, в %

Полученные результаты подтверждают оптимистичность взглядов экспертов в отношении влияния молодежи на ситуацию в регионе. При этом треть респондентов считают необходимым проведение систематической работы по гражданскому воспитанию молодежи. Государственную молодежную политику реализуют федеральные и региональные органы власти. Поэтому очень важно то, насколько современная российская молодежь доверяет представителям власти. Президенту доверяют 28,2% респондентов, депутатам Государственной думы ‑ 5,8%, Совету Федерации ‑ 4,2%, правительству РФ ‑ 3,5%, губернатору ЯНАО – 32,8%, представителям региональной власти – 25,5% [8]. Как видим, большое доверие у молодежи вызывают региональные власти. Поскольку в последние годы программные разработки в области государственной молодежной политики, ряд важных документов так и остались организационными мероприятиями в верхних эшелонах власти. Они не привели к созданию реальных условий для улучшения положения молодежи.

По мнению экспертов (62,3%), молодежь представляет собой созидательную общественную силу, которая может быть вовлечена в активное решение молодежных проблем, социальных проблем, проведение реформ при наличии справедливой государственной политики. Для успешной реализации молодежной политики необходимо определить приоритеты в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Мнения экспертов распределились следующим образом: развитие и реализация потенциала молодежи (23,3%), развитие созидательной активности молодежи (24,6%), содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи (18,1%), достижение личного успеха молодыми людьми (14,0%), повышение культурного уровня молодежи (20,0%). Становится очевидным, что представленные аспекты деятельности государственных органов в сфере молодежной политики не исключают, а дополняют друг друга.

При ответе на вопрос «Является ли, по Вашему мнению, молодежная политика перспективным направлением развития ЯНАО?» эксперты проявили единодушие (100%). Это есть подтверждение заинтересованности и уверенности экспертов в перспективности молодежной политики. Однако позиция молодежи несколько иная. Так, треть молодых людей не знают и не понимают, что такое молодежная политика. Касательно целесообразности осуществления молодежной политики интересными являются выводы молодых людей по оценке реализации молодежной политики в ЯНАО. Около четверти респондентов считают проводимую молодежную политику не достаточно эффективной. Говоря о перспективах развития молодежной политики в регионе, можно отметить следующее (рис. 3).

Рис. 3. Мнения молодежи о перспективах молодежной политики, в %

По результатам рис. 3. можно сделать вывод, что молодежь в качестве главной перспективы рассматривает принятие Закона о молодежной политике (31,2%). Одной из важных проблем в области реализации молодежной политики продолжает оставаться проблема финансирования (36%), непонимание интересов молодежи (16,0%), пассивная позиция большинства молодых людей (21,3%) [8]. Следует отметить, что большинство респондентов ответили, что совершенствование молодежной политики зависит, прежде всего, от самой молодежи, затем – от органов власти и молодежных объединений.

Таким образом, молодежь есть стратегический ресурс, обладающий интеллектуальным потенциалом рассматриваемого региона. Вектором успешной молодежной политики определено создание таких условий, при которых  каждый молодой гражданин найдет применение своим знаниям и навыкам, возможность удовлетворения своих потребностей при активной поддержки государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Бибик Л.Н., Осипова Л.Б. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЯНАО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19646 (дата обращения: 25.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074