Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Беляев А.В. 1 Кравченко К.А. 1
1 Институт искусств ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Анализ психолого-педагогических аспектовпроцесса формирования целостного цветовосприятия учащихся детских художественных школ позволяет разработать критерии оценки качества выполненных ими работ, показывающих уровень сформированностицелостного цветовосприятия в процессе обучения живописи. Авторы отмечают, что при разработке критериев оценкицелесообразно применять систему оценивания, позволяющую отследить путь формирования целостного цветовосприятия в работе над натюрмортом на протяжении всего периода обучения. Процесс обучения живописи в детской художественной школе характеризуется постепенным переходом от решения учебно-познавательных задач к постановке и решению задач учебно-творческих, акцентирующих внимание учащихся на создании выразительного колористического образа натурной постановки. Таким образом, результатом живописной подготовки в детской художественной школе становится формирование целостного цветовоспрития и способностей к решению творческих задач живописи: понимание композиционной функции цвета; построение цветовой гармонии; создание выразительного колористического художественного образа натюрморта.
живописный образ
критерии оценки
целостное цветовосприятие
1. Думская О.А. Формирование профессиональных живописных умений студентов художественных колледжей: дис. …канд. пед. наук. – Омск, 2011. – 162 с.
2. Журикова Т.Л. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе: дис. …канд. пед. наук. – Омск, 2014. – 182 с.
3. Пронина Н.К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения (на начальном этапе обучения студентов педагогических вузов): дис. …канд. пед. наук. – Омск, 2004. – 157 с.
4. Шаляпин О.В. Живопись натюрморта и головы: учебно-методическое пособие для худож.-граф. фак.пед. вузов. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – 96 с.
5. Шаляпин О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета: дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2002. – 157 c.
6. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства: педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога: дис. ... докт.пед. наук. – М., 2011. – 352 с.
7. Шаляпин О.В., Кравченко К.А.Спецрисунок (декоративно-графическое изображение) : учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 85 с.

Для определения уровня сформированностицелостного цветовосприятияучащихся детской художественной школы необходимо определить основные критерии оценки работ, которые основываются на объективных закономерностях построения живописного изображения. Работа над живописным изображениемвсегда нацелена на формирование целостного цветовосприятия учащихся как их будущей профессиональной компетентности, так как художественное понимание цвета - это основополагающий фактор всего процесса обучения живописи.

Анализ психолого-педагогических аспектовпроцесса формирования целостного цветовосприятия учащихсядетских художественных школ позволил сформулировать первоочередные задачи обучения живописи, к которым относятся:

- постановка конкретной цели и задач на занятиях по живописи;

- целенаправленное обучение восприятию цветовых характеристик натурной постановки и владение основами композиционной, изобразительной и живописной грамоты;

- взаимодействие учебных и творческих задач на занятиях по живописи;

- формирование  у учащихся знаний научных основ живописи и специальных умений работы изобразительными и выразительными средствами и художественными живописными материалами.

Таким образом, эффективность живописной подготовки учащихся понимается как развитие у них профессиональных способностей к целостному цветовосприятию, которое осуществляется через усвоение и творческое применение колористических знаний, умений и навыков в решении живописных изобразительных задач.

Стоит отметить, что цветовое решение играет ведущую роль в художественном решении натюрморта, а говоря о формировании восприятия цвета в живописи, важно учитывать такое понятие, как колорит - особое качество художественного произведения, где в основе находится система валерных отношений и цвет выступает в неразрывном единстве. Колорит представляет собой гармоничное сочетание различно окрашенных предметов на плоскости, при этом образовывая оптическое целое. Определяющим началом в этом контексте является художественный замысел, основанный на целостном цветовосприятии натурной постановки и обусловливающий целенаправленное построение изображения.

Обучение композиционной, изобразительной и живописной грамоте на занятиях по живописи - это изучение способов, приемов и средств построения на плоскости живописной формы, ее тоновых и цветовых пропорций, объемно-пространственных и материальных качеств. Но точность в передаче натуры, теплохолодности и светотени, цветовых отношений, материальности, цветового пространства - еще не свидетельствуют о художественных живописных качествах работы, поскольку художественность живописной работы находится в прямой зависимости от того, насколько полно и глубоко начинающий художник раскрывает образное содержание учебной постановки. Поэтому живописная работа учащегося оценивается не только со стороны ее грамотности, правильности построения, похожести изображенных объектов, но и со стороны выразительности, колорита, образности и эмоциональности[1, с. 38-39]. Следовательно, процесс обучения живописи направлен на овладение системой изображения, которая содержит определенный комплекс взаимосвязанных задач, включающих композиционные, изобразительные и выразительные начала, гармоничность которых в конкретном изображении предполагает целостность живописного изображения.Поэтому формально задачи обучения можно разделить на два этапа: в начальных классах происходит обучение композиционной и изобразительной грамоте, в старших классах детской художественной школы - обучают приемам и закономерностям создания выразительного изображения, хотя, конечно, такое разделение очень условно.

В процессе обучения живописи в первом классе детской художественной школы, когда на первый план выходят следующие учебно-познавательные задачи: формирование у учащихся умения компоновать и изображать в цвете, точно передавая предметные и локальные цвета, цветовые и тональные отношения, материальность предметов, организовывать встречу предметов с фоном, а такжеприобретать технические умения работы с художественными живописными материалами.

Во втором классе детской художественной школы живописные задачи усложняются, акцентируются умения передаватьразличныеоттенки локального цвета, сложныецветовые и тональные отношения между предметами, передачи пространства и световоздушной среды и особенностей освещения, а также моделирование объема цветом.

В третьем классе на уроках живописи происходит постепенный переход от решения учебно-познавательных задач к постановке и решению задач учебно-творческих, таких как грамотное построение цветовых гармоний, передача нюансов светотеневых отношений, моделирование цветом объема предметов, создание выразительного целостного живописного изображения.

В четвертом классе учащийся на уроках живописи должен стремиться к построению сложных живописно-пластических цветовых гармоний и колорита, а также к передаче образа, т.е. ставить перед собой творческие задачи и предлагать варианты их решений.

Таким образом, в процессе учебно-творческой живописной деятельности на занятиях по живописи в старших классах детской художественной школы основные усилия педагога направлены на то, чтобы научить детей практически создавать выразительные живописные образы. Для этого учащимся нужно иметь глубокие теоретические знания о цвете, научиться видеть цвет целостно, анализировать, преобразовывать воспринятое в натурной постановке в целостный колористический образ. При этом очень важно одновременно перейти к творческой интерпретациинатурной постановки при создании целостного колористического образа.

Большое значение в процессе формировании целостного цветовосприятия учащихся придаетсяцветовым закономерностям создания живописного изображения, позволяющим осознать изобразительные и выразительные возможности цвета. Кроме того, важна установка на целенаправленное наблюдение и последующее запоминание колористических состояний с целью дальнейшего применения их на практике в решении творческих задач. Для лучшего запоминания различных колористических состояний в процессе наблюдения важна опора на ассоциации, позволяющие учащимся видеть аконстантно и целостно, что проявляется в умениях изменять цвет в зависимости от условий освещения и передавать цветовые отношения с учетом влияния на них общего состояния освещенности, т.е.сформированное целостное цветовосприятие учащихся проявляется в умении гармонично сочетать цвета, согласовывать их между собой.

Процесс построения живописного изображениятакже требует знания определенных способов цветовоспроизведения (способов соединения красок и объединения цветов, способов письма), знания технических особенностей работы с красочным материалом (правил наложения красочных слоев, представления о плотности красочного слоя). Формирование и последующее развитие умений и навыков применения в живописном изображении различных способов письма и соединения красок (объединения цветов и форм красочного мазка) позволяет создавать в живописном изображении различные эффекты, передавать эмоциональное содержание живописного изображения. Таким образом, исходя из анализа теоретического материала, опыта работы и практики преподавания живописи в детских художественных школах, былиописаныпервостепенные задачи обучения живописи, каждая из которых рассматривается как составляющая часть учебной и творческой работы.

Кроме этого, важно учитывать такие особенности образовательной живописной деятельности учащихся на занятиях по живописи, как: формирование колористического замысла будущей работы, создание серии поисковых цветовых эскизов и живописных этюдов, специфика создания итоговой живописнойработы, включающая в себя программные требования к уровню знаний и практических умений.

Колористический замысел, являясь основой как учебно-познавательной, так и творческой деятельности, формирует гармоничный, живописный образ натюрморта, где большое значение имеет умение упрощать «технический» процесс работы над живописным изображением посредством усиления выразительности цвета, контрастов и цветовых сочетаний, отказа от всех второстепенных деталей. При этом основные усилия направлены на выявление гармоничности цветового единства и колористической выразительности в натюрморте [3, с. 316-317].

Процесс формирования колористического замысла при выполнении живописных работ в детской художественной школе невозможен без цветовых поисковых эскизов и живописных этюдов, так как учащиеся еще не способны держать замысел в голове долгое время.Перед каждым длительным живописным заданием рекомендуется выполнять подготовительные упражнения - цветовые эскизы небольшого размера. Их цель - организация поиска конкретного композиционного и цветового решения и быстрая фиксация первого, не адаптированного впечатления (настроения, состояния). Задачей работы над цветовыми эскизами является поиск композиционной организации всех элементов изображения на изобразительной плоскости, цветовой гармонии, настроения, состояния, т.е.фиксация колористического замысла.Таким образом, цветовой эскиз - это творческий поиск, развивающий воображение, формирующий целостное цветовосприятие и творческое мышление, а к главным показателям формирования колористического замысла в живописном этюде отнесемпонимание композиционной функции цвета, баланс цветовых пятен, наличие цветовой гармонии - колорита.

Основные критерии оценки итогового живописного задания (натюрморт) имеюттри составляющие - композиционную, изобразительную и выразительную. Поэтому оцениваться должны все эти три аспекта, а не только выразительные живописные характеристики, так как все эти три составляющихвзаимодополняютдруг друга и перетекают из одного в другое.

1. К композиционным критериям предлагается отнести:

- выбор точки зрения на постановку и размера формата изобразительной плоскости;

- композиционное равновесие на изобразительной плоскости;

- выделение главного и обобщение второстепенного;

- ритмичность композиционных элементов;

- целостность композиции.

2. Изобразительныекритерии:

- методическая последовательность исполнения работы;

- изобразительная грамотность и качество изображения;

- работа разными кистями в зависимости от поставленной задачи;

- эффективность различных приемов изображения;

- степень законченности, обобщение.

3. Выразительные критерии:

- работа цветовыми отношениями;

- передача динамики цвета в пространстве натюрморта;

- передача цветом объемной формы;

- выделение наиболее выразительных качеств постановки в цветовом решении;

- построение колористического единства, обусловленного характером освещения.

Вышеизложенные критерии оценки создания живописного изображения позволяютопределить уровень сформированности целостного цветовосприятияучащихся детских художественных школ на уроках живописи, их способность видеть за внешней формой натурной постановки ее пластическое содержание, т.е. постепенно выходить к образной трактовкеколорита.

Рецензенты:

Шаляпин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой рисунка, живописи и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск;

Соколов М.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественной обработки металла МГТУ, г.Магнитогорск.

 

 


Библиографическая ссылка

Беляев А.В., Кравченко К.А. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19110 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674