Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воробьев М.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В статье рассматриваются проблемы современного информационно-образовательного пространства в ракурсе удовлетворения потребностей в получении качественной информации всех субъектов системы образования, реализации возможностей сети Интернет для распространения научно-обоснованной информации в сфере дополнительного образования детей, обеспечения деятельности образовательных учреждений дополнительного образования нормативной и методической поддержкой. Представлена предыстория создания модели функционирования виртуального методического кабинета системы дополнительного образования как основного инструмента функционирования информационно-ресурсного центра по управлению системой дополнительного образования детей. Приведено обоснование реализуемой структуры виртуального методического кабинета. Целью деятельности виртуального методического кабинета является создание постоянно действующей региональной коммуникационной площадки специалистов системы дополнительного образования, а также информационно-методической базы для развития профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах обновления содержания образования и использования современных образовательных технологий. Для написания статьи применен экспертный метод. В статье представлена циклограмма работы виртуального методического кабинета в 2015 году с указанием основных тематик и целей его работы. Результаты работы виртуального методического кабинета будут оцениваться на основе инструментария, который будет разработан в виде социологического исследования и могут быть применены в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования.
оценка
управление
педагогика
управление образованием
дополнительное образование
1. Воробьев М. В., Спиричева Н. Р. Применение социальных сетей для распространения знаний. [Электронный ресурс] / М. В. Воробьев, Н. Р. Спиричева // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI международной научно-методической конференции. – Екатеринбург, 2013. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/24765.
2. Гипотетическая модель управления качеством дополнительного образования детей в регионе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dopedu.ru/stati/142-2012-05-16-21-44-46.html.
3. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 300 с.
4. Воробьев М. В. Информационные технологии в оценке качества дополнительного образования детей. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Институт развития образования Свердловской области. – 2014. – С. 148-150.
5. Модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://petersburgedu.ru/content /view/category/413/?attempt=1.
6. Воробьев М. В., Папуловская Н. В. Повышение эффективности управления системой дополнительного образования детей средствами проекта «Электронный Дворец молодёжи» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – С. 157-159.
7. Сетевое взаимодействие дополнительного образования детей и научно-педагогической общественности в вопросах оценки качества образования [Электронный ресурс] / М. В. Воробьев // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI международной научно-методической конференции. – Екатеринбург, 2014. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/24765.
8. Воробьев М. Выпускная квалификационная работа бакалавра «Система сбора статистической отчетности учреждений дополнительного образования детей» / под руководством Ю. П. Парфенова. ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2011.
Понятие образовательного пространства включает в себя определенные традиции и подходы к обучению и воспитанию детей разных возрастов. В современном его понимании существенную роль играют формы информационного взаимодействия и методики обучения, опирающиеся на современные информационные технологии. Рассматривая в этом ключе вопросы развития учреждений дополнительного образования детей, необходимо отметить, что оно подчиняется сформированной нормативной базе, которая включает акты от Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и «майских» указов Президента, заканчивая региональными, местными и локальными документами. Однако целостность и координацию такого развития целесообразно осуществлять из определенного управляющего центра. В Свердловской области разрабатывается и внедряется модель функционирования регионального информационно-ресурсного центра, в рамках которого предполагается решить следующие проблемы:

1. Удовлетворить высокую потребность в получении качественной информации, в выработке и трансляции эффективных управляющих воздействий в условиях большой удаленности значительного числа населенных пунктов от научно-образовательных, информационных центров, руководящих органов.

2. Реализовать возможности использования информационного ресурса Интернет в повседневной жизни общества, практически неограниченные возможности осуществления информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса через Интернет на основе научно-обоснованной, корректной информации по развитию дополнительного образования детей в сети Интернет.

3. Обеспечение учреждений дополнительного образования детей региона информацией о возможности их включения в мероприятия региональных целевых программ.

Попытки разрешения вышеуказанных проблем предпринимались во многих регионах [2, 3, 5 и др.]. В Свердловской области вопросы управления и развития дополнительного образования детей сконцентрированы в региональном центре «Дворец молодёжи», который является крупнейшим на Урале учреждением дополнительного образования детей и координирует деятельность системы дополнительного образования в Свердловской области (220 учреждений в 73 территориях).

До 2011 года информационный обмен как в системе дополнительного образования Свердловской области, так и в самом Дворце молодёжи строился на основе бумажного документооборота, телефонной и факсимильной связи, внутренних хранилищ данных, бесплатных сервисов электронной почты и пр.

Предложенная в [8] автоматизированная система сбора статистической информации учреждений дополнительного образования детей Свердловской области по форме государственной отчетности 1-ДО положила начало реализации инновационного проекта «Электронный Дворец молодёжи», в основу которого были положены принципы информационного взаимодействия, совокупность технических средств, информационных каналов, механизмов информационного обмена. Такой проект был необходим с точки зрения развития технологий дополнительного образования детей, повышения качества управления системой дополнительного образования Свердловской области, создания условий для дистанционного взаимодействия в системе образования региона.

В качестве гипотезы предполагалось, что управление системой дополнительного образования детей, как и современное дополнительное образование детей, будет наиболее эффективным после внедрения современных информационных технологий.

На основании данной гипотезы проблема использования информационных технологий рассматривалась в контексте создания корректных условий для максимального перевода информационно-управленческой деятельности Дворца молодёжи на компьютерную платформу и в сеть Интернет. Были выделены три направления, продвижение в которых было необходимым условием реализации проекта «Электронный Дворец молодёжи»: технологическое обеспечение; информационное обеспечение; нормативно-методическое обеспечение.

Исследования, проведенные в ходе реализации проекта, были нацелены на то, чтобы определить, насколько целесообразно дополнять или заменять традиционные средства информационными технологиями, определялись их место и функции в решении задач дополнительного образования. Таким образом, на протяжении всего проекта информационные технологии рассматривались с точки зрения того вклада, который они способны внести в развитие условий обучения, а также в формирование эффективной управленческой системы за счет решения следующих задач:

  • определить в реальной практике преимущества применения современных технологий в системе дополнительного образования детей;
  • обеспечить условия для оперативной обратной связи, документооборота и быстрого обмена актуальной информацией;
  • сформировать технологическую платформу реализации проекта «Электронный Дворец молодёжи»;
  • путем создания тематических информационных ресурсов обеспечить условия для корректного и оперативного информационного взаимодействия как в системе дополнительного образования Свердловской области, так и во Дворце молодёжи;
  • создать нормативно-методическую базу для эффективного использования современных информационных технологий в управлении системой дополнительного образования и образовательном процессе;
  • создать в сети Интернет информационно-образовательные системы и порталы для детей, родителей (законных представителей) и специалистов.

Проект «Электронный Дворец молодёжи» открыл направление исследований в области развития новых технологий дополнительного образования детей, применения информационно-образовательных ресурсов различной тематики для формирования позитивного информационно-образовательного пространства для детей, разработок в области управления системой дополнительного образования в Свердловской области, реализации современных технологий информационного взаимодействия, создания условий для оперативного документационного и информационного обмена, перевода значительной части деятельности учреждений дополнительного образования в сеть Интернет.

Были выявлены, обоснованы и описаны преимущества информационных технологий как инструмента развития дополнительного образования детей [4], а также сформированы условия для непрерывной работы с педагогическими и руководящими кадрами с минимальным отрывом от служебных обязанностей на основе технологий дистанционного взаимодействия и обучения [7].

Проект «Электронный Дворец молодёжи» позволил создать технологическую платформу информационно-управленческой деятельности в системе дополнительного образования [6]. Однако с точки зрения развития содержания дополнительного образования и выработки эффективной стратегии управления системой дополнительного образования детей появилась необходимость формирования модели регионального управляющей структуры, курирующей данный процесс.

В качестве основной формы работы информационно-ресурсного центра управления системой дополнительного образования Свердловской области выбран виртуальный методический кабинет, который представляет собой сетевую форму организации методической работы в региональной системе дополнительного образования [1].

Целью деятельности виртуального методического кабинета является создание постоянно действующей региональной коммуникационной площадки специалистов системы дополнительного образования, а также информационно-методической базы для развития профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах обновления содержания образования и использования современных образовательных технологий.

Сформулируем ряд задач, которые предполагается решить с помощью виртуального методического кабинета:

  • информационная поддержка образовательного процесса в дополнительном образовании детей;
  • внедрение информационных ресурсов управления в сфере дополнительного образования: программных продуктов, электронных средств и баз данных, в том числе через Интернет, сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, применение информационных технологий нового поколения, включая информационные технологии реального времени, высокоскоростной обмен информацией;
  • оказание консультационных услуг для специалистов ДО в сфере научно-исследовательских технологий (работа с кадрами, находящимися на базовых площадках, по развитию научно-исследовательской базы учреждений и информационному обеспечению деятельности учреждений), в том числе в режиме онлайн;
  • консультационная поддержка педагогических работников по реализации различных направленностей дополнительного образования;
  • образовательная деятельность в форме вебинаров, лекций, семинаров, других видов обучения, в том числе на основе информационных технологий и Интернет;
  • организация и поддержка дискуссий, видеоконференций, олимпиад, форумов и др. с использованием возможностей виртуального методического кабинета (в том числе организация совещаний, контрольных, мониторинговых мероприятий, обмен мнениями, совместное планирование развития СДО, совместная экспертно-аналитическая работа и пр.);
  • информационное взаимодействие с учреждениями ДО по реализации образовательных программ ДО с использованием информационных технологий и Интернет, сетевой форме реализации образовательных программ;
  • формирование банка данных о состоянии системы ДО;
  • координация выполнения региональных мероприятий в сфере дополнительного образования;
  • организация выполнения работ по созданию, сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы мониторинга и анализа системы дополнительного образования;
  • обеспечение учреждений ДО необходимой информационной и научно-методической поддержкой, в том числе за счет создаваемых информационных систем, ресурсов и механизмов информационного взаимодействия.

С целью исследования потребностей специалистов системы дополнительного образования в рамках I Межрегиональной научно-практической конференции «Потенциал дополнительного образования: инновации, качество, ресурсы» был представлен проект структуры виртуального методического кабинета системы дополнительного образования Свердловской области. В результате на пилотный период функционирования кабинета перед ним ставятся следующие задачи:

  • формирование банка данных программно-методической, нормативно-правовой, научно-теоретической информации;
  • обеспечение мобильной информационной поддержки деятельности педагогических и руководящих работников ГАОУ СО «Дворец молодежи и образовательных организаций Свердловской области;
  • обеспечение условий для обмена передовым педагогическим опытом;
  • создание условий развития у педагогических работников специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов сети Интернет, учебных материалов нового поколения;
  • выработка основных направлений в профессиональной методической работе и её координация.

Пилотная структура виртуального методического кабинета включала в себя следующие разделы:

  • Нормативные документы по дополнительному образованию.
  • Повышение квалификации специалистов СДО: путеводитель (УРФУ, УРГПУ, ИРО), наши развивающие формы, мастер-классы.
  • Конкурсы: положения о конкурсах (областных, всероссийских), информационные письма, аналитические материалы, фото-видео-аудио материалы, презентации, методические рекомендации.
  • Читальный зал: дайджест по различной тематике дополнительного образования в соответствии с разделами (экологическое образование, художественно-эстетическое образование, политехническое образование и т.п.).
  • Методическая копилка: каталоги программ, методических рекомендаций, сценариев (с привязкой к карте Екатеринбурга и электронных адресов учреждений области), аудиозаписи, видеозаписи.
  • Профессиональное общение: Консультации в соответствии с рубрикатором («задай вопрос специалисту»).
  • Часто задаваемые вопросы.
  • Полезные ссылки.

Виртуальный методический кабинет функционирует в сети Интернет и доступен всем специалистам системы образования Свердловской области и Российской Федерации. Для получения некоторых услуг в виртуальном методическом кабинете (скачивание документов, аудио, видео, программно-методических материалов, получение консультаций и т.п.) будет необходима регистрация (для отслеживания эффективности работы ресурса). Естественно, для развития содержания виртуального методического кабинета с его пользователями будет осуществляться обратная связь.

Безусловно, эффективность функционирования информационного ресурса в сети Интернет зависит от его привлекательности: постоянное обновление содержания, удобство интерфейса, современный дизайн и оригинальность. Оформление виртуального методического кабинета выполнено в современном стиле с использованием динамических элементов.

При сохранении общей структуры дизайна данного ресурса его внешнее оформление предполагается менять один раз в календарный квартал. В системе дополнительного образования детей существует несколько направленностей, а также масса различных направлений и тематик, по которым можно планировать методическую деятельность среди учреждений. В ходе функционирования кабинета целесообразна смена цветовизуального оформления портала в соответствии с утвержденными квартальными темами. Так, в качестве тематик на 2015 год в рамках апробации данной идеи предполагается реализация тем, обозначенных ниже.

1. Тема «Техническое творчество и научно-исследовательская деятельность» (январь - март), предполагающая соответствующее внешнее оформление. Целесообразно проведение мероприятий методической направленности по теме - проведение вебинаров, обсуждение документов в части развития детского технического творчества (Уральская инженерная школа, концепция развития математического образования и т.д.), проведение областного методического совета в форме онлайн-собрания руководителей учреждений дополнительного образования детей, консультации с профессионалами (лучшие педагоги, консультации социальных партнеров от предприятий Свердловской области).

2. Тема «Патриотическое воспитание. Юбилей Победы в Великой Отечественной Войне» (апрель - июнь) - внешнее оформление с использованием цветов георгиевской ленты, фотографий и видеороликов о ВОВ. Содержание - проведение круглого стола по теме Юбилея Победы на базе виртуального методического кабинета с учреждениями, реализующими программы патриотического воспитания; освещение документов, касающихся празднования юбилея Победы в системе  дополнительного образования; организация видеомостов с педагогами из других регионов; освещение методических разработок и рекомендаций по проведению занятий с детьми по теме Юбилея Победы. Возможно проведение конкурса на лучшую разработку урока по теме Победы в ВОВ.

3. Тема «Летняя оздоровительная кампания и подготовка к новому учебному году» (июль - сентябрь). Данная тема и сезон актуальны для руководителей и руководящих специалистов системы дополнительного образования. Оформление - летнее с использованием легких цветов и визуализации. Содержание - вебинары о состоянии системы дополнительного образования детей, о подготовке к новому учебному году, о безопасности детей в летний каникулярный период, консультации со специалистами, курирующими летнюю оздоровительную кампанию, освещение документов по проведению приемки образовательных учреждений к новому учебному году, разработка методических рекомендаций, организация консультаций с представителями министерства образования. Целесообразно проведение онлайн-мероприятий со специалистами учреждений дополнительного образования области (России) в рамках дня открытых дверей Дворца молодежи - онлайн-методсовет «Новый учебный год в системе дополнительного образования».

4. Тема «Качество дополнительного образования» (октябрь-декабрь). Внешнее оформление - книжное, деловое. Содержание - консультации по вопросам реализации дополнительных образовательных программ, освещение современных требований к организации образовательного процесса, разработка и размещение методических рекомендаций по реализации дополнительных образовательных программ. В рамках данной темы необходимо освещение нормативной базы по вопросам качества образования, а также проведение вебинаров по вопросам управления качеством дополнительного образования, консультаций по вопросам мониторинга и управления качеством в образовательном учреждении, представление методических рекомендаций по разработке инструментария оценки удовлетворенности потребителей. Целесообразно провести онлайн-методсовет «Качество дополнительного образования». Возможно проведение конкурса на разработку инструментария.

Реализация данного комплекса мероприятий и тематического планирования работы виртуального методического кабинета в ходе 2015 года позволит повысить эффективность управления системой дополнительного образования в части развития содержания. Результаты работы виртуального методического кабинета будут оцениваться на основе инструментария, который будет разработан в виде социологического исследования.

Рецензенты:

Гейн А. Г., профессор, д.п.н., к.ф.-м.н., ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург;

Доросинский Л. Г., д.т.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Воробьев М.В. ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18820 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074