Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА

Наврось А.Г. 1 Орешко А.П. 2
1 ГОАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования»
2 ФБГУН «Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения РАН»
В этой статье образовательный интернет-проект рассмотрен как качественно новая информационно-образовательная технология, позволяющая подростку формировать себя, как социальную личность, несущую ответственность за результаты своей деятельности, и развивать уровень этой ответственности в рамках взаимодействия с другими участниками проектной деятельности. Теоретическая модель развития ответственности включает в себя пять компонентов: концептуальный, целевой, содержательный, технологический и результативно-продуктивный. Дано описание этих компонентов. Делается вывод, что сетевой интернет-проект, учитывающий указанные компоненты, организуя совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, направленную на достижение общего результата деятельности, активизирует в том числе и процесс развития ответственности школьников.
сетевые проекты
интернет-проекты
ответственность
педагогически приемы и техники
ТРИЗ
учебная деятельность
универсальные учебные действия
1. Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / Отв. ред. Р.Ф. Жуков. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001. – 160 с.
2. Альбульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбульханова-Славская. – М.: Из-во НПО «МОДЕК», 1999. – 335 с.
3. Петровский, А. В. Индивид и его потребность быть личностью / А. В. Петровский, В.А. Петровский // Вопросы философии. – 1982. - № 3. – С. 44-53.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: пособие для учителя / Д.Б. Богоявленская. – М.: ИД "Федоров", 2009. – 416 с.
4. Ээльмаа, Ю.В. Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб.: РЦОКОиИТ, 2008. – С. 63-80.123. 7. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
6. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.– (Педагогическая мастерская).
Процессы информатизации, активно протекающие в современном обществе и существенно отразившиеся на сфере образования, выводят проектную технологию на уровень сетевых проектов. Под сетевыми проектами мы понимаем форму организации образовательной деятельности, в которой достижение цели осуществляется через горизонтальное партнерское взаимодействие субъектов, поддерживаемое телекоммуникационными средствами (в частности, Интернет). Сетевой образовательный проект представляет собой качественно новую информационно-образовательную технологию, позволяющую подростку проявить личную инициативу, построить собственную траекторию творческого развития, формировать себя, как социальную личность, несущую ответственность за результаты своей деятельности, и развивать уровень этой ответственности в рамках взаимодействия с другими участниками проектной деятельности.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Intel «Обучение для будущего». Применительно к школе Е.Н. Ястребцева рассматривает образовательный проект как «совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности» [1].

Нами представлена теоретическая модель развития ответственности старших школьников средствами группового интернет-проекта, которая  включает пять компонентов: концептуальный, целевой, содержательный, технологический, и результативно-продуктивный.

Рассмотрим подробнее эти компоненты.

Концептуальный компонент включает методологические подходы и принципы.

В данной модели применяются системно-деятельностный и аксиологический (или ценностный) подходы:

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1). Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3). Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4). Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6). Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7). Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование указанных выше принципов в интернет-проектах обеспечивают педагогические техники ТРИЗ и метод интеллект-карт.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов, создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями [2].

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

В работе по развитию ответственности старших школьников средством интернет-проекта используются следующие педагогические принципы:

 1.  Принцип природосообразности. Основные правила его существования:

  • педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;
  • необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.

Таким образом, принцип природосообразности требует учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии его с интересами и потребностями.

2.   Принцип демократизации. Он означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания, создание предпосылок для развития активности, для развития и раскрепощения преподавателя и учащегося.

3.   Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого старшеклассника при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе. В определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуализация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуализация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.

4.   Принцип системности означает, что школа - самостоятельная система, все элементы которой взаимосвязаны, осуществляется системный подход в организации жизнедеятельности коллектива.

5.   Принцип успешности (мажорный тон жизни ребёнка опирается на общий психологический школьный климат и на собственные успехи в деятельности).

6.   Принцип социобразности - жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Надо помочь учащимся ориентироваться в этом мире.

7.   Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.

8. Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах интернет-проекта с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.

Целевой компонент  направлен на постановку цели.

Целью в данной модели является развитие ответственности старших школьников посредством интернет-проекта, которая предполагает постановку трех этапов (ответственность за себя, за другого, за дело).

Д.И. Фельдштейн указывает, что именно на фазе подростничества происходит активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в позиции социально ответственного субъекта. При этом речь идет об особом понимании ответственности не просто за себя, а ответственности за себя в общем деле, ответственности за это общее дело и за других людей, не в плане «самоактуализации», по А. Маслоу и Г. Олпорту, а в смысле актуализации себя в других, «выхода, как писал С. Л. Рубинштейн, - за пределы самого себя», когда «Я» вовсе не растворяется в системе взаимосвязей людей в обществе, а, напротив, обретает, по мнению А. Н. Леонтьева, и проявляет в нем силы своего действия.

Именно эти особенности и определяют в современном неустроенном мире структурообразующие возможности подростка в построении будущего общества, ибо в принципе подросток склонен воспринимать и трансформировать в своем сознании происходящие изменения в обществе, для общества. Главной целью раскрытия возможностей растущего человека в обществе является его способность творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела, ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить свое «Я».

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение. Согласно В.А. Петровскому, становясь субъектом общения, старшеклассник принимает активное участие в жизнедеятельности других индивидов, обеспечивая взаимопредставленность взаимодействующих сторон. В.А. Петровский подчеркивает важную для понимания связи этих категорий мысль, что «...быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей».

Как указывает В.А. Петровский, «быть (находиться) на уровне своих устремлений (ожиданий, требований и т.п.) - это значит: добиваться чего-то в соответствии с тем, что побуждает или обеспечивает активность, так что приобретает по своему уровню адекватно тому, что запрашивалось или предлагалось».

Принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации - экстериоризации,  принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений используются в категории «деятельность» [3].

Содержательный компонент  раскрывается:

  • через опыт совместно - творческой деятельности: от потребности выбора позиции, творческого продукта, социальной значимости, успешности;
  • через опыт коммуникационной деятельности: ценностно - ориентационной основы, межличностных отношений, эмоциональных отношений;
  • через переосмысление иерархии ценностей: возрастание ответственности.

При выполнении интернет-проекта реализуются следующие основные функции ответственности:

1. Смыслообразующая. Занимать ответственную социальную позицию может лишь тот, кто понимает, для чего он совершает то или иное дело, понимает свой долг, свои обязанности в любых обстоятельствах и при любой обстановке.

2. Нормативно-регулирующая. Весь комплекс моральных требований, которые ориентируют личность в выборе необходимых для пользы общества поступков, сознание ответственности выступает в виде одного из способов моральной регуляции общественных отношений.

3. Направляющая. Проявляется в том, что высокоразвитое чувство ответственности рождает в личности новые потребности, которые оценивают поведение ее с точки зрения определенных моральных ценностей данного общества и одновременно выступают в качестве контрольного механизма, связанного с проявлением потребности личности, ее поступков.

4. Координирующая. Связана с тем, что ответственность представляет собой синтез социально значимой цели, путей и способов ее достижения.

Содержательный компонент реализуется через опыт совместно-творческой деятельности, через опыт коммуникационной деятельности,  через отношение к общему делу.

По мнению Ю.В. Ээльмаа, современная образовательная среда предоставляет возможность коллективного решения образовательных задач, информация становится значимой не только для одного человека, но и для группы - коллектива или сообщества [4]. Ю.В. Ээльмаа называет участие в интернет-проекте «открытой средой горизонтального взаимодействия сетевого сообщества», что способствует успешной кооперации, сотрудничеству с другими, участию в групповой работе, ответственности за себя и других в общем деле.

Развитие ответственности в организации сотрудничества и коммуникаций между участниками сетевого образовательного процесса с использованием социальных сервисов Веб 2.0. позволяет создать «паутину сотрудничества и соучастия». Современные пользователи сети сами являются сетевыми авторами и могут добавлять в сеть свои статьи, фотографии, аудио- и видеозаписи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. Это среда, где люди находятся постоянно, и где они думают и действуют вместе, конструируют групповые  страницы, где личный продукт становится включенным в модуль: текст, рисунок, схема, видеозапись, ссылка. Такое развитие паутины сетевого соучастия приводит к тесной взаимосвязи коммуникации, конструирования и исследования в пространстве социальных сервисов Веб 2.0.

Совместная деятельность, осуществляемая в «облаке», является самой востребованной с точки зрения концепции модели. Возможности сети интернет проявляются в тех учебных ситуациях, в которых учащиеся имеют возможность работать сообща над коллективными проектами. В этом случае облачные сервисы становятся той основой, на которой создается мобильная образовательная среда.

Технологический компонент  включает в себя формы и методы организации группового интернет-проекта.

При организации и проведении группового интернет-проекта мы использовали следующие:

формы работы: круглый стол, практикум, мастер-классы, интернет - конференции, самостоятельная работа, консультации, практическое занятие;

методы: беседа, метод проектов, метод разовых заданий, работа со справочниками, поисковиками, конструирование, игровое, социальное, имитационное моделирование, демонстрация, видео метод, контроль, самоконтроль, анализ конкретных ситуаций (кейсы).

Ожидаемый результат и ожидаемый продукт составили основу результативно-продуктивного компонента, направленного на развитие ответственности у старших школьников за себя и членов группы средствами сетевого группового интернет-проекта.

На каждом из пяти этапов интернет-проекта (инициирующий, основополагающий,  прагматический, заключительный, итоговый) реализуются все вышеперечисленные компоненты  представленной теоретической модели.

Интернет-проект по своим дидактическим свойствам связан с информационно-образовательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе [5]. 

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность школьников старших классов в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад и отвечает за его качество, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности.

Такой подход к процессу обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным, развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемым предметам, мотивирует на дальнейшую деятельность. Следовательно, когда люди деятельно говорят на одном языке - они деятельностно понимают друг друга. Результатом диалогового обучения посредством цифровых медиа будут учащиеся, поддерживающие связь с партнерами, наставниками, членами семьи и специалистами в модели сотрудничества, охватывающей социум. Возрастет ответственность старшеклассников  за совместную групповую деятельность при реализации проектных идей в местной и глобальной среде.

Практическая деятельность: знакомство с сетевыми инструментами, облегчающими сетевую проектную деятельность (сетевые планеры, документы Гугл, Анкетер.ру и т.п.), анализ примеров реализованных сетевых проектов школьников, выработка критериев оценки. Всем известно, что знание, оторванное от понимания, порой не имеющее ничего общего с опытом обучающегося, практически не используется. Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта (видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, игра (спортивная, деловая), веб-сайт и др.). Продуктивность работы старшеклассников в образовательном процессе определяется поиском большого количества ответов, соответствующих решаемой задаче. Такая деятельность облегчается использованием сервисов создания и сбора пазлов (flash-gear), генерирования и декодирования QR-кодов. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль учителя сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости. Интернет-проект, имеющий межпредметный характер, выступает мощным средством развития  личностных качеств, становления и развития старшеклассников как субъекта познания, его практической деятельности, общения, самосознания, ответственности. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть иметь определенный опыт творческой деятельности, необходимый для  удовлетворения личностных запросов учащихся.

При выполнении интернет-проекта в процессе деятельности происходит процесс индивидуализации, где каждый участник реализует свою самостоятельность. Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование своей работы в соответствии с целью (заданием), выполнение задания без непосредственного участия учителя, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют: потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия учащегося, направленные на достижение цели деятельности без посторонней помощи.  «Положительный» ученик, добросовестно исполняющий свою социальную роль, соблюдающий моральные нормы, принятые в школе, демонстрирует также свою «правильность» в стремлении соблюдать морально-правовые нормы общества и свое понимание ответственности перед обществом, перед миром. Мы считаем, что можно говорить о выявлении связи между готовностью подростка соблюдать нормы поведения в школе с уровнем его социальной зрелости, которая в будущем будет проявлять себя в различных социально-ориентированных компонентах ответственности. Это позволяет обоснованно предполагать, что создание условий, способствующих включению подростков в различные виды ответственных отношений в школе, будет влиять на развитие социально-ориентированных составляющих ответственности, то есть способствовать становлению социальной ответственности подростков.

Использование ИКТ - технологий в обучении дают ученикам возможность самостоятельного поиска информации, фактов в подтверждение или опровержение той или иной точки зрения, в первую очередь собственной точки зрения [6]. Для учащихся важно то, что сразу (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает новые навыки в освоении современных информационных технологий, которые помогают проявить ему свои творческие способности. Доступ к информации, переход идей в общее достояние и совместная творческая активность могут быть естественными и совершенно невидимыми.  Главным признаком творчества - творческих умений старшеклассников является новизна полученного продукта, идея которой развивает у старшеклассников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе. Именно поэтому они стремятся к ответственному делу, особенно при выполнении серьезных поручений или заданий, целеполагания и осознания необходимости ответственного выполнения запланированного дела.

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса средствами интернет-проекта позволяют:

  • создавать условия для развития старшеклассников;
  • раскрывать потенциал личности школьника, их становление и развитие в системе сетевого взаимодействия;
  • развивать ответственность учащегося перед группой в результате совместной деятельности, осуществляемой «в облаке».

Навыки проектировочной деятельности формируют у учащихся опыт продуктивных действий в ситуациях, когда нарастает неопределенность, нестабильность и люди больше, чем раньше, нуждаются в координации совместных действий, продуманных решениях, обретении смысла жизни, в новых ценностях. Старшеклассник умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия - все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов. Вслед за Д.Б. Богоявленской, М.А. Холодной можно утверждать, что интернет-проект характеризует следующие черты: перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, видение новой проблемы, построение оригинального и альтернативного способа ее решения [7].

Таким образом, сетевой интернет-проект, учитывающий описанные выше компоненты (концептуальный, целевой, содержательный, технологический, результативно-продуктивный), организуя совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, направленную на достижение общего результата деятельности, активизирует в том числе и процесс развития ответственности школьников.

Рецензенты:

Барабаш О.А., д.п.н., доцент, ректор ГОАУ ДПО ПК ИРО, г. Владивосток;

Невзорова М.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой Теории и методики профессионального образования института Педагогики и образования Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Наврось А.Г., Орешко А.П. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18744 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674