В условиях экономического кризиса и потенциального сокращения рабочих мест важнейшее значение приобретает совершенствование управления трудовым потенциалом как в масштабе страны, так и на уровне отдельных регионов и предприятий.
Управление трудовым потенциалом в регионе предполагает решение следующих задач:
- обеспечение необходимого воспроизводства населения, в том числе в отдельных районах региона;
- создание условий, обеспечивающих доступ населения ко всем видам образования, в том числе профессионального;
- обеспечение эффективной занятости населения и снижение безработицы;
- обеспечение предприятий и организаций региона квалифицированной рабочей силой;
- рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: женщин, пенсионеров и подростков, студентов, школьников старших классов и т.п. [3].
Рассмотрим как решаются эти задачи в Омской области.
Итак, первая задача управления трудовым потенциалом региона - обеспечение необходимого, научно обоснованного воспроизводства населения. Какова здесь ситуация в Омской области? В после реформенный период в России наблюдается сокращение численности населения. Омская область не является исключением. Особенностью является лишь темпы убыли населения. В области они значительно выше как среднероссийских показателей, так и показателей в среднем по Сибирскому федеральному округу. В Омской области за 1990 - 1996гг. потери населения составили 135 тыс. чел. или 5,9% к уровню 1990г., в СФО - 1,1%. За 1996 - 2013г. убыль в области составила 198,4 тыс.чел. или 9,2%, а в СФО - 7,8% [4].
Убыль населения Омской области происходила в основном за счет естественной убыли, характерной для большинства регионов России (табл.1.).
Таблица 1
Динамика естественного прироста (убыли) численности населения Омской области и СФО в 1995- 2014гг. тыс. чел.
| 
 | 1995г. | 2001г. | 2006г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013 | 2014 | 
| СФО | -84,0 | -97,3 | -69,3 | 0,0 | 0,3 | 1,3 | 1,6 | 1,4 | 
| Омская область | -4,4 | -10,3 | -87 | -0,6 | 0,0 | 1,1 | 1,4 | 1,8 | 
Для СФО 2010г., а для Омской области 2011г. стали переломными, когда благодаря существенному росту рождаемости и некоторому снижению смертности, естественная убыль сменилась на естественный прирост населения.
Кроме общероссийских мероприятий (прежде всего выплаты материнского капитала при рождении второго и последующих детей) в области была принята долгосрочная целевая программа «Семья и демография Омской области (2010 - 2014гг.)». С 2011 предусматривалась новая мера социальной поддержки в виде областного материнского капитала (100тыс. руб.) при рождении третьего ребенка. Областной бюджет брал на себя расходы по выплате процентов по ипотечному кредиту при строительстве и приобретении жилья многодетными семьями в сельской местности области. Увеличены выплаты пособий при рождении ребенка, пособия по содержанию детей в малообеспеченных семьях т.д.
Важное значение для демографической составляющей трудового потенциала и его качественных характеристик имеет организация здравоохранения. Коэффициент смертности мужчин трудоспособного возраста в Омской области в 2010 году был выше, чем в среднем по России. Так, если в 2010 году на 100000 мужчин трудоспособного возраста в Омской области приходилось 1314,9 смертей, то в РФ - 1172,1. Основными причинами смерти мужчин являются: болезни системы кровообращения - составляют 27,7% всех смертей; новообразования - 9,6%; несчастные случаи, отравления и травмы - 38,1%; болезнь органов дыхания - 7,6%; болезни органов пищеварения - 4,8%. У женщин трудоспособного возраста три основные причины смертности те же, но у них у них выше показатель смертности от новообразований [5].
Отрицательно влияют на продолжительность жизни и здоровье занятого населения неблагоприятные условия труда. К сожалению условия труда на предприятиях и организациях области за 1990 -2013г.г. существенно ухудшились: доля работников, занятых тяжелым физическим трудом увеличилась в 3,4 раза, а работников, занятых в условиях труда не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам в 2,1 раза. Для улучшения условий труда необходимо усилить контроль со стороны профсоюзных и государственных органов за соблюдением санитарных норм и трудового законодательства. Например, в торговле, автосервисе и других отраслях сейчас применяют график работы «два через два», «три через три», при которых наблюдается значительная переработка нормы рабочего времени, но в организациях не оплачивают ее как сверхурочное время работы (другой вариант - присоединение переработки к отпуску с оплатой по среднедневному заработку).
Другой фактор, оказывающий влияние на динамику численности населения региона - сальдо миграционных потоков. С момента начала освоения Сибири и далее в советский период прирост населения восточных регионов России происходил за счет активной миграции из других регионов. В 1991 - 1999 гг. в Сибири также наблюдается положительное сальдо миграции, прежде всего за счет прибывшего русскоязычного населения из Казахстана, республик средней Азии и других стран СНГ.
Однако с 1999г. влияние миграционной составляющей на формирование населения Сибирского Федерального округа существенно замедлилось - миграционный прирост в 1999г. сменяется миграционной убылью населения (тыс.чел.) в 1999г. - (-16,9); 2000г. - (-7,4); 2001г.- (-35,6).
О сальдо миграции населения в Омской области и СФО дают предоставленные данные таблицы 2.
Таблица 2
Миграционный прирост (убыль) населения Омской области и СФО в 1995 - 2014гг.
| Годы | Прирост (+), убыль (-) человек | |
| Омская область | СФО | |
| 1995 | 2264 | +46050 | 
| 2000 | -10046 | -35676 | 
| 2005 | -2153 | -17535 | 
| 2007 | -1735 | -3440 | 
| 2008 | -93 | +5324 | 
| 2009 | -340 | +14396 | 
| 2010 | -2628 | -4974 | 
| 2011 | -1786 | -2208 | 
| 2012 | -3073 | -7561 | 
| 2013 | -2773 | -15178 | 
| 2014 | 702 | -8146 | 
В целом за 2008 - 2013гг. отрицательное сальдо миграции в Омской области составило 7920 человек. О неблагополучном положении с миграцией населения в Омском Прииртышье свидетельствует и тот факт, что в 2011г. область дала 80,8%, а в 2012г. - 40,2% всего отрицательного сальдо миграции СФО. Исключением для области стал 2014г., когда число прибывших в том числе из Украины и даже Германии на 702 чел. превысило отток населения. Одна из важных причин отрицательного миграционного сальдо Омской области - более низкий уровень заработной платы в регионе, недостаточная обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием и другими услугами социальной сферы [1,2]. О динамике средней зарплаты в области, в СФО, РФ дают представления данные таблицы 3.
Таблица 3
Динамика среднемесячной номинальной заработной платы в РФ, СФО и Омской области в 2001-2014 г.г.
| Годы | РФ | СФО | Омская область | |||
| Абс, руб. | Абс, руб. | В% к уровню РФ | Абс, руб. | В% к уровню РФ | В% к уровню СФО | |
| 2001 | 3578,2 | 3423,8 | 95,6 | 2592,5 | 72,4 | 75,7 | 
| 2004 | 6831.8 | 6520,8 | 95,4 | 5564,3 | 81,0 | 85,3 | 
| 2005 | 8850,2 | 8102,2 | 91,5 | 7442,1 | 84,0 | 91,8 | 
| 2007 | 13527,4 | 12331,6 | 91,1 | 11219,6 | 82,9 | 90,0 | 
| 2008 | 17226,3 | 15395,4 | 89,3 | 13674,4 | 79,4 | 88,0 | 
| 2009 | 18755,1 | 16758,1 | 89,1 | 14855,1 | 79,0 | 88,6 | 
| 2010 | 21192,8 | 18454,5 | 87,0 | 16785,6 | 79,2 | 90,9 | 
| 2011 | 23693,1 | 20970,0 | 88,5 | 19113,8 | 80,6 | 91,1 | 
| 2012 | 26822,3 | 23920,2 | 89,1 | 22003,8 | 82,0 | 92,0 | 
| 2013 | 29960 | 26484 | 88,3 | 24874 | 82,9 | 93,9 | 
| 2014 | 32611 | 28375 | 86,8 | 26313 | 80,6 | 92,9 | 
Как видно в 2001г. средняя заработная плата в Омской области составила лишь 72,4% от ее уровня в РФ 75,7% от уровня СФО, в 2008году соответственной 79,4 и 88,0%.
В 2009 - 2014гг. в области были предприняты меры по повышению заработной планы, в том числе в бюджетной сфере, уровень зарплаты повысился в этот период в 1,5 раза, сократилось отставание от уровня зарплаты в сравнении с РФ и СФО, это не может не сказаться в дальнейшем положительно на миграционных процессах. Администрацией области применяются также жесткие меры к руководителям и собственникам предприятий, задерживающих выплату заработной платы.
Второй элемент управления трудового потенциала в регионе - обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы. Советский Союз характеризовался высоким уровнем занятости населения - 90-92% размера трудовых ресурсов накануне разделения страны. Многие регионы, особенно в Сибири, испытывали дефицит рабочей силы. Так, в 1985 - 1990 гг. Омская область испытывала ежегодно недостаток рабочей силы до 10-15 тыс. рабочих. Правда, по расчетам ряда экономистов, на предприятиях бывшего СССР содержалось не менее 8-12% лишних работников на случай отправки работающих на уборочные работы в колхозы и совхозы, из-за боязни сократить численность и потерять фонд зарплаты, устанавливаемый сверху министерствами и т.п.
Экономический кризис после проведения не всегда удачных реформ 1990 годов привел к сокращению числа занятых прежде всего в обрабатывающих отраслях, строительстве, легкой промышленности и сельском хозяйстве. После существенного и длительного сокращения занятых в 1991 - 1998гг. после дефолта вместе с экономическим подъемом начался рост числа занятых. Однако после 2011г. рост числа занятых перестал быть общим и сменился в большинстве регионов новым спадом.
О динамике экономически активного населения (ЭАН), занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области дают представление данные таблицы 4.
Таблица 4
Динамика экономически активного населения, занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области в 1995 - 2014гг., тыс. чел.
| 
 | 1995 | 2006 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 
| Российская Федерация ЭАН | 70861 | 74146 | 76047,6 | 75265,3 | 76063,6 | 75103,6 | 75225 | 78685 | 
| -занятые | 64149 | 68834 | 71256,6 | 69620,4 | 71043,4 | 70972,9 | 71088 | 74796 | 
| -безработные | 6212 | 5312 | 4791,0 | 5644,9 | 5020,2 | 4130,7 | 4137 | 3889 | 
| Сибирский Федеральный округ ЭАН | 10071 | 9983 | 10277,1 | 10237,5 | 10207,3 | 9807,0 | 9879 | 9788 | 
| -занятые | 9156 | 9081 | 9424,1 | 9379,6 | 9370,3 | 9110,7 | 9069 | 9103 | 
| -безработные | 914 | 903 | 853,0 | 893,9 | 837,0 | 696,3 | 685 | 685 | 
| Омская область ЭАН | 
 982 | 
 1022 | 
 1075,0 | 1070,3 | 
 1100,0 | 
 1200,0 | 
 1064 | 
 1086 | 
| -занятые | 929 | 927 | 989 | 983,6 | 1014,2 | 1128,0 | 992 | 976 | 
| -безработные | 53 | 95 | 86,0 | 86,7 | 85,8 | 72,0 | 72 | 70 | 
Таким образом, если выделить этап развития 1995-2006 г.г. численность занятых в РФ выросла в на 7,3%, в СФО снизилась на 0,9%, в Омской области снижение на 0,2%. В 2008-2009 г.г. в период кризиса в РФ снижение занятых на 2,6%, в СФО на 3,3%, в Омской области на 1,7 %, то есть Омская область перенесла лучше кризисный период, чем другие регионы России, Период 2010-2014гг. характеризуется вялым развитием экономики, занятость в это время выросла в РФ на 7,3%, в СФО снизилась на 2,7%, в Омской области снижение 0,8%.
В целом за 1995-2014г.г. рост числа занятых в РФ на 16,6% , СФО снижение на 0,6%, в Омской области рост на 5,0% , то есть в области положение с занятостью (а значит деловой активностью) несколько хуже, чем в целом по России, но существенно лучше, чем в целом в СФО.
Показатель взаимосвязанный с занятостью и также характеризующий степень использования трудового потенциала - уровень безработицы. О динамике безработицы в Омской области в сравнении с её показателями в целом по России и Сибирским федеральным округом дают представление данные таблицы 5.
Таблица 5
Сравнительная динамика уровня безработицы в Омской области, СФО и РФ в 1995-2014 г.г.
| 
 | 1995 | 2000 | 2006 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 
| 1.Численность безработных в Омской области | 53 | 145 | 89 | 86 | 90,4 | 86,7 | 85,8 | 72 | 72 | 70 | 
| 2.Уровень безработицы в Омской области в % к ЭАН | 5,4 | 7,3 | 9,3 | 8,0 | 8,5 | 8,1 | 7,8 | 6,9 | 6,8 | 6,7 | 
| 3.Уровень безработицы в СФО в % к ЭАН | 9,1 | 12,6 | 9,0 | 8,3 | 10,5 | 8,7 | 8,2 | 7,1 | 7,2 | 7,0 | 
| 4.Уровень безработицы в РФ в % к ЭАН | 9,5 | 10,6 | 7,2 | 6,3 | 8,4 | 7,5 | 6,6 | 5,5 | 5,5 | 5,2 | 
Таким образом, за 1995-2014г.г. уровень безработицы в РФ снизился в 1,8 раза, в СФО в 1,3 раза, в Омской области в 1,2 раза. По уровню безработицы область находится в 2014г. в относительно благополучном положении - незначительно на 1,5 процентных пункта превышает этот показатель в РФ, но он ниже на 0,3 пункта чем в СФО. Безработицу кроме её уровня характеризует и другой показатель - средняя продолжительность поиска работы. Распределение численности безработных в Омской области по продолжительности поиска работы характеризуется следующими цифрами (в %): менее 1 месяца - 14,7; от 1 до3 месяцев - 19,2; от 3 до 6 месяцев - 19,3; от 6 до 9 месяцев - 10,1; от 9 до 12 месяцев - 8,9; 12 месяцев и более - 27,8.
Средневзвешанная (по удельному весу численности безработных) продолжительность поиска работы получается равной 7,1 месяца, и это весьма значительный срок. При благоприятном положении с занятостью в числе ищущих работу преобладают краткосрочные безработные с длительностью поиска работы не более одного - трёх месяцев. Особенно неблагоприятным является тот факт, что 27,8% безработных области ищут работу 12 и более месяцев (в целом по России таких безработных 21,4%). Значительная часть этих безработных отчаявшись найти работу, может перейти из экономически активного в экономически неактивное население. Для снижения безработицы администрацией области применяются различные меры. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза.
Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.
Активную работу проводят службы занятости. При их содействии в 2014г. нашли работу более половины граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, а государственную услугу по развитию самозанятости получают 1500 безработных.
Важная задача управления трудовым потенциалом - обеспечение не просто занятости, а эффективной занятости. Под эффективной в данном случае мы понимаем достаточно высокую долю занятых в отраслях, обеспечивающих значительный прирост добавленной стоимости с высокотехнологичными рабочими местами, требующими квалифицированных и технически образованных работников. К сожалению, как в целом по РФ, так и в Омской области наблюдается непрерывное падение доли занятых в обрабатывающих отраслях и материальном производстве в целом [5]. Таким образом, при относительно невысоком уровне безработицы для региона весьма актуальной остаётся задача увеличения темпов развития и доли занятых в обрабатывающих отраслях.
В области предпринимаются сейчас меры содействующие решению этой задачи. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза. Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.
На региональном уровне могут использоваться различные модели управления трудовым потенциалом и занятостью. Каждая из них имеет свои положительные стороны и недостатки, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Модели управления занятостью и трудовым потенциалом региона
| Содержание модели | Преимущества модели | Недостатки модели | 
| 1.Наращивание количества рабочих мест в бюджетной сфере (управление, социальное обслуживание, культура, образование и т.п.) | Низкая капиталоемкость, рост занятости в короткие сроки, снижение безработицы среди лиц с высшим образованием | Не решает проблему структурной перестройки экономики и повышенная производительность общественного труда. Повышение доли занятых с низкими доходами требует роста бюджетных расходов, рост безработицы при недостатке бюджетных средств | 
| 2.Интенсивное развитие рабочих мест в сфере услуг: торговля, бытовое обслуживание и т.п., а также банковский сектор и страхование | Относительно невысокая капиталоемкость, снятие сроки роста занятости, широкие возможности развития малого бизнеса | Весьма уязвима при падении мировых цен на нефть, газ, метал и другую экспортируемую продукцию, которое может вызвать массовую безработицу. Рост рабочих мест в основном с невысоким доходом (кроме банковского сектора) | 
| 3.Рост высокотехнологичных рабочих мест по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, модернизация рабочих мест в обрабатывающих отраслях. | Обеспечивает решение задачи структурной перестройки экономики и роста производительности труда, создание рабочих мест первичного рынка труда с высокими доходами работающих | Высокая капиталоемкость, относительно длинные сроки создания новых рабочих мест | 
| 4.Массовое переобучение высвобождающейся рабочей силы с сохранением части занятых с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем стабильную занятость этих работников (шведская модель) | Низкая капиталоемкость, решение проблемы высвобождаемых работников в короткие сроки | Рост бюджетных расходов на оплату труда. Необходимость точного прогноза развития экономики региона | 
| 5.Организация трудоустройства избыточной рабочей силы в другие регионы (преимущественно вахтовым методом) | Низкая капиталоемкость, решение проблем трудоустройства в короткие сроки | Социально-психологический дискомфорт (отрывают семьи на длительные сроки, нарушения нормального решения труда и отдыха), отчисление НДФЛ в бюджет других регионов | 
Модели могут быть дифференцированы по отраслям, районам региона (например, модель для водного транспорта, сельского хозяйства, строительства и т.д.)
Следует отметить, что в Омской области применяется в определенные периоды разное сочетание этих моделей. В первый послереформенный период (1990-ые годы) применялась в основном вторая и четвертая модель, в последнее пятилетие начинает уделяться внимание третьей модели, хотя успехи с ее применением пока весьма скромны.
Важный элемент регионального управления - рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: пенсионеров, подростков, женщин, студентов и школьников, инвалидов. По этой проблеме в Омской области принят ряд региональных программ. Так в 2012г. в бюро по трудоустройству в России за помощью в трудоустройстве обратилось 842 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, в 2011г - 929 тыс., в 2010г. - 1 млн.45 тыс. Но это не говорит о снижении трудовой активности молодежи, просто многие старшеклассники и студенты на период каникул пока трудоустраиваются сами.
Таким образом, важнейшими целями управления трудовым потенциалом в регионе являются:
- содействие воспроизводству и достаточному приращению населения региона за счет естественного прироста и положительного сальдо миграционных потоков;
- обеспечение прогрессивных сдвигов в производстве, а значит и занятости в пользу высокотехнологичных отраслей;
- создание наукоёмких рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
- выбор наиболее рациональных моделей снижения безработицы и сочетание этих моделей;
- создание благоприятных условий труда и рост реальных доходов населения;
- использование государственно-частного партнерства для создание новых рабочих мест;
- поддержка частного предпринимательства и самозанятости;
- ускорение развития сельского хозяйства, фермерства и сельского подворья для снижения безработицы и роста доходов на селе;
- создание условий для подготовки квалифицированных кадров, обеспечение соответствия подготовки кадров ближайшим и перспективным целям производства.
Рецензенты:
Синявец Т.Д., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВПО «ОГИС», г. Омск.
Реброва Н.П. д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Храпова Е.В., Кулик Н.А. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18456 (дата обращения: 31.10.2025).



