Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Храпова Е.В. 1 Кулик Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»
Определены задачи управления трудовым потенциалом региона. Проанализированы основные элементы управления трудовым потенциалом Омской области: воспроизводство населения; динамика естественного прироста (убыли) и миграции населения 1990-2014гг., влияние условий труда, заработной платы и других социально-экономических факторов на миграцию населения; динамика занятости и безработицы, изменения структуры занятых и т.д. Эти показатели анализируются в динамике и в сравнении с Российской Федерацией в целом, а также Сибирским федеральным округом. Сделаны выводы о необходимости изменения структуры занятости в регионе в пользу высокотехнологичных рабочих мест. Предложены модели управления занятостью и трудовым потенциалом региона, рассмотрены достоинства и недостатки каждой модели. Определены важнейшие цели управления трудовым потенциалом в регионе, а также элементы регионального управления.
регионы
население
безработица
численность
модели занятости
управление
трудовой потенциал
1. Елкин С.Е., Калинина Н.М., Баянова Л.И. Особенности развития человеческого потенциала в условиях формирования современной системы образования // Современные проблемы науки и образования (Электронный научный журнал). – 2012. – № 3
2. Завадская В.В., Калинина Н.М., Елкин С.Е. Новые формы и направления человеческого развития в системе современного государственного управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 9.
3. Кычанов Б.И. Рост высокотехнологичных рабочих мест в материальном производстве – основа экономической безопасности России. – Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции. 28 ноября 2014 г. / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. – Омск: РОФ «ФРСР», 2014. – 550 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010-2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.
5. Храпова Е В. Управление кадровым обеспечением экономики Омской области. – Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции. 28 ноября 2014 г. / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. – Омск: РОФ «ФРСР», 2014. – 550 с.

В условиях экономического кризиса и потенциального сокращения рабочих мест важнейшее значение приобретает совершенствование управления трудовым потенциалом как в масштабе страны, так и на уровне отдельных регионов и предприятий.

Управление трудовым потенциалом в регионе предполагает решение следующих задач:

  • обеспечение необходимого воспроизводства населения, в том числе в отдельных районах региона;
  • создание условий, обеспечивающих доступ населения ко всем видам образования, в том числе профессионального;
  • обеспечение эффективной занятости населения и снижение безработицы;
  • обеспечение предприятий и организаций региона квалифицированной рабочей силой;
  • рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: женщин, пенсионеров и подростков, студентов, школьников старших классов и т.п. [3].

Рассмотрим как решаются эти задачи в Омской области.

Итак, первая задача управления трудовым потенциалом региона - обеспечение необходимого, научно обоснованного воспроизводства населения. Какова здесь ситуация в Омской области? В после реформенный период в России наблюдается сокращение численности населения. Омская область не является исключением. Особенностью является лишь темпы убыли населения. В области они значительно выше как среднероссийских показателей, так и показателей в среднем по Сибирскому федеральному округу. В Омской области за 1990 - 1996гг. потери населения составили 135 тыс. чел. или 5,9% к уровню 1990г., в СФО - 1,1%. За 1996 - 2013г. убыль в области составила 198,4 тыс.чел. или 9,2%, а в СФО - 7,8% [4].

Убыль населения Омской области происходила в основном за счет естественной убыли, характерной для большинства регионов России (табл.1.).

Таблица 1

Динамика естественного прироста (убыли) численности населения Омской области и СФО в 1995- 2014гг. тыс. чел.

 

1995г.

2001г.

2006г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013

2014

СФО

-84,0

-97,3

-69,3

0,0

0,3

1,3

1,6

1,4

Омская область

-4,4

-10,3

-87

-0,6

0,0

1,1

1,4

1,8

Для СФО 2010г., а для Омской области 2011г. стали переломными, когда благодаря существенному росту рождаемости и некоторому снижению смертности, естественная убыль сменилась на естественный прирост населения.

Кроме общероссийских мероприятий (прежде всего выплаты материнского капитала при рождении второго и последующих детей) в области была принята долгосрочная целевая программа «Семья и демография Омской области (2010 - 2014гг.)». С 2011 предусматривалась новая мера социальной поддержки в виде областного материнского капитала (100тыс. руб.) при рождении третьего ребенка. Областной бюджет брал на себя расходы по выплате процентов по ипотечному кредиту при строительстве и приобретении жилья многодетными семьями в сельской местности области. Увеличены выплаты пособий при рождении ребенка, пособия по содержанию детей в малообеспеченных семьях т.д.

Важное значение для демографической составляющей трудового потенциала и его качественных характеристик имеет организация здравоохранения. Коэффициент смертности мужчин трудоспособного возраста в Омской области в 2010 году был выше, чем в среднем по России. Так, если в 2010 году на 100000 мужчин трудоспособного возраста в Омской области приходилось 1314,9 смертей, то в РФ - 1172,1. Основными причинами смерти мужчин являются: болезни системы кровообращения - составляют 27,7% всех смертей; новообразования - 9,6%; несчастные случаи, отравления и травмы - 38,1%; болезнь органов дыхания - 7,6%; болезни органов пищеварения - 4,8%. У женщин трудоспособного возраста три основные причины смертности те же, но у них у них выше показатель смертности от новообразований [5].

Отрицательно влияют на продолжительность жизни и здоровье занятого населения неблагоприятные условия труда. К сожалению условия труда на предприятиях и организациях области за 1990 -2013г.г. существенно ухудшились: доля работников, занятых тяжелым физическим трудом увеличилась в 3,4 раза, а работников, занятых в условиях труда не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам в 2,1 раза. Для улучшения условий труда необходимо усилить контроль со стороны профсоюзных и государственных органов за соблюдением санитарных норм и трудового законодательства. Например, в торговле, автосервисе и других отраслях сейчас применяют график работы «два через два», «три через три», при которых наблюдается значительная переработка нормы рабочего времени, но в организациях не оплачивают ее как сверхурочное время работы (другой вариант - присоединение переработки к отпуску с оплатой по среднедневному заработку).

Другой фактор, оказывающий влияние на динамику численности населения региона - сальдо миграционных потоков. С момента начала освоения Сибири и далее в советский период прирост населения восточных регионов России происходил за счет активной миграции из других регионов. В 1991 - 1999 гг. в Сибири также наблюдается положительное сальдо миграции, прежде всего за счет прибывшего русскоязычного населения из Казахстана, республик средней Азии и других стран СНГ.

Однако с 1999г. влияние миграционной составляющей на формирование населения Сибирского Федерального округа существенно замедлилось - миграционный прирост в 1999г. сменяется миграционной убылью населения (тыс.чел.) в 1999г. - (-16,9); 2000г. - (-7,4); 2001г.- (-35,6).

О сальдо миграции населения в Омской области и СФО дают предоставленные данные таблицы 2.

Таблица 2

Миграционный прирост (убыль) населения Омской области и СФО в 1995 - 2014гг.

Годы

Прирост (+), убыль (-) человек

Омская область

СФО

1995

2264

+46050

2000

-10046

-35676

2005

-2153

-17535

2007

-1735

-3440

2008

-93

+5324

2009

-340

+14396

2010

-2628

-4974

2011

-1786

-2208

2012

-3073

-7561

2013

-2773

-15178

2014

702

-8146

В целом за 2008 - 2013гг. отрицательное сальдо миграции в Омской области составило 7920 человек. О неблагополучном положении с миграцией населения в Омском Прииртышье свидетельствует и тот факт, что в 2011г. область дала 80,8%, а в 2012г. - 40,2% всего отрицательного сальдо миграции СФО. Исключением для области стал 2014г., когда число прибывших в том числе из Украины и даже Германии на 702 чел. превысило отток населения. Одна из важных причин отрицательного миграционного сальдо Омской области - более низкий уровень заработной платы в регионе, недостаточная обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием и другими услугами социальной сферы [1,2]. О динамике средней зарплаты в области, в СФО, РФ дают представления данные таблицы 3.

Таблица 3

Динамика среднемесячной номинальной заработной платы в РФ, СФО и Омской области в 2001-2014 г.г.

Годы

РФ

СФО

Омская область

Абс, руб.

Абс, руб.

В% к уровню РФ

Абс, руб.

В% к уровню РФ

В% к уровню СФО

2001

3578,2

3423,8

95,6

2592,5

72,4

75,7

2004

6831.8

6520,8

95,4

5564,3

81,0

85,3

2005

8850,2

8102,2

91,5

7442,1

84,0

91,8

2007

13527,4

12331,6

91,1

11219,6

82,9

90,0

2008

17226,3

15395,4

89,3

13674,4

79,4

88,0

2009

18755,1

16758,1

89,1

14855,1

79,0

88,6

2010

21192,8

18454,5

87,0

16785,6

79,2

90,9

2011

23693,1

20970,0

88,5

19113,8

80,6

91,1

2012

26822,3

23920,2

89,1

22003,8

82,0

92,0

2013

29960

26484

88,3

24874

82,9

93,9

2014

32611

28375

86,8

26313

80,6

92,9

Как видно в 2001г. средняя заработная плата в Омской области составила лишь 72,4% от ее уровня в РФ 75,7% от уровня СФО, в 2008году соответственной 79,4 и 88,0%.

В 2009 - 2014гг. в области были предприняты меры по повышению заработной планы, в том числе в бюджетной сфере, уровень зарплаты повысился в этот период в 1,5 раза, сократилось отставание от уровня зарплаты в сравнении с РФ и СФО, это не может не сказаться в дальнейшем положительно на миграционных процессах. Администрацией области применяются также жесткие меры к руководителям и собственникам предприятий, задерживающих выплату заработной платы.

Второй элемент управления трудового потенциала в регионе - обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы. Советский Союз характеризовался высоким уровнем занятости населения - 90-92% размера трудовых ресурсов накануне разделения страны. Многие регионы, особенно в Сибири, испытывали дефицит рабочей силы. Так, в 1985 - 1990 гг. Омская область испытывала ежегодно недостаток рабочей силы до 10-15 тыс. рабочих. Правда, по расчетам ряда экономистов, на предприятиях бывшего СССР содержалось не менее 8-12% лишних работников на случай отправки работающих на уборочные работы в колхозы и совхозы, из-за боязни сократить численность и потерять фонд зарплаты, устанавливаемый сверху министерствами и т.п.

Экономический кризис после проведения не всегда удачных реформ 1990 годов привел к сокращению числа занятых прежде всего в обрабатывающих отраслях, строительстве, легкой промышленности и сельском хозяйстве. После существенного и длительного сокращения занятых в 1991 - 1998гг. после дефолта вместе с экономическим подъемом начался рост числа занятых. Однако после 2011г. рост числа занятых перестал быть общим и сменился в большинстве регионов новым спадом.

О динамике экономически активного населения (ЭАН), занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области дают представление данные таблицы 4.

Таблица 4

Динамика экономически активного населения, занятых и безработных в РФ, СФО и Омской области в 1995 - 2014гг., тыс. чел.

 

1995

2006

2008

2010

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

ЭАН

70861

74146

76047,6

75265,3

76063,6

75103,6

75225

78685

-занятые

64149

68834

71256,6

69620,4

71043,4

70972,9

71088

74796

-безработные

6212

5312

4791,0

5644,9

5020,2

4130,7

4137

3889

Сибирский Федеральный округ

ЭАН

10071

9983

10277,1

10237,5

10207,3

9807,0

9879

9788

-занятые

9156

9081

9424,1

9379,6

9370,3

9110,7

9069

9103

-безработные

914

903

853,0

893,9

837,0

696,3

685

685

Омская область

ЭАН

 

982

 

1022

 

1075,0

1070,3

 

1100,0

 

1200,0

 

1064

 

1086

-занятые

929

927

989

983,6

1014,2

1128,0

992

976

-безработные

53

95

86,0

86,7

85,8

72,0

72

70

Таким образом, если выделить этап развития 1995-2006 г.г. численность занятых в РФ выросла в на 7,3%, в СФО снизилась на 0,9%, в Омской области снижение на 0,2%. В 2008-2009 г.г. в период кризиса в РФ снижение занятых на 2,6%, в СФО на 3,3%, в Омской области на 1,7 %, то есть Омская область перенесла лучше кризисный период, чем другие регионы России, Период 2010-2014гг. характеризуется вялым развитием экономики, занятость в это время выросла в РФ на 7,3%, в СФО снизилась на 2,7%, в Омской области снижение 0,8%.

В целом за 1995-2014г.г. рост числа занятых в РФ на 16,6% , СФО снижение на 0,6%, в Омской области рост на 5,0% , то есть в области положение с занятостью (а значит деловой активностью) несколько хуже, чем в целом по России, но существенно лучше, чем в целом в СФО.

Показатель взаимосвязанный с занятостью и также характеризующий степень использования трудового потенциала - уровень безработицы. О динамике безработицы в Омской области в сравнении с её показателями в целом по России и Сибирским федеральным округом дают представление данные таблицы 5.

Таблица 5

Сравнительная динамика уровня безработицы в Омской области, СФО и РФ в 1995-2014 г.г.

 

1995

2000

2006

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1.Численность безработных в Омской области

53

145

89

86

90,4

86,7

85,8

72

72

70

2.Уровень безработицы в Омской области в % к ЭАН

5,4

7,3

9,3

8,0

8,5

8,1

7,8

6,9

6,8

6,7

3.Уровень безработицы в СФО в % к ЭАН

9,1

12,6

9,0

8,3

10,5

8,7

8,2

7,1

7,2

7,0

4.Уровень безработицы в РФ в % к ЭАН

9,5

10,6

7,2

6,3

8,4

7,5

6,6

5,5

5,5

5,2

Таким образом, за 1995-2014г.г. уровень безработицы в РФ снизился в 1,8 раза, в СФО в 1,3 раза, в Омской области в 1,2 раза. По уровню безработицы область находится в 2014г. в относительно благополучном положении - незначительно на 1,5 процентных пункта превышает этот показатель в РФ, но он ниже на 0,3 пункта чем в СФО. Безработицу кроме её уровня характеризует и другой показатель - средняя продолжительность поиска работы. Распределение численности безработных в Омской области по продолжительности поиска работы характеризуется следующими цифрами (в %): менее 1 месяца - 14,7; от 1 до3 месяцев - 19,2; от 3 до 6 месяцев - 19,3; от 6 до 9 месяцев - 10,1; от 9 до 12 месяцев - 8,9; 12 месяцев и более - 27,8.

Средневзвешанная (по удельному весу численности безработных) продолжительность поиска работы получается равной 7,1 месяца, и это весьма значительный срок. При благоприятном положении с занятостью в числе ищущих работу преобладают краткосрочные безработные с длительностью поиска работы не более одного - трёх месяцев. Особенно неблагоприятным является тот факт, что 27,8% безработных области ищут работу 12 и более месяцев (в целом по России таких безработных 21,4%). Значительная часть этих безработных отчаявшись найти работу, может перейти из экономически активного в экономически неактивное население. Для снижения безработицы администрацией области применяются различные меры. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза.

Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.

Активную работу проводят службы занятости. При их содействии в 2014г. нашли работу более половины граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, а государственную услугу по развитию самозанятости получают 1500 безработных.

Важная задача управления трудовым потенциалом - обеспечение не просто занятости, а эффективной занятости. Под эффективной в данном случае мы понимаем достаточно высокую долю занятых в отраслях, обеспечивающих значительный прирост добавленной стоимости с высокотехнологичными рабочими местами, требующими квалифицированных и технически образованных работников. К сожалению, как в целом по РФ, так и в Омской области наблюдается непрерывное падение доли занятых в обрабатывающих отраслях и материальном производстве в целом [5]. Таким образом, при относительно невысоком уровне безработицы для региона весьма актуальной остаётся задача увеличения темпов развития и доли занятых в обрабатывающих отраслях.

В области предпринимаются сейчас меры содействующие решению этой задачи. Разработана стратегия социально - экономического развития Омской области до 2020г., которая предусматривает рост валового регионального продукта по сравнению с 2005г. в 2,4 раза, увеличение доли оборота организаций малого бизнеса до 25%, рост реальных доходов населения по сравнению с 2005г. в 2,5 раза. Продолжается процесс реформирования предприятий и научно - проектных институтов оборонно - промышленного комплекса Омской области на основе идеи создания межрегиональных интегрированных структур и холдингов, что позволит сохранить и преумножить потенциал этих предприятий, обеспечивают рост количества высокотехнических рабочих мест. В области сделана ставка на развитие кластеров - нефтехимического, агропищевого, лесного и высоких технологий. Развитие крупных предприятий будет содействовать и развитию малого бизнеса, обслуживающего и дополняющего эти предприятия. Так новый завод полипропилена в Омске позволит создать вокруг него до 40 малых предприятий по изготовлению различных изделий из продукции предприятия.

На региональном уровне могут использоваться различные модели управления трудовым потенциалом и занятостью. Каждая из них имеет свои положительные стороны и недостатки, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6

Модели управления занятостью и трудовым потенциалом региона

Содержание модели

Преимущества модели

Недостатки модели

1.Наращивание количества рабочих мест в бюджетной сфере (управление, социальное обслуживание, культура, образование и т.п.)

Низкая капиталоемкость, рост занятости в короткие сроки, снижение безработицы среди лиц с высшим образованием

Не решает проблему структурной перестройки экономики и повышенная производительность общественного труда. Повышение доли занятых с низкими доходами требует роста бюджетных расходов, рост безработицы при недостатке бюджетных средств

2.Интенсивное развитие рабочих мест в сфере услуг: торговля, бытовое обслуживание и т.п., а также банковский сектор и страхование

Относительно невысокая капиталоемкость, снятие сроки роста занятости, широкие возможности развития малого бизнеса

Весьма уязвима при падении мировых цен на нефть, газ, метал и другую экспортируемую продукцию, которое может вызвать массовую безработицу. Рост рабочих мест в основном с невысоким доходом (кроме банковского сектора)

3.Рост высокотехнологичных рабочих мест по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, модернизация рабочих мест в обрабатывающих отраслях.

Обеспечивает решение задачи структурной перестройки экономики и роста производительности труда, создание рабочих мест первичного рынка труда с высокими доходами работающих

Высокая капиталоемкость, относительно длинные сроки создания новых рабочих мест

4.Массовое переобучение высвобождающейся рабочей силы с сохранением части занятых с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем стабильную занятость этих работников (шведская модель)

Низкая капиталоемкость, решение проблемы высвобождаемых работников в короткие сроки

Рост бюджетных расходов на оплату труда. Необходимость точного прогноза развития экономики региона

5.Организация трудоустройства избыточной рабочей силы в другие регионы (преимущественно вахтовым методом)

Низкая капиталоемкость, решение проблем трудоустройства в короткие сроки

Социально-психологический дискомфорт (отрывают семьи на длительные сроки, нарушения нормального решения труда и отдыха), отчисление НДФЛ в бюджет других регионов

Модели могут быть дифференцированы по отраслям, районам региона (например, модель для водного транспорта, сельского хозяйства, строительства и т.д.)

Следует отметить, что в Омской области применяется в определенные периоды разное сочетание этих моделей. В первый послереформенный период (1990-ые годы) применялась в основном вторая и четвертая модель, в последнее пятилетие начинает уделяться внимание третьей модели, хотя успехи с ее применением пока весьма скромны.

Важный элемент регионального управления - рациональное использование трудового потенциала отдельных категорий населения: пенсионеров, подростков, женщин, студентов и школьников, инвалидов. По этой проблеме в Омской области принят ряд региональных программ. Так в 2012г. в бюро по трудоустройству в России за помощью в трудоустройстве обратилось 842 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, в 2011г - 929 тыс., в 2010г. - 1 млн.45 тыс. Но это не говорит о снижении трудовой активности молодежи, просто многие старшеклассники и студенты на период каникул пока трудоустраиваются сами.

Таким образом, важнейшими целями управления трудовым потенциалом в регионе являются:

  • содействие воспроизводству и достаточному приращению населения региона за счет естественного прироста и положительного сальдо миграционных потоков;
  • обеспечение прогрессивных сдвигов в производстве, а значит и занятости в пользу высокотехнологичных отраслей;
  • создание наукоёмких рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
  • выбор наиболее рациональных моделей снижения безработицы и сочетание этих моделей;
  • создание благоприятных условий труда и рост реальных доходов населения;
  • использование государственно-частного партнерства для создание новых рабочих мест;
  • поддержка частного предпринимательства и самозанятости;
  • ускорение развития сельского хозяйства, фермерства и сельского подворья для снижения безработицы и роста доходов на селе;
  • создание условий для подготовки квалифицированных кадров, обеспечение соответствия подготовки кадров ближайшим и перспективным целям производства.

Рецензенты:

Синявец Т.Д., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВПО «ОГИС», г. Омск.

Реброва Н.П. д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Храпова Е.В., Кулик Н.А. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18456 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674