Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТЮМЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Осипова Л.Б. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа данной социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития общества. Снижение институционального влияния, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий в связи с появлением большего числа альтернатив развития ставит молодежь перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров и путей их реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии. В статье раскрыто содержание базового понятия «жизненные стратегии», представлено развернутое теоретическое обоснование методологии исследования данной темы, использован широкий круг научных изысканий для подтверждения основных положений статьи, на материалах эмпирического исследования автором анализируются основные жизненные стратегии молодежи.
образ будущего
ценностные ориентации
профориентация
профессиональное самоопределение
жизненные стратегии
учащаяся молодежь
молодежь
общество
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 266-267.
3. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения [Текст] /Э. Дюркгейм // Социологические исследования, 1991. – № 2. – С.106–114.
4. Переведенцев В.И. Молодая семья сегодня. – М.: Знание, 1987. – 128с.
5. Парсонс Т. Parsons T. The Social System, N.Y., 1951
6. Резник, Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности : (опыт комплекс. анализа). [Текст] / Ю.М. Резник. – М. : Ин-т человека РАН, Независ. ин-т граждан. об-ва, 2002.
7. Современный словарь иностранных слов. – М., 1992. – С. 582.
8. Шлапак, Н.А. Категория «жизненные планы» [Текст] / Н.А. Шлапак // Философские науки. – 1974. – № 5. – С. 139-142.
9. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер / Пер. с англ. С. Меленевской. – СПб.: Питер Пресс, 2008. – 607 с.
10. Энвери Л.А., Осипова Л.Б. Жизненные стратегии современной молодежи [Текст] / Л.А. Энвери, Л.Б. Осипова //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 4(4). – С. 106-109.

Жизненная стратегия человека характеризуется выстроенной системой ценностных ориентаций и основанных на ней осознанных целей, осмысленностью действий, поступков и всей жизни в целом. Эффективность реализации жизненной стратегии во многом зависит от социальной активности личности, принятия и признания человеком ответственности за свою жизнь. В определении понятия «жизненная стратегия» до сих пор нет логической четкости и ясности. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [7].

Жизненные стратегии молодежи всегда вызывали огромный интерес со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Наиболее значимым вкладом для понимания основных подходов к исследованию жизненных стратегий молодежи являются теоретические выводы и концепты М. Вебера. Им разработана теория социального действия как инструмент для объяснения поведения людей. Э. Дюркгеймом [3] проблема жизненных стратегий молодежи рассматривается в контексте формирования требований со стороны общества. Теория Т. Парсонса включает в себя важнейшие элементы концепции стратегического поведения, в рамках которой возможна интерпретация понятия «жизненные стратегии» [5]. Основатель социологии знания К. Мангейм рассматривает молодежь как группу, социальная роль которой зависит от того общества, в котором она живет.

Киевский ученый Е.И. Головаха подчеркивает, «жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего, социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [2]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия - это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах - производству и развитию» [1]. Она считает, что личность можно назвать зрелой, только если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она относит к главному параметру построения жизненной стратегии.

По мнению Н.А. Шлапак, именно в жизненных планах выражается актуальность отражения человеком объективной реальности. Они обладают мобилизующим, организующим свойством и являются идеальным средством превращения возможности в действительность. Он утверждал, что «именно в жизненных планах выражается актуальность отражения человеком объективной реальности». Жизненные стратегии обладают мобилизующим, организующим свойством и являются идеальным средством превращения возможности в действительность [8].

Ю.М. Резник рассматривает типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее часто и которые можно выделить по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности). Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций-идеалов и верований» [6]. Ю.М. Резник предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою). Среди основных жизненных стратегий Ю.М. Резник выделяет: стратегию жизненного успеха, стратегии жизненного благополучия, стратегии самореализации.

А. Адлер рассматривает жизненные стратегии посредством адаптационного подхода. Он полагал, что уже в детстве формируется жизненный стиль человека как интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. По его мнению, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты [9]. По мнению К. Юнга, «человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается в полной степени. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал "обретение себя"» [4].

Процесс формирования жизненных перспектив молодежи весьма сложен. В сложившихся условиях становится достаточно популярной идея С.Л. Рубинштейна о том, что жизнь человека может протекать и как стихийный, и как сознательный, творчески направленный процесс, а фактором возвышения человека может быть только разумное проектирование своей жизни. При исследовании жизненных стратегий молодых людей необходимо помнить, что рассматриваемая социальная группа не является однородной по своему составу. Для ее представителей характерны различные наборы социальных статусов, функций и ролей, которые соответствуют этапам взросления и становления личности.

На этапе ранней юности (14-16 лет) основная цель и задачи молодежи - накопление и развитие человеческого потенциала, получение образования, выбор учебного заведения и профессии. Именно на этом этапе происходит определение дальнейшего жизненного пути. Возрастной этап от 17 до 23 лет характеризуется физиологическим созреванием человека и его социальным становлением как личности. Образование на этом этапе развития является профессиональным. Молодые люди приобретают материальную независимость от родителей, обзаводятся своими семьями [10].

С 23 лет начинается новый этап в жизни молодого человека. Основным видом деятельности становится трудовая деятельность. Многие люди становятся самостоятельными в экономическом отношении. К тому же происходит смена существующих жизненных ориентиров под влиянием внешних условий. Следовательно, дифференциация социального положения обусловливает самые разнообразные варианты жизненных стратегий и целей молодого поколения. Неслучайно исследование жизненных перспектив молодежи в современных условиях представляется особо актуальным для авторского изучения. Интерес к данной теме вызван несколькими обстоятельствами.

Во-первых, молодежь выступает активным субъектом общественного воспроизводства и гарантом его развития. Жизненные стратегии молодежи являются важнейшим индикатором будущих тенденций развития общества. Изучение жизненных ориентиров молодого поколения дает возможность прогнозировать будущие социальные процессы.

Во-вторых, глобальные трансформационные процессы повлекли за собой изменения в духовной сфере, в корне преобразовав ценностные ориентации, жизненные цели и стратегии молодых людей.

В-третьих, под влиянием особенностей воспроизводства в его составе также происходят значительные изменения, которые проявляются в существующей деформации возрастной структуры, что влечет за собой сокращение численности и удельного веса в составе населения молодых возрастных групп. Это свидетельствует о начавшемся процессе депопуляции российского населения.

Изучение проблем формирования и реализации жизненных стратегий молодежи в условиях трансформации общества является первостепенной задачей авторского исследования. Опросу подлежало 315 человек. В качестве метода опроса применялось очное анкетирование. После проведения анкетирования авторами были си­стематизированы и обобщены полученные результаты.

В современных условиях наиболее значимыми проблемами названы низкие доходы и молодежная безработица. Об актуальности этих вопросов свидетельствуют ответы респондентов: низкие доходы (43 %), преступность (39 %), безработица (38 %), жилищные проблемы (31 %), здоровье (15 %), коррупция (14 %), экология (13 %), социальное расслоение населения (12 %), плохая организация досуга (9 %).

Таким образом, для того чтобы жить и работать, необходимы следующие условия: интересная и содержательная работа, стабильный заработок и жилье. Стоит обратить внимание на то, что среди молодых горожан не преобладают настроения по поводу смены места жительства. По результатам опроса 72 % молодых людей связывают свою жизнь с родным городом Тюменью, лишь 7 % респондентов имеют скромные миграционные настроения.

Жизненные стратегии индивидов проявляются в конкретных жизненных целях. Достижение успеха в деле реализации целей связано в большей степени с фактором времени. Однако, как показывают результаты исследований, у большинства представителей молодежи не обнаруживается не только стремление «успеть воплотить», но и четкая постановка целей в жизни. На вопрос о наличии цели и деятельности по ее достижению 8 % молодых респондентов ответили, что не имеют конкретных целей, 38 % - имеют цели, но не расставляют приоритеты и делают немного для того, чтобы их достичь. Еще 24 % опрошенных имеют четкие цели и стараются воплотить задуманное в жизнь. А 11 % молодых людей вообще не имеют цели.

В число наиболее важных жизненных целей молодежи сегодня входят в качестве первоочередных: иметь интересную работу (79 %), надежных друзей (51 %), семью (64 %); воспитать хороших детей (73 %), честно прожить свою жизнь (75 %), приобрести собственное жилье (77 %), сделать карьеру (53 %). Молодые люди ориентированы на ценности социальных связей: семью, детей, дружеские взаимоотношения. Видимо, в условиях социально-экономической нестабильности возрастает ценность человеческих взаимоотношений, прежде всего, семейных. Именно в семье молодые люди видят надежный «тыл». Однако, по причинам неустроенности быта, отсутствия жилья, работы и перспектив молодое поколение либо откладывает достижение этих целей на неопределенный срок, либо вообще меняет намеченные планы на другие. Более половины респондентов высказались о том, что не уверены в завтрашнем дне и не все могут найти свое место в жизни. Об этом говорят полученные результаты.

Чтобы определить, какие цели для молодежи трудно реализуемы или не входят в ее жизненные планы, была указана сумма ответов на вопросы: «хотелось бы, но вряд ли смогу добиться этого» и «в моих жизненных планах этого не было». В итоге оказалось, что наименее важно для молодых людей желание стать знаменитым (23 %), иметь доступ к власти (18 %), иметь свой бизнес (21 %), побывать в разных странах мира (15 %). Таким образом, четверть респондентов имеют представление о том, чего они хотят добиться в жизни и прилагают к этому определенные усилия.

В программу исследования входило и определение мнения молодежи о том, какие необходимы условия, чтобы достичь поставленных целей. Было предложено выбрать не более трех из семи вариантов ответов (таблица 1).

Таблица 1

Условия достижения молодежью важных жизненных целей, в %

Варианты ответов

Возраст

16-22 лет

23-27 лет

28-35 лет

Ваши личные способности, знания и характер

65,2

63,7

56,1

Создание новых рабочих мест в регионе

57,5

73,3

63,7

Бесплатное качественное образование

42.8

43,4

32,1

Политическая стабильность страны

39,4

23,6

48,6

Система льгот для молодежи

27,2

26,4

24,7

Помощь со стороны родственников

26,3

17,2

16,4

Другое

2,1

1,8

1,3

Как видно из таблицы 1, на первом месте оказались личные качества, обладание прочными знаниями и характером. Именно эти качества являются главными условиями для достижения поставленных целей. Жизненные стратегии выпускников школ являются интегральным показателем, раскрывающим не только их социальное самочувствие, но и являющиеся ключом к пониманию сложностей профессиональной социализации, которую она испытывает. Очень важно знать мнения молодежи об удовлетворенности получаемым образованием и дальнейших жизненных планов. Образование как основа интеллектуального и профессионального становления стала ценностью для молодежи. Стремление получить хорошее образование одинаково актуально для нее в разные периоды общественной жизни.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы получением образования в школе?» результаты оказались следующими: удовлетворен - 21,3 %, вполне удовлетворен - 31,3 %, частично удовлетворен - 20,7 %, неудовлетворен - 18,2 %, затруднились в ответе - 8,5 %. Определяя образование как важную жизненную ценность, треть респондентов испытывает неудовлетворенность школьным образованием. В ответах молодежи прослеживается неудовлетворенность качеством преподавания отдельных учебных предметов: физики, химии, иностранного языка [10].

Реализация жизненных планов, целей во многом зависит от социального самочувствия, настроения молодежи и, как выявлено ранее, от личных качеств человека.

Таблица 2

Оценка молодежью личных качеств, необходимых для достижения успеха в жизни, в %

Варианты ответов

Возраст

16-22 лет

23-27 лет

28-35 лет

Целеустремленность

72,4

78,3

80,3

Профессионализм, компетентность

64,1

73,6

76,5

Честность

34,3

29,4

30,2

Умение достигать цели

32,6

27,3

24,5

Доброта, любовь к людям

27,3

21,2

25,2

Коммуникабельность

31,5

34,7

43,1

Лидерские качества

76,3

67,1

53,3

Таким образом, приоритетными личностными качествами молодые люди определили профессионализм, профессиональную компетентность, наличие лидерских качеств. Настораживает, что такие показатели как «честность», «доброта» уступают в процентном соотношении другим качествам.

Профессиональный выбор определяет источники жизнеобеспечения, являясь важнейшей предпосылкой экономической самостоятельности и независимости, как базовых компонентов становления социальной зрелости, так и социальной субъектности молодежи. Данный вид выбора напрямую зависит от социально-экономических условий, аккумулируя в себе все институциональные противоречия в сферах образования и труда, порождая многочисленные социальные проблемы в жизнедеятельности молодежи.

При выборе профессии молодые люди в большей степени руководствуются расчетом, субъективная ценность преломляется в оценках престижности профессии. Большинство выпускников в выборе своей профессии большей частью представлены сами себе (32 %). Большое влияние на выбор профессии оказывают ро­дители - 32,3 %, влияние рек­ламы и СМИ - 6,2 %, система образования - 17,2 %, друзья и знакомые - 18,2 %, рейтинг учебного заведения - 12,1 %, территориальное расположение вуза - 14,0 %.

В условиях рыночной экономики сделать такой выбор достаточно сложно. Дело в том, что количество профессий в современном мире измеряется тысячами, это множество весьма динамично. Повседневная практика показывает: если специальность выбрана в соответствии с интересами, способностями и наклонностями личности и потребностями общества, то труд становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу человеку. Однако профессиональное образование, полученное молодежью в регионе, в значительной степени оказывается невостребованным. Исследование показало, что по специальности, полученной в вузе, работают только 38,6 %, по другой специальности - 53,4 %, 8 % - не трудоустроены, «перебиваются» случайными заработками. Приведенные данные отражают существующий дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Удовлетворенность условиями труда представлена в таблице 3.

Таблица 3

В какой степени респонденты удовлетворены различными сторонами трудового процесса, в %

Насколько удовлетворяет в работе следующее:

Вполне удовлетворяет

Отчасти

удовлетворяет

Совсем не удовлетворяет

Затруднились

с ответом

Условия труда

40,5

44,3

10.2

5,0

Заработок

27,8

48,0

17,2

7,2

График работы

49,5

38.3

11,2

1,0

Содержание работы

51,4

32,2

9,3

7,1

Отношение с руководителем

61,2

27,8

5,4

3,6

Отношение с коллегами

72,3

16,5

6,2

5,0

Одновременно, молодые люди указали на конкретные причины работы не по своей специальности: 32,5 % респондентов отметили «слишком низкую оплату труда», 28,4 % опрошенных утверждают, что работодатели не принимают молодых специалистов на работу ввиду отсутствия практического опыта, 11,2 % убеждены, что, работая по своей специальности, они лишаются возможности перспектив продвижения по службе, 12,6 % - признались, что полученная в вузе специальность «не престижна». Как видим, причины такой ситуации самые различные, новые совокупности отражают тревожную тенденцию, связанную с продолжающейся дискриминацией молодых людей на рынке труда.

Одним из основных условий успешной реализации жизненной стратегии индивида является осознание ответственности за свою жизнь, ее осмысленность. Сама молодежь в собственной нереализованности склонна винить, прежде всего, объективные обстоятельства: материальный недостаток, невозможность создания семьи ввиду отсутствия жилья, отсутствие практического опыта в профессиональной сфере. Но следует назвать в качестве причин, препятствующих достижению намеченных целей, личностные субъективные факторы, такие как: отсутствие стимул (10,2 %), «боязнь рисковать, желание жить спокойно» (7,4 %). Достижение успеха, по мнению опрошенных, возможно при наличии определенных личностных качеств человека, в частности: трудолюбие (62,3 %), деньги (52,4 %), качественное образование (53,9 %). К тому же наличие нужных связей (43,2 %), т.е социальный капитал и наличие гибкости, дипломатичности - умение приспособиться (41,2 %).

Таким образом, в условиях турбулентного состояния общества молодежь характеризуется разнонаправленностью векторов реализации жизненных стратегий, низкими показателями осмысленности своей жизни и ориентиров, не говоря об уровне настойчивости в реализации поставленных целей. Безработица, материальный недостаток, неустроенность жизни приводят к тому, что стратегия жизнеобеспечения, реализуемая многими молодыми людьми, трансформируется в стратегию выживания. В данном случае предел реализации своего человеческого потенциала молодежь видит в обеспечении себя самыми необходимыми средствами.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Силин А.Н., д.с.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Осипова Л.Б. ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТЮМЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18242 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674