Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА К ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Несговорова Н.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
Экологическое образование, отличаясь спецификой комплексного характера его субъекта, целей, направленных на формирование экологического мировоззрения, сознания, умений и навыков экодеятельности и экологически обоснованного поведения обучающихся в природе и социоприродной среде, а также содержанием образования, специфическими принципами и методикой его проектирования и реализации, до сих пор не нашло отражения в теории и методике подготовки педагогов. Необходимо рассматривать деятельность педагога с двух сторон: как члена общества, живущего в тесном окружающем пространстве природной, природно-социальной и других сред (экодеятельность); как педагога, осуществляющего экологическое образование детей (педагогическая деятельность), в целом – эколого-педагогическую деятельность. Эколого-педагогическое проектирование – процесс разработки проектов экологического образования учащихся. Подготовка к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию – сложная, информационно открытая для нового содержания эколого-педагогической деятельности система, имеющая несколько путей осуществления, неравновесная (невозможно достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов, в определенный момент времени преимущество складывается для одного из них); способная к развитию посредством участия ее главного субъекта - обучающегося, стремящегося к самосовершенствованию в эколого-педагогической деятельности.
подготовка к эколого-педагогической деятельности
эколого-педагогическое проектирование
эколого-педагогическая деятельность
1. Ахметова М.Н. Проектная культура будущего учителя // Школьные технологии. - 2004. - № 4. – С. 210-220.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» (квалификация (степень) «бакалавр») : Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 795 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» (квалификация (степень) «магистр») : Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 243 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru.
5. Современный философский словарь / А.И. Лойко. - М., 1996. - 255 с.
6. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.

После 1998 года, когда экология была изъята из базисного учебного плана общего среднего образования, что связывалось с желанием сократить нагрузку, во ФГОС ОО вновь предусмотрено включение в федеральный компонент экологии, но уже в новом статусе - в качестве интегрированного учебного предмета. В состав его предметных компетенций входит формирование способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры [2]. Реализация требований ФГОС ОО, скорее всего, будет возложена на педагогов, специалистов-экологов, бакалавров и магистров направления «Экология и природопользование» [3; 4], во ФГОСах подготовки которых предусматривается подготовка к педагогической деятельности.

Подготовка перехода экологического образования к формированию основ экологической культуры требует от педагога владения умениями его проектирования, освоение которых может явиться показателем профессиональной компетентности. Проектная деятельность и подготовка к ней в свое время нашли отражение в научных исследованиях. Так, технологии и методике проектирования образовательного процесса вуза посвящены работы В.В. Юдина, Е.А. Алисова, С.В. Марихина, О.В. Любимовой и др. Разработке теоретико-методологических оснований становления готовности студентов к проектированию педагогических технологий посвящена работа М.Н. Ахметовой. Методические основы подготовки студентов к проектной деятельности рассматриваются в работах Ю.М. Королева, Е.В. Чернобай и др.

Экологическое образование, отличаясь спецификой комплексного характера его субъекта (личность педагога, личность обучающегося, окружающая природа во всем ее многообразии, социоприродная среда - как равноправные субъекты взаимодействия), его целей, направленных на формирование экологического мировоззрения, сознания, умений и навыков экодеятельности и экологически обоснованного поведения обучающихся в природе и социоприродной среде, а также содержанием образования, специфическими принципами и методикой его проектирования и реализации, до сих пор не нашло отражения в теории и методике подготовки педагогов. В трудах ученых, разрабатывающих теоретико-методологические основания и методику организации проектной деятельности обучающихся, не ставится задача подготовки педагогов к проектированию собственной эколого-педагогической деятельности.

В то же время анализ результатов предварительного этапа исследования свидетельствует о влиянии уровня готовности педагога к экологическому образованию на успешность формирования основ экологической культуры школьников. О низком уровне готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности и проектированию экологического образования говорят результаты проведенного лонгитюдного наблюдения: большинство студентов первых курсов не владеют умениями проектной деятельности, до 10% из них имеют элементарные знания, полученные в процессе выполнения проектно-исследовательских работ в школе. У значительной части учителей (48%) выявлена низкая готовность к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию, связанная с недостаточным уровнем знаний экологии, основных методов экологии, педагогики и методики проектирования.

Требования современного общества к будущим педагогам очень динамичны, поэтому существует необходимость в дополнительной профессиональной подготовке к экологическому образованию и его проектированию в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Актуальность исследования обусловлена объективно существующей потребностью внедрения ценностей устойчиво развивающегося общества в коэволюции с природой в общую культуру социума в процессе активной эколого-педагогической деятельности педагогов, строящих свою профессиональную деятельность и поведение согласно требованиям стратегии развития общества.

В процессе исследования получены следующие наиболее существенные результаты: с опорой на личностно ориентированный, деятельностный подходы на основе категории «деятельность» в педагогическую терминологию введено понятие «эколого-педагогическая деятельность», имеющее авторскую трактовку.

Если понимать под деятельностью, согласно А.И. Лойко, специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру [5], содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, условие существования общества, то, по нашему мнению, необходимо рассматривать деятельность педагога с двух сторон: как члена общества, живущего в тесном окружающем пространстве природной, природно-социальной и других сред (экодеятельность); как педагога, осуществляющего экологическое образование детей (педагогическая деятельность), в целом – эколого-педагогическую деятельность. Целью эколого-педагогической деятельности, в первую очередь, является образование учащихся в области природы, природной, социальной, социо-природной среды. Субъектами эколого-педагогической деятельности выступают все участники, так или иначе включенные в процесс взаимоотношений с природой, сама природа как субъект формирования экоцентрических взаимоотношений между людьми, в обществе, между человеком и природой, обществом и природой (рисунок).

Среди основных задач эколого-педагогической деятельности должно быть: формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов);

во-вторых, субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью;

в-третьих, освоение и использование стратегий и технологий непрагматичного, не связанного с получением какой-либо пользы, выгоды взаимодействия с природой, всем разнообразием ее объектов.

Содержание эколого-педагогической деятельности включает элементы экодеятельности по отношению к природе и социоприродной среде в области познания, наблюдения, сохранения, восстановления, поддержания благоприятного состояния объектов и явлений природы, урбанизированной среды.

Педагогическая деятельность направлена на формирование мировоззрения, сознания, поведения и деятельности учащихся, способствующих установлению партнерских отношений с природой на локальном (личностном), региональном (места жительства, страны), глобальном (планеты, биосферы) уровнях. Проектировочная деятельность направлена на проектирование содержания эколого-педагогической деятельности.

Результатом эколого-педагогической деятельности учителя должен стать экологически культурный человек, живущий в партнерских отношениях с окружающим миром людей и природы, заботящийся о сохранении среды обитания для будущих поколений (рисунок).

Схема эколого-педагогической деятельности

Функции и продукт ЭПД. Эколого-педагогическая деятельность педагога направлена на образование учащихся в области природной, социальной, социоприродной среды и активное соучастие в экологически обоснованной деятельности в адрес среды жизни. Продуктом ЭПД педагога является сформированное у учащихся бережное, ответственное отношение к природе, обществу, человеку и его здоровью как часть интегративного качества личности, называемого социальной ответственностью (по Л.В. Моисеевой). Ее когнитивным компонентом является система знаний о сущности социальной ответственности, нормах поведения, переходящих в научное мировоззрение. В качестве мотивационного компонента выступает иерархия мотивов социально ответственного поведения; сущность поведенческого компонента заключается в реализации выбора линии, соответствующей нормам социально ответственного поведения на основе формирования экологического мировоззрения и развитого самосознания. Морально-правовые и оценочные отношения, интерес к природе, убеждение в необходимости её охраны возникают на базе потребности общения с природой, формирования чувственного к ней отношения (эстетического, гуманистического и т.п.). Эколого-педагогическая активность педагога, таким образом, проявляется через социальную, экологическую ответственность в процессе собственной экодеятельности и формирования экологической культуры обучающихся. Подготовка к ЭПД опирается на комплекс педагогических принципов и закономерностей.

В целом эколого-педагогической деятельностью следует считать комплексную экологическую и образовательную деятельность педагога по организации различных видов экодеятельности учащихся, направленной на формирование экологической ответственности в процессе преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности обучающегося, во время которого морально-правовые и оценочные отношения, интерес к природе, убеждение в необходимости её охраны формируются на базе потребности общения с природой, становления чувственного к ней отношения.

Особым моментом подготовки к эколого-педагогической деятельности является подготовка к ее проектированию. Эколого-педагогическое проектирование – процесс разработки проектов экологического образования учащихся, направленных на формирование научного экологического мировоззрения, становление экологического сознания, создание условий усвоения ценностей, ценностных ориентаций экологически обоснованного поведения, развития потребностно-мотивационной сферы, умений и навыков экодеятельности, в целом экологической компетентности, перерастающей в экологическую культуру личности каждого учащегося.

Готовность к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию представляет собой сложное, многомерное образование – открытую, сложную полифункциональную многокомпонентную систему личности, включающую целостные свойства, присущие личности социально зрелого человека, члена общества, стремящегося к устойчивому развитию; сущностными признаками которой выступают направленность ее потребностей, интересов, моральных и эстетических ориентаций, готовность к экологически сообразной деятельности, взгляды, оценки и поведение, социальная активность в отношении к действительности, составляющие экологическую культуру личности, гармонично сочетающуюся с профессиональной культурой, представленной развитыми профессионально значимыми качествами личности, сформированной эколого-педагогической этикой, знаниями, умениями, навыками эколого-педагогической деятельности и ее проектирования.

Подготовка к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию – сложная, информационно открытая для нового содержания эколого-педагогической деятельности система, имеющая несколько путей осуществления: а) как подготовка к экологической деятельности и ее проектированию; б) как подготовка к педагогической деятельности и ее проектированию; в) как подготовка к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию; в зависимости от уровня профессионального образования (ВПО, повышение квалификации, переподготовка кадров), базового образования и готовности обучающихся к освоению содержания подготовки и методики организации экологического образования, неравновесная (невозможно достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов, в определенный момент времени преимущество складывается для одного из них); способная к развитию посредством участия ее главного субъекта - обучающегося, стремящегося к самосовершенствованию в эколого-педагогической деятельности.

В процессе разработки концепции исследования выдвинуты основные идеи (вытекающие из предположения о том, что эколого-педагогическая деятельность и ее проектирование позволит педагогу выстраивать собственную систему образования, соответствующую динамике социоэкологических процессов), реализация которых и позволила сформулировать соответствующие закономерные зависимости, выделить соответствующие им принципы.

Так, реализация идеи необходимости неукоснительного выполнения ключевых принципов устойчивого развития (устойчивости, упреждения, предосторожности) связана с необходимостью овладения педагогами основными ценностями устойчивого развития как основой готовности к осуществлению экологического образования для устойчивого развития. Следование идее устойчивого развития отражает обусловленность целей и содержания подготовки стратегией социального развития (переходом в стадию устойчивого развития) и потребностью образовательной системы в квалифицированных педагогических кадрах, способных осуществлять экологическое образование в интересах образования для устойчивого развития.

Опора на принципы выделения основного стержня содержания подготовки и системной дифференциации предполагает использование предметно-модульной структуры, на основе которой строится содержание подготовки к экологическому образованию как логической системы формируемых знаний, умений и навыков.

Анализ учебных планов подготовки позволяет сделать следующие выводы: на этапе подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» инвариативным компонентом, вне зависимости от профиля обучения, выступает содержание профессионального цикла «Психолого-педагогические дисциплины» и «Методика обучения», в соответствии с ФГОС ВПО. Гибкость (вариативность) содержания подготовки обеспечивает оптимальный учет контингента обучаемых (их профиля, уровня готовности к освоению содержания образования), создает возможность его изменения в зависимости от изменяющихся условий.

В разрабатываемых нами планах подготовки по специальности «Экология», направления бакалавриата «Экология и природопользование» реализация принципов системности и интеграции способствует построению интегрированных блоков содержания подготовки. В профессиональном цикле обучения (дисциплины по выбору) предметы условно объединены в следующие блоки-модули: «Эколого-теоретический блок», «Эколого-психолого-педагогический блок (экопсихология, экопедагогика)», «Эколого-технологический блок (методика обучения экологии, теория и методика экологического образования, методы экологического мониторинга)» на основе выделения базового звена в содержании подготовки обучающихся с учетом содержания экологического образования школьников.

На ступени магистерского обучения в ФГОС ВПО предусматривается подготовка к проектированию, которая становится базовым (инвариантным) компонентом. Освоение основ эколого-педагогического проектирования - компонент вариативной (по выбору) части разработанной нами образовательной программы.

Что касается повышения квалификации и переподготовки педагогов, то их содержание заложено в комплексных образовательных программах «Экологическое образование», «Экология», программе тренингов «Саморегуляция и самосовершенствование», в дополнительных общекультурном и коррекционном компонентах, предполагающих наличие коррекционных программ специализации.

В период перехода системы образования в новые социально-экологические условия система подготовки к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию создает синергетический эффект, проявляющийся в закономерном влиянии ее целей на содержание и педагогические условия освоения обучающимися эколого-педагогической деятельности и ее проектирования. Это отражает обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса формирования готовности студентов и педагогов к эколого-педагогической деятельности подготовкой к проектированию и осуществлению экологического образования школьников.

Выявленная тенденция базируется на социально-педагогической основе, механизм реализации которой обусловлен противоречивым характером развития образовательной системы подготовки педагогов, взаимосвязей ее компонентов. Разрешение противоречий обеспечивает самодвижение и саморазвитие ее как целостной системы, так и компонентов, включая содержание и субъектов – обучающихся.

Идея необходимости проектирования эколого-педагогической деятельности обусловлена тем, что педагог как субъект деятельности выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей.

Под эколого-педагогическим проектированием следует понимать разработку какого-либо проекта и его реализацию на основе выделенных условий и при использовании имеющихся ресурсов. Оно изначально ориентирует на инновацию, эксперимент, прогнозирование. В нашем исследовании ЭПП предлагается рассматривать с двух позиций: содержательной и процессуальной.

В содержательном плане эколого-педагогическое проектирование можно представить в виде метапредметной системы. В процессуальном плане эколого-педагогическое проектирование – комплексная деятельность, включающая на паритетной основе экологическое и педагогическое проектирование. Эколого-педагогическое проектирование (ЭПП) предполагает разностороннюю деятельность преподавателя как организатора его освоения обучающимися и образовательную деятельность обучающихся по освоению и использованию ЭПП.

Следовательно, ЭПП является и средством профессиональной подготовки (инструментарием) в руках преподавателя и результатом подготовки (продуктом освоения) обучающимися. Подготовка к ЭПП направлена на освоение теоретических методов мыследеятельности, методов педагогики, экологической экспертизы и технологических основ экодеятельности в окружающем мире природы, социоприродной среде, формирование ценностных ориентаций, определенных экологическим императивом и педагогической этикой.

Владение эколого-педагогическим проектированием является залогом успешности деятельности педагога, нацеленной, в соответствии с требованиями ФГОС, на «формирование основ экологической культуры». Следовательно, подготовка педагогов к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию должна осуществляться непрерывно, начиная с освоения основ профессиональной деятельности, а затем в процессе всей профессиональной деятельности.

Принцип творческой самореализации находит выражение в единстве экологической и педагогической проектной деятельности. Будущий педагог может отдавать предпочтение экологической деятельности (или педагогической), проявляя небрежное отношение к другой стороне деятельности, объясняя данное предпочтение занятостью, нехваткой времени и т.п. Успешной будет активная педагогическая деятельность, оказывающая положительное влияние на занятие экодеятельностью. При этом сформировывается умение сочетания этих видов деятельности, их слияние и образование единой эколого-педагогической деятельности, реализуемой в процессе экологического образования, включения школьников в различные виды экодеятельности в окружающей среде. Закрепление теоретических знаний и овладение инструментальными и экспериментальными методами изучения природных геосистем и мониторинга их изменений является одной из основных целей обучения. В процессе исследования выявлена зависимость успешности подготовки от ее целостности, непрерывности в системе профессионального образования.

Идея о том, что успешность подготовки к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию зависит от умело созданной методической системы подготовки вытекает из предположения о взаимозависимости в динамике превращения потенциальных способностей будущего педагога-эколога в актуальные в процессе личностно ориентированного эколого-профессионального развития и перестройки личности на уровень самореализации. Источником развития выступает стремление к самоактуализации в эколого-педагогической деятельности. Ключом к оценке успешности самореализации должна быть рефлексия собственной деятельности. Среди принципов, регламентирующих организацию учебной деятельности обучающихся по освоению основного содержания подготовки к ЭПД, необходимо выделить принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия, он ориентирует студентов и педагогов на сочетание рационального познания природы и чувственно-эмоционального воздействия при непосредственном общении с окружающей природой, художественно-образными средствами искусства. Опора на принцип учета возрастных особенностей педагогов-экологов позволяет учитывать то, что взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению; ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям. В выборе методов обучения необходимо отдавать предпочтение активным. В теоретическом обучении на первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний. Реализация принципа гибкости (вариативности) должна обеспечивать реальную возможность оптимального учета контингента обучаемых (их профиля, уровня готовности к освоению содержания образования), возможность изменения содержания подготовки от задач экологического образования в конкретный период развития социума.

Успешность подготовки обучающихся к эколого-педагогической деятельности и ее проектированию будет зависеть от освоения содержания эколого-педагогической деятельности и ее проектирования, взаимодействия внутренних факторов и внешнесредового воздействия (принципы учета возрастных особенностей, межведомственного эколого-педагогического взаимодействия; эколого-профессионального самосовершенствования, творческого участия в образовании, методического сопровождения подготовки к ЭПД). Опираясь на мнение Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, С.И. Змиева, Н.Р. Салихиной и др., пришли к выводу, что период взрослости отличается потребностно-мотивационно-ценностной системой ориентации в эколого-социально-экономической и образовательной среде. Его отличают механизмы ее развития, основанные на стремлении к саморазвитию, самоактуализации и самореализации. Опираясь в качестве механизма на противоречие между притязаниями и достижениями студента и педагога в освоении содержания подготовки к ЭПД, через барьерность-реализуемость личностных ценностей, рассмотренных Н.Р. Салихиной и др. как механизм развития взрослой личности, мы можем стимулировать процесс достижения цели подготовки.

Выявлена обусловленность формирования готовности к ЭПД и ее проектированию взаимодействием комплекса методической системы, внутренней среды личности обучающихся и внешнесредового воздействия методической системы. Опора на принцип межведомственного эколого-педагогического взаимодействия, раскрывающий объективный процесс определяющего влияния общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию, на формирование экологической культуры населения, позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой. Сущность данного принципа проявляется в комплексном воздействии на личность педагога, в процессе которого осуществляется его социализация. Во взаимоотношения включены природоохранные и образовательные структуры, учреждения культуры и здравоохранения.

В целом разработанная система подготовки позволяет оценивать уровень готовности педагога по осуществлению экологического образования, а при необходимости – его повышать в системе непрерывного профессионального образования.

Рецензенты:

Моисеева Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания естествознания в начальных классах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.


Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П. ПОДГОТОВКА К ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18065 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674