Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Валиев А.Н. 1 Ахметов Ш.Р. 2
1 ФГКОУ ВПО «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье описаны формы, методы, средства обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов ВУЗов МВД России. Формы обучения боевым приемам борьбы рассмотрены как организация совместной деятельности преподавателя и курсантов в установленном порядке и определенном режиме. В совокупность форм обучения боевым приемам борьбы включены лекционно-практические, учебно-тренировочные и контрольные занятия, самостоятельная работа, интегративные формы обучения. Методы обучения боевым приемам борьбы включают общедидактические и частнодидактические методы организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля, самостоятельной работы. Средства обучения боевым приемам борьбы представлены несколькими видами: учебно-наглядными; печатными; мультимедийными и аудиовизуальными; физическими упражнениями; спортивным оборудованием и инвентарем. Установлено, что совокупность выделенных форм, методов, средств обучения боевым приемам борьбы обеспечивает: развитие у курсантов профессионально-важных физических качеств, формирование служебно-боевых навыков.
боевые приемы борьбы
служебно-боевые навыки
профессионально-важные физические качества
средства обучения боевым приемам борьбы
методы обучения боевым приемам борьбы
интегративные формы обучения
учебно-тренировочные занятия
организация совместной деятельности преподавателя и курсантов
формы обучения боевым приемам борьбы
физическая подготовка курсантов
1. Воскобойникова М., Пугачева Н., Чепурышкин И. Качество образования как фактор конкурентоспособности ВУЗа // Высшее образование в России. - 2008. - № 5. - С. 139-143.
2. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 18. - С. 109-125.
3. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 26.02.2015).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом ВУЗе // Общество: философия, история, культура. - 2013.- № 4. - С. 11-16.
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. – С. 21. URL: www.science-education.ru/115-11882 (дата обращения 27.02.2015).
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 26.02.2015).
7. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического ВУЗа // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 103-108.
8. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров //
Актуальные проблемы экономики и права. - 2007.- № 4. - С. 16-25.
9. Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. – 2011. - № 1. – С. 42-46.
10. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 56-63.
На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [6]. Физическая подготовка курсантов ВУЗов МВД России - одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, наряду с оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой, направленная на формирование профессионально-специализированных компетенций, определяемых ВУЗом самостоятельно. Цель статьи - описать формы, методы, средства обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов ВУЗов МВД России. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть формы обучения боевым приемам борьбы; охарактеризовать методы обучения боевым приемам борьбы; выявить средства обучения боевым приемам борьбы. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Формы, методы, средства - составляющие технологии обучения [10]. Технологию обучения мы понимаем как целеориентированный педагогический процесс, осуществляемый на основе специально поставленных задач, определенных принципов, отобранного содержания, выявленных педагогических условий и критериев. Установлено, что в процессе обучения боевым приемам борьбы как результат могут фиксироваться не знания, а соответствующие умения и навыки, в которых они представлены. В процессе обучения боевым приемам борьбы соотношение между целями, умениями и навыками, в которых опосредованы эти цели, может быть представлено следующим образом:

  • знание - назвать боевые приемы, физиологические механизмы физической работоспособности, перечислить особенности адаптации организма человека к напряженной физической нагрузке, описать двигательные представления о боевых приемах борьбы;
  • понимание - выполнить конкретные приемы борьбы и рукопашного боя и объяснить их назначение;
  • применение - осуществить правомерные комплексы силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций.

Выяснено, что цель технологии обучения боевым приемам борьбы - формирование у курсантов навыков применения боевого единоборства для пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и в условиях чрезвычайных обстоятельств. Задачи технологии могут состоять в следующем:

  • установление интегративных связей между физической, оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой курсантов для оптимизации обучения решению типовых и нестандартных оперативно-служебных задач с правомерным применением бойцовских умений и навыков и формирования идеала бойца-победителя;
  • формирование у курсантов устойчивой мотивационно-активной направленности на овладение конкретными приемами борьбы и рукопашного боя для подготовки к самозащите в процессе оперативно-служебной деятельности, а также силовой защите законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
  • разработка учебно-методического обеспечения, как системы нормативных, научно-методических, справочно-информационных документов, определяющих содержание, формы, методы, средства обучения.

Формы обучения боевым приемам борьбы мы рассматриваем как организацию совместной деятельности преподавателя и курсантов в установленном порядке и определенном режиме. В совокупность форм обучения боевым приемам борьбы мы включаем лекционно-практические, учебно-тренировочные и контрольные занятия, самостоятельную работу, интегративные формы обучения.

Лекционно-практические занятия предусматривают: передачу курсантам специальных знаний о силовом единоборстве, применяемого для силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах; формирование у курсантов двигательных представлений о боевых приемах борьбы как средстве пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия; развитие ценностно-мотивационной ориентации на необходимость защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства исключительно правомерными действиями.

В образовательной практике лекционно-практические занятия могут быть представлены различными видами лекций (вводными, обзорными, бинарными, консультационными) и семинаров (вопросно-ответными, дискуссионными, реферативными, комментированным чтением и анализом документов, коллоквиумами) [5].

Учебно-тренировочные занятия направлены на:

  • развитие основных физических качеств курсантов до уровня нормативных требований, специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости, способности противостояния утомлению в процессе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности;
  • освоение курсантами способов преодоления естественных и искусственных препятствий, служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов самозащиты и силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций, умений и навыков преодоления внешнего сопротивления за счет мышечных усилий (абсолютная сила), а также достижения максимальных мышечных напряжений в возможно короткое время (взрывная сила);
  • формирование у курсантов морально-волевых качеств.

Учебно-тренировочные занятия на практике представлены вариативными видами тренировок (индивидуальными, групповыми, парными, тренажерными), обеспечивающими освоение большего числа боевых приемов борьбы, служебно-прикладных двигательных умений и навыков, способов преодоления естественных и искусственных препятствий, а также отработку учебного материала в обстоятельствах, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями.

Контрольные занятия включают проверку, оценку и корректировку уровня (высокого, среднего, низкого) формирования у курсантов навыков применения силового единоборства для пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах.

На практике контрольные занятия включают выполнение на оценку боевых приемов борьбы и их комплексов, контрольных упражнений по развитию профессионально-важных физических качеств и специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости, а также сдачу спортивных нормативов, тестирование фундаментальных и практикоориентированных знаний, контрольные соревнования.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение физических упражнений в режиме дня (утренняя физическая зарядка, физкультурные паузы и т.п.), тренировочных упражнений и занятия на тренажерах, а также инструкторскую и судейскую практику [2].

Содержанием тренировочных упражнений могут быть: изготовка к бою, передвижение, приемы (боя без оружия, боя ножом, боя малой лопатой, боя пистолетом, боя автоматом) самостраховки, нападения, самозащиты, обезоруживания, освобождения от захватов.

Содержанием же занятий на тренажерах могут быть специальные приемы боя без оружия, боя ножом, боя малой лопатой, боя пистолетом, боя автоматом, а также болевые приемы и броски.

Интегрированные формы обучения боевым приемам борьбы - наиболее динамичны и вариативны, требуют не установленного норматива времени и свободного выбора места проведения, обеспечивают системную целостность составляющих профессионально-прикладной подготовки (оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической) и одновременное освоение приемов боевой борьбы и развитие основных физических качеств до уровня нормативных требований [7].

Примерами интегрированных форм образования могут быть соревнования по служебно-прикладным видам спорта, спортивные и медико-восстановительные мероприятия, учебные сборы, тактические учения.

Методы обучения боевым приемам борьбы включают:

  • общедидактические методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, мультимедийные, практические), стимулирования и мотивации (дискуссии, деловые игры, тренинги, кейс-метод), контроля (тестирование, выполнение на оценку контрольных упражнений), самостоятельной работы (выполнение физических упражнений в режиме дня, тренировочные упражнения и занятия на тренажерах) [10];
  • частнодидактические методы организации учебно-познавательной деятельности (тренировки, инструктажи, создание учебно-профессиональных ситуаций), стимулирования и мотивации (соревновательные), контроля (выполнение на оценку боевых приемов борьбы и их комплексов, сдача спортивных нормативов, контрольные соревнования, анализ видеомагнитофонных записей только что выполненного упражнения или приема), самостоятельной работы (инструкторская и судейская практика) [4].

Включение в совокупность методов обучения боевым приемам борьбы частнодидактических методов обусловлено, как спецификой спортивной подготовки по боевому единоборству, так и особенностями физической подготовки курсантов ВУЗов МВД России.

Установлено, что инструктажи, как частнодидактический метод, предполагают варианты ознакомления курсантов с порядком выполнения боевых приемов борьбы в зависимости от их сложности: целостный, если прием не сложен и доступен для курсантов при разучивании (удары кулаком, ногой); алгоритмичный пошаговый, если прием сложен и его можно выполнять с остановками при разучивании или поэтапно, по частям (обучение защитным действиям против ударов, обучение болевым приемам стоя, обучение броскам (сваливаниям), обучение удушающим приемам, освобождение от захватов и обхватов).

Тренировочные методы характеризуются: непрерывностью, если упражнения и боевые приемы борьбы могут выполняться достаточно продолжительное время без перерывов и остановок (постоянно); интервальностью, если упражнения и боевые приемы борьбы выполняются с перерывами и остановками; повторностью, если упражнения и боевые приемы борьбы выполняются с регламентированными или произвольными паузами.

Соревновательные методы предусматривают совершенствование профессионально-важных физических качеств, специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости, повышение уровня владения боевыми приемами борьбы. Качественные особенности этих методов - обучение в условиях соперничества, полной психофизиологической мобилизации соревнующихся. Соревнования могут проводиться в усложненных (кросс на сильно пересеченной местности, проведение комплекса схваток или поединков в рукопашном бою, единоборство с противником другой весовой категории и др.) или облегченных (сокращение дистанции забегов, уменьшение продолжительности боев и схваток в единоборствах и т.п.) условиях.

Создание учебно-профессиональных ситуаций обеспечивает интегральное совершенствование компонентов профессионально-прикладной подготовки (оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической), одновременное освоение приемов боевой борьбы и развитие основных физических качеств до уровня нормативных требований, а также формирование и развитие партнерских отношений ведомствами МВД [8]. Большой популярностью у курсантов и преподавателей пользуется моделирование различных видов оперативно-служебной деятельности (непосредственное пресечение физического сопротивления правонарушителя и самозащита без применения оружия, применение силовой защиты для обеспечения безопасности личности, общества и государства, силовое обеспечение законности и правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах), которое позволяет комбинировать приемы боевой борьбы по разным основаниям и довести их выполнение до уровня автоматизированных двигательных действий [3].

Биографические методы способствуют осознанию смысла правоохранительной деятельности и оптимизации профессионально-ролевого самоопределения курсантов.

Средства обучения боевым приемам борьбы представлены несколькими видами: учебно-наглядными (плакатами, таблицами, графиками, фото); печатными (специальной и общей спортивной литературой); мультимедийными и аудиовизуальными (мультимедийными обучающими комплексами, видеозаписями соревнований и тренировок, учебными видеофильмами); физическими упражнениями, включающими общеподготовительные (скоростные, силовые упражнения, упражнения на выносливость, координацию движений), специально-подготовительные (упражнения на освоение техники боевых приемов борьбы, удары руками и ногами, удушающие приемы, защитные действия против ударов и др.) и служебно-прикладные (упражнения на комплексное проявление профессионально-важных физических качеств, боевые приемы борьбы, упражнения на преодоление естественных и искусственных препятствий) упражнения; спортивным оборудованием и инвентарем (тренажеры, спортивные снаряды, маты и прочее). Отбор средств обусловлен формами и методами обучения. Совокупность средств обучения направлена на обеспечение качества условий профессиональной подготовки [1].

Вывод. Установлено, что совокупность выделенных форм, методов, средств обучения боевым приемам борьбы, обусловленная приоритетными задачами профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МВД [9], обеспечивает:

  • развитие у курсантов профессионально-важных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости), проявляющихся в увеличении абсолютной и взрывной сил мышц, посредством совершенствования внутри- и межмышечной координации;
  • формирование у курсантов служебно-боевых навыков, позволяющих самостоятельно действовать в конкретных ситуациях непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, силового обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также законности и правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Валиев А.Н., Ахметов Ш.Р. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18043 (дата обращения: 25.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074