Дискриминация, пренебрежительное отношение или унижающие человеческое достоинство практики, реализуемые на основе негативной возрастной стереотипизации, а также сами негативные возрастные стереотипы в отношении старших возрастных групп, представляют собой геронтологический эйджизм [6].
Актуальность данной проблемы для России доказывается тем, что в ней, по данным статистики за 2010-2013 гг., доля лиц старше 65 лет составляет в среднем 12,8 % [2], тогда как по международным критериям население считается старым, если доля этой категории людей превышает 7 %. Между тем в общем рейтинге по значениям индекса ЭйджВотч (измеряющего качество жизни, социальное и экономическое благополучие пожилых людей в 96 странах по показателям: материальная обеспеченность, состояние здоровья, личный потенциал, благоприятная среда) Россия занимает 65 место. В том числе по показателям благоприятности внешней среды - 82, состояния здоровья пожилых людей - 86 место [5].
В отечественном научном дискурсе проблема эйджизма появилась лишь недавно и представлена совсем небольшим числом работ, а в контексте деятельности учреждений здравоохранения такие исследования практически отсутствуют. Между тем анализ зарубежных исследований, а также авторское социологическое исследование по данной теме [1] свидетельствуют о распространенности такого явления в учреждениях здравоохранения.
Цель, материалы и методы исследования. С целью анализа степени актуализации проблемы эйджизма в учреждениях здравоохранения и практик его преодоления в январе 2015 года нами проведен опрос, в котором приняли участие 18 экспертов. В роли экспертов выступили, преимущественно, руководители разного уровня в учреждениях здравоохранения Белгородской области (64 %) и ученые, специализирующиеся в области геронтологии (Москва и Белгород, 18 %) в возрасте 40-49 (43,5 %) и 50-59 лет (37,5 %), со стажем работы 11-15 (18,75 %), 16-20 (25 %) и более 20 лет (37,5 %). 68,75 % экспертов - женщины, 31,25 % - мужчины.
Обсуждение полученных результатов. Данные экспертного опроса подтвердили достаточно высокую значимость проблемы эйджизма в отечественных учреждениях здравоохранения. 18,75 % опрошенных сообщили, что эта проблема является очень актуальной, и 68,75 % - достаточно актуальной. Лишь 12,5 % высказались в пользу ее малой актуальности, и ни один из экспертов не назвал ее неактуальной. Значительная часть экспертов учреждений здравоохранения (43,7 %) считает, что отношение медицинских работников к пожилым пациентам отличается в худшую сторону, и только 12,5 % - что в лучшую.
Результаты ответов на вопрос о проявлениях эйджизма в деятельности медицинских работников указывают на распространенность таких практик. 68,75 % экспертов считают, что в учреждениях здравоохранения эйджизм проявляется в недостаточно внимательном или некорректном, грубом поведении медицинского персонала с пожилыми пациентами, 37,5 % - в ошибках диагностики и лечения, основанных на стереотипном представлении об особенностях пожилого возраста, нуждах и потребностях пожилых людей, 25,0 % - в отказе или минимизации обслуживания пожилых людей, 18,7 % - в обмане (назначение необязательных процедур, прописывание дорогих лекарств и пр.) и запугивании (респонденты могли выбрать любое количество ответов из предложенных в анкете, потому сумма значений ответов превышает 100 %).
Судя по ответам экспертов, эйджизм в учреждениях здравоохранения обусловлен преимущественно характеристиками медицинского персонала, такими как: недостаток знаний в области гериатрии, неразвитость психологических и морально-этических качеств работников (68,8 %), что является отражением социокультурных стереотипов отношения к пожилым людям, принятых в обществе (43,8 %). Следующей по значимости причиной эйджизма выступают стереотипы медицинского персонала о пожилых людях (о том, что положено в этом возрасте, а что нет, какие есть нужды у пожилых людей, а что для них не актуально, что - лучше, а что - хуже), о чем сообщили 37,5 % опрошенных. Менее трети экспертов считают эйджизм в медицинских учреждениях продолжением государственного эйджизма - социальной политики, дискриминирующей права пожилых людей (31,3 %) и следствием низкой престижности, высоких нагрузок и плохой оплаты труда работников, обслуживающих пожилых людей (31,25 %). Каждый четвертый эксперт назвал в качестве причины эйджизма - организацию системы здравоохранения, затрудняющую качественное оказание медицинской помощи пожилым людям (например, официальные или неофициальные указания, ориентирующие на отказ или минимизацию медицинского обслуживания этой возрастной категории). Варианты ответа: «эйджизм заложен в ныне существующей системе организации здравоохранения и распространяется на все ее учреждения» и «эйджизм в конкретном медицинском учреждении это результат низкой организационной культуры, обусловленный соответствующим отношением к этой проблемы со стороны руководства» выбрали по 18,75 %.
Эксперты дополнили предложенные в анкете варианты ответов. Один из них указал в качестве причины эйджизма на низкую культуру общества в целом. Было также отмечено, что негативное отношение к пожилым пациентам часто вызвано поведением самих больных и их родственников, их отношением к медицинским работникам и стремлением к конфликтам. Другой подчеркнул, что в целом существующая система здравоохранения в России преступна и криминальна, глубоко коррупционна, как и все российское общество, она построена на взятках и одурманивании людей любого возраста с целью «выколачивания» из них денег путем обмана, а пожилые люди особенно доверчивы, и их обмануть с целью получения материальной выгоды гораздо легче, чем людей среднего или молодого возраста. В качестве причины эйджизма было обозначено и то, что в России отсутствует гериатрия как наука и медицинская специальность в том виде, в каком она есть в цивилизованных странах.
Из полученных данных мы видим, что первостепенное значение в возникновении эйджизма в учреждениях здравоохранения отводится личностным и социокультурным факторам (что взаимосвязано), включая уровень компетентности и морально-этические характеристики медицинского персонала. Институциональный фактор, в виде гласных и негласных указаний относительно возрастных барьеров в предоставлении услуг здравоохранения, играет второстепенную роль. Роль самих медицинских учреждений в инициировании эйджизма еще менее значима.
В вопросе относительно превенции эйджизма в учреждениях здравоохранения вариант ответа «такая работа ведется систематически в профилактических целях» не выбрал ни один эксперт. Примечательно, что почти каждый пятый (18,75 %) затруднился ответить на данный вопрос, что следует приравнять к отрицательным ответам на вопрос о реализуемых мероприятиях по превенции и преодолению эйджизма. Лишь 12,5 % экспертов сообщили, что в учреждениях здравоохранения существуют специальные нормативные акты, внутренние документы, направленные на преодоление и профилактику эйджизма, тогда как 87,5 % указали на их отсутствие. Логичным следствием минимизации работы по преодолению эйджизма в учреждениях здравоохранения является то, что, по мнению основной части экспертов (56,25 %), сотрудники медицинских учреждений скорее не осведомлены, чем осведомлены о проблеме эйджизма, и еще 18,75 % категорически утверждают наличие такой неосведомленности.
Обращает на себя внимание тот факт, что в блоке вопросов, посвященных анализу мероприятий по преодолению эйджизма в учреждениях здравоохранения, значительно более высокая доля затруднившихся ответить, чем в других блоках. Так, на вопросы: а) ведется ли в лечебных учреждениях работа по предупреждению рисков ошибочной диагностики пожилых людей, обусловленных стереотипными представлениями медиков относительно пожилого возраста и б) осуществляется ли в конкретном медицинском учреждении систематическое отслеживание качества обслуживания пожилых пациентов, затруднились ответить по 25 % экспертов. 18,8 % респондентов не смогли ответить на вопрос, принимаются ли в большинстве медицинских учреждений меры по предупреждению эйджизма со стороны медицинского персонала. Все это свидетельствует в пользу минимизации и случайном характере работы по проблеме эйджизма в большинстве учреждений здравоохранения.
Среди мер по преодолению эйджизма в учреждениях здравоохранения наиболее эффективными экспертам видятся такие, как: повышение геронтологической компетентности медицинских работников, проведение тренингов по взаимодействию с пожилыми пациентами (на что указали 56,25 % экспертов) и разработка системы диагностики качества обслуживания пожилых людей (31,25 %). По 25 % экспертов считают, что эффективной мерой для профилактики эйджизма может стать: а) разработка инструкций по обслуживанию пожилых пациентов и б) систематическое информирование персонала медицинских учреждений о проблеме эйджизма на планерках, совещаниях и т.п. Об эффективности остальных мер говорит лишь незначительная доля экспертов: 18,75 % - об усилении контроля за диагностикой пожилых пациентов и назначении лечения; 12,5 % - о необходимости организации мониторинга качества обслуживания пожилых людей; по 6,25 % - о разработке внутренних документов - нормативов качества обслуживания пожилых пациентов и определение системы наказаний в случаях выявлений эйджистских практик в деятельности медицинских работников.
Выводы
Геронтологический эйджизм в отечественных учреждениях здравоохранения представляет собой распространенную социальную практику. Более всего он проявляется в недостаточно внимательном или некорректном, грубом поведении медицинского персонала с пожилыми пациентами, ошибках диагностики и лечения, основанных на стереотипном представлении об особенностях пожилого возраста, нуждах и потребностях пожилых людей, в отказе или минимизации обслуживания пожилых людей.
Первостепенную роль в возникновении эйджизма в учреждениях здравоохранения эксперты отводят личностным факторам: недостаточной компетентности и морально-этической незрелости части медицинского персонала. Институциональный фактор, в виде гласных и негласных указаний относительно возрастных барьеров в предоставлении услуг здравоохранения, играет второстепенную роль. Роль самих медицинских учреждений в существовании эйджистских практик невысока.
Целенаправленная работа по преодолению эйджизма в учреждениях здравоохранения не ведется или ведется эпизодически в рамках других мероприятий. В большинстве из учреждений отсутствуют нормативные акты, внутренние документы, направленные на преодоление и профилактику эйджизма.
К наиболее эффективным мерам по преодолению эйджизма в учреждениях здравоохранения следует отнести: повышение геронтологической компетентности медицинских работников и проведение с ними тренингов по взаимодействию с пожилыми пациентами, разработку системы диагностики качества обслуживания пожилых людей, инструкций по обслуживанию пожилых пациентов, систематическое информирование персонала медицинских учреждений о проблеме эйджизма на планерках, совещаниях и т.п.
Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-03-00624.
Рецензенты:
Прощаев К.И., д.м.н., профессор кафедры терапии и патологии пожилого возраста ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России», директор Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский медицинский центр "Геронтология"», г. Москва;
Макконен К.Ф., д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней № 1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Колпина Л.В., Ильин А.В., Школина Т.И. ЭЙДЖИЗМ И ОПЫТ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17852 (дата обращения: 04.04.2025).