Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЮНОШЕСКИЙ ФУТБОЛ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Крокинская О.К. 1 Немирова Н.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Предметом обсуждения в данной статье являются некоторые аспекты подготовки молодых спортсменов-футболистов в сложном взаимодействии специального спортивного и общего школьного образования. Особенности указанной ситуации рассматриваются на базе проведенного социологического исследования. Целевыми группами в нем являются воспитанники футбольной академии, их родители, школьные учителя и тренеры. Анализируются результаты, полученные методами анкетирования, интервью и фокус-группы. На основе полученных результатов утверждается, что в планировании жизненной стратегии для молодых спортсменов конкурируют между собой две основных цели – сильное стремление к спортивной карьере, нередко выливающееся в вид акцентуации, и императивы хорошего общего образования, потребность в котором диктуется современным обществом. В качестве одного из возможных решений предлагается создание для юных спортсменов специализированных программ общего образования, позволяющих одновременно получать базу для поступления в высшие учебные заведения и создавать условия для усиленных занятий спортом высоких достижений.
детский спорт
социология спорта
спортивные школы
образование для спортсменов
1. Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / пер. с англ.  Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2012.  776 с.
2. Кирсанов В.Е. Детский и юношеский спорт как средство социализации молодого поколения: автореф. канд. дисс., специальность ВАК: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы».  М., 2008.
3. Крокинская О.К. Профессия педагог: противоречия общественного контракта // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социологии. – СПб., 2003. – 0,8 п.л.
4. Крокинская О.К. Социологический анализ проблем воспитательной работы в школе // Воспитательный потенциал Санкт-Петербургского образования. – СПб., 2003.  2,8 п.л.
5. Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.  68 с.
6. Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983. – 287 с.
Подготовка будущей спортивной элиты страны в детских спортивных школах - ситуация с уникальным сочетанием характеристик. Она складывается на базе двух обучающих процессов, общеобразовательного и тренировочного, что на практике представляет собой сложную многоплановую проблему - психологическую, педагогическую, организационную, социально-коммуникативную. В 2014 году по заказу Академии футбольного клуба «Зенит» в РГПУ им. А.И.Герцена под руководством профессора, доктора педагогических наук В.З. Кантора был осуществлен большой междисциплинарный исследовательский проект, направленный на изучение этой проблемы.

Основное содержание исследования. Ряд задач в этом проекте был отведен социологическому анализу, поставленные проблемы изучались с помощью нескольких методов [1, 5]. Были проведены анкетирование школьных учителей (20 человек) и тренеров (19 человек), анкетирование и интервью с родителями юных спортсменов (45 анкет и 8 интервью), а также фокус-группы с учащимися 6-7-х и 10-11-х классов Академии. Исследование должно было ответить на вопросы, в какой мере на эффективность подготовки юных футболистов влияют семья (мотивация, оценка перспектив в спорте и в жизни, отношение к учебе и школьному образованию), учеба в школе (мотивация и демотивация, цели и интересы, нагрузки, успехи); какова роль учителей и тренеров в сложной стратегии социализации молодых спортсменов [2] и т.д.

Оказалось, что наиболее сильным фактором, влияющим на эффективность и качество спортивной подготовки молодых людей, выступает комплекс проблем, связанных с их общим образованием, с учебой в школе, а начинает он закладываться с момента выбора для ребенка спортивной стези. Основной причиной, приведшей ребенка в спорт и в футбол, опрошенные родители назвали большое желание мальчиков заниматься футболом - 84 % ответов. Именно оно становится ключевым мотивом образа жизни юных спортсменов на долгие годы, во многом создает основные стимулы их спортивного успеха. Но оно же формирует определенную акцентуацию, род «футбольной аддикции», т.е. зависимости от футбола, которая, в свою очередь, влияет на другие аспекты социализации подростков и юношей в этом возрасте. Судя по дискурсу на фокус-группах, футбол - это «их всё», они не произносят даже слова «спорт», потому что спорт для них тождественен футболу, и даже отдыхая, они играют в дворовый и компьютерный футбол. Вместе с тем суровые условия отбора делают футбольную карьеру далеко не для всех доступной. Вот почему и родители молодых спортсменов, и они сами даже в подростковом возрасте озабочены качеством получаемого общего образования.

Исследование показало, что у родителей юных спортсменов ранняя спортивная профессионализация их детей вызывает ряд волнений и тревог. Среди них довольно высока доля беспокойств по поводу здоровья, травматизма, эмоциональных стрессов, возможностей общего развития, досуга и отдыха [6]. Однако основные беспокойства родителей связаны с учебой их сыновей в школе и с их образованием вообще. Успехи в спортивном продвижении (особенно для старших ребят) не заслоняют для семьи вопроса о дальнейшей жизненной стратегии: позиция «недостаток времени для учебы и образования» не просто занимает первое месте в системе выявленных беспокойств, к выпускным классам ее численное значение подскакивает более чем в полтора раза - с 45 % до 75 % ответов.

Оценка учебных успехов. Родители воспитанников АФК довольно положительно характеризуют учебные успехи своих детей. Их оценки сосредоточены в смысловом интервале «качеством получаемого школьного образования в целом удовлетворены» (52 % и 50 % в группах 6-7-го и 10-11-го классов соответственно). Присутствуют и более высокие оценки («полностью удовлетворены» - 17 % и 6 %), однако, имеет место и существенная доля неполной удовлетворенности («не очень удовлетворены» - 28 % и 31 % в младшей и старшей группах соответственно). В противовес этому позиция учителей более строга, почти две трети опрошенных учителей учебными успехами спортивных классов «не очень удовлетворены» (65 %), и их оценки сдвигаются далее в негативную часть шкалы.

Какая из целевых групп - учителя или родители - более точно понимает ситуацию, не ясно, потому что у них разные критерии. Для учителей они расположены в основном, в сфере результатов образования, для родителей, как показали интервью, часто смещены в сторону спорта. Семьям спортсменов хочется и того, и другого, но выбор они делают в спорт, потому что видят выгоды этого положения, связанные с наметившейся карьерой.

Полученные данные позволяют предполагать, что между потребностью в образовании и доминирующей стратегией спортивной карьеры существует серьезное противоречие. Переживание этого факта свойственно не только родителям юных спортсменов, но и им самим. В качестве прямых свидетельств мы привлекаем мнение самих воспитанников АФК, высказанное в ходе дискуссий на фокус-группах, а в качестве косвенных - наблюдения взрослых на этот счет. Индикаторами их отношения к комплексу проблем в связи с учебой и спортом послужат: интерес к учебе в школе, характер эмоциональных реакций в связи со школой и заинтересованность молодых людей в хорошем образовании вообще.

Интерес к учебе. Критерий интереса является очень сильным мотиватором многих видов деятельности. Будучи высоко позитивной эмоцией, интерес способен вовлекать в сам процесс деятельности, формировать интеллектуальное удовольствие и от процесса, и от результата дела, в частности, от понимания, усвоения и дальнейшего применения полученных знаний. На ресурсе интереса можно преодолевать большие сложности, нагрузки и напряжения в огромной когнитивной работе, которую совершают учащиеся всех степеней, уровней и форм обучения. Вот почему интерес так важен для любой учебы.

Во всех группах опрошенных мы задавали вопрос: «Интересно ли учиться молодым спортсменам»? Взрослые и дети отвечали на него схожим образом, но, кажется, делали это, зная, какой ответ «правильный», то есть отвечали с позиции социальной приемлемости. Это заставляет отнестись к полученной информации критически и выбрать те ответы, которые могут быть проверены или подтверждены другими материалами исследования.

Относительно высокий интерес воспитанников спортивных классов к учебе фиксируется родителями только для младшей группы спортсменов (6-7 классы), и таких мнений мало - всего 10 %. В основном, интерес характеризуется как частичный («проявляют определенный интерес» и «скорее, интересно, чем нет»), и эта позиция сближает родителей и учителей, особенно в старшей группе, где величины ответов очень близки (55-56 %). Большая часть родителей старшеклассников и учителей также солидарны во мнении, что молодым людям учиться, скорее, не интересно (30-49 % ответов). Если интерпретировать разрыв во мнениях родителей младшей и старшей группы как динамику изменения интереса к учебе на протяжении школьных лет, то можно говорить о том, что этот интерес от средней школы к старшей сильно падает (от почти 80 % мнений «скорее интересно» - до 56 %), а отсутствие интереса растет (с 7 % мнений у родителей младшей группы - до 31 % у старшей).

По результатам обсуждения вопроса на фокус-группах приходится признать, что в этом отношении взрослые правы, и, скорее всего, они знают об этом еще не все. В дискуссии удалось выявить кластер суждений и оценок, который характеризует отношение учащихся спортивных классов к учебе в школе. Устойчивый комплекс суждений в представлениях младшей группы выглядит следующим образом: они хотят получить хорошее образование (дружные, твердые ответы «да» и подтверждения, что «все так думают»); но для этого «не всегда есть возможность»; это «зависит от предмета», «от учителя», «кто как ведет» (занятия) и другие паллиативные суждения. Однако звучит и мнение «это не интересно». Сначала тихий единичный ответ, но после легитимации его модератором слышатся сразу несколько голосов, быстро, твердо и весело отвечающих «Да, не интересно». Итак, общее мнение младшей группы участников дискуссии подтверждает наличие лишь частичного интереса к учебе в школе, при этом, однако, акцентируется, что к разным предметам школьной программы отношение разное.

Именно этому мог бы противостоять интерес детей хотя бы к некоторым школьным предметам. Но если он слаб (а он слаб), учеба идет на фоне, в лучшем случае, отсутствия особых эмоций, а в худшем - на фоне преодоления себя и подавления реально испытываемых чувств. Подростки и юноши идут в школу с чувством долга, обязанности (25 % ответов учителей, более 50 % ответов родителей в обеих группах), с неудовольствием, нежеланием учиться, с трудом преодолевая себя (29 % ответов учителей, более 30 % ответов родителей). Старшие честно признаются: «мы в школе, ну, «халявим», меньше энергии в школе расходуем». Понятно, что постоянство таких ощущений рождает большое психологическое напряжение, которое может сказываться на всех видах поведения и отношений молодых спортсменов. Не исключено, что оно усиливает зависимость от футбола и «футбольную акцентуацию», потому что побуждает стремиться поскорее бросить все неприятное, ненужное и предаться любимому занятию - тому, что хорошо получается, и что не ощущается как обязанность. В связи с этим имеет право быть заданным и другой вопрос: действительно ли все это имеет значение, так ли уж необходимо хорошее образование будущим спортсменам? Есть ли между учебными и спортивными успехами какая-то связь?

В исследовательских материалах проекта имеется ответ двух целевых групп: учителей и тренеров. И те, и другие отвечают на вопрос уверенно и утвердительно. Считают такую связь сильной 20 % учителей и 17 % тренеров, видят ее заметное присутствие еще 60 % учителей и 72 % тренеров. О наличии такой связи говорили и участники фокус-группы 6-7-х классов. Ребята согласились с мнением, что «либо все получается в школе и в футболе вместе, либо не получается ни в спорте, ни в школе. То есть не бывает так, чтобы по раздельности - либо то, либо другое. Либо все плохо, либо все хорошо». По этому вопросу мнение всех групп опрошенных - и учителей, и тренеров, и самих спортсменов - можно считать практически экспертным и доверять ему, потому что все они являются непосредственными наблюдателями анализируемого явления, причем учителя - профессиональными экспертами явлений такого рода.

К наблюдениям учителей за личностью и поведением ребят стоит присмотреться специально. Так, большинство учителей уверенно утверждают, что учащимся спортивных классов свойственны особые черты характера, поведения и отношений - как позитивные, так и негативные, что, видимо, также имеет отношение к результатам подготовки молодых спортсменов в специфической для всех системе взаимодействий и коммуникаций.

Среди позитивных качеств учителя называют следующие: (1) психофизиологические: хорошая реакция; высокий темп работы, умение быстро собраться; активность, темперамент - 25 % ответов от числа опрошенных учителей; (2) эмоционально-волевые: организованность; честолюбие; настойчивость, целеустремленность; все стремятся к результату; раскованность; воля и трудолюбие в том, что касается спорта - 40 % ответов; (3) интеллектуальные качества: быстро понимают материал; быстро работают; критичность в суждениях - 15 % ответов; (4) социально-коммуникативные качества: сплоченность; доброжелательные отношения, дружелюбие, открытость, открытость к общению, пониманию, лидерство, здоровый дух соревнования, требовательность друг к другу, умение сопереживать - 45 % ответов.

Среди негативных качеств учителя назвали 18 качеств, все - социально-коммуникативные: (1) безответственность, несобранность, недисциплинированность (часто опаздывают), пользование телефонами на уроке, непослушание - 35 % ответов от числа опрошенных учителей; (2) несдержанность, развязность, хамство в отношении учителей, грубость, заносчивость, агрессия - 30 % ответов; (3) завышенная самооценка, чувство своей особенности, превосходства над другими; считают, что все им должны!, обязанностей нет, одни права - 25 % ответов; (4) нежелание учиться (под девизом «когда?»), хотя учебный процесс у них организован хорошо; сваливают нежелание учиться на загруженность, стремление «сачкануть» - 15 % ответов; и (5) есть зависть друг к другу - 5 % ответов.

Конечно, все эти качества, как позитивные, так и негативные, могут быть присущи совсем не только спортсменам. Однако как кластер связанных свойств, в их совокупности и концентрации, они могут быть отнесены к проявлениям спортивного характера, особенно названные позитивные качества. При этом названные негативные качества также могут формироваться и поддерживаться особым статусом и причастностью молодых людей престижу клуба «Зенит». Последнему тезису мы находим подтверждение в материалах дискуссий на фокус-группах.

Роль школы и учителей. Профессионализм учителя, его ролевая и функциональная позиция очень важны для понимания сути сложившейся ситуации [3, 4]. Однако они выглядят весьма противоречиво. С одной стороны, многие учителя готовы поддерживать спортивную идентичность своих учеников, интересуются их успехами, ходят на матчи, с другой - они не могут из-за этого занижать свои образовательные критерии, так как для них это означает снижение стандартов профессии. В то же время учителя, видимо, недостаточно представляют себе цели своих учеников, связанные с образованием, и это может влиять на типы и способ направляемого на них педагогического усилия.

Образовательные установки. Вопрос о дальнейшем образовании после школы возникал в обеих фокус-группах. Подростки были готовы его обсуждать даже в противовес высказанному сомнению, что думать об этом еще рано: «Нет, думать надо, потому что с футболом может еще не получиться; ...и потом, надо куда-то поступать», «после футбола можно будет чем-то заняться, что будет интересно» (опять футбол как жизнь, и жизнь «после футбола»). В старшей фокус-группе вопрос высшего образования обсуждался уже в контекстах приобретения профессии, «если что-то случится с ногами и с головой» (т.е. в случае сильной травмы), а также в перспективе создания собственной семьи, которую «нужно кормить» и в связи с недостаточным уровнем получаемого ныне школьного образования, который они хорошо осознают.

Таким образом, можно считать достоверным фактом, что жизненные проекты, связанные с получением высшего образования, у молодых спортсменов формируются довольно рано и сопровождают их все годы учебы в школе и в Академии. Эти проекты безусловно поддерживаются семьей, но для учителей и школы они либо остаются неизвестными, либо считаются нереальными. Во всяком случае, различие в понимании этого вопроса между родителями воспитанников и учителями весьма заметно (табл.1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Чего хотели бы достичь учащиеся спортивных классов, обучаясь в школе?»

% от числа опрошенных в каждой группе

 

Родители

6-7 кл.

Родители 10-11 кл.

Учителя

Успешно сдать ГИА / ЕГЭ

31

75

40

Получить аттестат о среднем образовании

14

19

50

Подготовиться для поступления в вуз

69

50

25

Развить свои способности

41

6

15

Другое

7

-

15

Дифференциация ответов весьма показательная. Там, где родители смотрят на учебу в школе по существу (успешно сдать экзамены, подготовиться к поступлению в вуз, развить способности), учителя чаще видят более формальные установки (сдать экзамены и получить аттестат), а в свободно формулируемых ответах высказываются довольно категорично и при этом вообще за рамками образовательного поля: «просто принято ходить в школу», «продолжить играть в футбол», «стать великим футболистом». Поступление в вуз как цель учебы в школе они явно не рассматривают столь же серьезно, как сами ученики и их семьи. Разумеется, нельзя исключать того, что в своих оценках учителя находятся ближе к реальности, но все же при такой позиции они могут, не осознавая этого, принижать потенциал и запросы учеников, подавлять их стремление к дальнейшему образованию.

Исходя из современных представлений о роли образования вообще и общего образования в спортивной жизни молодых людей в частности, мы можем полагать, что учебные успехи им нужны не меньше, чем спортивные. Вероятно, речь должна идти не столько о сложности совмещения учебы в школе и тренировочного процесса, сколько о пределах нагрузки, особенно той, что из-за отсутствия интереса к школьным занятиям ощущается как насилие. Это постоянно ощущаемое насилие над собой, повышенный самоконтроль и саморепрессия могут формировать сверхмотивацию, акцентуацию, вплоть до нервных срывов. С другой стороны, неясность спортивных перспектив и опасность травм, кладущих предел спортивной карьере, должны мотивировать нормальную учебу и поступление в вуз. Разрываться между двумя этими мотивациями трудно, что, в свою очередь, может программировать состояние напряжения и неуспехи. Вывод может быть парадоксальный: облегчать учебу в школе и разнообразить жизнь, чтобы снять акцентуацию, стрессы и может быть, даже стрессогенные травмы.

Опорой для такого вывода служит мнение учителей, с которым дружно согласились участники обеих фокус-групп и, скорее всего, согласятся родители юных спортсменов. Все 100 % опрошенных учителей высказались за специальные образовательные программы для спортивных классов в области учебной работы и 85 % - в области воспитательной работы. И дело не в том, чтобы это были сокращенные или упрощенные программы, а в том, чтобы они были соразмерны образу жизни юных спортсменов и соответствовали их потребностям.

Итак, результаты проведенного исследования показали, что совмещение учебы в школе и тренировочного процесса - не самая большая трудность во всей системе многоцелевой интегрированной учебной деятельности юных спортсменов. Необходимо дополнительно изучить предположение, что более сильным деформирующим систему элементом является сама программа общего, школьного образования юных спортсменов. Её освоение требует от них огромных усилий и времени, не позволяет им быть успешными в учебе, рождает комплекс неполноценности по сравнению с другими учениками школы, и все равно не создает базиса для нормального поступления в вуз. Выходом из создавшейся ситуации была бы особая, специально разработанная для спортсменов программа среднего общего (школьного) образования.

Рецензенты:

Зарубин В.Г., д.соц.н., профессор, профессор кафедры социального управления РГПУ им. А.И. Герцена, Институт экономики и управления, г. Санкт-Петербург;

Быстрянцев С.Б., д.соц.н., профессор, профессор кафедры международных отношений, истории и политологии СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Крокинская О.К., Немирова Н.В. ЮНОШЕСКИЙ ФУТБОЛ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17738 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674