Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В БАКАЛАВРИАТЕ

Русакова Т.Г. 1 Габдрахманова Е.В. 2
1 ФГАОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
2 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Проведен анализ содержательных аспектов работы дизайнеров, которые помогут решить актуальную на сегодня проблему – формирование профессиональной компетентности дизайнера. Предложена модель производственной практики, которая имеет форму построения студентом своего карьерного маршрута и позволяет обеспечить формирование профессиональных компетенций студента-дизайнера. Предложены формы работы, которые помогают студентам получить источник мотивации к самосовершенствованию или обрести уверенность в своих силах, осознать полноту имеющихся навыков и зон компетентности, требующих развития. Модель производственной практики состоит из единства составляющих: цели, эффективного сотрудничества субъектов практики и прозрачности их отношений, информационно-методического сопровождения, содержательной, мотивационной, ресурсной, мониторинговой и результативной составляющих.
профессиональная компетентность
дизайнер
карьерный маршрут
мотивация
сотрудничество субъектов практики
1. Береза Н.А. Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. - 20 с.
2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от науки к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Перемены. — 2004. – № 2. – С. 130–139.
3. Варлакова Ю.Р. Особенности развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 4.
4. Вилесова Н.Н. Роль учебной и производственной практики в профессиональном становлении будущих специалистов по социальной работе / Н.Н. Вилесова, А.А. Степура // Производственная практика: проблемы и перспективы : матер. Пятой регион. научн-практ. конфер. – Нижневартовск, 2010. - С. 52-54.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов и проблем образования // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 20–26.
6. Михеев В.И. Методы измерения в педагогических исследованиях / В.И. Михеев, А.Ю. Потапова. – М. : Издательский центр АПО, 2002. – 48 с.
7. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн : учебное пособие с грифом УМО по специальности «Дизайн архитектурной среды». – СПб. : Любавич, 2012. - 320 с.
8. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. —- 2012. —- № 12. —- С. 499-500.
9. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/
10. Хайруллина Э.Р., Королева Л.Ю. Формирование готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. — 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://research journal.org.
Системные изменения государственной образовательной политики, происходящие на всех уровнях образования, обусловили необходимость пересмотра целевых ориентиров и методики подготовки современных студентов к профессиональной деятельности.

Вступление России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков», недостаточно учитывающих сущность компетентности специалиста в условиях рыночных отношений. Компетентностная модель образования является важнейшим условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами. Компетенции бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «072500 - Дизайн», предусмотренные ФГОС ВПО, касаются организации предметно-пространственной среды, в которой реализуются утилитарные и духовные потребности человека, сохраняются и передаются национальные культурные ценности и традиции [8].

Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Дизайн в самом широком понимании этого слова стал неотъемлемым признаком современного общества. Он занимает все новые и новые ниши не только человеческого бытия, но и его сознания. Это позволяет рассматривать дизайн как универсальную и эффективную социально ориентированную технологию, поднимающую человечество на новые уровни качества жизни и иные принципы общественных отношений [7].

Реализация современных проектных задач невозможна без образованного специалиста-дизайнера, который в процессе своей профессиональной деятельности будет формировать эстетически выразительную предметно-пространственную среду, интегрирующую художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельности, направленные на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения. Сегодня дизайн из сферы, управляющей деятельностью человека, превращается в сферу, где он становится сопутствующим приложением.

Профессиональные качества дизайнера определяются, прежде всего, его личностными качествами. Это - целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность. Как показывает практика, сильной личности, занимающейся самообразованием и саморазвитием, легче адаптироваться в новых условиях и справиться с профессиональными задачами. Это приобретает особую актуальность, т.к. профессиональные задачи, которые ставятся перед дизайнером в современном мире, имеют тенденцию к постоянному изменению и усложнению в связи с быстрыми темпами научно-технического прогресса. Дизайнер должен обладать профессионально-художественной культурой, основанной на владении многообразными средствами выражения своих мыслей. Структуру профессиональных компетенций бакалавра-дизайнера образуют умения формулировать проектную концепцию, воплощать формальные особенности объекта дизайна в новом художественно-проектном контексте, осуществлять проектно-графические работы в соответствии с эргономическими и эстетическими параметрами объектов; владение методами предпроектного анализа и художественного проектирования, приемами объемно-графического моделирования и визуализации формы объекта, способами инженерной проектной графики; репрезентативность эскизного поиска формального проектного решения и ориентация на творческое воплощение аутентичного проектного решения. На наш взгляд, такой перечень показателей профессиональных компетенций отвечает требованиям необходимости и достаточности. В процессе обучения студентов-дизайнеров ориентируют на решение разнообразных визуально-пространственных задач, формируя чувство пространства, формы, материала, цвета; необходимость художественно-образного восприятия предметного мира и пластические возможности создания новой материи (ритмически, линейно-графически, тонально, колористически) на плоскости, в объеме и пространстве, а также преподавание художественных дисциплин. К художественной деятельности дизайнера относятся выполнение художественного моделирования и эскизирования, владение навыками композиционного формообразования и объемного макетирования, а также информационными технологиями различных видов изобразительных искусств и проектной графики.

В нашей работе мы постараемся выявить необходимые содержательные точки в работе дизайнеров, которые помогут решить крайне актуальную на сегодня проблему - формирование профессиональной компетентности дизайнера, и предложить свою модель производственной практики.

Способности современного выпускника вуза решать комплекс нестандартных задач, самостоятельно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях формируются в процессе реализации компетентностного подхода. В нашем понимании компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека на ее основе адекватно действовать в различных ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности). Компетентностный подход является доминирующим при подготовке дизайнера к профессиональной деятельности и предполагает наличие в вузе системы формирования профессиональной компетентности выпускников как специалистов в области художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Профессиональные компетенции, которые обеспечат решение задач художественной деятельности дизайнера, это владение рисунком и приемами работы в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями, способность обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи.

Профессиональные компетенции студентов-дизайнеров сегодня рассматриваются как интегрированное сочетание специальных знаний, умений и навыков в различных областях художественно-конструкторской и проектной деятельности, а также готовность их эффективного использования в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач в современных условиях. Эти задачи проектной деятельности будут решены дизайнером в случае наличия у него способности анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта, а также способности к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, в том числе для создания доступной среды.

Информационно-технологическая деятельность дизайнера требует от него знаний основ промышленного производства, владения современными информационными технологиями для создания графических образов, проектной документации, компьютерного моделирования. Все это обеспечит наличие у дизайнера способностей составления подробной спецификации требований к дизайн-проекту и подготовки полного набора документации по дизайн-проекту с основными экономическими расчетами для его реализации. Перед дизайнером стоят также задачи организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности. Такие как руководство коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, в том числе проектной, готовность принятия управленческих решений на основе нормативно-правовых актов, способность применения методов научных исследований при создании дизайн-проектов. Немаловажное значение имеет формирование у бакалавров-дизайнеров компетенций, обеспечивающих решение задач в педагогической деятельности, таких как самостоятельная разработка учебных программ и проведение практических и лекционных занятий, выполнение методической работы. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций является важным условием формирования готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности.

В работе «Формирование готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности» Хайруллина Э.Р. и Королева Л.Ю. выявляют набор новых, не учтенных стандартом высшего профессионального образования компетенций, позволяющих осуществлять дизайнеру профессиональную деятельность. Мы согласны с их точкой зрения и считаем, что художественно-творческая деятельность дизайнера невозможна без наличия компетенции в реализации художественно-графических образов с помощью программного обеспечения Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Coral Draw, Macromedia Dreamweaver Javascript, Action Script, PHP, CyberVision, Flash, WORD, EXCEL, РР-презентаций; информационно-коммуникативная деятельность будет эффективной при наличии опыта работы в глобальных компьютерных сетях, использовании основных методов и средств работы с информацией, умении ориентироваться в понятиях технологических наук, познавательной компетенции, владении знаниями о промышленности (в области специфики вуза) мира и страны, умении ориентироваться в мире научных открытий; организационно-управленческая деятельность требует умения создавать комфорт в общении, вызывать к себе симпатию, ведения переговоров, понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели, представления вероятных изменений обстановки; для успешной профессиональной деятельности необходимы способности к самосовершенствованию, усвоению новых знаний и личностному росту, амбициозность, креативность, целеустремленность, активная жизненная позиция, стрессоустойчивость, художественные способности, способность творчески подходить к работе, ответственность. К социально-экономическим компетенциям Хайруллина и Королева относят компетенции в создании профессионального портфолио, компетенцию в сопровождении и контроле текущих заказов, компетенцию в ценовой политике, компетенции в создании и поиске собственной клиентской базы [10].

Основной задачей производственной практики студентов-дизайнеров является закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений навыков и опыта практической работы при осуществлении деятельности по профилю специальности в конкретной организации, предприятии. Производственная практика направлена на глубокое изучение работы субъектов предприятия, а также приобретение студентами практических навыков и опыта работы в должности специалиста, соответствующего профилю его обучения.

Исходя из вышеперечисленных условий мы рассмотрели необходимость создания такой модели производственной практики, которая обеспечила бы формирование профессиональных компетенций студента-дизайнера. Эта модель должна состоять из единства следующих составляющих: цели, эффективного сотрудничества субъектов и прозрачности отношений субъектов практики, содержательной, информационно-методического сопровождения, мотивационной, ресурсной, мониторинговой и результативной.

Цель, которую мы ставим перед собой, предлагая нашу модель производственной практики, выглядит как построение карьерного маршрута студентом-дизайнером еще до окончания вуза. Для достижения этой цели необходимо обеспечить эффективное сотрудничество всех, кто принимает участие в процессе практики (студенты, преподаватели, представители предприятий-партнеров) для формирования профессиональных компетенций дизайнеров.

Формы взаимодействия субъектов практики должны быть разнообразны и удовлетворять запросам и интересам исключительно всех участников этого процесса, который должен быть максимально наполнен методической и информационной поддержкой, которую обеспечат печатные и электронные образовательные ресурсы вуза.

Без технологической составляющей не может быть современного дизайна, что предполагает постоянное освоение новых материалов, приемов и методов их использования при создании любого объекта. Дизайн выступает как творческое средство выражения новых возможностей материалов и технологий, художественное осмысление которых составляет один из основных профессиональных навыков реальных специалистов в этой области. Обученный дизайнер может использовать ресурс материала в том ракурсе и диапазоне, который для неспециалиста лишен какого-либо функционального и художественного смысла. И только обращаясь к новым ресурсам материалов, можно получить реально современный дизайн. Овладение основами промышленного производства обеспечивается прохождением практики непосредственно на самом предприятии.

Дни открытых дверей предприятий являются распространенной формой презентации предприятия, которые позволяют студентам ознакомиться с его деятельностью, планами, особенностями производства, задать руководству интересующие вопросы, ознакомиться с условиями труда, составить представление о характере, сложности и безопасности выполняемых операций, оценить перспективы профессионального роста на конкретном рабочем месте, в той или иной должности.

В процессе формирования навыков управленческой культуры целесообразно применять такие методы активного обучения, как деловая игра, проектные задания, решение управленческих ситуационных задач и т.п.

Формирование у бакалавров-дизайнеров компетенций, обеспечивающих решение задач в педагогической деятельности, будет эффективным, если включать в содержание практики такие формы, как мастер-классы, квест-игры, выставки достижений воспитанников, составление портфолио педагогических достижений студента.

Интеллектуальная составляющая заключается в способности дизайнера создавать свои произведения с позиций осмысления и освоения самой современной и передовой информации. Дизайн является носителем новой информации, и мастерство дизайнера заключается именно в том, чтобы донести эту информацию наиболее доступно и использовать ее наиболее эффективно. Но это предполагает постоянное интеллектуальное развитие самого дизайнера. В дизайне не актуально использование знаний вчерашнего дня, пересказ истории или заимствование старых средств. Дизайн предполагает живой и динамичный интеллект, регулярно пополняемый и постоянно расширяемый на основе приобщения к новой информации.

Эффективное формирование такой профессиональной компетенции, как способность применения методов научных исследований при создании дизайн-проектов, происходит в процессе участия студента в научно-практических конференциях, где бакалавры-дизайнеры получают возможность выступления со своей работой перед широкой аудиторией. Это ставит студента перед необходимостью более тщательно прорабатывать свое выступление.

Выявление, оценивание и коррекцию проведенных действий обеспечит мониторинг студентов, преподавателей и представителей предприятий для оценки результата профессиональной сформированности студентов-дизайнеров в период прохождения ими производственной практики.

Компетенции, формируемые в процессе прохождения студентами-дизайнерами производственной практики, представлены в таблице.

Компетенции, формируемые в процессе прохождения студентами-дизайнерами производственной практики, и средства их формирования

Вид деятельности дизайнера

Формируемая компетенция

Средства формирования компетенции

Художественно-творческая

Владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки, способностью к реализации художественно-графических образов с помощью различных средств программного обеспечения

Участие в мастер-классах в качестве обучающего и обучающегося; стажировки в художественных мастерских; участие в выставках, творческих отчетах по сформированным навыкам работы в материале

Проектная

Разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем

Работа над творческими проектами (индивидуальными, коллективными)

Информационно-технологическая

Способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта, способен к работе в глобальных компьютерных сетях, использованию основных методов и средств работы с информацией, умению ориентироваться в понятиях технологических наук, умеет ориентироваться в мире научных открытий

Разработка эскизов, клаузур, выполнение заданий по разработке, экономическим расчетам и проектированию объектов дизайна;

участие в тренингах, ролевых играх, упражнениях, дискуссиях, днях открытых дверей

Организационно-управленческая

Разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами дизайна; готов пользоваться нормативными документами на практике

Участие в деловых играх, разработка проектных заданий, решение управленческих ситуационных задач

Педагогическая

Ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия

Пробные уроки, мастер-классы, квест-игры, выставки достижений воспитанников, портфолио педагогических достижений студента

Научно-педагогическая

Способен применять методы научных исследований в дизайнерской и педагогической деятельности, выступать с докладами перед аудиторией, участвовать в обсуждениях, анализировать и делать выводы, находить пути решения научных проблем и практических задач

Участие в научно-практических конференциях, подготовка докладов, выступления перед широкой аудиторией

Профессионально-коммуникативная

Коммуникабельность, умение создавать комфорт в общении, умение вызывать к себе симпатию, умение ведения переговоров, понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки, способен к самосовершенствованию и усвоению новых знаний и личностному росту, амбициозен, креативен, способен создать профессиональное портфолио, сопровождать и контролировать текущие заказы, ориентируется в ценовой политике

Участие в переговорах с заказчиками, создание и защита эскизов. Участие в конкурсах портфолио. Создание базы аналогов, предприятий

 

Мы считаем, что сегодня в вузах, осуществляющих подготовку дизайнеров, необходимо использовать накопленный теоретический и практический опыт, инновационные методики, что в дальнейшем станет стимулом развития новых тенденций в искусстве дизайна, его активном существовании на всех уровнях экономического и культурного развития российского общества.

Рецензенты:

Бородина С.Д., д.п.н., профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения ФГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань;

Комадорова И.В., д.филос.н., профессор кафедры массовой коммуникации Набережночелнинского института КФУ, г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Габдрахманова Е.В. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В БАКАЛАВРИАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17737 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674