Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ПОПЕЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ускова А.Л. 1
1 Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого
Вопросы формирования ценностей привлекают внимание ученых. Однако, несмотря на ряд исследований, до сих пор не существует единого подхода к формированию ценности попечения (заботы) о другом человеке. Недостаточно разработана проблема в теории и практике, направила нас на экспериментальное исследование по формированию ценности попечения (заботы) о другом человеке в учеников основной школы. Процесс диагностики учащихся основной школы предполагал работу с различными анкетами, тестами, беседами с учащимися, наблюдением за их поведением. Был проведен анализ, синтез экспериментальных данных обследования учащихся основной общеобразовательной школы в процессе воспитательной работы на формирование у них ценности попечения (заботы) о другом человеке, в ходе которого получены данные умения оценивать и анализировать свои поступки. В статье представлены результаты нашего исследования, которые были зафиксированы нами, и свидетельствуют о недостаточном уровне сформированной ценности попечения (заботы) о другом человеке у учащихся основной школы. Автор предлагает продолжить экспериментальные исследования с помощью определённых методик, анкет, тестов, наблюдения, которые необходимы для формирования ценности попечения (заботы) о другом человеке в учеников основной школы.
умение оценивать и анализировать свои поступки
формирование ценности попечения
учащиеся
1. Bekh I.D. Vykhovannya osobystosti: Pidr. / Ivan Dmytrovych Bekh. – K.: Lybid, 2008. – 848р.
2. Bekh I.D. Osobystisno-zoriyentovane vykhovannya: Nauk.-metod. posibnyk. – K.: IZMN, 1998. – 204 р.
3. Boyko A.M., Shemet P.H. Vykhovuyemo hromadyanyna i profesionala: Teoriya, dosvid. – Poltava: VAT "Vydavnytstvo "Poltava", 2003. – 403 р.
4. Bondarevskaya E., Kulkevich S. Pedagogika: lichnost v gumanitarnyih teoriyah i sistemah vospitaniya: Ucheb. posobie. – Rostov-na-Donu: Uchitel, 1999. – 560 р.
5. Moskalets V.P. Psykholohichne obgruntuvannya ukrayinskoyi natsionalnoyi shkoly / V.P. Moskalets. – Lviv: Vydavnytstvo “Svit”, 1994. – 120 р.
6. Pidlasyy I. Pedahohichni innovatsiyi / I. Pidlasyy, A. Pidlasyy // Ridna shkola. – 1998. – №12. – S. 3–17.
7. Sukhomlynska O. Suchasni tsinnosti u vykhovanni: problemy, perspektyvy // Shlyakh osvity. – 1996. – № 1. – Р. 24–27.
8. Sukhomlynskyy V.O. Problemy vykhovannya vsebichno rozvynenoyi osobystosti // Vybrani tvory: V 5 t. – K.: Rad. shkola, 1976. – T. 1. – Р. 55–208.
9. Sukhomlynskyy V.O. Yak vykhovaty spravzhnyu lyudynu // Vybrani tvory: V 5 t.– K.: Rad. shkola, 1976. – T. 2. – Р. 202–220.

Сегодня скорость развития науки побуждает педагогов гибко реагировать на изменения, как экономические, так и социальные, что возможно лишь при условиях развития учебно-воспитательной работы на основе общечеловеческой нравственности. Поэтому на сегодня процесс формирования у учащихся основной школы ценности заботы о другом человеке является приоритетным. Будущее зависит от того, какими будут ее граждане – будущее поколение, насколько у них будут сформированы: активная морально-жизненная позиция, национальное самосознание, готовность ответственно относиться к жизненным позициям и ценностям.

Современное среднее общеобразовательное заведение является мощным фактором воспитания, включает в себя процессы формирования их жизненных компетентностей, ориентиров, ценностей, нравственности, национального достоинства, патриотизма.

В реализации задачи воспитания и формирования ценностей, в частности ценности заботы о другом человеке у учащихся общеобразовательных школ одним из важнейших мест в воспитательных мероприятиях класса является внеучебная деятельность. Уроки основы здоровья, этики, классные часы, недели социальной защиты, месячник правового образования дают ученикам необходимые знания, которые воспитывают чувство ответственности о другом человеке (детей с особыми потребностями, детей-сирот, утерянных или брошенных детей, к людям почтенного возраста и т.д.). Потому что любой человек нуждается в заботе со стороны окружающих и не должен быть чужаком, маргиналом.

Важность в воспитании подрастающего поколения очерчена в ведущих образовательных документах: законах Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», в Указе Президента Украины «О мерах по развитию духовности, защиты морали и формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения», Национальной доктрине развития образования и др.

Анализ историко-педагогических работ А. Дистервега, М. Монтеня, Т. Кампанеллы, Я. Коменский, Д. Локка, Й. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Ушинского и др. свидетельствует о необходимости утверждения гуманистических педагогических идей в воспитательной работе. Значение гуманизма и добродетельности, что включает в себя широкое понятие попечительства и опеки о другом человеке в воспитании молодого поколения поднимали на высокий уровень представители украинской педагогической мысли В. Дурдуковский, О. Духнович, П. Житецкий, В. Науменко, С. Русова, Я. Чепига, С. Черкасенко и др.. Направления на благотворительность (попечительство или опеку) относительно другого человека, как движущую силу самореализации личности стало основой новаторских воспитательных концепций утвержденных такими педагогами, как П. Блонский, Г. Ващенко, А. Захаренко, А. Макаренко, В. Сухомлинский и др.

Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе формирования готовности к заботе о другом человеке, добродетельности, как осмысленную проблему представляют исследования И. Беха, А. Бойко, Е. Бондаревськой, О. Докукиной, В. Москалець, Д. Пащенко, И. Подласого, О. Сухомлинской, В. Сухомлинского и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Актуальность затронутой проблемы формирования заботы о другом человеке в педагогической деятельности и ее недостаточная теоретическая обоснованность в отечественной педагогике направила нас на экспериментальную проверку процесса формирования ценности заботы у учащихся основной школы путем проведения воспитательной работы в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях.

Цель исследования

Представить экспериментальные данные, полученные в ходе воспитательной работы с учащимися основной школы.

Материал и методы исследования

Анализ, синтез, анкетирование, тестирование; экспериментальные данные получены в результате обследования учащихся общеобразовательной школы.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс диагностики учащихся основной школы предполагал работу с различными анкетами, тестами, беседами с учащимися, наблюдением за их поведением.

Результаты, которые были получены нами, свидетельствуют в целом о недостаточном уровне сформированной ценности попечения учащихся. Так, диагностики умения учениками анализировать и оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы (попечения) о другом человеке, показали такие результаты: из 6 класса (33 ученика) умение оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке распределено на трех уровнях. Высокий уровень – 17 учеников (52%), средний уровень – 15 учеников (45%), низкий уровень – 1 ученик (3%). Умение анализировать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке представлено таким образом: на высоком уровне находятся 22 ученика (67%), на среднем уровне – 11 учеников (33%), на низком уровне нами не было зафиксировано (0%).

Таким образом, данные диагностики учащихся 6 класса показывают, что большинство учащихся находятся на высоком уровне, так как они, согласно тесту, могут самостоятельно анализировать и правильно оценивать свои поступки. На среднем уровне наблюдается меньшее количество учеников 6 класса, где учащиеся продемонстрировали умение самостоятельно оценивать свою деятельность в соответствии сформированной у них ценности заботы о другом человеке, однако при этом анализировать собственную деятельность у них не всегда получается правильно. На низком уровне зафиксировано самое малое количество учащихся, у которых наблюдалась неустойчивая позиция в процессах оценки своих поступков при этом низкого уровня анализа своих поступков не зафиксировано. Это показало, что для некоторых учеников крайне важно проведение работы по формированию и развитию ценности заботы о другом человеке. Результаты представлены в диаграммах №№1, 2.

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Несколько иные результаты были зафиксированы у учеников 7 класса (38 учеников). Умение оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке: на высоком уровне – 17 учеников (45%), на среднем уровне – 21 ученик (55%), на низком уровне – 0 учеников (0%). Умение анализировать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке: на высоком уровне – 24 ученика (63%), на среднем уровне – 13 учеников (34%), на низком уровне – 1 ученик (3%).

Таким образом, результаты диагностики учащихся 7-х классов показывают: что в классе, большинство учащихся находятся на высоком уровне, так как они, согласно данным, могут самостоятельно анализировать, однако при этом оценка собственной деятельности у них не всегда происходит правильно. На среднем уровне наблюдается меньшее количество учеников 7 класса, которые продемонстрировали умение самостоятельно анализировать свою деятельность в соответствии сформированной у них ценности заботы о другом человеке, однако при этом анализ собственной деятельности у них не всегда происходит правильно. На низком уровне зафиксировано самое малое количество учащихся, у которых наблюдалась неустойчивая позиция в процессах анализа и оценки своих поступков. Это показало, что для некоторых учеников крайне важно проведение работы по формированию и развитию ценности заботы о другом человеке. Результаты представлены в диаграммах №№3, 4.

Диаграмма №3

Диаграмма №4

19 учеников 8 класса при тестировании на умение оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке показали такие результаты: на высоком уровне – 12 учеников (63%), на среднем уровне – 6 учеников (32%), на низком уровне – 1 ученик (5%). А умение анализировать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке показали что: на высоком уровне – 11 учеников (58%), на среднем уровне – 8 учеников (42%), на низком уровне – 0 учеников (0%).

Таким образом, данные диагностики учащихся 8 класса показывают, что большинство учащихся находятся на высоком уровне, так как они, согласно обработке результатов теста, могут самостоятельно анализировать и правильно оценивать свои поступки. На среднем уровне наблюдается меньшее количество учеников 8 класса, где учащиеся продемонстрировали умение самостоятельно анализировать свою деятельность в соответствии сформированной у них ценности заботы о другом человеке, однако при этом оценка собственной деятельности у них не всегда происходит правильно. На низком уровне зафиксировано самое малое количество учащихся, у которых наблюдалась неустойчивая позиция в процессах анализа и оценки своих поступков. Это показало, что для такого ученика крайне важно проведение работы по формированию и развитию ценности заботы о другом человеке. Результаты представлены в диаграммах №№5, 6.

Диаграмма №5

Диаграмма №6

Анализируя результаты теста, который был применен нами для диагностики умения учениками анализировать и оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке, показал, что большинство учеников 6-8 классов имеют в основном высокий уровень умений оценивать и анализировать свои поступки. Но если мы посмотрим на процентное соотношение уровней классов, то увидим, что на высоком уровне умения оценивать свои поступки разница в процентах колеблется от 45% до 63%, где учащиеся 6 класса – 52%, учащиеся 7 класса – 45%, учащиеся 8 класса – 63%; на среднем уровне от 32% до 55%, учащиеся 6 класса – 45%, учащиеся 7 класса – 55%, учащиеся 8 класса – 32%; на низком уровне от 3% до %5%, учащиеся 6 класса – 3%, 7 класс – 0%, учащиеся 8 класса – 5%. Сравнительные результаты умения оценивать свои поступки, представлены в диаграмме №7.

Что касается умения анализировать свои поступки, то разница в процентах также существенно отличается. Так, на высоком уровне от 58% до 67%, где учащиеся 6 класса - 67%, учащиеся 7 класса – 63%, учащиеся 8 класса – 58%; на среднем уровне от 33% до 42%, где учащиеся 6 класса – 33%, учащиеся 7 класса – 34%, учащиеся 8 класса – 42%; на низком уровне умение анализировать свои поступки всего 3% где 6 класс – 0%, учащиеся 7 класса – 3%, 8 класс – 0%. Сравнительные результаты умения анализировать свои поступки, представлены в диаграмме №8.

Диаграмма №7

Диаграмма №8

Выводы

Таким образом, анализ представленных экспериментальных, данных полученных в ходе воспитательной работы с учащимися основной школы по формированию умения оценивать и анализировать свои поступки, показал, что у большинства учеников 6-8 классов сформировано умение оценивать и анализировать свои поступки на высоком уровне. Но в процентном соотношении сформированных уровней умения оценивать и анализировать свои поступки у учеников 6-8 классов, разница колеблется. Поэтому мы делаем вывод, что необходимо проводить работу по формированию и развитию ценности попечения (заботы) о другом человеке с учениками основной школы.

Перспективой нашего экспериментального исследования будет проведение методик, анкетирования, тестирования, наблюдения для выявления уверенности в себе и необходимости свершать поступки и формировать силу стремлений.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Волков А.Г., д.филос.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.


Библиографическая ссылка

Ускова А.Л. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ПОПЕЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17574 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252