Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМВУЗЕ. АНОНИМНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

Крайнов С.В. 1 Попова А.Н. 1 Михальченко В.Ф. 1 Фирсова И.В. 1 Крайнова И.А. 2 Попова К.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 МОУ ДОД «Детская школа искусств №5 Волгограда»
В работе изучается отношение студентов медицинского вуза к программе художественно-эстетического просвещения, их интересы, а также предпочтения. Для выявления нуждаемости в программе проведено анонимное анкетирование студентов II, III, IV и V курсов стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета. Разработанная авторами анкета дает возможность выяснить, насколько данный вид воспитательной работы интересен студентам, а также то, какие виды, жанры, выразительные средства, направления в искусстве востребованы в молодежной среде. Исследование продемонстрировало заинтересованность учащихся в художественно-эстетическом просвещении, а также выявило тенденции относительно их вкусов. Данный факт необходимо учитывать при планировании воспитательной работы, что позволит не только модернизировать последнюю, но и повысить эффективность подготовки будущих врачей.
деонтология.
культура
воспитательная работа
стоматология
медицина
высшее образование
1. Васильева Л.В. Размышления о воспитательной работе в вузе // Проблемы высшего образования. – 2007. – №1. – С.186-189.
2. Гребенникова А.С., Поройский С.В., Сысуев Е.Б. Наркомания и молодое поколение // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 9. – С. 94.
3. Крайнов С.В., Артюхина А.И., Попова А.Н., Михальченко В.Ф., Фирсова И.В., Крайнова И.А. Художественно-эстетическое просвещение студентов как стратегия воспитательной работы в медицинском вузе // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 16 декабря 2014 г. – Ростов-на-Дону, 2015. – С.150-154.
4. Крайнов С.В., Попова А.Н., Крайнова И.А., Попова К.А. Реализация программы художественно-эстетического воспитания студентов, как стратегия модернизации высшего медицинского образования в российской федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
5. Крайнов С.В., Фирсова И.В., Крайнова И.А., Михальченко В.Ф., Попова А.Н., Милованов В.А. Программа художественно-эстетического воспитания студентов медицинских вузов // Академия АРТ-МАСТЕРСТВА и АРТ-ПЕДАГОГИКИ: Материалы педагогических чтений. – М., 2013. – С.88.
6. Михальченко В.Ф., Крайнов С.В., Крайнова И.А., Попова А.Н. О перспективах художественно-эстетического воспитания студентов-стоматологов // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. статей Международной научно-практической конференции. 29–30 апреля 2013 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – С.108-112.
7. Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Порошин А.В. Роль симуляционного обучения в системе подготовки врача-стоматолога на примере фантомного центра Волгоградского медицинского университета // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 3-1. – С. 126-128.
8. Сивцева А.Р. Проблема формирования нравственных ценностей в процессе профессионального становления студентов медицинского вуза // Наука и образование. –2010. – № 4. – С. 13-16.
9. Фирсова И.В., Марымова Е.Б., Македонова Ю.А. Ролевая игра как интерактивный метод обучения в медицинском вузе // Наука и образование в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции: в 8 частях. – 2014. – С. 18-2.
10. Шемонаев В.И., Тимачева Т.Б., Моторкина Т.В., Деревянченко Н.И., Цуканова Ф.Н., Михальченко Д.В., Линченко И.В., Стекольникова Н.В., Полянская О.Г., Климова Т.Н. Типовые тестовые задания по ортопедической стоматологии: учебное пособие: в 2 ч. – Волгоград, 2009. – Ч. 1.
Значение воспитательной работы в подготовке будущих врачей весьма велико, ведь задача медицинского вуза – не только обучить «ремеслу», но и «вырастить» настоящего врача: личность, способную к сопереживанию и сочувствию, умеющую видеть человека, а не болезнь, следующую важнейшим принципам этики и деонтологии [2, 9].Представляется, что через эстетическое воспитание подрастающего поколения возможен ренессанс высшего медицинского образования, ибо искусство можно определить, как образное выражение действительности, удовлетворяющее естественную тягу человека к «прекрасному». Наряду с наукой, оно является одной из форм познания (в том числе естественнонаучного) [4].

Методология,организация и проведение воспитательной работы со студентами-медиками требует тщательного планирования. Крайне важно «знать целевую аудиторию», ее вкусы и предпочтения, особенно, когда речь идет об эстетическом воспитании[1, 3]. В противном случае вероятен конфликт интересов и непонимание между преподавателями-кураторами и учащимися. Необходим диалог, обеспечивающий взаимозаинтересованность обеих сторон, мотивирующий студентов к самому активному участию в реализации программы художественного просвещения[5, 7].

Цель исследования: определить отношение студентов медицинского вуза к программе художественно-эстетического просвещения, их интересы, а также предпочтения, оптимизируя тем самым организацию и содержание воспитательной работы.

Материалы и методы исследования. Для выявления нуждаемости в программе художественно-эстетического просвещения, а также заинтересованности учащихся в данном виде воспитательной работы, нами были доложены ее основные положения, а затем проведено анонимное анкетирование студентов II, III, IV и V курсов стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета. Всего в опросе приняло участие 507 человек в возрасте от 18 до 27 лет, из них: 336 (66,3 %) девушек  и 171 (33,7%) юноша.

Анкета разрабатывалась таким образом, чтобы, интерпретируя ее результаты, можно было не только выяснить, насколько художественно-эстетическое воспитание интересно студентам, но также то, какие виды, жанры, выразительные средства, наконец, направления в искусстве востребованы в молодежной среде[6, 8].

АРТ-анкета

для студентов медицинских ВУЗов

Ваш курс:__________

1.                  Как часто Вы посещаете учреждения культуры?

каждый месяц;раз в полгода;раз в год;очень редко;не помню, когда был(а) последний раз.

2.                  Хотели бы Вы посещать учреждения культуры чаще, участвуя в программе эстетического воспитания студентов?

да;нет;не знаю.

3.                  Что бы Вы предпочли посетить: театр/музей (другое учреждение культуры), или ночной клуб/дискотеку?

театр/музей (другое учреждение культуры);ночной клуб/дискотеку;не знаю.

4.                  Какой (какие) из видов искусства Вам наиболее предпочтителен (предпочтительны)?

театральное;изобразительное;музыкальное;кино;ни один из перечисленных;Ваш вариант;мне нравятся все виды искусства.

5.                  Какой из видов театра Вам нравится больше всего?

драматический;музыкальный;детский;экпериментальный.

6.                  Какая музыка Вам нравится больше всего?

классическая;народная;инструментальная;джаз;поп;рок.

7.                  Какое искусство Вам ближе?

классическое;современное;экспериментальное;мне нравится всякое искусство;не знаю.

8.                  Любите ли Вы читать художественную литературу?

да;нет.

9.                  Любите ли Вы смотреть телевизионные программы об искусстве (в том числе современном), телеспектакли, концерты, репортажи о выставках?

да;нет;не знаю.

10.              Нравятся ли Вам оригинальные решения в искусстве (эксперименты, необычные формы подачи, инсталляции)?

да;нет;не знаю.

11.              Вы обучаетесь в своем городе, или приехали из другого региона?

в своем городе;я из другого региона.

12.              Интересна ли Вам история Вашего ВУЗа?

да;нет;не знаю.

13.              Интересна ли Вам история Вашей страны, региона, города? Хотели бы Вы знать больше о Российской государственности?

да;нет;не знаю.

14.              Как вы считаете, нужны ли студентам занятия по эстетическому воспитанию (которые бы заключались в периодическом посещении учреждений культуры)?

да;нет;не знаю.

Представляется, что результаты данного анкетирования отвечают принципу достоверности, поскольку оно было проведено в анонимном формате, благодаря чему студенты имели возможность отвечать на вопросы искренне, «не оглядываясь» на мнение и предпочтения других.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса продемонстрировали следующее: каждый месяц учреждения культуры посещают 173 респондента (34,1%); раз в полгода – 104 (20,5%); раз в год – 52 (10,3%); очень редко – 138 (27,2%) и, наконец, затруднилось вспомнить свое последнее посещение того или иного учреждения культуры 40 респондентов (7,9%). 311 (61,3%) опрошенных выказали желание посещать учреждения культуры чаще, участвуя в программе художественно-эстетического воспитания студентов; 110 (21,7%) дали отрицательный ответ, и 86 (17 %) затруднились ответить (рис.1).

 

Рис.1. Заинтересованность студентов в более частом посещении учреждений культуры

Любопытно, что 288 (56,8%) студентов предпочли посетить театр, музей, или иное учреждение культуры, нежели ночной клуб, или дискотеку, и лишь 127 (25,1%) респондентов выбрали второй вариант; 92 (18,1 %) затруднились сделать выбор (рис. 2).

Рис.2. Предпочтения студентов относительно их досуга

Мы также постарались выяснить, какой из видов искусства наиболее близок студентам. Оказалось, что 189 опрошенных (37,3%) назвали таковым кино; 121 (23,9%) – музыку; 101 (19,9%) – театр; 56 (11%) – изобразительное искусство; 29 (5,7) – пояснили, что им близки все виды искусства в равной степени; 11 (2,2%) – указали свой вариант. Стоит отметить, что ни один из студентов не дал вариант: «ни один из перечисленных» (рис. 3).

Рис.3. Предпочтения студентов относительно видов искусства

Формируя модули будущей программы, нам было крайне важно знать о предпочтениях студентов.В частности, на вопрос: «Какой из видов театра Вам нравится больше всего?» 219 респондентов (43,2%) выбрали драматический; 151 (29,8%) – музыкальный; 122 (24,1%) – экспериментальный; 15 (2,9%) – детский.При исследовании «музыкальных пристрастий» мы выяснили следующее: наиболее близка студентам поп-музыка (130 опрошенных (25,6%)); на втором месте – классическая (109 респондентов (21,5%)); на третьем – инструментальная (85 (16,8%)); на четвертом – джаз (68 (13,4%)); на пятом – рок (58 (11,4%)) и, наконец, на шестом – народная (57 (11,3%)).Большая часть учащихся указала в анкетах, что им наиболее близко классическое искусство (178 (35,1%)), нежели современное (99 (19,5%)), или экспериментальное (38 (7,5%)); 119 студентов (23,5%) выбрали вариант «мне нравится всякое искусство» и, наконец, 73 респондента (14,4%) не смогли сделать выбор.Ответы студентов на два предыдущих вопроса демонстрируют ошибочность априорного мнения общества о том, что классическое искусство чуждо молодежи, следовательно, реализуя программу, стоит быть «смелее» и не опасаться непонимания, или неприязни со стороны учащихся. Представляется, что мы несколько недооцениваем наших студентов, что может пагубно сказаться на организации воспитательной работы. В любом случае, важен диалог, построенный на принципе взаимоуважения и обоюдной заинтересованности в результате.

Большая часть студентов (349 (69%)) регулярно читает художественную литературу, в то время как 158 человек (31%) не любит читать.Телевизионными программами об искусстве, телеспектаклями, концертами, «арт-обзорами» интересуются 224 опрошенных (44,2%), 207 (40,8%) – не проявляют к ним интереса и 76 (15%) – затруднились ответить.Оригинальные решения в искусстве (в том числе необычные формы подачи, инсталляции) близки и понятны 324 опрошенным (63,9 %) и не нравятся 110 (21,7%), 73 человека (14,4 %) затруднились ответить (рис. 4).

Рис.4. Отношение студентов к эксперименту в искусстве

Абсолютному большинству студентов (418 (82,5%)) интересна история вуза, в котором они обучаются, в то же время 65 респондентов (12,8%) дали отрицательный ответ, и 24 (4,7%) затруднились ответить. Отрадно, что абсолютное большинство студентов – 399 (78,7%) высказались за необходимость занятий по эстетическому воспитанию, причем только 47 (9,3%) дали отрицательный ответ, а 61 (12%) не определились. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами программа художественно-эстетического воспитания будущих врачей интересна учащимся и будет востребована в студенческой среде (рис. 5).

Рис.5. Отношение студентов к программе эстетического воспитания

Заключение. Сегодня система высшего профессионального медицинского образования столкнулась с серьезными вызовами. Очевидна необходимость возвращения былого престижа и уважения к профессии врача, особенно в условиях российской действительности. Общество предъявляет к доктору все больше требований, которому теперь не достаточно быть хорошим клиницистом. Процесс подготовки студентов-медиков нуждается в дальнейшей модернизации, включающей обязательную оптимизацию воспитательной работы. Проведенное нами анкетирование продемонстрировало заинтересованность учащихся в художественно-эстетическом просвещении, а также выявило любопытные тенденции относительно их вкусов и предпочтений. Это необходимо учитывать при планировании воспитательной работы, что позволит не только модернизировать последнюю, но, что куда более важно – повысить эффективность подготовки будущих врачей.

Рецензенты:

Михальченко Д.В., д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград;

ПоройскийС.В., д.м.н., проректор по учебной работе, ГБОУ ВПО  «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Крайнов С.В., Попова А.Н., Михальченко В.Ф., Фирсова И.В., Крайнова И.А., Попова К.А. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМВУЗЕ. АНОНИМНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17533 (дата обращения: 30.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074