Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КРЕАТИВНО-КОММНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Козловская Е.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
В данной статье рассматривается идея о роли креативного аспекта деятельности студентов в процессе развития коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам. Формирование креативно-коммуникативной компетенции есть способ развития коммуникативной компетенции на основе потенциала креативного аспекта деятельности студента, важного для становления креативной личности. Представлена структура содержания креативно-коммуникативной компетенции, включающая четыре блока, которые обеспечивают актуализацию явления креативности как процесса, продукта и личностного качества студента. Когнитивный блок включает специальные знания, представления, а также понимание и принятие феномена креативности в учебной деятельности. Навыки и умения формируют содержание функционального блока. Личностный блок представлен компонентами, которые отражают качества, необходимые студенту для успешного формирования данной компетенции. Оценочный блок компетенции ориентирован на самопроцессы. Для обоснования сущности креативно-коммуникативной компетенции конкретизированы структурные компоненты каждого блока и показана их специфика.
креативно-коммуникативная компетенция
коммуникативная компетенция
блок
креативный аспект деятельности
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
2. Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов : дис. ... канд. псих. наук. – М., 1997. – 177 с.
3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М. : Педагогика, 2002. - 144 с.
4. Мартышкина Н.В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников : дис. ... канд. псих. наук. – Н. Новгород, 2006. – 238 с.
5. Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: на материалах спецкурса «Психология общения» : дис. ... канд. псих. наук. – Томск, 2000. – 198 с.
6. Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. псих. наук. – Н. Новгород, 2005. - 217 с.
7. Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте : дис. ... канд. псих. наук. – Казань, 2004. – 228 с.
Смена образовательной парадигмы и модернизация современного образования, происходящие на фоне глобализационных процессов, ориентируют на приоритетное формирование компетенций, которые становятся ключевым компонентом содержания государственных образовательных стандартов нового поколения. Закономерность изменений влечёт за собой необходимое обновление опыта человека, что, согласно И.А. Зимней, представляет собой приобретение человеком новых компетенций.

Образование, являясь основным инструментом развития личности в современных условиях, должно отвечать новым требованиям по формированию новых компетентностных качеств личности и развитию заложенного в ней потенциала.

Достижение практической цели обучения иностранному языку в контексте реализации компетентностного подхода обуславливает актуальность проблематики формирования коммуникативной компетенции, которая интерпретируется как способность студента самостоятельно создавать коммуникативный продукт посредством свободного использования языковых средств при решении коммуникативной задачи и готовности отступать от шаблонов речи. Указанная готовность коррелирует с креативным аспектом деятельности.

В современной образовательной парадигме не только развитие и совершенствование, но и сам процесс формирования компетенций должен опираться, с одной стороны, на личностный потенциал студента, его учебный опыт, а с другой - на дидактический потенциал собственно приёмов обучения. Проявление его новых граней является закономерным следствием целенаправленных научно-педагогических поисков. Например, формирование коммуникативной компетенции может осуществляться с учётом её потенциала креативного аспекта деятельности, важного для становления креативной личности, востребованной современным обществом.

Цель исследования

Цель заключается в том, чтобы обосновать концептуальную идею о том, что креативный аспект деятельности студентов становится неотъемлемым базисом формирования креативно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей самостоятельное и нешаблонное создание студентами речевого продукта как результат решения коммуникативной задачи в процессе изучения иностранного языка в вузе.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались публикации последнего десятилетия, в которых проблематика креативности получила научно-практическое и теоретико-методическое обоснование, а также данные контент-анализа научных работ диссертационного характера. Их систематизация и интерпретация осуществлялись в контексте герменевтического подхода, что позволило уточнить сущность нового явления - креативно-коммуникативной компетенции. Под креативно-коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность знаний, формирующих представление обучающегося о явлении креативности, как о продукте и процессе речевой деятельности; совокупность навыков, умений, личностных качеств и готовность к решению коммуникативных задач на основе креативного аспекта деятельности.

Принимая во внимание вектор креативности в развитии коммуникативной компетенции, при организации учебного процесса по иностранному языку в вузе необходимо обеспечить актуализацию явления креативности как процесса, продукта и личностного качества студента. Это коррелирует с представлением о блочной структуре компетенции, которая, по мнению И.А. Зимней, может быть представлена совокупностью таких компонентов, как знания, умения, качества, опыт, способности, составляющих содержание компетенций. Для обоснования сущности креативно-коммуникативной компетенции было необходимо уточнить количество блоков и определить их содержание, конкретизировать структурные компоненты и показать их специфику. Методологической опорой при решении этой задачи выступили идеи и научные достижения исследователей явления креативности в общении и социальных групповых взаимодействиях (С.Ю. Канн, В.А. Кан-Калик, Н.А. Тюрьмина,    Т.Ю. Осипова, А.А. Попель и другие), которые затем были интерпретированы в контексте методики обучения иностранным языкам.

В структуре содержания креативно-коммуникативной компетенции целесообразно выделить четыре блока: когнитивный блок включает комплекс знаний и представлений о феномене креативности; функциональный блок представлен совокупностью соответствующих навыков и умений; личностный блок отражает те качества студента, которые необходимы для формирования данной компетенции и коррелируют с типологическими качествами креативной личности; оценочный блок содержит инструменты, обеспечивающие рефлексию и позволяющие студенту оценивать самопроцессы, способствующие овладению им иностранным языком. Кратко содержание каждого блока можно охарактеризовать следующим образом.

Когнитивный блок креативно-коммуникативной компетенции включает:

  • знания о сущности явления креативности, о способах его проявления, о его имманентных свойствах и первоисточниках, о свойствах и характеристиках креативной личности;
  • представления о возможности применять явление креативности в конкретных видах речевой деятельности, о возможных результатах использования явления креативности в процессе изучения иностранного языка, о сущности самопроцессов (саморазвитие, саморефлексия, самокритика и т.д.);
  • понимание явления креативности как механизма развития самопроцессов;
  • принятие необходимости собственной продуктивной деятельности при изучении иностранного языка и развития креативных качеств своей личности;
  • признание явления креативности как важного средства в достижении цели практического пользования иностранным языком как средством общения.

В содержание функционального блока креативно-коммуникативной компетенции входят следующие навыки и умения:

  • навык контекстуализации при использовании нового языкового материала;
  • компенсаторные навыки (замена отдельного неизвестного языкового элемента на известный студенту) и умения (замена студентом непонятного ему контекста другим контекстом);
  • аналитические умения - умение анализировать коммуникативную ситуацию и ориентироваться в ней); умение анализировать варианты решения коммуникативной задачи и процесс её решения; умение анализировать полученные как положительные, так и отрицательные результаты, причины допущенных ошибок;
  • умение организовывать и поддерживать общение на занятии по иностранному языку;
  • умение «поливариантности» - варьировать идеи (инициативная речь), продуцировать разные варианты решения одной коммуникативной задачи.

Личностный блок в содержании креативно-коммуникативной компетенции может быть представлен компонентами, которые отражают качества, необходимые студенту для успешного формирования данной компетенции. Наряду с такими общепризнанными качествами, как любознательность, настойчивость, целенаправленность, оптимизм, также необходимы:

  • открытость - это качество интерпретируется как восприимчивость студента к новому и необычному, на её основе формируется готовность к созданию нового речевого продукта средствами иностранного языка. В психолого-педагогических науках указывается на важность качества «открытости» по отношению к новому опыту и нестандартным способам деятельности. Некоторые исследователи отмечают, что это качество также необходимо при формировании готовности субъектов образования к инновационной деятельности;
  • самостоятельность как личностное качество, с одной стороны, интерпретируется во взаимосвязи с видом учебной деятельности, предусмотренной нормативными документами (самостоятельная работа студентов), с другой стороны, как «независимость», которую проявляет студент при создании своего речевого продукта, отказываясь от общеупотребительных шаблонов и стереотипов речевого поведения в общении;
  • гибкость и свобода мышления позволяют решать коммуникативную задачу, опираясь на независимость своих суждений и умение приспосабливаться к учебной ситуации как внешне (языковые средства), так и внутренне (мотивация). В процессе овладения иностранным языком это выражается через вербализированные формы «воображения» и «фантазии» студентов, что придаёт оригинальность речевому продукту как в плане формы, так и содержания;
  • инициативность как личностное качество студента не только способствует реализации «инициативной речи» в учебном процессе по иностранному языку, но и обусловливает его активность и энергичность в отношении поисково-преобразовательной деятельности, необходимой для создания креативного продукта.

На основе перечисленных выше качеств развивается ряд способностей, которые непосредственно входят в содержание данного блока: способность к оригинальности и новизне в процессе коммуникации; способность к нестандартному решению коммуникативных задач; способность к поисково-преобразовательной деятельности на материале иностранного языка; способность к адекватному восприятию критики; способность к коммуникативному воображению (С.В. Павлова), то есть способность, позволяющая моделировать и предсказывать коммуникативные процессы, возможные коммуникативные трудности и проблемы на основе обратной связи и саморефлексии.

Оценочный блок в содержании креативно-коммуникативной компетенции ориентирован на самопроцессы, поэтому его компоненты связаны с оценкой студентом самопроцессов, способствующих овладению им иностранным языком:

  • рефлексия результатов деятельности как мотивационный инструмент её реализации и совершенствования;
  • саморефлексия как оценка собственного коммуникативного опыта, полученных результатов, достижений, ошибок и понимание возникающих трудностей в процессе коммуникации; как инструмент более прочного овладения новым языковым материалом за счет присвоения студентами нового опыта по его применению на практике;
  • самокритика как инструмент преодоления трудностей в процессе решения коммуникативной задачи;
  • способность к саморазвитию в контексте активного взаимодействия с партнёрами по общению.

Предложенное выше описание четырёх структурных блоков креативно-коммуникативной компетенции формирует определённое представление о феномене указанного вида компетенции. Однако для практики преподавания иностранного языка также важным является определение индикаторов сформированности каждой конкретной компетенции. Индикаторы связаны с количественными и качественными параметрами продуцируемого студентами речевого продукта. Как указывалось выше, формирование креативно-коммуникативной компетенции в учебном процессе по иностранному языку обеспечивает взаимосвязную актуализацию явления креативности как процесса, продукта и качества личности. Поэтому в первую очередь целесообразно обратиться к индикаторам, характеризующим качественные параметры речевого продукта.

Индикаторы, в целом, можно распределить на две группы: универсальные и дифференцированные. Универсальные индикаторы сформированности креативно-коммуникативной компетенции характеризуют речевой продукт независимо от устной или письменной формы продуктивного вида речевой деятельности на иностранном языке. Дифференцированные индикаторы, соответственно, относятся только к одной - устной или письменной - форме речевой деятельности. В рамках настоящей статьи целесообразно обратиться к универсальным индикаторам, которые были выявлены на основе теоретико-методического исследования содержательного аспекта креативно-коммуникативной компетенции и апробированы в процессе экспериментальной проверки разработанной методики её формирования.

К индикаторами сформированности креативно-коммуникативной компетенции относятся не только навыки, умения, способности, качества личности, которые представлены в блочной структуре компетенции, но и критерии оценки выполнения упражнений, предназначенных для формирования креативно-коммуникативной компетенции. К числу универсальных индикаторов относятся:

  • внутренняя мотивация студентов к реализации креативного аспекта в своём речевом продукте. Этот индикатор проявляется как наличие либо отсутствие реакции на задание к упражнению, например согласие студента или его отказ от выполнения предложенного упражнения креативного характера. Креативный аспект актуализируется в речи студентов только тогда, когда именно им принадлежит инициатива, в основе которой понимание сущности феномена креативности и признание его необходимости при создании собственного речевого продукта;
  • оригинальность, нетипичность раскрытия темы, отказ от шаблонов и образцов, «собственное креативное» использование языковых средств;
  • выражение своего «я» посредством формулирования собственного мнения, отношения, оценки, положительной критики. Наличие вербализации эмоционального отношения к проблеме как предмету речи следует считать важным параметром, характеризующим креативный аспект речевой деятельности студентов в процессе изучения ими иностранного языка;
  • качество языкового материала, использованного при создании речевого продукта - разнообразие лексико-грамматического материала и стилистических средств, языковая грамотность. При этом от студентов не требуется стремление к «идеальной» языковой грамотности, так как отказ от речевых стереотипов (характерологическое свойство феномена креативности) предполагает некоторое отступление от общепринятой нормы, поэтому главным является отсутствие ошибок, нарушающих коммуникацию и препятствующих пониманию смысла текста как формы речевого продукта;
  • продуцируемый текст характеризуется композиционной завершенностью, то есть присутствуют вступление, основная часть, заключение и их логическая взаимосвязь;
  • поливариантность ответов при выполнении одного задания;
  • компенсаторные навыки (замена неизвестных слов, использование объяснения, описания при выражении собственных мыслей и недостаточности словарного запаса, собственная метафоричность слов и т.д.);
  • самостоятельность выполнения задания, рефлексия и саморефлексия после выполнения задания.

Индикаторы, характеризующие количественные параметры сформированности креативно-коммуникативной компетенции, с одной стороны, связаны с языковым аспектом речевого продукта, поэтому коррелируют с требованиями, предъявляемыми соответствующей программой. Наблюдения за педагогическим процессом показывают, что при оценке качества языкового аспекта существует два направления: учёт количества допущенных ошибок как основа для некоторых «санкций» или учёт только правильных предложений. На их основе определяются критерии оценки сформированности креативно-коммуникативной компетенции студентов. С другой стороны, для рассматриваемой компетенции важен временной параметр - отрезок времени, за который происходит выполнение задания. Однако в этом случае должен соблюдаться дифференцированный подход в зависимости от формы (устной или письменной) речевой деятельности и её цели.

Выводы

Таким образом, в современном обществе востребована компетентная личность, способная к творческой деятельности, к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, к образованию на протяжении всей жизни. В достижении практической цели овладения иностранным языком в контексте компетентностного подхода ключевая роль принадлежит коммуникативной компетенции, результирующим продуктом которой выступает успешное решение студентом коммуникативной задачи, созданный им речевой продукт.

Глобализационные процессы в сфере образования (Болонский процесс, создание международной образовательной среды, развитие академической и профессиональной мобильности в образовательной сфере и др.) повышают роль языковой подготовки и обуславливают повышение роли коммуникативной компетенции и поиска путей её совершенствования и развития. Реализация креативного аспекта речевой деятельности основывается на актуализации принципа новизны, одним из ключевых механизмов осуществления которого является креативность, отражённая в процессе и продукте деятельности, а также как личностная характеристика студента, что обосновывает актуальность креативно-коммуникативной компетенции. Индикаторы её сформированности выступают ориентирами при разработке методики формирования креативно-коммуникативной компетенции применительно к конкретным условиям учебного процесса по иностранному языку.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Козловская Е.В. КРЕАТИВНО-КОММНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17234 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074