Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЭКСТЕРНАТНОМ ОБУЧЕНИИ

Хизбуллина Р.З. 1 Тулумгужина А.Д. 1
1 ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Экстернат как форма получения общего образования предоставляет обучающимся возможность высвободить время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, сосредоточить усилия на подготовке в ВУЗ. Освоение образовательной программы обучающимися осуществляется самостоятельно, на основании образовательных маршрутов, сформированных в электронные версии. Освоенность образовательных программ по разделам проверяется в виде зачетных работ. Сущность данного вида обучения в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять организацию и мотивационное управление. Экстернатное обучение обеспечивает активность каждого ученика как на уроке с помощью постоянного подкрепления его действий самоконтролем, групповых форм обучения, так и дома, где он может самостоятельно, в удобном ему темпе выполнять задания из «Образовательного маршрута» и фиксировать результат выполнения в «зачетной книжке». Содержание заданий для самостоятельного освоения программных тем достаточно просты: однако написание выводов в аналитической записке позволяет ученикам демонстрировать умения проводить: систематизацию данных знаний, классификацию по признакам, упорядочение информации, выделение главной мысли, моделирование явлений и др. Школы экстернатного типа создают условия для нестандартного усвоения знаний и умений учащихся. Данный подход к обучению позволяет создавать самоорганизующуюся и развивающуюся образовательную систему, что очень важно для современного, быстро меняющегося общественного развития. Сегодня школа должна учить мыслить, а не просто создавать условия для усвоения знаний и умений. Как показывают проведенные нами исследования, экстернатная форма обучения продуктивна, если направлена на создание таких условий на уроке, позволяющих каждому ученику выбрать определенную форму предъявления усвоенных знаний, раскрывающую индивидуальную сущность личности, сильные стороны стиля познавательной деятельности, ведущие к достижению успеха и помогающие ученику выявить и осознать присущие ему личностные качества и способы деятельности.
экстернат
образовательный маршрут
познавательный интерес
творческая деятельность
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1997. – 256 с.
2. География России. В 2 кн. Кн.1: Хозяйство и географические районы. 9 класс.: учеб. для 8–9 кл. общеобразов. учреждений / В.П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – 9 изд. – М.: Дрофа, 2011.
3. Греханкина Л.Ф. Адаптивная система в обучении географии.
4. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – С. 203.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 2002.
6. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. B.C. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов-на-Дону: Издат. центр «Март», 2002.
7. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Шамовой Т.П. и Третьяковой П.П. Практикоориентированная монография. – М.; Тюмень, 1994.
8. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное Приказом Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2000, N 2300).
9. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с.
10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
12. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
13. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: интенсивные процессы и активные методы обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
14. Устав Частного общеобразовательного учреждения «Детская академия» / с изменениями и дополнениями Утвержденными Общим собранием учредителей (Протокол №3 от 12 июля 2011 г., Протокол № 4 от 15 июня 2012 г., Протокол № 5 от 27 декабря 2013 г.).
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Современная школа должна создавать учащимся условия для их самовоспитания, самообучения и самореализации. Изменения, которые происходят в связи с интеграцией России в мировое экономическое пространство, обуславливают востребованность современно образованных, нравственных, предприимчивых людей. Экстернат как форма получения общего образования предоставляет обучающимся возможность высвободить время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, сосредоточить усилия на подготовке в ВУЗ. Согласно Положению о получении общего образования в форме экстерната, обучающийся самостоятельно осваивает учебные программы, в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации устанавливаются самим учреждением. Промежуточная аттестация может проводиться в форме устных экзаменов, письменных работ, зачетов, защиты рефератов и творческих работ, проектных работ, тестирования и пр.

Создаваемые педагогическими работниками общеобразовательного учреждения экстернатного типа условия позволяют:

  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
  • формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;
  • формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Освоение образовательной программы обучающимися осуществляется самостоятельно, на основании образовательных маршрутов, сформированных в электронные версии. При этом в наличии имеются демонстрационные материалы в виде презентаций и аудиофайлов. Освоенность образовательных программ по разделам проверяется в виде зачетных работ в форме тестов, составленных к учебнику по географии для 9 класса (выходные данные которого представлены в списке литературы).

Успех в обучении во многом зависит от сформированности умений у учащихся, конечно же умения формируются в неразрывной связи со знаниями. Очень важно в выработке географических умений учащихся учитывать преемственность, т.е. развитие умения от одного курса географии к другому. Так, в начальном курсе физической географии школьники учатся описывать по физической карте отдельные формы рельефа - равнины и горы, выявлять особенности их расположения на земной поверхности, протяженность, высоту и др. На этой основе в курсе географии материков и океанов учащиеся начинают описывать рельеф территории в целом, пользуясь двумя картами: физической и тектонической. Фактически описание рельефа превращается в его характеристики. В курсе географии России в 8 классе характеристика рельефа становится более развернутой как за счет использования ряда новых понятий, так и за счет увеличения числа карт, к которым добавляется геологическая. При изучении регионов России в 9 классе ученик уже четко понимает связь рельефа с хозяйственным освоением того или иного региона.

Сущность данного вида обучения в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять организацию и мотивационное управление. Экстернатное обучение обеспечивает активность каждого ученика как на уроке с помощью постоянного подкрепления его действий самоконтролем, групповых форм обучения, так и дома, где он может самостоятельно, в удобном ему темпе выполнять задания из «Образовательного маршрута» и фиксировать результат выполнения в «зачетной книжке». Далее рассмотрим примеры комплексных заданий для контроля полученных учеником знаний по одной из тем в 9 классе, разработанным для учащихся Частного общеобразовательного учреждения «Детская академия» г. Уфы (табл. 1).

Необходимо отметить, что содержание заданий для самостоятельного освоения программных тем могут показаться достаточно простыми: составить картосхему, однако написание выводов в аналитической записке позволяет ученикам демонстрировать умения проводить: систематизацию данных знаний, классификацию по признакам, упорядочение информации, выделение главной мысли, моделирование явлений и др.

Сегодня в обществе предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными компетенциями, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Выпускник общеобразовательной школы должен иметь личностную установку на активную деятельность в современном мире, что требует от него самостоятельности и неординарности решений в ситуации выбора на основе сотрудничества и межкультурного взаимодействия. Мы считаем, что школы экстернатного типа создают условия для нестандартного усвоения знаний и умений учащихся. Здесь необходимо отметить, что у данного вида обучения есть и свои недостатки:

  • фрагментарность процесса образования (большой удельный вес самостоятельной работы учащихся, вплоть до самообучения);
  • сужение подготовки учащихся: сокращение курса (очного) урочного обучения;
  • трудоемкость подготовки заданий для самоконтроля.

Таблица 1

Карта для контроля знаний по теме «Азиатская Россия»  

п/п

Содержание предметной области

Вид самостоятельной деятельности

Содержание задания

1

Азиатская Россия.. Общая характеристика. Западная Сибирь. Факторы формирования района.. Природа Западной Сибири. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири.

Комплексное задание 9

Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства).

В аналитической записке к картосхеме дать характеристику различий в специализации Юго-Восточной и Северной, Северо-Западной частей Западной Сибири.

2

Север Восточной Сибири.

Факторы формирования района. Природа Севера Восточной Сибири. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири.

Комплексное задание 10

Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства).

В аналитической записке к картосхеме показать роль Северного морского пути для развития региона и страны в целом.

3

Южная Сибирь.

Факторы формирования района. Кузнецко-Алтайский подрайон. Ангаро-Еникейский и Забайкальский подрайоны.

Комплексное задание 11

Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства).

В аналитической записке к картосхеме:

1)показать роль электроэнергетики в развитии региона.

2) Привести доказательства того, что Восточная Сибирь обладает ресурсами не только российского, но и мирового значения.

4

Дальний Восток.

Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока. Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока

Комплексное задание 12

Составить картосхему экономического района (с указанием центров развития промышленности и сельского хозяйства).

В аналитической записке к картосхеме привести доказательства необходимости и важности для региона комплексного развития хозяйства, т.е. обосновать, что при максимальном росте отраслей специализации в регионе на собственных ресурсах должны развиваться и другие производства промышленной и сельскохозяйственной продукции для более полного удовлетворения местных потребностей, так как транспортные расходы на Дальнем Востоке очень велики.

Проектная деятельность

Презентация по теме:__________

Разработать презентацию по 1 из 12 тем из 10-15 слайдов.

Итоговая работа по предметной области « География 9»

 Тест

 

ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА

 

Однако очевидно, что данный подход к обучению позволяет создавать самоорганизующуюся и развивающуюся образовательную систему, что очень важно для современного, быстро меняющегося общественного развития. Сегодня школа должна учить мыслить, а не просто создавать условия для усвоения знаний и умений. Учащийся, овладевший способами мыслительной деятельности, может сам приобретать знания, что и является основой самостоятельного творческого поиска, тогда как развитие представляет собой очень сложную динамическую систему качественных и количественных изменений, которые происходят в мышлении человека под влиянием опыта, возраста, изменения общественно-исторических условий, в которых он живет, индивидуальной эволюции его психики.

Процесс саморазвития как интеллектуального, так и личностного и социального можно считать полным, если учащимся сразу в процессе обучения будут созданы условия для реализации полученных знаний и проверки своих идей. Наибольшее удовлетворение дает та деятельность, к которой человек более способен, то есть когда совпадает направленность личности, познавательный интерес, склонности и способности, которые во многих случаях при совпадении развиваются в тесной взаимосвязи.

Познавательный интерес и творческая деятельность являются важнейшими факторами, взаимосвязанными и взаимодополняемыми в процессе самореализации личности, так как подпитываются их такие нормативные характеристики, как мышление, способность к социальной адаптации, саморегуляции. Последние качества развиваются в процессе деятельности, в данном случае, учебного процесса.

Как показывают проведенные нами исследования, экстернатная форма обучения продуктивна, если направлена на создание таких условий на уроке, позволяющих каждому ученику выбрать определенную форму предъявления усвоенных знаний, раскрывающую индивидуальную сущность личности, сильные стороны стиля познавательной деятельности, ведущие к достижению успеха и помогающие ученику выявить и осознать присущие ему личностные качества и способы деятельности.

Рецензенты:

Шакиров А.В., д.г.н., профессор кафедры географии, землеустройства и кадастра БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа;

Хазиахметов Р.М., д.б.н., профессор БашГУ, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Хизбуллина Р.З., Тулумгужина А.Д. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ЭКСТЕРНАТНОМ ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17225 (дата обращения: 07.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074