Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Савельев С.И. 1, 2 Коротков В.В. 1, 2 Полякова М.Ф. 1, 2
1 ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области»
Тенденции развития рынка услуг в настоящее время предполагают эффективное самоуправление и самоконтроль во всех сферах деятельности. В связи с этим востребованной и необходимой процедурой становится аудит – независимая оценка деятельности в различных сферах. В современных условиях уже широко применяется аудит в сфере экологической безопасности, банковской и налоговой деятельности, страховании и др. В то же время сложились предпосылки к созданию аналогичной практики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Внедрение в производственную сферу рыночных отношений пока еще не сопровождается адекватными действиями работодателей по сохранению здоровья работающих и проживающего населения, созданию безопасных и здоровых условий труда. По-прежнему остро стоят вопросы необходимости предупреждения загрязнения объектов внешней среды, обеспечения населения доброкачественными продуктами питания и питьевой водой, оказания качественных услуг потребителю, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди населения. В связи с этим усилением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обуславливает поиск и внедрение (наряду с существующим государственным санитарно-эпидемиологическим надзором) новых форм контроля. Становится очевидной необходимость работы экспертных организаций, способных провести в интересах юридического лица необходимые санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, экспертизы, оценить степень соответствия (несоответствия) осуществляемой деятельности санитарным правилам, то есть провести санитарно-эпидемиологический аудит.
санитарно-эпидемиологический аудит
санитарно-эпидемиологическое благополучие
1. Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю».
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1602 «О порядке аттестации экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».
3. Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю».
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
5. Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ (в ред. от 23.06.2014 № 160-ФЗ).
6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.).
Одной из основных задач современной политики государства является устранение избыточного административного давления на бизнес. В настоящее время внедрение в производственную сферу рыночных отношений пока еще не сопровождается адекватными действиями работодателей по сохранению здоровья работающих и проживающего населения, созданию безопасных и здоровых условий труда. По-прежнему остро стоят вопросы необходимости предупреждения загрязнения объектов внешней среды, обеспечения населения доброкачественными продуктами питания и питьевой водой, оказания качественных услуг потребителю, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди населения.

Необходимость дальнейшей интеграции России в систему мировой экономики и обеспечение международных требований по охране здоровья населения, а также усиление требований законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обуславливают поиск и внедрение (наряду с существующим государственным санитарно-эпидемиологическим надзором) новых форм контроля.

Цель исследования

Разработка методических подходов в деятельности экспертных организаций, способных провести в интересах юридического лица необходимые санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, экспертизы, оценить степень соответствия (несоответствия) осуществляемой деятельности санитарным правилам.

Материалы и методы

Объект исследования - санитарно-эпидемиологический аудит, как современный инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исследование проводилось с использованием аналитического метода.

Результаты исследования и их обсуждение

К одним из перспективных форм контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований санитарного законодательства относится санитарно-эпидемиологический аудит.

Санитарно-эпидемиологический аудит - независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и подготовка рекомендаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Осуществляет санитарно-эпидемиологический аудит организация, в установленном порядке аккредитованная и обладающая правом проведения экспертиз в данном направлении, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которая объективно и беспристрастно констатирует степень соответствия (несоответствия) санитарным правилам осуществляемой деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Таким образом, санитарно-эпидемиологический аудит по своей сути представляет существующий экспертный контроль (когда орган государственного контроля привлекает к проверке экспертную организацию или экспертов, аккредитованных в установленном порядке [1, 2, 4, 5, 6], и осуществляет оплату их услуг, а также понесенных расходов в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации [3].

Однако его отличие заключается в том, что если экспертный контроль представляет одну из форм контроля за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то санитарно-эпидемиологический аудит является добровольным, а в его проведении заинтересованы сами юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как напрямую работают с аккредитованной экспертной организацией и этим  подтверждают соответствие (несоответствие) санитарным правилам и нормативам:

а) безопасных условий труда на производстве;

б) отсутствия негативного влияния осуществляемой деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги на здоровье персонала объекта и населения, проживающего в непосредственной близости от данного объекта, окружающую среду;

в) качества и безопасности производимой продукции;

г) возможности возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и т.д.

Санитарно-эпидемиологический аудит не отменяет проведение контрольно-надзорных мероприятий за осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельностью, а, наоборот, способствует выявлению и, при необходимости, устранению выявленных несоответствий действующему санитарному законодательству еще до их проведения. Это позволит органу государственного контроля использовать его результаты и принять решение по уменьшению количества проверок.

Наиболее подробно необходимо рассмотреть санитарно-эпидемиологический аудит, как современный инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Анализ мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами с разной степенью экономических отношений процедуры различных видов  аудита в качестве средства получения и оценки информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления.

Развитие и распространение процедуры санитарно-эпидемиологического аудита обусловлено главным образом ужесточением санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области охраны здоровья населения, унификацией требований и стандартов в различных областях деятельности при дальнейшей интеграции России в систему мировой экономики, вступлением в Всемирную торговую организацию (ВТО), созданием Таможенного союза (ТС) с созданием единого экономического пространства.

Система санитарно-эпидемиологического аудита в стране может развиваться как один из видов деятельности на рынке работ и услуг санитарно-эпидемиологического назначения, подлежащих лицензированию (аккредитации).

Отдельным направлением аудита как инструмента санитарно-эпидемиологический благополучия населения может являться санитарно-эпидемиологический аудит территории, города, муниципальных образований (округ, район).

Данное направление должно быть разработано в первоочередном порядке, так как многие проблемы социально-экономического и санитарно-эпидемиологического состояния зарождаются именно на региональном и муниципальных уровнях.

Широкая перспектива перед санитарно-эпидемиологическим аудитом открывается в сфере санитарно-эпидемиологического страхования, при смене собственника, для предотвращения возникновения острых санитарно-эпидемиологических проблем, в том числе при низком благополучии на объектах.

Санитарно-эпидемиологический аудит может выступать существенным дополнением к санитарно-эпидемиологической экспертизе и государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, тем самым снижая необходимость его проведения.

Санитарно-эпидемиологический  аудит не только представляет выводы о возможных негативных воздействиях и степени санитарно-эпидемиологического неблагополучия, но и оценивает степень риска, представляет квалифицированные рекомендации относительно мероприятий, которые необходимо учитывать при проектировании, строительстве или эксплуатации.

Предполагаемые этапы проведения санитарно-эпидемиологического аудита можно представить следующим образом:

  1. Прием организацией заявления на проведение аудита;
  2. Заключение в установленном порядке договора между организацией и заказчиком на проведение аудита;
  3. Сбор и анализ информации, представленной заказчиком и (или) аудируемым субъектом;
  4. Выезд на объект проведения аудита;
  5. Составление плана проведения аудита;
  6. Привлечение при необходимости специалистов лабораторно-испытательных центров, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  7. Подготовка отчета и заключения о проведении аудита;
  8. Подготовка рекомендаций по улучшению деятельности аудируемого субъекта (объекта).

В результате заказчик и аудируемый субъект (объект) обеспечивают, не позднее согласованного с организацией срока, принятие мер по оперативному и полному выполнению предложенных мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания.

Заключение

Аудит как элемент обеспечения прав собственности чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие и не ухудшающих здоровье населения.

Использование потенциала России в области санитарно-эпидемиологического аудита позволит обеспечить развитие рыночной экономики, снизить административное давление на бизнес за счет уменьшения мероприятий по надзору в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Развитие системы санитарно-эпидемиологического менеджмента и санитарно-эпидемиологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество.

В качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия потребуется развитие аудита для действующих предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в редакции Федерального закона  от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 23.06.2014 г.) санитарно-эпидемиологический аудит должен получить свое правовое обеспечение.

Рецензенты:

Бондарев В.А., д.м.н., профессор, руководитель Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, г. Липецк; профессор кафедры Гигиены и эпидемиологии с основами лабораторного дела, ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Липецк;

Шуршуков Ю.Ю., д.м.н., заместитель начальника Управления здравоохранения Администрации Липецкой области, г. Липецк.


Библиографическая ссылка

Савельев С.И., Коротков В.В., Полякова М.Ф., Савельев С.И., Коротков В.В., Полякова М.Ф. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17180 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252