Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ВНУТРИУТРОБНУЮ ГИПОКСИЮ

Кривоносова Г.М. 1 Легонькова Т.И. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В настоящее время отмечается неуклонный рост патологии перинатального периода, высокий риск формирования соматической патологии (в том числе и бронхиальной астмы) у детей, перенесших внутриутробную гипоксию. Нами проведено комплексное клинико-психологическое обследование 103 детей дошкольного возраста, больных бронхиальной астмой. Дети были разделены на две группы, в основную группу вошел 71 ребенок с последствиями перинатального гипоксического поражения центральной нервной системы, группу сравнения составили дети (31 человек) без неврологической патологии. На основании исследования было выявлено, что для детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, в отличие от детей без неврологической патологии, характерно эмоциональное состояние, сопровождающееся высоким уровнем эмоциональной напряженности, эмоциональной нестабильностью, возбудимостью, конфликтностью, преобладанием негативных эмоций, повышенной уязвимостью к воздействию стрессовых факторов, одним из которых может являться обострение БА. А также у этих детей преобладает алекситимический тип личности, при котором они не способны вербализировать свои эмоции. Наличие установленных психологических нарушений необходимо учитывать в период адаптации детей к школе.
внутриутробная гипоксия
перинатальное поражение центральной нервной системы
психологическая характеристика
дошкольный возраст
бронхиальная астма
1. Александрова В.А. Перинатальные поражения центральной нервной системы и их последствия у детей: учеб. пособие. – СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2003. – 48 с.
2. Володин Н.Н. Перинатальная неврология – проблемы и пути решения // Журнал неврологии и психиатрии. – 2010. – № 10. – С. 4-8.
3. Маскова Г.С. Клинико-анамнестические, функциональные и психологические критерии донозологической диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – М., 2005. – 27 с.
4. Рахимова Н.И. Особенности развития и состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Душанбе, 2009. – 23 с.
5. Ровенская Ю.В. Маркеры церебральной ишемии у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – М., 2011. – 25 с.
6. Рунова О.С. Возрастные особенности состояния здоровья детей с перинатальными поражения центральной нервной системы и организационные формы профилактики его нарушений: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Иваново, 2010. – 23 с.
7. Семенова О.А. Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2005. – 23 с.
8. Шайтор В.М. Отдаленные последствия повреждения центральной нервной системы у детей (нейрофизиологические механизмы, ранняя диагностика и лечение): автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.09. – Санкт-Петребург, 2008. – 37с.
В последние годы в России отмечается снижение уровня здоровья детей (в том числе психосоматического) и ухудшение качества их жизни [4 ,6]. Наблюдается рост численности детей с отдаленными последствиями перинатальной патологии  центральной нервной системы гипоксического, травматического, инфекционного генеза [2, 5, 8]. Соматическая патология  формируется чаще у детей, имеющих перинатальную патологию [4, 6]. Внутриутробная гипоксия отмечается у 60-90 % новорожденных, перинатальная энцефалопатия - у 50-70 % [1, 7].  В дальнейшем  у этих детей имеется риск формирования  нейросоматических расстройств (вегетососудистая дистония, дисфункция билиарного тракта, нейроэндокринные расстройства и др.), неврологической патологии (энурез, тики, синдром нарушения внимания с гиперактивностью и т. д.), психологических и  личностных особенностей, формируются нарушения адаптации [8]. Так, риск развития бронхиальной астмы у детей с  перинатальной патологией  ЦНС в дошкольном возрасте  увеличивается в 3,4 раза [3].

Цель исследования: выявить эмоционально-личностные особенности детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой, перенесших перинатальное гипоксическое поражение центральной нервной системы.

Материалы и методы исследования. Обследовано 103 ребенка в возрасте 5-6 лет (70 мальчиков и 33 девочки) с бронхиальной астмой.  Дети были разделены на 2 группы: основную, в которую вошли 72 ребенка (51 мальчик и 21 девочка) с последствиями перинатального поражения ЦНС, и  группу сравнения, состоящую из 31 ребенка (19 мальчиков и 12 девочек) без неврологических нарушений.

У детей основной группы среди неврологической патологии чаще встречались нарушения речи (43 % (31) в виде дислалии и дизартрии),  вегетативная дисфункция (36 % (26) в виде астено-вегетативного синдрома), синдром дефицита внимания и гиперактивности (35 %), неврозы (14 %  - логоневроз, невроз навязчивых движений), ночной энурез (6 %).

Обследование детей включало комплекс анамнестических, клинических, инструментальных (спирометрия, определение оксида азота в выдыхаемом воздухе, транскраниальная допплерография, электроэнцефалография) и психологических методов исследования.

Оценка психологического статуса проводилась с помощью восьмицветового теста Люшера на эмоции, Торонтской алекситимической шкалы (G. J. Taylor и соавт., 1985)  и опросника  «Оценочная шкала эмоционально-личностных проявлений ребенка» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002).

Для статистической обработки использовался пакет статистических программ SPSS 19.0 for Windows. В целях проверки средних значений данных, полученных в каждой группе, использовался метод параметрической статистики для парных (связанных) выборок - t-критерий Стьюдента. Все различия считались значимыми при р ≤ 0,05.

Результаты и их обсуждение. Изучение особенностей эмоциональной сферы у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС, больных бронхиальной астмой, проводилось с использованием оценочных шкал эмоционально-личностных проявлений  (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования эмоционально-личностных проявлений у детей 5-6 лет, больных бронхиальной астмой

Показатели

Основная группа  (n=72)

Группа сравнения (n=31)

р

М±σ

М±σ

Возбудимость

2,638±0,939

1,774±0,713*

0,001

Капризность

2,041±0,834

1,419±0,707*

0,005

Боязливость

1,75±0,868

1,677±0,892

0,787

Плаксивость

1,569±0,779

1,419±0,782

0,555

Злобность

0,972±0,756

0,548±0,672*

0,033

Веселость

3,055±0,629

3±0,451

0,880

Завистливость

0,819±0,682

0,483±0,561

0,067

Ревность

1,694±0,952

1,161±0,799*

0,028

Обидчивость

2,083±0,75

1,645±0,624*

0,016

Упрямство

2,694±0,886

2,225±0,857*

0,048

Жестокость

0,555±0,663

0,258±0,382

0,100

Ласковость

2,930±0,648

3,161±0,541

0,180

Сочувствие

2,388±0,748

2,516±0,822

0,500

Самомнение

1,638±0,896

1,709±0,982*

0,643

Агрессивность

1,208±0,954

0,516±0,599*

0,004

Нетерпеливость

2,75±0,888

2,032±0,753*

0,003

Лживость

0,861±0,693

0,387±0,524*

0,005

Враждебность

0,486±0,648

0,193±0,337*

0,041

*  -  p≤0,005 (непараметрический критерий Манна - Уитни).

При анализе эмоционально-личностных проявлений установлено, что у детей основной группы отмечалось достоверное повышение профиля по таким показателям, как «возбудимость», «нетерпеливость», «упрямство», «капризность», «обидчивость», что может способствовать формированию конфликтных ситуаций в системах «ребенок - взрослый» и «ребенок - сверстник».

При формировании конфликтных ситуаций в семье и со сверстниками значительно повышается уровень тревожности, приводящий к социальной дезадаптации, что имеет особое значение в дошкольном возрасте, при подготовке и поступлении в школу, так как это является эмоционально-стрессовой ситуацией, увеличивающей риск срыва адаптивных механизмов.

Также у детей основной группы, по сравнению с группой сравнения, более высокие показатели отмечались по шкалам «обидчивость» (2,083 по сравнению с 1,645 в контрольной группе), «агрессивность» (1,208 по сравнению с 0,516 в контрольной группе), «лживость» (0,861 по сравнению с 0,387 в контрольной группе), «враждебность» (0,486 по сравнению с 0,193 в контрольной группе) могут свидетельствовать у этих детей о нарушениях в эмоционально-поведенческой сфере, что, в свою очередь, возможно, будет негативно сказываться на течении основного заболевания.

У обследованных детей изучался уровень алекситимии - это состояние, при котором дети не могут вербализировать свои эмоции, переживания..По выраженности проявлений алекситимии (Торонтская алекситимическая шкала, G. J. Taylor и соавт., 1985), пациенты разделились на 3 группы: дети с неалекситимическим типом личности (набравшие по результатам анкетирования 62 и менее баллов); дети с тенденцией к алекситимии (63-73 балла) и дети с алекситимическим типом личности (имеющие по результатам анкетирования 74 и более баллов). При этом разброс баллов находился в диапазоне от 46 до 87 (табл. 2).

Таблица 2

Уровень алекситимии у обследованных детей

Уровень алекситимии

Основная группа

n=72

Группа сравнения

n=31

Критерий

Хи-

квадрат

р

n

%

n

%

Неаликситимический тип

(62 и менее баллов)

26

36

17

55

2,75

0,097

Тенденция к алекситимии

(63-73 балла)

23

32

10

32

0,0

0,975

Алекситимический тип

(74 и более баллов)

23

32

4

13

4,06

0,043*

Примечание:  * р≤0,05.

При исследовании данных, полученных при анкетировании родителей детей основной группы,  установлено, что алекситимический тип личности встречался у 32 % (23) детей, что в 2,4 раза чаще (р≤0,05), чем давали родители детей группы сравнения 13 % (4). Неалекситимичный тип личности в основной группе встречался в 1,5 раза реже (р≤0,1) и составил 36 % (26) детей по отношению к 55 % (17) детей группы сравнения. Количество детей, имеющих  тенденциею к алекситимии, было одинаковым в обеих группах: 32 % (23) и 32 % (10) детей в основной и группе сравнения соответственно.

Т.о. полученные данные позволяют установить, что среди детей с последствиями перинатального поражения ЦНС достоверно чаще встречается алекситимический тип личности детей.

Эмоциональное состояние детей оценивалось также в зависимости от периода бронхиальной астмы (ремиссии или обострения) с помощью восьмицветового теста Люшера (табл. 3).

Таблица 3

Особенности эмоциональной сферы обследованных детей в период ремиссии бронхиальной астмы по данным восьмицветового теста Люшера

Показатели

Основная группа

Группа сравнения

р

n=72

%

n =31

%

Демонстративность

24

33,3

11

35,5

0,833

Зависимость от средовых воздействий

18

25

9

29,0

0,67

Замкнутость

9

12,5

4

12,9

0,955

Непосредственность

26

36,1

8

25,8

0,308

Оптимистичность

20

27,8

5

16,1

0,206

Потребность в понимании

8

11,1

3

9,7

0,829

Потребность в общении

8

11,1

4

12,9

0,795

Потребность в покое

6

8.3

4

12,9

0,472

Рационализм

21

29,2

7

22,6

0,491

Сенситивность

6

8.3

6

19,3

0,11

Сниженный фон настроения

11

15,3

6

19,3

0,609

Стремление к доминированию

16

22,2

5

16,1

0,481

Тревожное состояние

9

12,5

5

16,1

0,622

Трудности адаптации

17

23,6

11

35,5

0,214

Конфликтность

8

11,1

4

12,9

0,795

Упорство

20

27,8

6

19,3

0,367

Усталость

5

6,9

1

3,2

0,460

Чувство одиночества

6

8.3

5

16,1

0,240

Эмоциональная напряженность

11

15,3

2

6,5

0,216

Эмоциональная незрелость

9

12,5

5

16,1

0,622

Эмоциональная неустойчивость

21

29,2

7

22,6

0,491

Установлено, что в период ремиссии бронхиальной астмы (БА)  значимых отличий в эмоциональном состоянии детей  основной группы и группы сравнения  не отмечалось. В то время как в период обострения заболевания у детей основной группы (с наличием последствий перинатального поражения ЦНС) выявлялась повышенная конфликтность, выраженная эмоциональная напряженность и неустойчивость, частая смена настроения, так как нервная система этих детей более уязвима к воздействию стрессовых факторов, одним из которых является обострение бронхиальной астмы (табл. 4).

Таблица 4

Особенности эмоциональной сферы обследованных детей в период обострения бронхиальной астмы по данным восьмицветового теста Люшера

Показатели

Основная группа

Группа сравнения

р

n=72

%

n=31

%

Сниженный фон настроения

46

63,9

17

54,8

0,387

Стремление к доминированию

22

30,5*

3

9,6*

0,023

Тревожное состояние

38

52,7

21

67,7

0,159

Конфликтность

39

54,2*

7

22,6*

0,003

Эмоциональная напряженность

42

59,7*

1

3,2*

0,001

Эмоциональная неустойчивость

44

56,9*

10

32,2*

0,007

Примечание: * - р≤0,05.

Помимо этого у детей обеих групп негативное влияние обострения БА на эмоциональный тонус проявляется резким снижением настроения, высоким уровнем тревожности,  ранимости, чувствительности (табл. 4).

Выводы

1. Для детей, перенесших внутриутробную гипоксию, характерно эмоциональное состояние, сопровождающееся эмоциональной нестабильностью, возбудимостью, преобладанием негативных эмоций, что может влиять на течение и прогноз бронхиальной астмы.

2. Среди детей с последствиями перинатального поражения нервной системы достоверно чаще встречается алекситимический тип личности, при котором дети не способны вербализировать свои эмоции.

3. Дети с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы более уязвимы к воздействию стрессорных факторов, одним из которых может являться обострение БА, что подтверждается высоким уровнем эмоциональной напряженности, эмоциональной лабильности, конфликтности, что необходимо учитывать при подготовке и адаптации детей к школе.

Рецензенты:

Алимова И.Л., д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, г. Смоленск;

Бекезин В.В., д.м.н., профессор,  зав. кафедрой детских болезней лечебного и стоматологического факультетов ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, г. Смоленск.


Библиографическая ссылка

Кривоносова Г.М., Легонькова Т.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ВНУТРИУТРОБНУЮ ГИПОКСИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17149 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674